Офисный клерк Саймон – скромный работяга. На работе его почти не замечают, и даже чувства к прекрасной Ханне с другого этажа не способны заставить молодого человека хоть как-то заявить о себе. Кажется, что так будет продолжаться вечно, но однажды в конторе появляется Джеймс: внешне - двойник Саймона, но по характеру его полная противоположность - уверенный, харизматичный, бойкий, предприимчивый и компанейский. Новичок моментально перетягивает на себя всё внимание окружающих, а вместе с этим как вампир высасывает жизнь из Саймона…
Фильм снят по мотивам повести Фёдора Достоевского «Двойник. Петербургская поэма» (1846). Историю пытались экранизировать ещё в 1996 году, и на месте Айзенберга должен был оказаться Джон Траволта, а в режиссёрском кресле - Роман Полански. Но перед самым началом съёмок проект закрылся из-за разногласий между Траволтой и Полански. Сценарий к состоявшемуся фильму был разработан его постановщиком Ричардом Айоади совместно с Эви Корином (братом известного американского режиссёра Хармони Корина).
Ричард Айоади - английский комедийный актёр, писатель и режиссёр из Лондона. Был сценаристом и режиссёром пародийного сериала «Обитель тьмы Гарта Маренги», но особенно известен как исполнитель роли Мориса Мосса в телевизионном сериале «Компьютерщики» («The IT Crowd»). Ричард набил руку на съёмках видеоклипов и телесериалов, прежде чем заняться «Субмариной», своим дебютным фильмом, который был хорошо встречен кинокритиками и получил ряд наград на кинофестивалях.
Главную роль (или две главных роли) исполнил Джесси Айзенберг (1983 г. р.) - американский актёр театра и кино, автор двух пьес и ряда сатирических рассказов. В 1996 году Айзенберг стал членом популярной музыкальной группы «The Broadway Kids» и выступал в бродвейских мюзиклах. В 1999 году получил роль в телевизионном сериале «Будь собой», где вместе с ним дебютировала актриса Энн Хэтэуэй. В 2001 году снялся в телевизионном фильме «Молния: Огонь с небес», за ним последовал независимый фильм «Любимец женщин», за роль в котором Джесси получил приз на кинофестивале в Сан-Диего как «Самый многообещающий новый актёр». В 2005 году снялся в фильме ужасов Уэса Крэйвена «Оборотни» и в независимой драме «Кальмар и кит». Следующие два года Джесси в основном работал в театре, а в 2007 году снялся вместе с Ричардом Гиром в триллере «Охота Ханта». В 2009 году вместе с Кристен Стюарт сыграл в молодёжной комедии «Парк культуры и отдыха», премьера которой состоялась на кинофестивале «Сандэнс». В этом же году вышел комедийный фильм ужасов «Добро пожаловать в Zомбилэнд», принёсший Джесси большую популярность. В 2010 году вышел фильм «Социальная сеть», где актёр сыграл основателя сайта «Facebook» Марка Цукерберга. За роль в этом фильме Айзенберг был номинирован на премии «Золотой глобус» и «Оскар». В 2012 году он снялся в комедии Вуди Аллена «Римские приключения», а в 2013 году сыграл в очень успешном криминальном триллере об иллюзионистах - «Иллюзия обмана».
Основной партнёршей Айзенберга стала Миа Васиковска, получившая мировую известность после исполнения главной роли в «Алисе в Стране чудес» Тима Бёртона. Миа с 8 лет занималась в балетной студии и мечтала выступать на большой сцене. В пятнадцать лет Васиковска получила первое приглашение на участие в съёмках. Тогда она сыграла роль в австралийской криминальной драме «Убийство в пригороде». Также снималась в таких заметных фильмах как «Амелия», «Детки в порядке», «Джейн Эйр», «Самый пьяный округ в мире», «Порочные игры», «Выживут только любовники».
В «Двойнике» задействованы все основные актёры из дебютного фильма Айоади «Субмарина» (Крейг Робертс, Ясмин Пейдж, Ноа Тейлор, Салли Хокинс, Пэдди Консидайн, Джемма Чан). Оператором фильма выступил Эрик Уилсон («Самозванец», «Тираннозавр», видео для Ника Кейва), композитором - Эндрю Хьюит, а монтажёром - Ник Фёнтон, которые тоже работали с Айоади над «Субмариной». Кроме того в киногруппу вошли: художник-постановщик Дэвид Крэнк, который работает с Полом Томасом Андерсоном и Терренсом Маликом; художник по костюмам - опытнейшая Жаклин Дюрран, среди последних фильмов которой знаменитая «Анна Каренина» Джо Райта; продюсер Тесса Росс («Билли Эллиот», «Железная леди», «12 лет рабства») и – тоже в качестве продесера - известнейший британский актёр Майкл Кейн. Команда для маленького проекта в нескольких декорациях подобралась очень мощная.
