НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ («The Amazing Spider-Man 2», США, 2014)
Режиссёр: Марк Уэбб.
В ролях: Эндрю Гарфилд, Эмма Стоун, Джейми Фокс, Дэйн Де Хаан, Кэмпбелл Скотт, Эмбет Дэвидц, Колм Фиори, Пол Джаматти, Салли Филд, Мартин Шин, Крис Купер, Денис Лири, Мартон Чокаш, Фелисити Джонс, Денис Лири, Крис Зилка, Кэри Коулман.
Жанр: фантастический боевик.
Питеру Паркеру (Гарфилд) по-прежнему нравится под маской Человека-паука прыгать с одного небоскреба на другой, спасать Нью-Йорк от злодеев, наслаждаться всенародной любовью и проводить свободное время со своей возлюбленной Гвен (Стоун). Но школьная пора близится к концу, и впереди героев ждёт взрослая жизнь. Питер помнит о том, что дал отцу Гвен слово навсегда уйти из жизни девушки, тем самым больше не подвергая её опасности. Однако сдержать это обещание не так просто. Судьба готовит Питеру сюрприз: на его пути появится новый противник - Электро (Фокс), который оказывается намного могущественнее, чем он. А возвращение его давнишнего друга Гарри Осборна (Де Хаан) только осложняет ситуацию, поскольку, как выясняется, всех противников Человека-паука объединяет одно - компания «OsCorp», которой владеет отец Гарри, известный также как Зелёный Гоблин…
Человек-паук (англ. Spider-Man) - супергерой комиксов издательства «Marvel Comics», созданный Стэном Ли и Стивом Дитко и впервые появившийся на страницах комикса «Amazing Fantasy №15» в августе 1962 года. В 2002 году вышел фильм «Человек-паук» режиссёра Сэма Рэйми, а в 2004 и 2007 годах появились ещё два продолжения, причём, все ленты оказались более чем успешными по части кассовых сборов. После выхода триквела компания «Sony/Columbia» анонсировала четвёртую часть, и Сэм Рэйми вновь был назначен в качестве постановщика, а Тоби Магуайр и Кирстен Данст - исполнителями главных ролей. Премьера была запланирована на 2009 год, но проект так и не стартовал - сценарий несколько раз переписывался, Рэйми покинул пост режиссёра, а за ним ушли и основные актёры. В этом время компания «Disney» приобрела киноподразделение «Marvel», а лицензии на экранизации фильмов про супергероев этого издательства начали возвращаться к изначальному правообладателю. «Sony/Columbia» было необходимо за несколько лет снять хоть какой-то фильм про Человека-паука. Было принято решение «перезапустить» серию, омолодить главного героя и заново рассказать его историю, на этот раз в более современном ключе. Фильм «Новый Человек-паук» был создан в 2012 году на основе сценария Джеймса Вандербильта, а в качестве постановщика назначили Марка Уэбба. Питер Паркер вновь вернулся в школу, а его подругой стала Гвен Стэйси, первая девушка Человек-паука из комиксов. Второй «Новый Человек-паук» был анонсирован за 11 месяцев до выхода на экраны первого и окончательно утверждён сразу после успешного старта в прокате первой части (кассовые сборы - 752 миллиона долларов).
Создатели второго «Нового Человека-паука» не были удовлетворены первой картиной из «перезагруженного» цикла. Режиссёр Марк Уэбб называет её «фильмом, который снимался через силу». «Главное отличие второго фильма в том, что теперь у нас превосходный сценарий, - заявлял продюсер Ави Арад. - Вы сразу заметите разницу». «Превосходный ценарий» был написан соавторами Роберто Орси и Алексом Курцманом («Легенда Зорро», «Миссия: Невыполнима-3», «Трансформеры», «Звёздный путь», «Трансформеры: Месть падших», «Ковбои против пришельцев», «Стартрек: Возмездие»), а также сценаристом сериалов «Остаться в живых» и «Грань» Джеффом Пинкером.
