ГРАНЬ БУДУЩЕГО
(«Edge of Tomorrow», США-Австралия, 2014)
Режиссёр: Даг Лайман.
В ролях: Том Круз, Эмили Блант, Билл Пэкстон, Брендан Глисон, Джонас Армстронг, Тони Вэй, Кик Гарри, Шарлотта Райли, Драгомир Мрсич, Франц Драмех, Масаёси Ханеда, Теренс Мэйнард, Ноа Тейлор, Лара Пулвер, Мадлен Манток.
Жанр: фантастический боевик.
Недалёкое будущее. Похожая на рой раса инопланетян, названных Мимиками, совершает безжалостное нападение на Землю, стерев в пыль крупные города и уничтожив миллионы жизней. Ни одна армия в мире не в силах сравниться с инопланетными захватчиками в скорости, жестокости и проницательности (они обладают телепатическими способностями). Но объединившись, войска всего мира вступают в последнюю и решающую битву с агрессором… Немолодой штабной офицер подполковник Билл Кейдж (Круз) ни разу не был на поле битвы, пока его, неподготовленного, не бросили в самое пекло. Неспособный ничего противопоставить могущественному врагу, он погибает в первые же минуты, однако происходит нечто невероятное - войдя в физический контакт с пришельцем, Кейдж попадает во временную петлю и приходит в себя живым в начале всё того же адского дня. Теперь он вынужден сражаться и умирать… снова и снова. Но с каждым возвращением Кейдж становится опытнее и умнее, сражаясь бок о бок с бойцом спецназа Ритой Вратаски (Блант), уничтожившей больше мимиков, чем кто бы то ни было ещё на Земле. И каждое повторяющееся сражение приближает Кейджа и Вратаски к разгадке того, как спасти планету…
В основу этого фильма американского продюсера, режиссёра и сценариста Дага Лаймана («Экстази», «Идентификация Борна», «Мистер и миссис Смит», «Телепорт», «Игра без правил») положен роман Хироши Сакуразаки 2004 года «Всё, что тебе нужно - это убивать». В книжной истории речь идёт о вторжении в Токио. Рита - американка, а Кейдж - японец по имени Кейдзи Кирия, который к концу истории получает прозвище «Killer Cage». За сценарную заявку по этому роману Данте Харпер получил от студии «Warner Bros.» в 2010 году более одного миллиона долларов, но в результате не попал в финальные титры готового фильма. Для экрана книгу переработали сценарист «Подозрительных лиц» и «Джека Ричера» Кристофер Маккуорри и тандем Баттеруортов (Джез и Джон-Генри), работавший над «Игрой без правил».
Главная роль в «Грани будущего» поначалу предназначалась Брэду Питту, а на роль Риты рассматривалась кандидатура Беренис Бежо («Артист»). В итоге Риту сыграла британская актриса Эмили Блант («Дьявол носит Prada», «Молодая Виктория», «Рыба моей мечты», «Путешествия Гулливера», «Меняющие реальность», «Петля времени»), а пост № 1 занял Том Круз, который начал подготовку к съёмкам уже 20 июля 2012 года, менее чем через неделю после завершения работы над фильмом «Обливион». Поскольку Круз не выглядит зелёным рекрутом, а в книге Сакурадзуки главный герой был молодым солдатом, Лайман с Томом «сели и постарались приспособить персонажа к актёру». В результате Круз непривычно для себя начинает боевик как «штабная крыса».
«Железные одежки», то есть автоматизированные экзоскелеты, в которых сражаются герои картины, кажутся громоздкими и издают глухой машинный звук, но благодаря этому выглядят крайне правдоподобными. Основной концепт разработан Пьером Боханна, проектировщиком фильмов о Гарри Поттере и одного из создателей костюма Бэтмена для Кристиана Бэйла. Круз и художник Оливер Шолл тоже участвовал в его разработке. «Я не хотел делать костюм на компьютере. Я хотел, чтобы он был реален для зрителя», – подчеркивает Круз. В итоге получилось несколько версий с разным вооружением и весом. Для съёмок картины было изготовлено 70 экзокостюмов в различной комплектации, вес которых составлял от 27 до 57 килограммов. Эмили Блант призналась, что когда надела металлический экзокостюм, то расплакалась, потому что он весил 39 кг, а играть нужно было боевые сцены - и так пять месяцев! «Не будь тряпкой!» - в шутку сказал выносливый 52-летний Том Круз. Блант отметила: «Я едва представляю, как можно по-настоящему драться в такой штуке. Страшная тяжесть. Но это был вопрос принципа. Мы не хотели здесь компьютерной графики, она бы всё сделала фальшивым. Герои измождены, и костюмы позволили нам не играть это состояние, а находиться в нём, что, конечно, ценнее».
