ВЕНЕРА В МЕХАХ
(«La Venus a la fourrure», Франция-Польша, 2013)
Режиссёр: Роман Полански.
В ролях: Эмманюэль Сенье, Матье Амальрик.
Жанр: драма.
Весь день Тома проводил прослушивания, выбирая актрису для пьесы по знаменитому роману Леопольда фон Захера-Мазоха «Венера в мехах», которую намеревается поставить в парижском театре. Оставшись один, он жалуется по телефону на неубедительную игру кандидаток. Ни одна из них не обладает достаточным талантом для исполнения главной роли. Он уже собирается уходить, как вдруг появляется Ванда - настоящий сгусток энергии, разнузданная и развязная. Новая претендентка воплощает собой всё, что Тома ненавидит: она вульгарна, взбалмошна и не остановится ни перед чем, чтобы получить роль. Тома нехотя соглашается дать ей шанс и с удивлением наблюдает за метаморфозой девушки. Ванда не только принесла с собой нужные аксессуары и костюмы. Она демонстрирует прекрасное понимание психологии героини (чье имя она носит) и знает все реплики наизусть. «Прослушивание» продолжается и набирает обороты, а влечение, которое Тома начинает испытывать к Ванде, превращается в одержимость…
Роман Полански (имя при рождении – Раймунд Роман Либлинг) - один из крупнейших кинематографистов мира, уроженец (18 августа 1933 года) Парижа еврейского происхождения, выросший в Польше. Пережив Вторую мировую войну и уцелев в краковском гетто, он в 1959 году окончил киношколу в Лодзи. Его ученический фильм «Двое мужчин со шкафом» (1958) получил 5 международных премий, включая бронзовую медаль Всемирной выставки в Брюсселе. В 1962 году Полански снял свой первый полнометражный фильм «Нож в воде», прохладно принятый в Польше, но произведший сенсацию в США и удостоенный номинации на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Вскоре Полански переехал во Францию, а потом в Англию, где снял три фильма: «Отвращение» (1965, получил «Серебряного медведя» на Берлинском МКФ), «Тупик» (1966, получил «Золотого медведя») и «Бал вампиров» (1967), в котором роль Сары сыграла его будущая жена американская актриса Шэрон Тейт. В 1968 году, после женитьбы Полански перебрался в США, дебютировав в Голливуде картиной «Ребёнок Розмари» (1968), ставшей заметной вехой в истории кинематографа. Успех Полански в Голливуде был омрачён убийством его беременной жены и троих друзей в 1969 году членами группировки Чарльза Мэнсона. После этого Полански уезжает в Европу, но в 1974 году возвращается в США, где снимает фильм «Китайский квартал», в котором главные роли исполнили Джек Николсон и Фэй Данауэй. В 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании тринадцатилетней девочки Саманты Геймер (в то время известной как Саманта Гейли) в доме актёра Джека Николсона в Лос-Анджелесе. После ареста и предъявления обвинений Полански признал себя виновным в сексуальных отношениях с малолетней, чтобы посредством признании вины смягчить обвинения, поскольку первоначально он обвинялся в изнасиловании ребёнка в возрасте до 14 лет с использованием алкоголя и наркотических веществ. До вынесения приговора Полански был отпущен под залог, однако 1 февраля 1978 года, непосредственно перед вынесением приговора, он бежал из США в Великобританию, а затем, чтобы избежать экстрадиции, во Францию. Последующие фильмы режиссёр снимал в Европе, преимущественно во Франции. В 1979 году вышла картина «Тэсс», за которую Полански был номинирован на «Оскар», а также получил премию «Сезар». Эту картину Полански посвятил своей убитой жене Шэрон Тэйт. Исполнительница главной роли немецкая актриса Настасья Кински стала любовницей Полански в 15 лет. В 1989 году Полански женится в третий раз, его женой стала французская актриса и модель Эммануэль Сенье, родившая ему двоих детей. Полански снял её в своих фильмах «Неистовый» (1987), «Горькая луна» (1992), «Девятые врата» (1999). В 1994 году Полански снял психологический триллер «Смерть и дева», напомнившей о его лучших работах. В 2002 году Полански обращается к лично выстраданной для него теме холокоста в фильме «Пианист». Эта его работа была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, а сыгравший главную роль актёр Эдриен Броуди стал обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль. В 2010 году жюри Берлинского МКФ наградило картину Полански «Призрак» призом за лучшую режиссуру. Однако, сам режиссер не смог присутствовать на церемонии вручения «Серебряного медведя», потому что в сентябре 2009 года на кинофестивале в Цюрихе был арестован по обвинению 30-летней давности в совершении действий сексуального характера в отношении несовершеннолетней. Арест не стал основанием для того, чтобы остановить post-production картины, монтаж которой автор заканчивал в тюремной камере, а потом в условиях домашнего ареста. По итогам 2010 года «Призрак» был награждён шестью статуэтками «European Film Awards» (призы Европейской киноакадемии), в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. Мировая премьера его следующей картины «Резня» состоялась 1 сентября 2011 года на 68-ом Венецианском МКФ. Роман Полански - обладатель «Золотого льва» Венецианского фестиваля за достижения в течение карьеры, а также приза Европейской киноакадемии «Феликс» за вклад в развитие кино.
