НойНОЙ
(«Noah», США, 2014)
Режиссёр: Даррен Аронофски.
В ролях: Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Энтони Хопкинс, Эмма Уотсон, Логан Лерман, Дуглас Бут, Рэй Уинстон, Кевин Дюран, Мартон Чокаш, Дакота Гойо, Сами Гэйл.
Жанр: эпическая приключенческая драма.

В основе фильма - библейская легенда о человеке по имени Ной, которому являются видения Всемирного потопа. Таким способом он получает от Всевышнего предупреждение о грядущем наводнении, ниспосланном на Землю в наказание за человеческие грехи. В результате Ной берётся за исполнение полученного от Бога наказа - построить гигантский Ковчег и спасти на нём от гибели членов своей семьи, а также «каждой твари по паре».

Даррен Аронофски впервые обмолвился об этом проекте в апреле 2007 года в интервью газете «The Guardian». Режиссёр признался, что Ной стал интересовать его ещё в 13-летнем возрасте. Аронофски представлял себе Ноя как сложного и противоречивого героя, страдающего от того, что именно ему было дано выжить в результате наводнения. Первые наброски сценария Аронофски сделал в тот период, когда после ухода Брэда Питта застопорился проект «Фонтана». В работе над сценарием Даррену помогал Ари Хэндел, работавший с ним в разных ипостасях на «Фонтане», «Рестлере» и «Чёрном лебеде». Ещё до того, как они нашли источники финансирования «Ноя», им удалось вместе с канадским художником Нико Анриконом адаптировать сценарий в графический роман, первая часть которого была выпущена на французском языке бельгийским издательством «Le Lombard» в октябре 2011 года. После этого Аронофски заключил со студией «Paramount» и кинокомпанией «New Regency» контракт на создание фильма «Ной» с бюджетом $130 миллионов. Свои коррективы в сценарий внёс Джон Логан («Гладиатор», «Авиатор»), однако в титрах картины он не числится. Музыку к фильму сочинил Клинт Мэнселл, работавший с Аронофски на всех его картинах.

Даррен Аронофски родился 12 февраля 1969 года в Нью-Йорке. После окончания школы он в течение 6 месяцев путешествовал по Ближнему Востоку, Европе и Гватемале, а в 1987 году поступил в Гарвардский университет, где изучал антропологию, кино и анимацию. В 1990 году в качестве курсовой работы снял свой первый фильм «Чистка супермаркета». Этот короткометражный фильм был номинирован на студенческую премию Американской академии киноискусства. В 1991 году Аронофски снял ещё одну студенческую короткометражку «Печенье с предсказанием» и в этом же году закончил Гарвард с отличием, получив степень бакалавра искусств. Через год Даррен переезжает в Лос-Анджелес, чтобы учиться режиссуре в Американском институте киноискусства. В качестве выпускной работы он представил короткометражный фильм «Протозоа» и в 1993 году получил степень магистра изящных искусств. Над своим первым полнометражным фильмом «Пи» Аронофски стал работать в 1995 году, после возвращения в Нью-Йорк. Этот сюрреалистический триллер был представлен на кинофестивале независимого кино «Сандэнс» в 1998 году. Получив несколько фестивальных наград фильм с бюджетом в $60000 в итоге собрал в прокате $3,2 миллиона долларов, что позволило расплатиться с долгами и планировать свою следующую работу. В 2000 году выходит второй полнометражный фильм - «Реквием по мечте». Картина получила большое количество различных премий и наград. Съёмки следующего фильма оказались очень сложными для Аронофски. Изначально для реализации философско-фантастической притчи «Фонтан» было выделено $75 миллионов. Главные роли должны были сыграть Брэд Питт и Кейт Бланшетт. Однако во время подготовок к съёмкам Питт покинул проект из-за творческих разногласий с Дарреном. После чего проект лёг на полку. Заново начать работу над фильмом Даррен Аронофски смог только в 2004 году - после того, как получил согласие на участие в фильме Хью Джекмана. Главную женскую роль согласилась сыграть невеста режиссёра Рэйчел Вайс. При этом бюджет фильма был сокращён более чем вдвое - до $35 миллионов. Премьера фильма состоялась 2 сентября 2006 года на Венецианском кинофестивале. Критики встретили фильм достаточно тепло. Но кинокартина не сумела окупиться в прокате, собрав менее $16 миллионов. Фильм 2008 года «Рестлер» оказался самым успешным для Аронофского с точки зрения международного признания. История стареющего борца-рестлера получила главный приз 65-го Венецианского кинофестиваля – «Золотого льва». Триллер «Чёрный лебедь» (2010) на 67-м Венецианском МКФ освистали, отзывы прессы были кислыми. Но после декабрьского выхода в американский прокат рейтинг «Лебедя» устремился вверх, фильм долго входил в американскую прокатную топ-десятку (сборы за $70 миллионов не назовешь гигантскими, но они пятикратно превысили скромный производственный бюджет проекта). Вскоре Натали Портман получила «Золотой Глобус», а затем и «Оскар» за лучшую женскую роль. К тому же «Чёрный лебедь» попал ещё в четыре номинации на премию «Оскар»: «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший оператор», «Лучший монтаж».