Съёмки фильма проходили в Великобритании с 1 октября 2012 года по 9 марта 2013-го. В график съёмок было внесено 20 дополнительных дней, потому что снимать ежедневно не давала дождливая английская погода. В августе 2013-го состоялись фрагментарные пересъёмки.
Весь фильм «Грань будущего» снимался в павильонах и на открытой территории студии (большая часть - на тех же площадках, где снимались фильмы о Гарри Поттере). Художники создали для съёмок 47 площадок, в том числе гигантский пляж, куда было завезено 1300 тонн песка. Внестудийное исключение составила лишь сцена приземления Тома Круза на Трафальгарскую площадь на вертолёте. Ради этой сцены нужно было оцепить весь центральный Лондон. Создателям фильма поставили условие: «Если вы хотите приземлиться на Трафальгарской площади, с Томом Крузом в вертолёте будут находиться два королевских пилота, которые проследят за безопасностью». Команда «Грани будущего» с радостью приняла условия и сцена была снята. Поскольку продюсерам, по их словам, пришлось нелегко в получении разрешений от консульства на подобные выходки, с Парижем они решили подобные проблемы обойти: его просто воссоздали в стенах студии.
Режиссёр Даг Лайман визуализировал фантастическую по содержанию историю в максимально реалистичном ключе: он отказался от привычной цифровой камеры в пользу плёнки, и многие сцены боя снял с плеча, чтобы поместить зрителя в гущу событий.
Эмили Блант на съёмках подвергла опасности жизнь своего партнёра по площадке Тома Круза. Эмили находилась за рулем, а Том - на пассажирском месте, когда актриса по просьбе помощника режиссёра начала набирать скорость и... потеряла контроль над управлением машиной. Блант вспоминает: «И я слышу, как Том, затаив дыхание, говорит мне: «Тормоз, тормоз, тормоз, тормоз! О, Боже мой! О, Боже мой! Сильнее дави на тормоз!» Но я слишком поздно сообразила, что делать, и мы врезались в дерево. Я чуть его не убила!» Блант извинилась перед Крузом, и сейчас звёзды рассказывают об этом инциденте со смехом.
Том Круз был одним из первых людей, узнавший о беременности Эмили Блант. У съёмочной группы и актёров был промежуток в несколько месяцев между основными и повторными съёмками. В этот период Эмили Блант забеременела. Она решила никому не рассказывать об этом. Срок её беременности составлял всего несколько недель, когда актрисе нужно было вновь приступить к съёмкам. Тома Круза сильно смутил тот факт, что Блант отказалась выполнять свои трюки самостоятельно, с учётом того, что в период основных съёмок она всё делала сама, после чего Блант и рассказала ему о своём положении.
После окончания съёмок Том Круз за свой счёт закатил для всей съёмочной группы роскошную вечеринку стоимостью в 100 тысяч долларов, но сам на ней так и не появился, сославшись на занятость.
Изначально «Грань будущего» должна была выйти в прокат под названием «Всё, что тебе нужно - это убивать», но его сочли слишком мрачным и недостаточно фантастичным.
Экранная битва с инопланетными захватчиками в картине очень похожа на ту, которая произошла в Нормандии в 1944 году. Кстати, «Грань будущего» вышла в прокат в годовщину Нормандской операции, которая началась 6 июня.
Премьера «Грани будущего» состоялась 28 мая сразу в трёх городах. Исполнители главных ролей Том Круз и Эмили Блант представили картину в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Идея беспрецедентной акции была увязана с сюжетом фильма. Действие ленты начинается в Лондоне - именно там, в 9 утра, и стартовала мировая премьера картины. Круз и Блант прошли по красной дорожке, после чего, так же как и их персонажи, перебрались в Париж. Там картина была представлена в 4 часа дня по местному времени. Третьей премьерой за сутки стала церемония в Нью-Йорке - в 10 часов вечера (время местное). Кроме того, в перерывах между этими событиями актёры в компании режиссера Дага Лаймана общались с фанами через социальные сети.
С бюджетом в 178 миллионов долларов «Грань будущего» - один из самых коммерчески рискованных фильмов сезона. Серьёзная научная фантастика всё реже привлекает американскую публику, и чтобы окупиться, картине придётся привлечь максимум зрителей за пределами США. В прошлом году это удалось другому проекту Тома Круза – «Обливиону».