«Венера в мехах» снята по знаменитому одноименному роману австрийского писателя Леопольда фон Захера-Мазоха, впервые опубликованному в 1869 году. Впрочем сценарий фильма написан Полански прежде всего на основе пьесы американского драматурга Дэвида Айвза, которая, кстати, шла на Бродвее. Режиссёр основательно проработал пьесу Айвза, перенес место действия из Нью-Йорка в Париж, решил все же делать фильм не на английском, а на французском, чтобы актёрам было легче. В пьесе действие происходит в комнате для прослушивания, но Полански перенёс действие в театр, на сцену. Тем более, что во Франции, в отличие от Нью-Йорка, прослушивания проходят в театрах. Полански снимал в настоящем театре, который был закрыт по требованиям безопасности, так как там не было запасных выходов. Там, в этом бетонном бункере, он заново создал всю обстановку, зал и декорации, наполнил эту сцену эротическими символами и предметами и снял очень камерный фильм, почти спектакль на экране. Всего два актера, полное аристотелевское триединство. Полански использует известный прием для работы с классическим текстом. Он удваивает повествование, делая фильм не постановкой, а репетицией постановки.
В роли Ванды снялась мать двоих детей Полански, его жена и муза Эмманюэль Сенье («На грани безумия», «Горькая луна», «Нирвана», «Вандомская площадь», «Девятые врата», «Жизнь в розовом цвете», «Скафандр и бабочка», «В доме»). Сенье уже 46 лет. Но в фильме она выглядит лет на 15 моложе. Главная мужская роль могла достаться Луи Гаррелю, но в конечном итоге роль Тома исполнил известный французский актёр и режиссёр Матье Альмарик («Мюнхен», «Скафандр и бабочка», «Квант милосердия», «Враг государства №1: Легенда», «Дикие травы», «Необычайные приключения Адель», «Турне», «Цыплёнок с черносливом», «Космополис», «Отель «Гранд Будапешт», «Любовь – это идеальное преступление»), который внешне похож на Полански, а в фильме его герой как бы становится альтер-эго режиссёра «Венеры в мехах».
За музыку в «Венере в мехах» отвечал один из самых востребованных современных кинокомпозиторов - француз Александр Депла («Девушка с жемчужной сережкой», «Мое сердце биться перестало», «Сириана», «Королева», «Разрисованная вуаль», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Бесподобный мистер Фокс», «Призрак», «Король говорит!», «Гарри Поттер и Дары Смерти», «Операция «Арго», «Цель номер один», «Филомена», «Отель «Гранд Будапешт»).
Съёмки картины были начаты в декабре 2012 года и продлились около года - до февраля 2013 года. Весь фильм снят в одних декорациях.
В 2013 году фильм «Венера в мехах» стал участником конкурсной программы Каннского МКФ. По итогам 2013 года за фильм «Венера в мехах» 80-летний Роман Полански был удостоен премии «Сезар» в номинации «Лучшая режиссура». Это уже четвёртый «Сезар» Полански как режиссера.
РОМАН ПОЛАНСКИ:
«Когда я привёз в Венецию свой первый фильм «Нож в воде», там было всего три персонажа. Теперь я подумал, что настало время для более сложной задачи».