Сначала на роль Ноя Аронофски выбрал Кристиана Бэйла, но тот был занят, так как подписался на участие сразу в двух проектах Терренса Малика. Затем кандидатом номер один стал Майкл Фассбендер, но тот показался студийным боссам не слишком знаменитым для такого крупнобюджетного блокбастера. В результате возникла кандидатура знаменитого австралийского актёра, лауреата премии «Оскар» Рассела Кроу («Быстрый и мёртвый», «Секреты Лос-Анджелеса», «Свой человек», «Гладиатор», «Игры разума», «Хозяин морей: На краю Земли», «Нокдаун», «Поезд на Юму», «Робин Гуд», «Три дня на побег», «Отверженные»), который идеально подходил для такой роли.

Ноему, жену Ноя, сыграла Дженнифер Коннелли («Реквием по мечте», «Игры разума», «Халк», «Дом из песка и тумана», «Кровавый алмаз»), которая до этого уже снималась в роли супруги героя Рассела Кроу в фильме «Игры разума» и получила за эту роль «Оскара» в номинации «лучшая женская роль второго плана». Ганнибал Лектер мирового кино и лауреат премии «Оскар» Энтони Хопкинс создал образ библейского персонажа Мафусаила, самого старого человека на свете. Согласно преданию, Мафусаил умер за семь дней до Великого потопа в возрасте 969 лет.

«Ной» начали снимать в июле 2012 года на полуострове Дирхолэй, в районе Рейкьявика Фоссвогур, на базальтовых колоннах Рейнисдрангар и в других местах Южной Исландии. Съёмки также проходили в Нью-Йорке, Голливуде и Вашингтоне, Миссисипи. Ноев ковчег был построен в Национальном историческом парке Плантинг Филдс Арборетум в Верхнем Бруклине, Нью-Йорк. Искусственный ливень, изливавшийся из протянутых над Ковчегом труб с разбрызгивателями, по словам Аронофски, мог залить водой восемь футбольных полей и был одним из самых мощных искусственных дождей в истории кино, сильнее, например, чем в «Идеальном шторме». Но киногруппу «Ноя» настигла и настоящая стихия! Это случилось во время съёмок в Национальном историческом парке, когда на Нью-Йорк обрушился ураган «Сэнди». Из-за сильного ветра в парке всё завалило деревьями. К тому же около 90 % городка Ойстер Бэй осталось вообще без электричества. Но ковчег выстоял…

Интересно, что на съёмочной площадке не было никаких животных. «Каждую тварь по паре» нарисовали на компьютерах. «Я не хочу снимать настоящих животных, - объяснил Аронофски. - Я против дрессировки диких зверей и их содержания в клетках. К тому же «Восстание планеты обезьян» в 2011 году наглядно доказало, что в наши дни дикие звери на съёмках не нужны». Образы животных были созданы знаменитой студией спецэффектов «Industrial Light и Magic» (основана Джорджем Лукасом в мае 1975 года).

В марте 2014 года ряд мусульманских стран, таких как Катар, ОАЭ, Иордания и Египет, отказались выдать разрешение на трансляцию «Ноя» в кинотеатрах. Цензоры запретили картину, так как мусульманская традиция не допускает изображений пророков и посланников Аллаха. Студия «Paramount» намеревалась перемонтировать картину, чтобы не распугать потенциальных зрителей, однако в итоге в прокат всё же решили выпустить режиссёрскую версию фильма. Кстати, Рассел Кроу пытался с помощью твиттера уговорить папу римского Франциска посмотреть «Ноя», называя картину мощной, завораживающей и вызывающей резонанс.


РАССЕЛ КРОУ:
«Это не то кино, которое люди обычно представляют, когда слышат имя «Ной». Когда Даррен впервые мне позвонил, он сказал: «Я сейчас произнесу название моего нового проекта, который я хочу тебе предложить. Пожалуйста, ничего не говори. Я потом пообещаю тебе две вещи, и после этого мы обсудим твоё участие». Он назвал мне заглавие фильма, а потом сказал: «Во-первых, я обещаю, что тебе не придётся носить сандалии. Во-вторых, я обещаю, что тебе не придётся стоять на носу корабля в обнимку с жирафом и слоном».

ДАРРЕН АРОНОФСКИ:
«Всё началось ещё в школьные годы. Мне было лет тринадцать, и у меня в школе была совершенно потрясающая учительница английского языка. Её уроки не были занудными, когда хочется сбежать из класса или заснуть прямо за партой, а всегда очень интересными. И ещё она умела вдохновлять нас, учеников, и показывать, что всё в этой жизни возможно, если по-настоящему захотеть. Главное - это упорство и желание работать. Так вот однажды она попросила нас написать сочинение в любом жанре на тему мира. Позже оказалось, что это было не просто очередное домашнее задание, а конкурс на лучшее школьное произведение для Организации Объединенных Наций. И я его неожиданно выиграл. А написал я стихотворение про Ноя. И даже читал его потом на заседании ООН. Для парня-подростка это было сверхсобытие».
«Первые попытки я делал ещё в 1998 году, сразу после выхода моего фильма «Пи». Помню, мы встретились с продюсером в Голливуде, и он мне говорит: «Скоро выходит «Ноев ковчег» с Джоном Войтом. Я думаю, нам не стоит сейчас снова снимать фильм на эту тему». Я ему: «Да, но я же собираюсь снять совершенно другой фильм. У них ничего не будет общего». Но, конечно, этот проект тогда умер».
«Примерно шесть лет назад я и Ари Хэндел написали сценарий, и Голливуд его как-то не воспринял. Я тогда подумал, что вот уже 50 лет никто не обращался к библейским темам в кино, а ведь, если разобраться, библейские персонажи – это такие протосупергерои. И, конечно, меня увлекала идея соединить современные визуальные эффекты и ветхозаветную историю. Но, увы, в тот момент никто ко мне не прислушался».
«Мне кажется, у каждого человека на планете есть личностное отношение к этой истории. Независимо от того, верующий человек или нет, в какой традиции он воспитывался - все знают историю про потоп, даже в Китае и Японии есть сказания про великое наводнение. Именно поэтому я считаю, что эта история найдёт отклик у людей во всём мире. Да и вообще, сама по себе история фантастическая - представьте, что такое для ребёнка воочию увидеть всех этих животных «каждой твари по паре», да и для взрослых, впрочем, тоже. Но в то же время, если посмотреть шире - это глубоко трагическая история, это история уничтожения всего живого на земле, всех людей и животных, которые не смогли попасть на ковчег и спастись. Они все утонули. Это ведь первая апокалиптическая история на земле. Вообще, если вы посмотрите на то, как драматургически выстроена Библия, то получается, что всё начинается с Творения, потом история грехопадения, и потом первое убийство. Вот, собственно, первые три истории. А четвертая история - это история Ноя, и она напрямую связана с Творением, потому что Творец решил уничтожить всё, созданное им, полностью очистить планету и начать всё сначала. И для меня это абсолютно правдивая история, потому что я всегда с уважением отношусь к первоисточнику… Для меня главное - следовать правде первоисточника, его темам и идеям, потому что это на самом деле потрясающая история. Для меня открылась фантастическая картина мира до потопа, я увидел какие-то невероятные вещи - первое в мире описание радуги, чудо о голубе с оливковой ветвью. Я начал думать обо всем этом - каким был этот мир? Если была первая радуга, было ли небо обязательно голубым? Как вообще выглядел этот мир? На самом деле как угодно - поэтому главной задачей, которая стояла передо мной и моей группой, было вообразить этот фантастический мир, это Средиземье, но основанное на Библии. Надеюсь, что у нас получилось создать этот мир. И только после потопа мир становится таким, каким мы видим его сегодня. До потопа - это мир, в котором могли происходить все описанные в Библии чудеса. А после - это уже вновь созданная вселенная».
«Эту историю в кино ещё никто всерьёз не рассказывал. Это самая первая апокалиптическая сага, и потому она очень интересна… Это потрясающая литературная основа, и её очень трудно переносить на экран. Мы должны были найти человеческую драму в эпическом повествовании».
