ЛОК
(«Locke», Великобритания-США, 2013)
Режиссёр: Стивен Найт.
В главной роли Том Харди.
Жанр: психологический триллер.
Валлиец Айван Лок - главный управляющий крупного строительного объекта в Лондоне. Находясь за рулем своего BMW, он мчится по ночной дороге из Бирмингема в Лондон. Дома его ждут жена и два сына, а в больнице находится женщина, которая вот-вот родит от него внебрачного ребенка. На работе у него тоже сложилась непростая ситуация. Лок не паникует и пытается решить все свои проблемы по мобильному телефону. Но один звонок резко меняет его жизнь, и ему приходится повернуть направо, а не налево, и съехать с основной трассы. Лока вынужден вступить в гонку со временем, чтобы предотвратить катастрофу, к которой неумолимо приближается…
Действие ленты разворачивается в реальном времени в течение 85 минут. Картина, по сути, представляет собой фильм одного актёра, поскольку в кадре находится только Том Харди. «Лок» был снят всего за пять дней тремя камерами. Съёмки проходили в феврале 2013 года в Лондоне.
Эту картину поставил по собственному сценарию известный кинодраматург Стивен Найт, в этом качестве работавший со Стивеном Фрирзом («Грязные прелести») и Дэвидом Кроненбергом («Порок на экспорт»), а в 2013 году выступивший одним из сценаристов и продюсеров британского телесериала «Острые козырьки». В 2012-м на 53-м году своей жизни Найт решил попробовать силы как режиссёр и поставил боевик с Джейсоном Стэтхемом «Эффект Колибри». Во время работы над «Эффектом колибри» к Найту пришла идея снять кино, действие которого будет целиком происходить в автомобиле. Далее работа пошла стремительно. Найт видел в роли Лока только Тома Харди и с помощью продюсеров предложил ему проект в виде идеи, а тот сразу согласился, но из-за плотного расписания мог выделить на съёмки только две недели. Через пять недель после того момента, как был завершен первый вариант сценария, Харди уже репетировал с Найтом. На репетиции ушло четыре дня, на съёмки - ещё пять ночей. В итоге фильм был снят буквально в рекордные сроки.
Том Харди (1977 г. р.) - британский актёр театра и кино. Его дебют на большом экране состоялся в военном триллере Ридли Скотта «Падение «Чёрного ястреба» (2001). Харди известен по ролям в британских фильмах «Слоёный торт», «Рок-н-рольщик», «Бронсон», «Шпион, выйди вон!», а также по участию в голливудских картинах «Звёздный путь: Возмездие», «Начало», «Воин», «Самый пьяный округ в мире», «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды». В июне 2010 года Харди в программе «Пятничный вечер с Джонатаном Россом» объявил, что будет играть главную роль в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости» - ремейке оригинального фильма 1979 года.
Создается впечатление, что «Лок» снят практически без монтажа. Однако на самом деле режиссёр делал по 10 дублей, чтобы позднее выбрать из них лучший. Каждый вечер Том Харди садился в BMW, начинённый тремя камерами «Red Epic», и в сопровождении двух полицейских машин и двух машин съёмочной группы отправлялся в путь по ночным дорогам. Чтобы телефонные разговоры Лока выглядели естественно, Найт посадил всех его собеседников в отдельные номера в отеле, из которых они связывались с Харди в машине. Ещё одна телефонная линия связывала режиссёра с актёрами, чтобы он мог слышать их разговоры и делать замечания. Действие ленты развивается в реальном времени, и снимали фильм так же: Харди последовательно отвечал на звонки и говорил с другими актёрами, как если бы это была радиопьеса. Поскольку во время съемок Харди был простужен, его болезнь просто вписали в сценарий. BMW главного героя была оборудована системой предупреждающей о том, что осталось мало бензина, и она издавала сигналы всякий раз, когда топливо оказывалось на исходе. Звук этой системы прерывал речь Тома Харди во время дублей и мешал съёмкам, но режиссёр Стивен Найт всё же оставил в фильме кадры, запечатлевшие негодование актёра во время таких прерываний, а предупреждающий сигнал заменил сообщением о том, что у героя есть входящий звонок по второй линии.
Премьера «Лока» состоялась 2 сентября 2013 года на 70-м Венецианском МКФ, при этом большое количество кинокритиков на фестивале задавались вопросом - «Почему этот фильм не в конкурсе?!». По итогам 2013 года «Лок» был отмечен премией Британского независимого кино за лучший сценарий (Стивен Найт), а Том Харди был номинирован на эту награду.
СТИВЕН НАЙТ:
«Города и ночные дороги из окна машины выглядят очень красиво. Я могу смотреть на них часами. Тогда я начал думать о том, можно ли рассказать историю, действие которой бы целиком происходило внутри машины. Мне хотелось снять кино об обычной трагедии, когда жизнь простого человека разваливается на куски».
«Я знал, что мне нужен один человек. И я думаю, что Том лучший актёр, который у нас есть, так что, когда он заинтересовался, я написал сценарий специально под него. Всё произошло довольно странно, и очень быстро, мы встретились в ноябре, написали всё за Рождество, и сняли в феврале».
ТОМ ХАРДИ:
«За три дня до съёмок 30 страниц синопсиса вдруг превратились в 90 страниц сценария. Так что моя подготовка в основном заключалась в панике! Нет, конечно, мы репетировали. За неделю до съёмок мы сели за стол и стали разбирать сценарий. Это было похоже на подготовку к спектаклю. У меня даже не было времени выучить реплики толком. Надо сказать, это первый фильм, в котором я реально не понимал, что сейчас будет происходить».