ДАГ ЛАЙМАН:
«Я ищу проекты с большими коммерческими перспективами, но также с возможностью рассказать интересную историю о духовной эволюции персонажа. Если бы «Warner» хотела снять банальный фильм об инопланетном вторжении, она бы ко мне не обратилась. Наше же кино - это фильм о вторжении, но также о любви и о путешествии во времени. Поэтому у него нет прямых аналогов. «Мост через реку Квай» ближе всего по духу, и я изучал его, прежде чем начать съёмки. Но по сюжету наш фильм ничуть не похож на «Мост через реку Квай»… Я ещё ни разу не снимал такое кино. Мне не с чем его сравнивать».
«Мы очень долго корпели над сценарием, потому что он не такой, как в других фильмах. В итоге, как мы надеемся, у нас получился полноценный, совершенно оригинальный и глубоко эмоциональный блокбастер. Последнего было добиться особенно сложно - путешествия во времени и глубокие чувства плохо сочетаются».
«В наши дни всё же предоставляется шанс создать оригинальное высокобюджетное кино. Это не экранизация американского бестселлера, не сиквел и не ремейк… Я не хотел делать из этого сюжета приложение к ведру попкорна».
«Кого только ни переиграл Том за свою карьеру! Но в кадре он всегда был умелым солдатом, а здесь от него впервые потребовалось сыграть новичка, полнейшего неумёху. И это ведь настоящее мастерство: показывать, как ты чего-то не умеешь. Всю первую половину фильма Том - комедиант, причём блестящий».
ЭМИЛИ БЛАНТ:
«Тем, кто не видел фильм, может показаться, что это очередное кино с Томом Крузом: он герой и спаситель человечества, а моя героиня - приложение к его подвигам. Но на самом деле главный воин - я, а персонаж Тома, по крайней мере в начале фильма, далёк от образа бравого солдата».
«Воплощая Риту, я оглядывалась на образ Жанны д’Арк. Бескомпромиссная, готовая к самопожертвованию. Да, Рите определенно подошли бы и белые рыцарские доспехи. Но костюмеры сделали ставку на чёрный и красный цвета. Сделали меня сорвиголовой».
«Это была самая физически изнурительная роль в моей карьере: несколько месяцев ежедневных тренировок под наблюдением профессиональных инструкторов. Я освоила несколько боевых техник, в том числе сложнейшую крав-магу - израильскую систему рукопашного боя. Знали бы вы, сколько раз я падала! А однажды сама себе зарядила мечом в лицо и чуть не сломала нос… Это совсем не смешная история. Я ударила себя по лицу своим же мечом. Том пришёл ко мне в трейлер, когда я сидела со льдом у лица. Он дал мне пять и сказал: «Добро пожаловать в клуб».
«Я почти никогда не снималась в серьёзных экшенах и для меня в фильме всегда очень важны личные, разговорные сцены. Это как глоток свежего воздуха, особенно в такой картине, где очень много боевых сцен. Мне кажется, что в моменты затишья зрители могут лучше узнать героев».
ПРЕССА:
«Плюс «Грани будущего» в том, что это не экшен-фильм в его первозданном и традиционном виде, а скорее заковыристая головоломка в дорогостоящей блокбастерной упаковке» (Джастин Чанг, «Variety»).
«Пожалуй, один из лучших фантастических боевиков последних лет: неглупый, оригинальный, напористый, зрелищный и безупречно красивый. Том Круз снова задрал планку на огромную высоту, покорить которую, похоже, под силу только ему самому… Если и этого мало, то будьте готовы к фейерверку спецэффектов, достойных лучших образцов жанра, насладитесь грацией кошки и яростью пумы в исполнении Эмили Блант, получите удовольствие от небольших, но ярких ролей Билла Пэкстона и Брендона Глисона, окунитесь в мир компьютерных игр, с которыми некоторые сцены и эпизоды просто невозможно не сравнить» (Евгений Ухов, Film.ru).
«Игривый и неистовый фантастический боевик в лучших традициях жанра… Кажется, после весьма посредственных «Телепорта» и «Игры без правил» Лайман наконец набрал былую режиссёрскую форму. По всем показателям это его самым громкий фильм, и если на Землю завтра не нападут пришельцы, он наверняка останется в памяти одним из главных кинособытий лета 2014-го» (Дэн Джолин, «Empire»).
«Весенние блокбастеры в этом году скорее разочаровали, летние выглядят не слишком многообещающе, поэтому с большой долей вероятности можно предположить: «Грань будущего» - главное киноразвлечение 2014 года. И в любом случае тот фильм, ради которого стоит доползти до мультиплекса, если вы делаете это, скажем, раз в сезон» (Станислав Зельвенский, «Афиша. Воздух»).