«Я считаю, что развлекательная составляющая - это самое главное, основа фильма. Прежде всего, вам надо увлечь и развлечь аудиторию, в противном случае вашими зрителями будут только заядлые синефилы. А с фильмом такого масштаба мы просто не могли себе этого позволить. Поэтому главное в этой картине - увлекательные драматические перипетии, великолепные спецэффекты, компьютерная графика, прекрасная музыка… И главное - сама история, история надежды, история о том, как можно выжить в самых катастрофических условиях. Разумеется, я надеюсь, что за всем этим наши зрители разглядят и те философские идеи, которые содержит фильм. Мне кажется, мы часто недооцениваем зрителя. Я уверен, что наши зрители гораздо тоньше, чем принято думать. Я снял много достаточно странных фильмов, и зрители из самых разных стран, на самых разных языках поняли и приняли их. Отклики, которые я получал, подтверждали, что зрители услышали то, что я хотел сказать своими картинами. Редко предоставляется возможность сделать кино, которое не только развлекло бы зрителя, но и заставило задуматься над важными вещами. Я надеюсь, что наша картина - именно такая».
«Мы много работали в Южной Исландии. Я был там до этого несколько раз, и каждый раз поражался великолепию и разнообразию пейзажей. Мы снимали недалеко от мест, где всё покрыто вулканическим пеплом. Такого пейзажа нигде не увидишь. Он даёт ощущение какой-то нереальной первобытной местности. Вот Рассел, я знаю, является большим любителем природы. Он точно оценил эту страну. Ездил на велосипеде по 50 км в день. Что касается Нью-Йорка, то я родился и вырос в Бруклине. Так что очень люблю снимать недалеко от родного дома. К тому же у многих людей были сомнения, что мы сможем провернуть съёмки такого масштаба здесь. Конечно, в Нью-Йорке снимают огромное количество фильмов, но согласитесь, что не так часто строят подобные масштабные декорации, как у нас, проводят сложную ирригационную систему на большом участке парка и устанавливают шесть подъёмных кранов. Так вот мы с художником-постановщиком Марком Фридбергом решили доказать себе и всему миру, что мы можем всё это организовать на высшем уровне. И, к нашему счастью, местные власти, актёры, местные жители - все пошли нам навстречу».
«Мы в точности следовали описанию из Библии. Обычно художники рисуют Ковчег с носом и килем. Но это не корабль. Он строился не для того, чтобы куда-то плыть. В Библии его носит по волнам, пока вода не спадает. Это не судно, это плавающий сундук».
«Ковчег высотой с шестиэтажный дом. Признаюсь, мы долгое время вычисляли его точные параметры перед началом строительства. Ведь в Библии были даны пропорции в локтях: длина - 300 локтей, ширина - 50 локтей, а высота - 30 локтей. А локоть - это единица измерения длины, не имеющая определённого значения и примерно соответствующая расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки… Но дело в том, что эту меру использовали многие народы мира, и у каждого было своё измерение. Например, у египтян локоть равнялся 45 см, а у греков - 46,3 см. В результате мы поняли, что это значит в общем и в целом, и повторили пропорции библейского Ковчега. Только вот длина его составляет 100 локтей. Остальные 200 локтей мы добавили с помощью компьютерной графики. Чтобы вам было понятнее, в метрах это, кажется, 23?17?137… Кстати, сделан ковчег наш не из дерева, а из белого пластика специального, покрашенного в цвет дерева гофер, которое упоминалось в Библии».
«Это история о чудесах, и потому в картине есть чудеса. Мы создали нашу собственную библейскую мифологию, и мы надеемся, что зрители поймут и примут её. В этом отношении работа над «Ноем» похожа на съёмки «Властелина Колец».
«В фильме нет моего личностного отношения к религии. Я воспринял эту историю не просто как евангелическое предание, но как реальную историю, и постарался сделать так, чтобы на экране была реальность. Поэтому моя вера в данном случае не имела значения, потому что я относился к этой истории как к драматургическому материалу. Я не пытаюсь ничего пропагандировать в этом фильме, просто рассказываю историю так, как она была написана. Разумеется, там есть многое из того, что я почерпнул из разных философских источников, дающих различные интерпретации этого события, но всё это только для того, чтобы создать как можно более полную картину мира, который я хотел показать на экране. На самом деле в Библии этой истории уделено всего три или четыре параграфа, там это всё довольно скупо описано. Например, там нет совершенно прямой речи Ноя. Но должен же был Рассел Кроу что-то говорить в фильме, правда? Поэтому нам, конечно, пришлось многое добавлять и придумывать самим, но главное, я надеюсь, то, что мы остались верны основным темам и идеям первоисточника».



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта