06.04.2009
КЛАССИЦИЗМ «Класс» Лорана Канте победил в Канне почти год назад. До Нижнего фильм добирался долго, оброс по дороге множеством критических отзывов и интерпретаций, и прибыл к нам в качестве кем-то наполовину разгаданного кроссворда. Впрочем, настоящее кино, а «Класс» таковым, безусловно, является, по-настоящему разгадывается только лично. Не сказать, что новое творение Канте, образно говоря, бьёт «Ветвью» по голове. В фильм втягиваешься постепенно, бьющего по нервам натурализма здесь нет, присутствует даже некоторая монотонность повествования, катарсис не предполагается. Камера почти не проходится по гулким школьным этажам, так как сюжет картины «заперт» в четырех стенах и практически не выходит за рамки классического единства времени, места и действия. Камере интересны лица, вот она и дергается с одного на другое, как бы сопровождая слова туда, слова сюда. Учитель – действительно учитель, ученики – действительно ученики, профессиональных актеров не звали. В сумме - такой нео-нео-реализм. Что вовсе не откровение, учитывая существование «Догмы», Иоселиани, братьев Дарденн и так далее, вплоть до Валерии Гай Германики. Поскольку жизнь среднего класса, а значит и кинематографической общественности в том числе, всё больше походит на голливудские ленты, кино пытается обрести подлинность, решительно и радикально встраиваясь в реальность. Тут тебе и проблематика сценариев, полученная «из первых рук», и персонажи с улицы, и отсутствие всяких экранных эффектов, и отказ от излишне драматических ходов, отвлекающих зрителя от жизни как она есть. Канте почти совсем не озабочен сотворением символов, метафор и аллегорий. Просто он изначально (и удачно) моделирует ситуацию так, что все смыслы проистекают из неё сами собой. Школа – слепок мира? Конечно. Вот и покажем её без прикрас. А дальше, что называется, «попёрло»: коренное население и «пришельцы», анемия Европы и витальность «третьего мира», опыт и порядок против энергии хаоса, проблемы власти и бунта против неё… Главное, что из всего этого проистекает – перед нами фильм диалогов (вспомним, конечно, и Сократа, и Бахтина, но на том и остановимся). Два часа люди практически безостановочно разговаривают друг с другом. Причем в данном случае важна не столько глубина этих бесед (не слишком, надо сказать и глубокая), сколько их энергетика и общая направленность на выявление мировоззрений. Значение имеют интонации, мимика, позы, режущая глаза несовместимость фактур, столкновение в чистом виде (иногда почти лбами). Главное отличие «Класса» от канонических «школьных фильмов» в том, что у Канте ученики не проходят хрестоматийный путь от заблуждения к прозрению, они, скорее, задеты-оцарапаны чем-то находящемся за пределами их привычного мира. И учитель тут не только не бог, но даже и не пастырь. Просто человек. Да, умнее и опытнее тех, кто сидит за партами, но заметно нервничающий, ошибающийся, порой неловкий, несимпатичный, бессильный. У Канте напрочь отсутствует авторская позиция, в смысле каких-то нравоучений или драматургических указаний за кого болеть. Тогда зачем всё это? Затем, что каждый ответит на этот вопрос по-своему. Для меня «Класс» - фильм о том, что делать. Без знака вопроса. Делать честно и всерьёз при, кажется, полной бесполезности всех дел. Классика, одним словом. Ведь у Канте не цивилизация с варварством сталкиваются. К цивилизации новые «дикари» неплохо адаптируются, в компьютерах разбираются, Зидана любят, Матерацци – нет, и в родную деревню не рвутся. Скорее здесь цивилизованному варварству противостоит культура. Облегченная горизонталь пересекается усложненной вертикалью. Несколько утрируя ситуацию, скажем, что культурная миссия мсье Франсуа состоит даже не в том, чтобы оторвать тинейджеров от игры в трясучку и направить их в культурный очаг, например, в кинотеатр, а в том, чтобы они посмотрели там фильм «Класс» вместо «Трансформеров». Конечно, пусть и «Трансформеров» смотрят, но знают, что это всего лишь занимательный конструктор, а жизнь гораздо сложнее, многообразнее и интереснее. Всё, утопист хренов стрельбу закончил. Угу, начинаем двигать культуру в массы. Государство нам плечо подставит, бизнес поддержит, народ возрадуется… А можно ещё отчаяться, окрыситься, послать всё на фиг… Другие предложения будут? Павел ТИМОШИНОВ |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|