Съёмки «Двойника» стартовали 20 мая 2012 года. Все уличные сцены фильма сняты ночью на окраине Лондона, в качестве декораций офиса, квартир и бара выступило заброшенное здание, где совсем недавно работали такие же клерки, как герой Айзенберга.
Мировая премьера «Двойника» состоялась на МКФ в Торонто 7 сентября 2013 года. Картина также попала в конкурсные программы МКФ в Лондоне, Токио и Абу-Даби (приз за лучшую роль Джесси Айзенбергу). Миа Васиковска была номинирована на премию британского независимого кино в категории «Лучшая женская роль второго плана».
РИЧАРД АЙОАДИ:
«Во всём виноват Эви Корин, с которым мы вместе работали над сценарием. Моё первое знакомство с этим сюжетом состоялось как раз тогда, когда я прочёл питч, написанный Эви. Затем я ознакомился с самой повестью и сразу стал её фанатом. Мне показалась захватывающей эта история про маленького скромного человека, которого все игнорируют до того, как из ниоткуда появляется его мрачный двойник».
«Идея заключалась в том, чтобы поместить действие в среду, лишённую определённых опознавательных признаков. В первую очередь - национальных. Так уж сложилось, что в фильме собрались актёры из разных стран - Австралии, Англии, Ирландии, Финляндии, Хорватии, Швейцарии, США… Музыка, написанная Эндрю Хьюитом, звучит очень по-немецки. Использованные в кадре песни - японские и корейские. Наш замечательный художник-постановщик Дэвид Крэнк, взглянув на это, решил, что если место действия не имеет определённой национальности, то размытые временные рамки ему тоже будут в самый раз. Мы видим в кадре брутальную послевоенную архитектуру, прямоугольные формы, блёклые цвета - нам казалось, эта стилистика очень подходит для данной истории. Как будто кто-то в 1950-е решил, что будущее должно быть таким. Но потом что-то пошло не так».
«Я думаю, эта проблема актуальна ещё с тех пор, как появились большие города, и люди принялись самозабвенно развивать в себе умение игнорировать друг друга. Не только заговорить, а просто посмотреть в глаза кому-нибудь в общественном транспорте считается дурным тоном. Мы все, за редким исключением, предпочитаем оставаться невидимыми в этой массе людей, потому что так спокойнее и проще. Как раз социальные сети и наша готовность раскрывать душу всему Интернету кажется мне виртуальным примером того, каким должно быть офлайновое общество. Надо ставить побольше «лайков» друг другу в реальной жизни!»
«Когда ты делаешь кино, постоянно держишь в голове какие-то примеры из истории, вспоминаешь свои любимые ленты - этого никак не избежать. «Молчание» Бергмана, «Тоби Даммит» Феллини - они постоянно «крутились» где-то на подкорке, пока я работал над картиной. При этом нельзя сказать, что «Двойник» вышел хоть сколько-нибудь похожим на эти фильмы, но если уж мы говорим об источниках вдохновения - это они».
«Актёры редко когда исходят из соображений «чем значительнее роль, тем с большей охотой я её сыграю». Если они видят, что даже в небольшом камео есть смысл, они соглашаются. Мало кто говорит: «Ой, да ну, мне неохота тащиться на съёмки из-за такой маленькой роли…» Мне даже удалось завербовать фронтмена своей любимой группы «Dinosaur Jr.» Джея Маскиса, который приехал к нам на площадку всего лишь на день. Нам пришлось вокруг него выстраивать своё расписание, но он потрясающий, и в роли уборщика смотрелся очень органично».
«Мой актёрский диапазон крайне ограничен. Я бы никогда не смог сыграть, например, Линкольна… Разве что в какой-нибудь дурацкой комедии. Как режиссёр я, хочется думать, более универсален. Во всяком случае, тут меня ничего не сдерживает - есть куда раздвигать горизонты, и в стену я пока не упёрся».
ДЖЕССИ АЙЗЕНБЕРГ:
«Всегда приятно, когда специально под тебя кто-то пишет сценарий, да ещё и на основе произведения Достоевского. Я встретился с Ричардом, о существовании которого до этого не подозревал, и он дал мне диск со своим первым фильмом «Субмарина» и книгу Достоевского со словами: «Мы вместе с Эви работаем над сценарием. Это история о доппельгангере, демоническом двойнике человека. В её основе лежит эта повесть». Само собой, мне стало интересно: я посмотрел фильм, прочел книгу и от всего остался в восторге. В университетские годы я много читал, русских писателей в том числе, но «Двойник» почему-то прошёл тогда мимо меня».
«Саймон - психологически хрупкий, тогда как Джеймс, напротив, железобетонный. У него нет эго, совести. Он неуязвим и абсолютно бесстрастен. В общем, их обоих трудно играть в том смысле, что оба - неполноценные личности. Каждый - лишь половина нормального здорового человека. Они как малые дети: Саймон сидит и играет в песочнице, а Джеймс приходит и отбирает у него игрушку. Более того, Саймон за это ещё и прощения просит. Очень сложно играть взрослых людей, психологическое развитие которых осталось на детском уровне… Саймон - несчастный лох, Джеймс - злобный упырь, и лично я за лоха. Я и сам во многом такой. Но доппельгангер Джеймс позволяет мне как актёру лучше раскрыться. С профессиональной точки зрения это настоящая находка».
ПРЕССА:
«При всей странности и болезненности «Двойник» наверняка останется одним из самых чарующих ваших киновпечатлений этого года. Как визуально, так и содержательно картина похожа на лоскутное одеяло, в котором цитат, вольных или невольных, настолько много, что обсуждению того, кто из режиссёров оказал большее влияние на Айоади, можно посвятить уйму времени. В сюжете можно при желании найти точки соприкосновения с «Бойцовским клубом» и «Машинистом», картинка напомнит поклонникам кино о «Тёмном городе» Алекса Пройяса и «Бразилии» Терри Гиллиама, работа с камерой и декорациями вызовет ассоциации с лентами Мишеля Гондри, братьев Коэн или даже недавним «лубком» Уэса Андерсона» (Евгений Ухов, Film.ru).
«Абсолютно сумасшедший, уморительный и невероятно умный, «Двойник» - особенный и единичный экземпляр кинематографа в его лучшем виде» (Кевин Джагернот, «The Playlist»).
«Двойник» позиционируется как фильм по Достоевскому, но зритель попадёт на параноидальное повествование, в котором гораздо больше Кафки и Романа Полански, чем русского классика. Чуть-чуть клаустрофобии, несколько подавляемых желаний, порция вуайеризма и щепоть кризиса самоидентификации, а потом остаётся только добавить историю доктора Джекила и мистера Хайда - и получится «Двойник»… «Двойник» нельзя назвать новаторским фильмом. Во всяком случае, у раннего Полански всё то же присутствовало в полной мере, а кафкианские галлюцинации другие режиссёры передавали множество раз. Но Айоади сделал ставку на стиль» (Сергей Сычёв, «Фильм Про»).
«Мрачно и депрессивно, пропитано немощной яростью и сбитыми амбициями. Это угрюмая и тёмная комедия, взвинченный самоанализ, не дающий ответов на простые вопросы. Надо признать, «Двойник» - не оригинальная идея, он таковой не был даже во времена Достоевского, но это отличная история, и Айоади сделал великолепную копию» (Генри Барнс, «The Guardian»).
«Двойника» толком никогда не экранизировали и на Западе, по-видимому, мало читали, но опосредованно - через Стивенсона, Набокова и так далее - он основательно осел в культурной памяти. Поэтому Айоади не столько пересказывает историю, сколько сочиняет для неё новую аранжировку - чертовски изобретательную, часто очень смешную, а местами даже и пронзительную, каким бы нафталиновым ни выглядел в 2014 году весь этот Франц Оруэлл. И каким бы ограниченным ни был актёрский диапазон Айзенберга, в нём он всё-таки очень хорош. Хочется верить, что человек с таким фактурным носом доберётся и до Гоголя» (Станислав Зельвенский, «Афиша»).
«Это бюрократический нуар о кошмаре, в котором есть что-то от Кафки, хотя в то же время в «Двойнике» немало забавных и колких насмешек - выглядит это смешно, по крайней мере поначалу» (Тим Роуби, «The Telegraph»).
«Несомненно впечатляющий своей визуально-психологической структурой «Двойник» в конечном итоге оказывается неровным фильмом одной шутки, которому тяжело держать темп на протяжении 92 минут экранного времени, даже несмотря на постепенное усиление перед рациональной кульминацией, оставляющей после себя чувство нерациональности» (Джастин Чанг, «Variety»).
«Конечно, перед нами не классическая экранизация заветов Фёдора Михайловича, а талантливое переосмысление, выполненное в лучших традициях (что в последнее время случается всё реже и реже) модернизма. Айоади призывает в негласные союзники не только автора первоисточника, но и Франца Кафку, Олдоса Хаксли, Джорджа Оруэлла. Этот ядрёный на первый взгляд микс совсем не вызывает изжоги, а, напротив, очаровывает и пьянит. В «Двойнике» много замечательных придумок и умного озорства, заставляющих не только улыбаться (а иногда и хохотать), но и задумываться» (Станислав Никулин, afisha.mail.ru).