Марк Уэбб начал режиссёрскую карьеру со съёмки рекламных роликов и музыкальных видеоклипов для таких именитых исполнителей, как «Green Day», Ферги и «My Chemical Romance». Он получил несколько премий MTV Video Music Awards, включая премии «лучшая режиссура» 2009 года за клип «Green Day» к песне «21 Guns», «лучшее видео рок-группы» за клип AFI к песне «Miss Murder» и «лучшее видео группы» за клип «The All-American Rejects» к песне «Move Along». Кроме того, в 2006 году ассоциация продюсеров музыкального видео удостоила Уэбба звания «режиссёр года» за его работу с группами «Weezer», AAR и «My Chemical Romance». В полнометражном кинематографе Уэбб дебютировал с фильмом «500 дней лета». Эта комедийная мелодрама была номинирована на премию «Золотой глобус» в двух категориях, включая «лучший фильм, мюзикл или комедия». Также картина получила премию «Independent Spirit Award» в номинации «лучший оригинальный сценарий». За свою работу над фильмом Уэбб был награжден Национальным советом кинокритиков США премией «Spotlight Award», которой отмечаются исключительные режиссёрские дебюты.
Уэбб, снимавший предыдущую ленту о Человеке-пауке на цифровые камеры «Red Epic», всё-таки предпочёл снять фильм-продолжение на кинопленку 35mm. Чем это было вызвано в эпоху цифрового кино, остаётся загадкой.
Роль Человека-паука, как и в предыдущем фильме, исполняет британский актёр Эндрю Гарфилд. Он родился 20 августа 1983 года в Лос-Анджелесе в семье англичанки из Эссекса и американца из Калифорнии. Три года спустя семья переехала в Англию и Эндрю вырос в Эпсоме (графство Суррей). В 2004 окончил Центральную школу речи и драмы. Первоначально Гарфилд участвовал в театральных постановках, что принесло ему несколько театральных премий, и снимался в телесериалах. Широкой публике Эндрю стал известен после ролей в фильмах 2007 года «Львы для ягнят» и «Мальчик А» (премия BAFTA за лучшую роль на ТВ). Из более крупных проектов Эндрю снимался в фильме «Воображариум доктора Парнаса», в мелодраме «Не отпускай меня», а также в нашумевшей картине Дэвида Финчера «Социальная сеть» (номинация на премию BAFTA за лучшую роль второго плана).
Девушку Человека-паука Гвен Стейси сыграла Эмма Стоун - звезда «Отличницы лёгкого поведения», которая раньше работала с одним из продюсеров киносериала «Новый Человек-паук» Мэтью Толмаком - на проектах «SuperПерцы» и «Добро пожаловать в Зомбилэнд». Позднее она снялась в фильмах «Эта - дурацкая - любовь», «Прислуга», «Охотники на гангстеров». Шэйлин Вудли («Потомки», «Дивергент») получила роль Мэри-Джейн Уотсон, которую до неё исполняла Кирстен Данст, покрасила волосы в рыжий цвет и даже успела сняться в нескольких сценах, которые в итоге не вошли в картину. Дело в том, что создатели ленты решили, что с количеством персонажей случился перебор, и Гвен Стейси должна остаться единственной возлюбленной главного героя. На роль Мэри-Джейн также рассматривались кандидатуры Кристен Стюарт и Джейн Леви.
Новым исполнителем роли Гарри Осборна, которого в киносериале Сэма Рэйми сыграл Джеймс Франко, стал Дэйн Де Хаан («Хроника», «Самый пьяный округ в мире», «Место под соснами»), выдержавший конкуренцию со стороны Олдена Эренрайха, Брэди Корбета, Эдди Редмэйна, Сэма Клафлина, Дугласа Бута и Бойда Холбрука.
Суперзлодей Электро (он же учёный Макс Диллон), повелевающий электричеством, был придуман авторами комикса Стэном Ли и Стивом Дитко в 1964 году. Он ждал своего шанса сверкнуть в кино с начала 1990-х, когда Джеймс Кэмерон несколько лет работал над фильмом о «взрослом» Человеке-пауке и сделал Электро главным злодеем картины, но проект развалился в 1995 году из-за юридических споров о правах на эпопею. Наконец эту роль исполнил Джейми Фокс («Соучастник», «Рэй», «Полиция Майами: Отдел нравов», «Джанго освобожденный»).
