ПОБУДЬ В МОЕЙ ШКУРЕ
(«Under the Skin», Великобритания, 2013)
Режиссёр: Джонатан Глейзер.
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Пол Брэнниган, Джессика Мэнс, Криштоф Гадек, Скотт Даймонд, Майкл Морленд, Ли Фаннинг, Джо Шула, Линси Тейлор Маккэй, Антония Кэмпбелл-Хьюз.
Жанр: фантастический триллер.
Загадочная и невероятно привлекательная Лора (Йоханссон) – инопланетянка, которая выполняет в Шотландии довольно специфическую миссию. Под видом роковой красотки-соблазнительницы она охотится на людей. Со своей задачей Лора справляется легко и изящно: она разъезжает на весьма изношенном старом автомобиле по трассе Эдинбург - Глазго и, притворившись, будто она заблудилась, подвозит ничего не подозревающих мужчин. При этом своими жертвами она выбирает исключительно одиноких. Не в силах устоять перед её сексуальным магнетизмом, бедолаги попадают в ловушку. Однако случайная встреча с человеком, который оказывается не таким как все, заставляет Лору по-новому взглянуть на наш мир…
В основу фильма положена книга 2000 года «Under the Skin» - дебютный роман Мишеля Фейбера, голландца, выросшего в Австралии, а теперь живущего и работающего в Шотландии. Интересно, что произведения Фейбера не номинировались на «Букер» только по той причине, что он в знак протеста против участия Королевства в военной операции в Афганистане не желал принимать британское гражданство (хотя ему предлагали, причем формально именно для того, чтобы номинировать его на премию). Российское название «Побудь в моей шкуре» придумал не прокатчик, его придумал Илья Кормильцев, который переводил роман Фейбера. Те, кто читал книгу, заметят, насколько фильм отличается от неё. Например, в романе пришельцы ходят на четырех ногах и похожи на лис. Режиссёр решил отойти от буквальности романа и представил свою версию истории, убрав при этом всю сатирическую составляющую романа, и сосредоточившись исключительно на метафизике.
Режиссёр картины Джонатан Глейзер родился в 1966 году в Лондоне. Окончив обучение по курсу театрального дизайна, Глейзер начинал с театральных постановок, затем стал делать промо-ролики для кино и телевидения, его работа для телекомпании BBC получила ряд профессиональных наград. В 1993 году он снял три собственных короткометражных фильма, и поступил в Академию рекламы. После этого он сделал известные рекламные ролики для «Guinness» и «Stella Artois». Начиная с середины девяностых снимает ряд музыкальных видео для таких знаменитых музыкальных исполнителей, как «Massive Attack», «Blur», «Radiohead», «Jamiroquai», Ник Кейв, UNKLE, «The Dead Weather». В 1997 году получает статус «Клипмейкера года» по мнению MTV. В 2000 году выходит дебютный полнометражный фильм Глейзера «Сексуальная тварь». За роль в этой криминальной драме сэр Бен Кингсли был номинирован на премию «Оскар». Второй фильм режиссёра - «Рождение» с Николь Кидман в главной роли - вышел спустя 4 года.
Надо сказать, этот фильм, а особенно участие в нём Скарлетт Йоханссон, наделали много шума: никто не ожидал, что одна из главных актрис Голливуда примет участие в съёмках низкобюджетного фильма, в котором сыграет роль инопланетянки. Кстати, кандидатками на главную роль были Джемма Артертон, Ева Грин, Меган Фокс, Дженьюари Джонс, Эбби Корниш, Оливия Уайлд, Аманда Сейфрид, Блэйк Лайвли и Джессика Бил.
Съёмки картины проходили с 24 октября 2011 года в Шотландии. Продюсер Джонатан Уилсон рассказал, что многие сцены снимались в самых людных местах Эдинбурга и Глазго, но скрытно, чтобы не привлекать внимания к съёмкам и Скарлетт Йоханссон. Для этого была немного изменена внешность главной актрисы (протезы, накладные зубы, парик) и собрана специальная система камер, которые съёмочная группа незаметно носила за Скарлетт, чтобы никто вокруг не подозревал, что происходит. Уличные дубли снимались с перерывами для того, чтобы люди сменялись, и прохожие не понимали, что они в кино. Мужчины, которых героиня Скарлетт Йоханссон заманивает в свой автомобиль, не актёры. Джонатан Глейзер установил в машине скрытые камеры, а о том, что их снимали для фильма, мужчинам сообщали уже постфактум.
Премьера картины «Побудь в моей шкуре» состоялась 29 августа 2013 года на кинофестивале в Теллуриде. Позже, фильм был показан в рамках конкурсных программ Венецианского и Лондонского МКФ, а также на 38-м МКФ в Торонто.