«Венеру в мехах» я задумал в Каннах. Агент сунул мне пьесу со словами «почитай на досуге». И вот я стою в «Карлтоне», делать нечего, до следующего мероприятия ещё час, и от скуки принялся за чтение. А потом вдруг понял, что хохочу в голос. Кстати, книгу Леопольда Захер-Мазоха «Венера в мехах» я так и не успел прочесть и не тороплюсь. Меня совершенно не интересует садомазохистский аспект отношений мужчины и женщины».
«Мне нравится идея смехотворной актрисы-неудачницы, которая отчасти ещё и богиня, спустившаяся с небес, чтобы наказать смертного. Потрясающая находка - роль, в которой женщина может быть смешной и в то же время угрожающей».
«Эмманюэль я решил взять на роль в самом начале, когда пьесу читал… Она растёт и развивается, как любая хорошая актриса. Но хорошие роли ей почти не предлагают. От многих она, конечно, отказывалась, но ей редко предоставлялась возможность показать свои способности по-настоящему. А ведь она начинала в театре… Вот я и подумал, что сыграть театральную актрису, которой в жизни не очень везло, она сможет лучше многих».
«Есть определённые параллели. Я тоже начинал в театре, мне было 14 лет: я играл главную роль в одной советской пьесе, «Сыне полка» по Валентину Катаеву, и у меня был сумасшедший успех. Иногда я испытываю ностальгию по тем временам. Сейчас я редко работаю в театре, но случается: иногда оперы ставлю. Обожаю сам запах театра. Давно хотел сделать фильм, действие которого от начала до конца происходило бы в театре. Но на этом элементы автобиографии заканчиваются. А с Амальриком я познакомился с подачи Стивена Спилберга, у которого тот играл в «Мюнхене». Когда я ему позвонил, Матье ужасно обрадовался: «Давно хотел познакомиться, все говорят, что я на вас ужасно похож». Получилось смешно».
«Герой Матье может взорваться, если что-то сделано неправильно, разрушено, испорчено. Он ведет себя, как будто он у себя на кухне, и его по-человечески можно понять. Но я выхожу из себя лишь в случае тотальной неудачи. Не помню ни разу, чтобы она происходила из-за актёров. Да и понимаете, я в этой профессии уже давно. У меня есть определённая репутация, и всем актёрам она прекрасно известна. Плюс, я стараюсь снимать только хороших актёров. А они отличаются от плохих тем, что умеют играть. Я даю им играть. Веду себя как дирижёр с оркестром: если музыканты хороши, то он незаметно ими управляет, но ему заранее известно, что музыка будет сыграна превосходно. Что здесь может не получиться?»
«У меня прекрасные взаимоотношения с композитором Александром Депла. Он очень удивился, когда узнал, что мне понадобится много музыки: он знал, что в фильме будет много диалогов. Но я хотел, чтобы моя картина была не реалистической, а двойственной, сюрреалистической. Он мне, конечно, очень помог: его музыка уносит зрителя куда-то в другой мир».
«Клаустрофобия - вообще мой конёк. Однако, согласитесь, я и на воздухе поработал немало. «Пиратов» помните? А «Китайский квартал», «Пианист». Такое у меня впервые: всего два актёра в одном пустом театре. Непросто было сделать так, чтобы публика не заснула и чувствовала напряжение, смеялась, задавалась вопросами и искала на них ответы».
ПРЕССА:
«Эта камерная картина не претендует на звание великой. Она не этапная ни для самого автора, ни для мировой киноистории. Но она обязательна к просмотру, ибо заряжена энергией и полна режиссёрского энтузиазма. Конечно, Поланский мог, обратившись к классическому тексту Захер-Мазоха, претендовать на некий программный труд, эдакое итоговое высказывание на тему сексуальных и психических девиаций, на которые всегда был щедр его кинематограф. Однако он как раз счёл нужным не идти на поводу ожиданий. Он не стал связывать себя обязательствами и предпочёл абсолютную свободу - во избежание всякого рода сравнений себя с апологетом классика садомазохизма. Таким образом Поланский снял «Венеру в мехах», не вступая в полемику с её автором, и при этом не стал рабом её буквы. Его «Венера…» имеет косвенное отношение к классическому тексту, поскольку представляет экранное прочтение оригинальной пьесы Дэвида Айвза, которая, в свою очередь, так же вольна в обращении с первоисточником и больше работает с идеями, чем просто с текстом самого романа… И хотя партии ведущих скрипок отданы Эмманюэль Сенье и Матье Амальрику (актрисе и режиссёру), личность Поланского - везде и всюду, в малейших нюансах режиссуры, которая к вящему удовольствию растворяет излишне нарочитую сценическую условность в безраздельном киноискусстве. В финале остроумная театральная пьеса начинает источать флюиды кинематографического саспенса… Кино Поланского примечает даже в самых ничтожных деталях печать дьявольского присутствия, и вот оно уже мерещится в каждой вещи, в игре света и тени, в стремительном пробеге камеры и крещендо саундтрека. Оно исходит от героев, которые сбрасывают людские маски и начинают походить на аллегорические фигуры палачей и жертв, повелителей и рабов инстинктов. Такова суть реальности, проглядывающая сквозь бутафорию культуры, морали, идеологии и гуманизма. Её нутро внушает страх и парализует волю, но мы не в силах противиться этому дыханию преисподней. Зло абсолютно, но радикально добро. И пока гримасам сатаны противостоит насмешка Романа Поланского, ничто не потеряно в «этом лучшем из миров» (Игорь Сукманов, «Искусство кино»).
«Полански, почти не совершавший (что огромное достоинство) режиссёрских проколов за всю свою карьеру и очень активный в последние годы, несмотря на почти 80-ть, второй раз подряд после «Резни» 2011 года экранизирует злую ироничную пьесу для небольшого количества актёров… В фильме очень много юмора… Занятно, как он трактует мазохизм, заставляя задуматься, является ли он отражением неких социальных комплексов или же это просто… не извращение, даже. А особо извращённая форма мужского эгоизма» (Юрий Гладильщиков, «Московские новости»).
«С возрастом Полански стал менее серьёзно относиться к своим работам, и в той же «Венере в мехах» даже иронизирует над своими прошлыми достижениями. Сенье здесь практически играет роль той же роковой соблазнительницы, что и в «Горькой луне», но стоит досмотреть «Венеру в мехах» до конца, как зритель поймёт, что вся эта история создавалась исключительно для веселья съёмочной группы, самого 79-летнего Полански, и зрителей, которые, даже если не являются поклонниками режиссёра, с удовольствием посмотрят эту ироничную историю» (Мария Токмашева, РИА Новости).
«Это великолепно разыгранный этюд на близкую Полански тему театра, способного пленять, завораживать и подчинять, как удав кролика. Здесь виртуозно всё, от блестящей, всеми красками мерцающей работы Эмманюэль Сенье и Матье Амальрика до световой палитры, саундтрека и ракурсов, выбранных для единственной камеры, которой снимался фильм… Режиссёрское мастерство здесь очевидно и более чем наглядно - все брошенные самому себе вызовы виртуозно отражены, перед нами полуторачасовой бенефис трёх выдающихся талантов» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Это четвёртая пьеса в фильмографии Поланского (после «Макбета», «Смерти и девы» и «Резни») - экранизация свежего бродвейского хита Дэвида Айвза - и самый камерный и вроде бы незамысловатый его фильм: два героя, единство времени и места… И тем не менее это мастер-класс по тому, как превращать театр в кино, и остроумный, ни минуты не скучный, местами блестящий текст. А главное, чем дальше, тем яснее, что поляк просто не мог не сделать этот фильм. Его любимые мотивы и навязчивые идеи - сексуальная трансгрессия, лукавый и несколько вульгарный феминизм - сконцентрированы в «Венере» с такой плотностью, будто Айвз изначально сочинял для Поланского. За эти полтора часа в кадре мелькает тенями добрая половина его работ - от «Ножа в воде» до «Девятых врат», от «Тупика» до «Горькой луны», от «Жильца» до той же «Смерти и девы». И не только за счёт портретного сходства: через Матье Амальрика, униженного, возбуждённого, с размалёванными помадой губами, однозначно просвечивает другой человек. Герой Мазоха Кузимский, герой «Жильца» Трелковский, герой нашего времени Поланский» (Станислав Зельвенский, «Афиша»).