02.06.2009

ТОКИО, ТЫ НЕ ЛЮБИШЬ МЕНЯ, ИЛИ СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ

Перед нами три мастерски рассказанные истории, каждая с характерным для короткого метра микстом анекдота с притчей. И для того, чтобы заметить отличие киноальманаха «Токио!» от сборников романтических новелл в духе «Париж, я люблю тебя», не надо быть особо прозорливым зрителем и большим оригиналом. «Токио!» - фильм не про милые и забавные детали «лучшего в мире города», а фильм про Мегаполис с большой буквы «М», написанной неоном на бетоне. Человек здесь - звучит жестко и жестоко. Он то получеловек, то человек вне человечества, то недо- (а может быть сверх-) человек. И вообще в творении Гондри-Каракса-Бон Джун-хо на месте Токио легко представить себе, скажем, Рио-де-Жанейро, но, опять же, уж точно без белых штанов.

Токио!-б

«Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой…»

Гондри в «Дизайне интерьеров» решил поведать о маленьком человеке, придавленном квартирным вопросом и необходимостью самореализации. Ну, не мечтает девушка-провинциалка увидеть столицу у своих ног. Нет амбиций – ставит диагноз её бойфренд. Или, добавим, - нет видимости этих амбиций. Да, девушка не снимается в скучных и неумелых фильмах про философствующих мутантов, которые демонстрируются потом в порнокинотеатрах. Но и её парень – режиссёр этой ахинеи – тоже не Такеши Миике. Однако, врёт реклама, сегодня и жажда – всё, и имидж – тоже всё. Сильная жажда и создаёт имидж. Поэтому человеку, желающему всего лишь быть полезным другому человеку, уготована судьба призрака квартиры (такая европейская пародийная шутка, ведь японские искусство и фольклор набиты всякими мелкими духами). Девушка становится стулом. Потому что приехал в центр – пробивайся в самый-самый центр, а не можешь – значит, ты мебель.

«Хватит трепаться, наш козырь – террор!»

Он появляется из канализации (Дени Лаван – постоянный актёр и alter ego Леоса Каракса), нападает на прохожих, жрёт деньги и цветы, курит, лижет девушек и – на посошок – укладывает гранатами уйму людей. Он - иностранец, бомж, хулиган, преступник, одним словом, Чужой. Функционально - что-то среднее между Бен Ладеном, Годзиллой и Энди Уорхоллом. Как выясняется потом на суде, существо с медийным прозвищем «Дерьмо», не говорящее на человеческом языке, послано на Землю своим богом. Зачем? Неизвестно. Решайте сами. Идеология Дерьма – предельная ненависть и презрение ко всем. Дерьмо становится Новостью № 1 и вносит смятение в умы и души человечества – одни жаждут его смерти, другие становятся адептами «нового учения». Пришелец разговаривает с миром через адвоката с говорящей фамилией Воланд. Напрашивается версия: может он та сила, что вечно желает зла, но творит добро, ведь дерьмо – продукт человеческого существования, в определенный момент существенно облегчающее жизнь тела? Бац, и человечество тычут мордой в его выделения: конформизм, расизм, нетерпимость, терроризм… Как там у Шевчука - «Скучно вам, серые? Щас я накапаю правду на смирные ваши мозги». Ну, и дальше, естественно, - «Нечего, падла, народ баламутить!» И Голгофа. Полное ощущение, что Каракс в своей новелле вывернул наизнанку историю Христа…

«Эй! А кто будет петь, если все будут спать?»

Город давит и перемалывает. Почти аксиома. У Бон Джун-хо в «Токиотрясении» те, кто хочет сохранить себя становятся хикикомо?ри (этот японский термин означает «нахождение в уединении»). То есть подвергают себя «острой социальной самоизоляции»: не выходят из своей квартиры, никого не видят, много читают, иногда засыпают на толчке, общаются с миром через телефон и курьеров, не поднимая на последних взора. Уж сколько раз твердили миру про некоммуникабельность в местах больших скоплений людей, а Вавилон и ныне там. Бон Джун-хо доводит ситуацию до антиутопического состояния: в его Токио хикикомо?ри теперь значительно больше, чем обыкновенных людей. Город почти пуст, там робот бродит… Что можно противопоставить такому «мягкому апокалипсису»? Банально, но только любовь. Под грохот землетрясения человек посмотрит на человека, а затем добровольный Робинзон Крузо вдруг сорвется на поиски Пятницы… И Цой в бэкграунде – «Смерть стоит того, чтобы жить, А любовь стоит того, чтобы ждать…» Всё понятно, мой единственный вопрос, нет, даже два: а что за кнопки на девушке-курьере и к чему они в этой истории?

Павел ТИМОШИНОВ



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта