Несколько лет назад Марго отказалась от блестящей музыкальной карьеры виолончелистки ради отношений с Фурио. Вспыхнувшие ярким пламенем чувства медленно угасали, пока не оставили женщину наедине с собой. Работа, друзья, родные - всё брошено на алтарь страсти, но сейчас Фурио больше увлечён своим реставрационным проектом, чем возлюбленной. Марго не может вернуть его любовь, но и не может принять внимание других. Возможно ли снова стать счастливой тогда, когда чувства притупились, а любовь остыла?
Автор сценария и режиссёр «Навязчивых ритмов» - Фанни Ардан (1949 г. р.), известная французская актриса (имеет армянские корни) театра и кино. В 1981 году она прославилась, снявшись с Жераром Депардьё в фильме Франсуа Трюффо «Соседка». За эту роль Ардан была номинирована на французскую кинопремию «Сезар». Фанни стала подругой Трюффо и в 1983 году родила ему дочь Жозефину. А уже в 1984 году за роль в другом фильме Трюффо «Весёленькое воскресенье» Ардан опять была номинирована на «Сезар». За свою кинокарьеру она снялась более чем в 60 фильмах. С ней сотрудничали известнейшие режиссёры мира. Благодаря отличному знанию английского языка её не раз приглашали сниматься в Голливуде. В 2001 году Ардан была удостоена призов МКФ в Берлине, Европейской киноакадемии, а также номинации на «Сезар» за работу в фильме «8 женщин» Франсуа Озона, а в 2003 году на XXV Московском МКФ она была удостоена приза имени К. С. Станиславского «Верю!», присуждаемого за особые актёрские заслуги. Идея сценария «Навязчивых ритмов» выросла из цитаты французской писательницы Маргерит Дюрас - «Ожидание любви и есть сама любовь». Для Фанни Ардан картина «Навязчивые ритмы» стала третьей режиссёрской работой. Впервые она попробовала себя в этом амплуа, сняв фильм «Прах и кровь» (2009). Затем последовал фильм «Абсент для химер» (2010).
Главная роль в «Навязчивых ритмах» досталась весьма колоритной женщине и к тому же - «один в один как Фанни Ардан в молодости». Азия Ардженто (1975 г. р.) - итальянская актриса, кинорежиссёр, сценарист, писатель и певица, дочь культового итальянского кинорежиссёра Дарио Ардженто и актрисы Дарии Николоди. Азия начала сниматься с 9 лет в телефильмах. В 1993 году появилась в картине своего отца «Травма». В 1994 году за роль в фильме Карло Вердоне «Не будем больше встречаться» актриса получила итальянскую национальную кинопремию «Давид ди Донателло» как лучшая актриса. Годом позже ей досталась роль Шарлотты де Сов в скандальной ленте «Королева Марго» Патриса Шеро. Другие её заметные работы: «Синдром Стендаля» и «Призрак оперы» Дарио Ардженто, «Отель «Новая роза» и «Сказки стриптиз-клуба» Абеля Феррары, боевик с Вин Дизелем «Три икса», «Последние дни» Гаса Ван Сента, «Земля мёртвых» Джорджа Ромеро, «Мария Антуанетта» Софии Копполы. Кроме того Азия сыграла главную роль в собственной постановке «Пурпурная дева». У Азии Ардженто напряженные отношения со многими звёздами Голливуда. Наиболее конфликтна ситуация с Дженнифер Энистон, которую Азия обвиняет в том, что та не разрешила тогдашнему своему мужу Брэду Питту сниматься в фильме Ардженто, подозревая его в возможной измене. Во время одной из встреч Азия запустила бокал вина в голову Дженнифер. Азия Ардженто - автор рассказов, опубликованных в ряде итальянских журналов.
В «Навязчивых ритмах» есть русский персонаж, учитель музыки, причём именно его Ардан наделила чертами бескомпромиссного служителя искусства. Зовут этого персонажа Владимир Мешков, и Ардан не скрывает, что имя возникло не случайно. Встретившись на съёмках «Распутина» с Владимиром Машковым, своим экранным супругом, она была абсолютно им покорена. Другой соратник Ардан по «Распутину», её давний партнёр и друг Жерар Депардье в «Навязчивых ритмах» сыграл одну из эпизодических ролей. К тому же дружеские отношения между Фанни Ардан и певцом Микой обернулись взаимовыгодным союзом - актриса сыграла в одном из клипов Мики, а тот, в свою очередь, исполнил небольшую роль в «Навязчивых ритмах».
Фильм «Навязчивые ритмы» снимался в Лиссабоне.
ФАННИ АРДАН:
«В спектакле «Корабль «Ночь» я работала на сцене с виолончелисткой. Стоя позади неё, ловила себя на мысли, что так наблюдать за игрой намного интереснее, чем глядя музыканту в лицо. Эти впечатления вдохновили на создание «Навязчивых ритмов».
«Из всех музыкальных инструментов виолончель и дудук наиболее соответствуют нашему дыханию. Первая притягивала меня с детства, а дудук я открыла несколько лет назад - на фестивале в Армении».
«Мне хотелось рассказать историю об уходящей любви, что происходит, когда она исчезает. У нас во Франции говорят так: счастливые люди не имеют историй. Действие в фильме начинается 31 декабря и заканчивается в Пасху. Виток неизбежности, что происходит за столь короткий период, - вот что было важно показать. Мне кажется, что самое важное в жизни это любовь. Главное, что нас определяет - это позиция по отношению к ней: есть ли у нас любовь, нет ли её, ждём ли мы её... В фильме я стремилась донести до зрителя этот антагонизм противоречий между мужчиной и женщиной. Он в том, что у него больше не было времени для любви, он был слишком озабочен достижением своего успеха в жизни, а она переживала, что любовь блекнет и теряет накал. Мне также хотелось ненавязчиво подчеркнуть, что искусство заполняет собой то место, которое остается после исчезновения любви. И я всё время думала о том, что, если бы Моцарт был по-настоящему счастлив в любви и семейной жизни, может быть, у него не нашлось бы времени написать такую трагическую музыку».
«Эта история обращена в равной степени и к мужчинам, и к женщинам. В ситуации любящей пары при исчезновении любви палачом может быть и тот, и другой. Причём, иногда попеременно. Главная героиня чувствует, что теряет почву под ногами, как будто у неё переломан позвоночник, и она пытается восстановиться с помощью музыки».
«Я искала дикую актрису. Чтобы было понятно, что она никогда не будет жертвой. Это мои навязчивые истории, что она носит чёрные каблуки и белые ночные рубашки. Этим она похожа на меня, но лицо у неё другое. Может Азия Ардженто и думала, что я переношу на неё свои истории, но это не так».
«Когда я познакомилась с Владимиром Машковым, мы снимались вместе в «Распутине». И он вёл себя по-королевски, роскошно, как вельможа. Он водил меня по Питеру, мы много времени проводили вместе, смеялись… Но назвать музыканта в фильме так прямо, в лоб, было бы нехорошо. Поэтому я изменила одну букву».
«Я снимала в Лиссабоне, потому что мне хотелось снимать в таком городе, чтобы не было возможности узнать, где именно он находится. Меня не интересовала ни открытость, ни живописность города. Мне хотелось поместить своих персонажей в каменный мир, зажатый так, что не видно ничего, кроме стен. Ни кусочка неба! К тому же в Лиссабоне было всё необходимое. Потому что бюджет фильма невелик».