ГОЛГОФА
(«Calvary», Ирландия-Великобритания, 2014)
Режиссёр: Джон Майкл Макдонах.
В ролях: Брендан Глисон, Крис О'Дауд, Келли Райлли, Эйдан Гиллен, Дилан Моран, Орла О'Рурк, Исаак Де Банколе, М. Эммет Уолш, Мари-Жозе Кроз, Домналл Глисон.
Жанр: трагикомедия.
Давно не было такой недельки у отца Джеймса - католического священника в небольшом провинциальном городке. Во время исповеди он выслушивает от скрытого во мраке прихожанина самую странную речь в своей жизни, среди прочего звучит - «я собираюсь вас убить». Ровно через неделю неизвестный намерен пристрелить отца Джеймса, и даёт священнику неделю на то, чтобы привести в порядок свои дела. Однако вместо того чтобы начинать готовиться к смерти или обратиться в полицию, в отпущенный срок Джеймс Лавелль занимается обычными повседневными делами, стараясь изменить к лучшему жизнь своих прихожан…
Джон Майкл Макдонах - англо-ирландский кинорежиссёр и сценарист, старший брат автора семи пьес (в т. ч. «Калека с острова Инишмаан» и «Человек-подушка») и постановщика фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» Мартина Макдонаха. Джон Майкл начал режиссёрскую карьеру, сняв в 2000 году короткометражную драму «Вторая смерть», затем адаптировал роман Роберта Дрю для фильма «Банда Келли». В 2011 году снял первый полнометражный фильм - «Однажды в Ирландии», ставший самой коммерчески успешной независимой картиной ирландского производства.
Джон Майкл Макдонах начал писать сценарий о добропорядочном священнике, измученном своей паствой, во время съёмок своей дебютной ленты «Однажды в Ирландии». Он взял за основу модель Кюблер-Росс, согласно которой человек, столкнувшись с неизбежностью смерти, проходит через пять стадий: отрицание, злость, торг, депрессия, принятие. И примешал к этому детективную линию а-ля Агата Кристи. На главную роль Макдонах как и в «Однажды в Ирландии» пригласил Брендана Глисона. На втором плане: Крис О’Дауд («Вера Дрейк», «Рок-волна», «Тор 2: Царство тьмы»), Келли Райлли («Гордость и предубеждение», «Миссис Хендерсон представляет», «Шерлок Холмс» и «Шерлок Холмс: Игра теней» Гая Ричи, «Экипаж», «Китайская головоломка»), звезда «Игры престолов» Эйдан Гиллен, культовый ирландский стендап-комик Дилан Моран, премьер джармушевского «Предела контроля» Исаак Де Банколе («Мандерлей», «Полиция Майами. Отдел нравов», «Казино Рояль», «Скафандр и бабочка»). Джон Майкл выразил своё восхищение от подбора актёров в таких словах: «С огромным возбуждением, граничащим с тумесценцией, я жду ещё одной коллаборации с величайшим ирландским актёром Бренданом Глисоном, и работы с лучшим актёрским составом из когда-либо собранных за историю ирландского кинематографа». Место за кинокамерой занял оператор «Однажды в Ирландии» Ларри Смит («С широко закрытыми глазами», «Бронсон», сериал «Мисс Марпл Агаты Кристи»). Съёмочный процесс стартовал 24 сентября 2012 года в графстве Слайго, на северо-западе Ирландии.
Брендан Глисон (1955 г. р.) родился и вырос в Дублине. После окончания школы учился в Дублинском университетском колледже, затем в Королевской академии драматического искусства в Лондоне. После окончания учёбы играл в лондонских театрах, получил известность своими ролями в постановках пьес Шекспира и Чехова. Позднее вернулся в Дублин, где работал школьным учителем, преподавал английский язык и драматическое искусство. Впервые появился в кино в 34 года, получив роль в телевизионном фильме. Впоследствии сыграл более чем в шестидесяти фильмах. Получил известность благодаря картинам «Храброе сердце», «Генерал», «Миссия невыполнима-2», «Искусственный разум», «28 дней спустя», «Банды Нью-Йорка», «Троя», «Царство небесное», «Залечь на дно в Брюгге», «Однажды в Ирландии», а также роли «Грозного глаза» Грюма в фильмах о Гарри Поттере. За роль Уинстона Черчилля в фильме «Навстречу шторму» в 2009 году получил премию «Эмми» за лучшую мужскую роль в телефильме. Брендан увлекается игрой на скрипке. Его брат, Барри Глисон - известный певец. Его сыновья Барри и Домналл - тоже актёры. Кстати, Домналл Глисон тоже играет в «Голгофе». Он известен ролью Билла Уизли в фильме «Гарри Поттер и Дары Смерти», ролью Левина в «Анне Карениной» Джо Райта и главной ролью в картине Ричарда Кёртиса «Бойфренд из будущего».
Премьерный показ «Голгофы» состоялся 19 января 2014 года в рамках 30-го кинофестиваля «Сандэнс». В феврале картина приняла участие в программе «Панорама» 64-го Берлинского МКФ (приз экуменического жюри) и открыла 12-й Дублинский кинофестиваль «Jameson». На 11-ой ежегодной церемонии вручения премий IFTA (Irish Film & Television Awards), которая прошла 5 апреля в Дублине «Голгофа» выиграла в номинации «Лучший фильм», «Лучший сценарий» (Джон Майкл Макдонах), «Лучший актёр» (Брендан Глисон). Премию IFTA называют «ирландским Оскаром».
ДЖОН МАЙКЛ МАКДОНАХ:
«Мы заканчивали снимать «Однажды в Ирландии». Тогда как раз была череда новостей о католических священниках, насиловавших малолетних мальчиков. Мы сидели в пабе, и я сказал: с этими скандалами снимут много фильмов про плохих священников-педофилов. Чего, кстати, на самом деле не случилось. И мы подумали: а почему бы не снять фильм про хорошего священника?»
«Я имею дело с историей и персонажами, и если они хороши, достоверны, то любой зритель сможет найти в ней что-то для себя. Это не религиозный фильм. Он о людях, которые стараются быть лучше. Люди часто стремятся быть лучше, но мы нечасто видим это в фильмах».
БРЕНДАН ГЛИСОН:
«Да, у Джеймса есть свои демоны, но он пытается быть хорошим, нести добро. В современном мире утрачена вера в героев. В этом фильме мы говорим: а если у вас есть герой, вы знаете, как с ним быть? Все говорят: будь для нас героем, наполни нас надеждой, но мы тебе не верим. И каждый хочет сломать его. А нужно продолжать верить… Каждый пытается сломать его, надеясь, что он не сломается. Пытаются сломить его дух, заставить признать, что нет ни веры, ни надежды, ни вечности. Это одновременно и их цель, и их величайший страх. Для меня это была одна из самых напряжённых актёрских работ».
ПРЕССА:
«Голгофа» - это очевидная удача и шаг вперёд после уморительной, но в чём-то довольно пустячной первой комедии… Оригинальный зачин дает Макдонаху блестящую возможность представить зрителю настоящий паноптикум из удивительных, странных, эксцентричных, но в то же время узнаваемых человеческих типов… В каждом человеке заложено плохое и хорошее, всякому бередит кровь непременный дух противоречия, а «простых» людей - таких, чтобы совсем без закидонов, - нет, их просто не существует в природе. И сам отец Джеймс тем более не простой… Макдонах без натуги перемежает драму и сатиру, а серьёзный разговор о грехе и покаянии с неизменным чёрным юмором - и это правильное решение, иначе разговор бы не задался. Все его персонажи - патентованные ирландцы, и все изображают различные оттенки и степени цинизма и отрицания, но в целом - такой у них своеобразный путь к богу. И, несмотря на всю эту фирменную ирландщину, не то чтобы такой путь был нам неблизок и непонятен» (Татьяна Алешичева, «Коммерсантъ Weekend»).
«Этот глубоко трагичный сюжет помещён в контекст провинциальной Ирландии, что в умелых руках Макдонаха не может не превратиться в комедию. Одновременно здесь можно заметить и параллели с фильмом Робера Брессона «Дневник сельского священника». Это пребывание режиссёра на грани, где-то между философской драмой и циничной комедией, и делает «Голгофу» если и не великим, то уж точно выдающимся представителем трагикомичного жанра. Не последнюю роль в этом играет и Брендан Глисон: его Джеймс Лавелль получился настолько естественным, что зрителю ничего не остаётся, как пойти на Голгофу вместе с ним» (Артем Ушан, «Интерфакс»).
«Джон Майкл Макдонах развивает успех своего хита «Однажды в Ирландии» этой невероятно чёрной комедией, пропитанной фатализмом и висельническим юмором, но скрывающей под своим брутальным очарованием как пылкое сердце, так и пытливый ум… «Голгофа» не «Пуаро» - Макдонах наполняет паству отца Джеймса безумцами и фриками, каждый из которых в чём-то виновен, а их ревизия, полная едчайшего, почти сюрреального юмора, стремительно начинает наливаться вопросами, в современном кино редкими. В чем смысл? Какой толк жить? Наконец, зачем Бог создаёт серийных убийц? Не то, чтобы у ирландского режиссёра были ответы, но это и не важно, пока он ставит эти вопросы с таким остроумием» (Кэт Кларк, «Time-Out»).
«Голгофу» принято называть «чёрной комедией», однако смешного в ней найдется совсем немного даже для тех, кто любит и ценит специфический умный британский юмор… Поэтому не стоит ожидать хохота в зале, юмор Макдонаха скорее обращен не к поверхностному восприятию на уровне гэгов и сальных шуточек, юмор «Голгофы» - это мрачное чувство юмора самого Господа, который из всех детей своих наибольшие страдания ниспосылает самым верным своим сынам» (Евгений Ухов, Film.ru).
«Второй фильм Джона Майкла Макдонаха очевидно рифмуется с первым, который шёл в российском прокате под универсальным названием «Однажды в Ирландии». Дело снова происходит на отчаянно живописном, но совершенно равнодушном, кажется, к человеку западном побережье страны… Макдонах по-прежнему экономно монтирует, не любит впустую двигать камеру и опирается на рубленые, саркастические диалоги. Но «Голгофа», несмотря на чёрный юмор и определённое сходство в траектории персонажей Глисона, конечно, куда более мрачная и серьёзная картина и куда более значительное высказывание, чем «Однажды в Ирландии», занятное стилистическое упражнение и признание в пассивно-агрессивном патриотизме. Макдонах, как и его младший брат, в плане эстетики принадлежит англо-американскому кинематографу, но на идейном уровне новый фильм встраивается в традицию католического французского кино - Мельвиля («Леон Морен, священник»), Мориса Пиала («Под солнцем Сатаны») и в первую очередь Робера Брессона («Дневник сельского священника»). Макдонах, воспользовавшись газетной темой священников-педофилов, фиксирует крах церкви как института, потерявшего моральный авторитет… Высокая аналогия, заявленная в названии, отыгрывается до конца, но хотя «Голгофа» не антиклерикальный памфлет, это и не проповедь… Макдонах говорит о судьбе не столько религии, сколько гуманизма вообще, находя тысячи оснований для скепсиса, но и единицы, позволяющие сохранить надежду» (Станислав Зельвенский, «Афиша. Воздух»).