Другого злодея - русского гангстера Алексея Сицевича по прозвищу Носорог - сыграл Пол Джаматти («Части тела», «Шоу Трумана», «Человек на Луне», «На обочине», «Нокдаун», «Замерзшие души»). Когда Пол был ещё совсем юным, Носорог был его любимым персонажем во всей Вселенной «Marvel». «Он представляет собой жестокую, всесокрушающую силу, а детям такие персонажи очень нравятся, - говорит актёр о своем герое. - Ты можешь сокрушить любого, проходить сквозь кирпичные стены. На страницах комиксов у Носорога было отлично прорисовано злобное лицо. Смотрелся он очень впечатляюще».
Пол Джаматти получил роль Носорога, появившись на ток-шоу Конана О’Брайана в 2011 году. «Конан в шутку спросил меня, кого бы я хотел сыграть, если бы меня пригласили в фильм о Человеке-пауке, - вспоминает Джаматти. - И я ему ответил, что хотел бы сыграть Носорога. Наверное, Марк Уэбб смотрел то шоу. Когда начали подбирать актёра на эту роль, мы встретились, и он спросил: «Ты тогда всерьёз сказал, что хочешь сыграть Носорога?» Так сбылась моя самая невероятная мечта. В тот момент я был так счастлив, что почувствовал себя семилетним ребёнком!»
Съёмки фильма «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» проходили с 4 февраля по 25 июня 2013 года. Этот фильм стал первым во всём киносериале о Человеке-пауке, снимавшимся в Нью-Йорке, где доселе ещё не проводились съёмки настолько крупных голливудских проектов. Помимо натурных съемок в самом Нью-Йорке и в Рочестере, штат Нью-Йорк, некоторые сцены снимались на Лонг-Айленде и в Бруклине, самых узнаваемых локациях штата. Одна из экшн-сцен снималась на настоящей Таймс-сквер, но, правда, всего одну ночь. Большая часть этой сцены снималась на натурной площадке студии «Gold Coast» в Бэтпейдже, штат Нью-Йорк, где декораторы соорудили в натуральную величину точную копию северной части самой известной площади Нью-Йорка.
Под руководством Уэбба дизайнер костюмов Дебора Линн Скотт разработала новый дизайн костюма главного героя, который должен был в точности соответствовать костюму из комиксов. «Мы очень скрупулезно изучали одежду Человека-паука, какой ее рисовали авторы комиксов, – вспоминает Скотт. – Фактически мы пытались использовать эти картинки для формирования выкроек, а затем применяли новейшие технологии, чтобы сделать костюм по-настоящему крутым».
Работая над дизайном Электро, Марк Уэбб решил отойти от классического изображения персонажа, который использовался в комиксах. Гримом занимались специалисты компании «KNB EFX Group». Примерно 150 художникам, дизайнерам и гримерам потребовался целый год, чтобы превратить Джейми Фокса в Электро. Приступив к работе над гримом, специалисты «KNB» сделали несколько фотографий и слепки с тела Джейми Фокса, по которым впоследствии был отлит манекен актёра. Именно его художники использовали для разработки нескольких вариантов дизайна персонажа. В итоге остановились на 21-й независимой силиконовой накладке, которые ежедневно приклеивали на тело Джейми и его дублёра, в первую очередь беспокоясь о том, чтобы кожа выглядела точь-в-точь как настоящая. На съёмочной площадке Фокса и его дублера гримировал получивший премию «Оскар» гримёр Говард Бергер.
