05.05.2009
НЕМНОГО ЛЬДА В ТЁПЛОЙ ВОДЕ Создатели фильма «Воспоминания неудачника», на экране или вне экрана, не забывают подчеркивать «независимость» своего проекта и держать дистанцию по отношению к Голливуду. И бюджет-то у них всего 1 миллион, и в США картина шла всего в одном кинотеатре, и для Дэниэла Крэйга это не просто роль, а нечто героически уместившееся между «Казино «Рояль» и «Золототым компасом»… С первого кадра главный персонаж «Воспоминаний» «звезда» Джо Скотт ведёт себя, извиняюсь за каламбур, как скотина, а окружающий его «голливуд» рисуется в духе очень критического реализма. В принципе термин «независимое кино» как раз и обозначает «не принадлежащее большим студиям», из чего как бы само собой следует - более свободное в творческом плане, менее меркантильное. Одним словом, что-то вроде «служенье муз не терпит суеты». Искусство, искусство, и искусство... Но после просмотра «Воспоминаний…» ещё раз уясняешь для себя, что «независимым» теперь всё чаще именуют кино про обыкновенную, нормальную жизнь. В том смысле, что без сцен экшн, фантастических спецэффектов, непролазных комедийных трюков и бескрайней романтики. Вот собственно и всё, а вовсе не искусство, искусство… Фильм Бэйлли Уолша – что простой ржаной хлеб, на землю его не швырнёшь, если человек совестливый. Почему Джо, который Скотт, так несчастен в своей шикарной вилле на берегу океана? Потому что однажды, в далёкой провинциальной юности, он сделал неправильный выбор, за которым последовали: неприятность, потом беда, затем вынужденное бегство… А счастье было так близко, и звали её Рут. Но получил Джо не голубку на плече, а павлина в небе (или они не летают?). Согрешив, он покинул любимую девушку и отправился на завоевание мира, что ему сначала удалось (судя по его особняку), а потом как-то не очень (здесь мы ориентируемся на его попытку утопиться). Как объяснил сам главный герой, он думал, что храбрость нужна для того, чтобы продвигаться вперед к мечте. А храбрость, оказывается, нужна для того, чтобы оставаться на месте. Следуя этой логике, Рут выходит замуж за лучшего друга Джо, который как раз имел «храбрость оставаться на месте», знал своё место и видел своё счастье. Пережив счастливца, через годы и расстоянья приехав на похороны друга, Джо, наконец, осознаёт: счастье (честно, последний раз пишу здесь это слово!) – это когда ты понимаешь, как оно выглядит. И не дергаешься. Конец притчи. Точка. От вполне законного вопроса «И чо?!» интеллигентного зрителя удерживают несколько действительно пронзительных нот, проникших в эту в целом независимую от изобретательности мелодию… Просто мальчик и девочка подпевают своим богам… На прощанье он просит разрешения её поцеловать… И end. Мимо, как это водится, незаметно пролетает жизнь, песня превращается в строчки на клочке бумаги в руках убитой горем женщины, и вдруг остро, до слёз и соплей, понимаешь – всё уже было, ничего этого больше не будет, ничего… Павел ТИМОШИНОВ |