ПРЕССА:
«Лок» - это пьеса в замкнутом пространстве. Найт запихивает фильм в салон BMW и сокращает до минимума количество действующих лиц. Фактически до одного человека, остальные - лишь голоса в его телефонной трубке. Чем чреват такой подход, объяснять не нужно. Слишком многое зависит от актёрского таланта Харди (он тут велик!) и ещё больше - от драматургии. Найт играет честно, ни флешбэков, ни монтажного мухлежа… Посадив за руль героя Харди, он ограничивает его во всём. Огни ночной автострады, чёрный асфальт, отражение глаз в зеркале заднего вида и беспрерывно звонящий телефон… Фильм начинается как производственная драма - за час с небольшим в машине мы узнаем всё о заливке высокопрочного бетона. Но на наших глазах превращается в высокую трагедию человека, разрывающегося даже не между долгом и чувством, а между одним долгом и долгом другим. Человека, привыкшего всё делать правильно, даже если мир не способен признать за ним этого права» (Василий Степанов, «Empire»).
«Это один из самых напряжённых триллеров года. Если вы просите аудиторию слушать на протяжении полутора часов одного и того же человека, вам лучше убедиться, что его стоит слушать. Харди минуту за минутой держит вас в полном оцепенении» (Робби Коллин, «The Telegraph»).
«Лок» - британская картина режиссёра Стивена Найта - идеально заигрывает со вкусами клуба любителей Тома Харди: это полтора часа Тома Харди, разговаривающего по телефону. С классным валлийским акцентом. За рулём. В классной BMW. Ещё он иногда почёсывает бороду. Тоже классную… «Лок» - герметичная драма с самоограничениями: действие не выходит за пределы машины, никаких дополнительных аттракционов к почёсыванию бороды и эмоциональному переключению передач режиссёром Найтом также не предусмотрено. При этом Харди оказывается достаточно мощным артистом, чтобы полтора часа удерживать интерес зрителя - не в последнюю очередь благодаря своему затейливо написанному персонажу… К счастью, Харди достаточно тонкий артист, а Найт - режиссёр, который делает так, чтобы драма персонажа оставляла своему зрителю пространство для манёвра: для кого-то он останется последовательным и отважным героем, непромокаемой жилеткой и каменной стеной. Для других - запутавшимся парнем с классным валлийским акцентом, который так сильно старался быть настоящим мужчиной, что внезапно забыл, ради чего» (Лёля Смолина, «GQ»).
«Найт-режиссёр по полной задействует обусловленное Найтом-сценаристом замкнутое пространство, стараясь не выпускать лицо героя из крупного плана, но при этом и вовсю оживляя диспозицию отражениями фар и фонарей на стёклах машины. Харди же выдает блестящий перформанс, не переигрывая, даже когда жизнь его персонажа рушится на глазах. «Лок» получается мастер-классом по насыщению частной, маленькой трагедии мощью больших, универсальных тем. Напряжённое, тревожное, шикарное кино» (Дэйв Калхоун, «Time-Out»).
«От исполнителя единственной роли зависит многое, но от сценария - вообще всё. Неудивительно, что создатель «Лока» Стивен Найт известен как первоклассный драматург, писавший для Стивена Фрирза и Дэвида Кроненберга, а год назад дебютировавший в режиссуре «Эффектом колибри», где даже Джейсон Стэтхем показался не суперменом, а человеком. Изобретательный и многоплановый «Лок» - следующая попытка ответить на вопрос о месте так называемого настоящего мужчины в высокотехнологичном мире… Второй главный герой здесь - зеркало заднего вида, то самое «зеркало для героя», перед которым Лок отказывается врать. Именно это - способность сказать правду и взять на себя ответственность - делает, как выясняется, человека героем. И Стивен Найт, и Том Харди осознали это, испытали на себе и сумели доказать зрителю. Именно поэтому полтора часа «Лока» проходят так быстро: минималистский фильм - один из самых увлекательных в этом году» (Антон Долин, «Ведомости»).
«В «Локе» Стивен Найт ставит рядом самые насущные и разрозненные темы, скрупулёзно взвешивая этические вопросы вины и ответственности. Не менее впечатляющим по сравнению с мастерством изложения выглядит и техническое воплощение этого смелого минималистского эксперимента» (Дэвид Руни, «The Hollywood Reporter»).
«Придумать интересный фильм о прорабе, который обсуждает по телефону заливку бетона, - похоже скорее на пари, чем на художественный вызов, и «Лок» - не первая картина, где в кадре всю дорогу один актёр и одна декорация, но обаяние этого проекта в том, что он совершенно не кичится своей щегольской концепцией. Собственно, никакой концепции и нет - «Лок» не давит клаустрофобией, как фильм про Райана Рейнолдса в гробу или Джеймса Франко с застрявшей ногой, не кружит голову агорафобам, как «Не угаснет надежда», не грузит символизмом, как «Гравитация», а просто выносит за пределы кадра всё лишнее. Остаётся герой, шоссе и мелькающие огни. Едет и едет: кажется, что так сложилось само собой, и другие лица в этой истории действительно не нужны… Характер, который Найт, вначале бегло набросав, прорисовывает всё более жирными линиями, - бесконечно привлекателен и в то же время слегка пугающ. Лок, что называется, цельный мужчина. Решил - сделал, отмерил - отрезал. И Том Харди с его актёрской амбивалентностью, способностью быть одновременно щеночком и чудовищем, выделяет своему персонажу ровно такую микроскопическую дозу чудовищности, чтобы её можно было разглядеть только в краешках глаз. Понятно, что это повесть о настоящем человеке, - но также понятно, что на пути у Лока лучше не становиться» (Станислав Зельвенский, «Афиша. Воздух»).