ДЖОНАТАН ГЛЕЙЗЕР:
«Как сыграть инопланетянку? Я хочу сказать, вы разве когда-нибудь видели настоящего пришельца?.. Я прочёл эту историю в газете. Собака зашла в море и начала тонуть. Хозяйка попыталась её спасти, тоже начала тонуть. Так что в воду полез уже хозяин… Мы, как люди, эмоционально реагируем на попытку мужа спасти жену. Мы восхищаемся героизмом и переживаем из-за случившейся трагедии. Но для нашей героини всё это пустой звук. Когда мы показываем её лицо, становится ясно, что она никак не реагирует на происходящее. Потому что она - инопланетянка. Она не сочувствует людям. Она смотрит на нас, как леопард смотрит на антилопу… Мне импонирует идея показать мир глазами пришельца». (О том, что стоит и чего не стоит рассказывать об инопланетной расе) «Мы долго это обсуждали. И в итоге исключили из фильма некоторые ранее снятые сцены. Лично мне достаточно знать, что инопланетяне чего-то от нас хотят. Чем в большие подробности мы входим, тем менее «чужими» становятся пришельцы. Потому что мы начинаем их понимать. И не важно, делают ли они из нас еду или расчёски. Поэтому я старался сохранить их чуждость и загадочность. Это было очень важно для нашего фильма».
СКАРЛЕТТ ЙОХАНССОН:
«Ранняя версия сценария, которую я читала, была, скажем так, даже более прямолинейной, чем то, что у нас в итоге получилось. Сильно прямолинейнее. Изначально речь шла просто о паре инопланетян, которые должны были каким-то образом развить свою популяцию в маленьком городке; местные начинают что-то подозревать, а главные герои стараются сделать всё, чтобы их не вычислили. Я уверена, что в качестве мужского персонажа рассматривался Брэд Питт… Это всё было вообще довольно давно, в 2008 году. Тогда я как раз очень хотела поработать с Джонатаном и встретилась с ним, когда узнала, что он ищет актрису на главную роль. Примерно за минуту разговора я уяснила для себя, что этот проект никогда не осуществится. Он выглядел так, как будто сам уговаривал себя снять этот фильм. Но позже я поняла, что Джонатан просто не хочет экранизировать тот сценарий, который у него был на тот момент. В самом сюжете было нечто такое, что его зацепило, но это точно не была сама по себе история двух инопланетян, пытающихся сойти за своих в маленьком городке… В его исполнении это всё напоминало затянувшийся сеанс психотерапии относительно всех его печалей по поводу будущего фильма. Но я была довольно тем фактом, что именно мне он решил поплакаться в жилетку. Я была его фанаткой, и мне просто нравилось говорить с Джонатаном. Поэтому я набралась терпения… На протяжении следующих нескольких лет я время от времени интересовалась, как у него дела. Но обо мне он, видимо, не очень думал. Просто в один прекрасный момент он понял, что именно я ему и нужна. Это мне напомнило движение по карьерной лестнице в обычной жизни. Начальник вдруг смотрит на тебя и понимает, что ты способен на что-то большое. Типа: «О, боже мой! Этот цветок был у меня всё время перед глазами, а я его не замечал! Давай скорей снимать!»… Сначала я была барометром для его идей. Он со мной просто советовался. А потом всё внезапно перевернулось. «Вот последний вариант сценария, Скарлетт. Не было бы тебе интересно сыграть тут главную роль?» В общем, моя погоня за Глейзером растянулась на два или три года… Нам потребовалось три недели серьёзной работы, прежде чем мы нашли компромисс. Напоминало двух зверей, которые ходят и обнюхивают друг дружку. С моей стороны, конечно, была масса сомнений в стиле «А мы точно здесь не обделаемся?»… Конечно, тут нужен был очень большой кредит доверия. Я помню, как мы разговаривали с Джонатаном по телефону перед тем, как начали снимать. Это было как общение двух детей, которые условились выйти замуж друг за друга. Ты нервничаешь, ты счастлив и у тебя переизбыток адреналина одновременно… Мы с Джонатаном постоянно озадачивали себя: «А это что? Что мы тут делаем? Кого я играю? Что я играю?»… Нам нужно было пройти начальный момент съёмок, прежде чем всё начало катиться по накатанной. Но до этой поры какое-то время мне даже было страшновато».
«Я подумала, что это будет чем-то очень новым и интересным - играть героиню, у которой нет и намека на человеческие эмоции… Не могу сказать, что я понимала, как играть эту роль. Мы потратили пару недель, чтобы понять, кто она такая. В конце концов, это не человек, это некая сущность».
«С одной стороны, ты просто имеешь дело с людьми, встреченными на улице. С другой стороны, ты в чёрном парике разъезжаешь по городу и говоришь с чуваками, которые не имеют представления о том, что их снимают в кино. Джонатан сказал, что у него есть крутая идея: мы ездим по городу, и я снимаю чуваков. «Звучит неплохо?», - спросил он меня. Но трудно было скрыть, что звучало всё на самом деле просто ужасно. Я ему сказала, что я его ненавижу. И я всё ждала, когда нарисуется продюсер или первый ассистент, чтобы попросить отговорить Джонатана. Но так всё дотянулось до последнего дня. И все такие: «Ну... ты же все грамотно тут сделаешь, да?»… По факту, за мной следовала половина съёмочной группы, которые преследовали мою развалюшку, пока я каталась по улицам Глазго. И у меня в наушнике все время горячился Джонатан: «Сними это парня! Сними его!». А я говорила, что не буду снимать его, потому что чувак стоит и в открытую курит крэк на углу улицы. Я про то, что он наставлял меня идти знакомиться к каждому встреченному головорезу на улице. И ещё нужно было ломать голову, чтобы выбирать парней попроще. Никому же не хотелось, чтобы меня там узнали… Там был один странный разговор, когда мы болтали с парнем, а он вдруг резко остановился и вдруг говорит: «А ты в кино же снимаешься?». У меня ком в горле застрял, сердце, кажется, биться перестало, но я постаралась сохранить лицо и спрашиваю его: «О, нет. А почему ты спрашиваешь?». И он, такой, говорит: «Да потому что ты такая крутая, мать твою!». Представляешь, у него даже мысли не возникло, кто я такая. Тогда я поняла, что мне уже ничего не страшно. И я справлюсь с любой такой ситуацией. Когда я встретила после этого Джонатана, он сиял как надраенная монета».
«Мне приносит так много удовольствия говорить об этом фильме! Мне задают так много новых вопросов! С одним из журналистов, который брал у меня интервью, мы закончили разговор обсуждением относительности времени. В то время как обычно мне задают вопросы вроде «Что вы считаете привлекательным в мужчинах?» или «Какой суперсилой вы хотели бы обладать?»
(после просмотра фильма в Венеции) «Это был первый раз, когда я смотрела свой фильм вместе со зрителями, и первый раз, когда я увидела «Побудь в моей шкуре» целиком. Я ужасно нервничала. Когда фильм закончился, и в зале зажгли свет, я увидела публику, одна часть которой аплодировала, а другая - освистывала фильм, но все они делали это с одинаковыми удовольствием. Я была в шоке, и не знала, как реагировать. Я посмотрела на Джонотана - его переполняло счастье! Когда мы вышли из зала, я сказала: «Это было так странно!», а Джонатан признался, что звук, которые издавали зрители, самый прекрасный из всех, который он когда-либо слышал!»
«Для меня лучше быть освистанной, чем оказаться где-то посередине: пусть лучше я упаду в чьих-то глазах, чем останусь в категории «нормальных». Это хуже всего».
ПРЕССА:
«Фильм «Under the Skin», получивший в России - следом за романом - не вполне адекватное название «Побудь в моей шкуре», самый странный фильм года. Элементарный, как фантастика категории B, монотонный, как хмурые пейзажи Северного Ланаркшира, ритмичный, как порно. И резкий - как та же дешевая фантастика, в книжном формате существующая под мягкой обложкой и на грошовой газетной бумаге. Гипнотический, как те же неуютные пейзажи местности, маркированной на картах Google словосочетанием «Scotland, UK». Непредсказуемый - как порно, где главной протагонисткой оказывается Скарлетт Йоханссон (только что в «Страстях Дон Жуана» против порно восстававшая). Опасно граничащий с видеоартом, больной и нежный, преисполненный - разве такое возможно? - искренней любовью к человеческому роду, обжившему планету, которой часто и охотно ставят ноль. Это нечто («the Thing», если пользоваться терминологией фантаста Джона Карпентера) подписано именем сорокавосьмилетнего Джонатана Глейзера, гениального клипмейкера, существующего в кинематографе на птичьих правах. Возможно, ещё одного великого режиссёра XXI века, на великие режиссёрские имена достаточно скупого» (Вадим Рутковский, «Искусство кино»).
«Если бы мои ноги не так сильно дрожали, а во рту не было бы так сухо, я бы залез на своё место и кричал «Браво!» (Робби Коллин, «The Daily Telegraph»).
«Рассказывать сюжет фильма Глейзера - дело неблагодарное. Каждый кадр «Побудь в моей шкуре» пропитан ощущением чего-то необычного, неземного, непривычного зрительскому глазу. Конечно, в чём-то режиссёр цитирует Кубрика, но при этом ему удается создать уникальное зрелище - частично благодаря музыке, частично благодаря операторской работе, но по большей части благодаря Скарлетт Йоханссон, которая полностью преображается в некое существо, временно находящееся в женском облике… Все происходящее в «Побудь в моей шкуре» являет собой жгучую смесь ядреного артхауса и фантастики, а при желании в нём можно разглядеть феминистское послание: мужчинам пора прекращать судить женщин только по внешности, ибо однажды это плохо кончится. В случае с героиней Йоханссон очень важно, что у неё внутри, причём в буквальном смысле» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Побудь в моей шкуре» отчетливо напоминает фильмы Дэвида Линча. Картина Глейзера, несмотря на повторяющийся сюжет, смотрится просто завораживающе. Сделана она необычайно стильно и загадочно. Звучащая за кадром музыка погружает в транс и действует на зрителя примерно так же, как томный голос Йоханссон и её глаза действуют на мужчин, которые идут вдоль шотландской дороги» (Мария Токмашева, РИА Новости).
«Фильм режиссёра Глейзера - это адаптация книги писателя-экзистенциалиста Мишеля Фейбера. Над тем, как её подать в кино, Джонатан ломал голову не один год. В итоге он решил сделать скромную, но визуально очень необычную фантастическую ленту о девушке, «которая упала на Землю», в традиции мастеров подобного формата Николаса Роуга и Стенли Кубрика. Для того, чтобы картина не получилась заумной, у Глейзера была Йоханссон. Скарлетт же имела свой интерес: всё-таки она начинала как актриса независимого кино, а уже потом стала героиней обложек. Таким образом, «Побудь в моей шкуре» стал для неё своеобразным пробуждением прошлого «я» - тех времён, когда сексуальной её считали только работники видеопрокатов» (Дэвид Фир, «Rolling Stone»).
«Джонатан Глейзер пожертвовал экологическими идеями автора, сконцентрировавшись сначала на картине нашего мира глазами инопланетянки, а затем на её очеловечивании и рождении в ней эмоциональности… До того как стать режиссёром, Глейзер окончил школу дизайна и успешно снимал видео и рекламные ролики. По фильму это видно - тут замечательный саундтрек и мощный видеоряд… Его фильм - артхаусная фантастика, история, которую интересно рассматривать» (Марина Латышева, «РБК daily»).
«На «Побудь в моей шкуре» по обе стороны от меня спали два деда: каждый раз, когда показывали голую Скарлетт Йоханссон, а это случалось нередко, один просыпался и пинал другого ногой. На титрах деды (вместе с половиной зала) дружно кричали «буу!»: очевидно, количество демонстраций пышных форм показалось им решительно недостаточным. Йоханссон играет здесь непонятное существо женского пола, возникающее неизвестно откуда, снимающее одежду с мёртвого тела и завлекающее мужчин в ловушку разнообразными сексуальными манипуляциями. Ловушка эта, собственно, служит центральной и самой красиво решенной сценой фильма - мы так и не поймём, что происходит с жертвами и кто именно их ест, но восхитимся зрелищем и будем, как зачарованные, смотреть на экран» (Инна Денисова, «Интервью Россия»).
«Содержание детской сказки, и при этом много неожиданных и интересных визуальных решений. Фильм Глейзера слегка ошикали, но не его вина, что при ближайшем рассмотрении сюжет рассыпается на отдельные куски, между которыми нет никакой связи. Зато снято очень по-дизайнерски, стильно. Сцены соблазнения сексуально неустойчивых мужчин в чёрной-чёрной пустоте, когда они постепенно в буквальном смысле погружаются в пучину, где из них высасывают всю живую их сущность - отличный самостоятельный клип» (Алёна Солнцева, «Московские новости»).
«Чёрное, белое, осенние поля Шотландии и волны, колотящиеся о берег, фигура девушки в шубе, окутывающий всё туман - каждый кадр этой картины заряжен инфернальной мощью; ужас, отвращение и красота - редкий случай, когда ты смотришь на часы, потому что хочешь, чтобы извращённое удовольствие продолжалось дольше… Картина Глейзера - пример взаимного влияния кинематографа и современного искусства. Это набор тревожных образов, скрывающих сгустки смысла: инверсия представлений о маньяке-мужчине и жертве-женщине; провокационное заявление об изначальной непорочности человека (вместо обычной для арт-кино рефлексии по поводу его зверства); изобретательная визуализация шока от погружения в чужую культуру» (Мария Кувшинова, «Афиша. Воздух»).