Для создания саундтрека к фильму кинематографисты решили поэкспериментировать. Марк Уэбб обратился к обладателю премию «Оскар» композитору Хансу Циммеру с просьбой сформировать группу, которая будет заниматься музыкальным сопровождением. В неё вошли Фаррелл Уильямс (возможно, один из самых талантливых современных музыкантов, который выпустил два громких хита в 2013 году), Джон Марр из группы «The Smiths», Майкл Айнзайгер из группы «Incubus», Том Холкенборг, известный под псевдонимом JunkieXL, исключительная виолончелистка Энн Мэри Симпсон и Энди Пейдж, замечательный клавишник. Получившийся саундтрек вышел за авторством «Ханс Циммер и Великолепная Шестёрка, включая Фаррелла Уильямса и Джона Марра». Кстати, специально для фильма российский музыкант Баста записал трек «Супергерой». В российском прокате композиция будет звучать на финальных титрах.
17 июня 2013 года «Sony» объявила, что будут созданы ещё два сиквела. Премьеру третьего фильма назначили на 10 июня 2016 года, четвёртого - на 4 мая 2018 года.
МАРК УЭББ:
«Мы рассказали о рождении супергероя. Теперь мы можем исследовать новую вселенную. Первый фильм рождался в мучениях. Над второй картиной работать намного легче, потому что теперь у нас есть фундамент для новых драматичных приключений».
«Первый фильм был о том, может ли Питер Паркер быть Человеком-пауком. Теперь вопрос в том, может ли Человек-паук быть Питером Паркером… Питер не хочет ни от чего отказываться. Он решил остаться Человеком-пауком и сохранить любимую. Наша картина посвящена последствиям этого решения».
«Когда я работал над первой лентой, экшен был для меня внове. Я раньше почти не снимал экшен-сцен, кроме небольших фрагментов в видеоклипах и погони с динозаврами в «500 днях лета». На сей раз у нас было больше времени для планирования боевых сцен. Мы много над ними думали, и они получились куда более захватывающими, жёсткими и порой смешными».
«Супергеройский жанр базируется на создании экстремальных ситуаций, и не только в буквальном, но и в эмоциональном смысле. Для меня совершенно очевидно, что Человек-паук - не брутальный мужчина, он - мальчишка. Мне кажется, супергероям очень важно иногда показывать свои эмоции, не пытаться переиграть собственное естество, быть честным. В фильме «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» я постарался показать, как открываются люди, когда жизнь их к этому принуждает. Иногда они становятся жестокими, а иногда - уморительно смешными».
«Человек-паук немыслим без его остроумия. Мы решили это подчеркнуть. Мы специально приглашали талантливых, выдающихся комиков, чтобы они помогли нам с гэгами и остротами. Питер ведь ещё мальчишка, и он смотрит на мир с язвительностью панк-рокера».
«Мы хотели, чтобы этот фильм получился задорным и весёлым. Читая комиксы, невозможно не заметить сарказм главного героя, его беззаботность и весёлый нрав. Это - часть шарма, за который Человека-паука любят все почитатели, включая, разумеется, меня самого».
ЭНДРЮ ГАРФИЛД:
«Нелегко быть Питером Паркером, а быть Человеком-пауком просто замечательно. У Питера Паркера те же самые проблемы, что и у каждого подростка - слабый пол, финансовое благополучие. Но когда он надевает свой супергеройский костюм, наступает облегчение. Он наконец-то может вздохнуть полной грудью. Человек-паук точно знает, как всё исправить. Он - подлинное вместилище добра, батарейка героической энергии и панацея людей от любых опасностей. Для него это в радость и удовольствие, он относится к подвигам играючи».
«Кэл Маккристал был нашим «инструктором по клоунаде». Так мы называли комического консультанта. Некоторые идеи и сцены рождались в нашем воображении непосредственно во время бесед с Кэлом. Я очень люблю фильмы с Чарли Чаплином и Бастером Китоном, я восхищаюсь их талантом смешить зрителей. Теперь же у нас появилась возможность показать, что и у Человека-паука есть задатки эксцентричного комика».
«Как и Питер, Макс чувствует себя изгоем. Он видит, что его не уважают, что об него вытирают ноги. И когда он получает силу и власть, он не знает, что с ними делать. Макс – «суперзлодей» в кавычках. Он сложнее, чем обычные суперзлодеи. Поэтому он так увлекает. Его злодейство родилось из его страданий. Но и героизм Питера родился из его страданий. Любой из них мог оказаться на месте противника. Что сделало одного из них героем, а другого - злодеем? Гены, воспитание, судьба, моральные устои… Кто знает? Важно лишь, что у Макса и Питера много общего, и Питер сразу это замечает».
ДЖЕЙМИ ФОКС:
«Съёмки в фильме о Человеке-пауке - непередаваемое ощущение. Помню момент, когда я впервые ступил на площадку и увидел Эндрю в его костюме. Для меня этот момент стал поистине историческим. Мы делаем что-то, что зрителям очень нравится. Это - неотъемлемая часть нашей культуры. Это очень важно для меня, и я отношусь к этой ответственности очень серьёзно. Работая над образом Электро, я старался стать достойным соперником великого супергероя».
«Когда я рассказал дочери, что буду играть в фильме о Человеке-пауке, она сразу же спросила: «И кого будешь играть?» Я ответил: «Электро». Она покачала головой со словами: «Ох, пап… Тебя поколотят. Ты ведь знаешь об этом, правда?»
ДЭЙН ДЕ ХААН:
«Играть роль Гарри было очень интересно, поскольку это очень разносторонний, динамичный и вне всяких сомнений безумный по своей природе персонаж. Такая работа не может не приносить удовольствие… Мы с гримером Сарой Рубано сделали настоящий прорыв в области кинематографического грима. Метаморфозы моего персонажа начались с небольшого прыща на шее, впоследствии сыпь распространилась и на лицо. Гарри пытается это скрыть, но не может. В отчаянной попытке спастись он использует паучий яд, который стимулирует распространение болезни на все тело. Гарри становится таким же, каким был Норман Осборн незадолго до смерти. Мне приходилось надевать пластические накладки, в частности на нос и уши. В остальном это были разрозненные язвы и раны, местоположение которых мы подбирали особенно тщательно. Кроме того, я носил вставные челюсти и контактные линзы - так у меня появлялась зловещая улыбка Гоблина и его большие глаза. Форма причёски моего героя отдалённо напоминает малиновый плащ, в котором изображали Зелёного Гоблина авторы комиксов».
ЭММА СТОУН:
«Гвен спасает Питера чаще, чем он её. Она очень полезна для Человека-паука. Он - сила, она - мозг».
ХАНС ЦИММЕР, композитор:
«Мне кажется, что супергеройские фильмы нуждаются в особом подходе. Несколько лет назад в разговоре с Фарреллом у нас всплыла тема - почему музыка играет столь большую роль в нашей жизни? Питер Паркер - обычный парень, только что окончивший колледж. В его жизни происходят большие перемены, но он решает проблемы несколько иначе, чем решал бы взрослый человек. Он все тяготы встречает с юморком и свойственным молодым ньюйоркцам бесстрашием. Не думаю, что, описывая его эмоции, были бы уместны духовые инструменты Вагнера или струнные Малера. Куда лучше их описал рок-н-ролл».
АВИ АРАД, продюсер:
«Во всех фильмах о Человеке-пауке всем ясно, что герой любит быть Человеком-пауком. Равно как все понимают, что геройское альтер-эго явно конфликтует с повседневной жизнью и желаниями Питера Паркера. И тут мы выставляем на авансцену главного противника - «OsCorp». Его собственная жизнь, жизнь его отца, жизнь Гарри и все недруги Человека-паука, кажется, неразрывно связаны с этой башней Зла. Мы задрали планку на катастрофическую высоту - ведь в этот раз Питеру придётся противостоять фактически всемогущей организации».
«Этот фильм сильно отличается от других картин о Человеке-пауке. Другой масштаб, другая интенсивность, но самое главное - он куда более человечный, чем все предыдущие… Сценаристам удалось создать историю, полную надежды; историю, которая без труда найдет путь к сердцам всех зрителей».