ВЫЖИВУТ ТОЛЬКО ЛЮБОВНИКИ
(«Only Lovers Left Alive», США-Великобритания-Германия-Франция-Кипр, 2013)
Режиссёр: Джим Джармуш.
В ролях: Том Хиддлстон, Тильда Суинтон, Миа Васиковска, Джон Хёрт, Антон Ельчин, Слиман Дази, Джеффри Райт, Картер Логан, Уэйн Бринсон.
Жанр: крипто-вампирская любовная история.
Адам - талантливый андерграундный музыкант, живёт в мрачном Детройте, одевается в стиле 60-х и не выходит днём из дома. Он не в восторге от того, куда катиться мир и подумывает о способах самоубийства. В тёплом Танжере живёт его загадочная подружка Ева, которая стильно одевается, обожает поэзию и по вечерам ужинает с Кристофером Марло… Адам и Ева - древние вампиры, видевшие ещё татаро-монгольское иго и инквизиции. Пару веков назад они договорились не убивать ради свежей крови людей, а добывать её в больницах. Не так давно они решили пожить раздельно, но хватило их ненадолго, и вот уже Ева выходит из самолёта в Детройте. Они оба чувствуют, что должно произойти что-то опасное. Вскоре в город приезжает младшая сестра Евы - необузданная вампирша Ава, не способная контролировать эмоции. В городе начинаются странные смерти, Адам и Ева вынуждены бежать в Алжир, но череда неприятностей, кажется, только начинается: похоже, конец света всё-таки настаёт. Бессмертие надоедает…
В августе 2010 года Джармуш заявил о начале своего нового проекта, в котором должны были принять участие Тильда Суинтон, Майкл Фассбендер, Миа Васиковска и Джон Хёрт. Правда, на тот момент фильм «Выживут только любовники» не имел источников финансирования. По словам режиссёра Джима Джармуша, ему понадобилось 7 лет, чтобы собрать деньги на реализацию проекта. В мае 2011 года в прессе впервые появилось упоминание, что кино будет на вампирскую тематику. Несколько месяцев всё никак не могли начаться съёмки, в итоге Майкл Фассбендер покинул проект, а на его место пришёл Том Хиддлстон. Съёмки проходили летом 2012 года на территории Детройта, затем в Танжере (Алжир) и в Гамбурге. В американском городе большая часть сцен была записана в баре «Идеал», который был закрыт с 1986 года.
Джим Джармуш (1953 г. р.) - кинорежиссёр и сценарист, один из главных представителей американского независимого кинематографа. Его наиболее известные фильмы: «Более странно, чем в раю» («Золотая камера» за лучший дебют на Каннском МКФ, «Золотой леопард» на МКФ в Локарно, Специальный приз жюри на фестивале независимого кино «Сандэнс»), «Вне закона», «Таинственный поезд» (приз Каннского МКФ за лучшую техническую работу), «Ночь на Земле», «Мертвец» (премия Европейской киноакадемии за лучший фильм, снятый за пределами Европы), «Пёс-призрак: Путь самурая», «Кофе и сигареты», «Сломанные цветы» (Гран-при 58-го Каннского МКФ), «Предел контроля».
В роли Адама снялся Том Хиддлстон. Он родился в Лондоне в 1981 году, в 2005 году окончил престижную Королевскую академию драматического искусства. В 2008 году Хиддлстон дважды номинировался в категории «Лучший дебют» на премию имени Лоуренса Оливье за роли в театральных постановках «Цимбелин» и «Отелло». В итоге он выиграл награду за роль в «Цимбелине». В том же году Хиддлстон стал обладателем премии имени Йана Чарльстона за работу в спектакле «Иванов». В кино настоящим прорывом для него стал контракт с компанией «Marvel Studios» на исполнение роли Локи в блокбастере «Тор» (2011). Сыграв эту роль ещё в двух фильмах - «Мстители» (2012) и «Тор 2: Царство тьмы» (2013) – Хиддлстон стал широко известен во всём мире. В 2011 году он также сыграл персонажей начала ХХ века в картинах «Полночь в Париже» и «Боевой конь».
Еву сыграла Тильда Суинтон (1960 г. р.) - британская киноактриса, обладательница награды Венецианского МКФ (1991, «Эдуард II»), лауреат премий BAFTA и «Оскар» (2008, «Майкл Клейтон»). В основном она снимается в независимом кино, также приняла участие в нескольких голливудских проектах. Наиболее известные фильмы актрисы: «Сад», «Орландо», «Пляж», «Молодой Адам», три части «Хроник Нарнии», «Константин: Повелитель тьмы», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «После прочтения сжечь», «Что-то не так с Кевином», «Королевство полной луны». До «Любовников» уже дважды снималась у Джармуша («Сломанные цветы», «Предел контроля»). В 2013 году в её фильмографию добавились ещё три арт-хита: постапокалиптический триллер режиссёра Пона Чжун Хо «Сквозь снег», фантастический фильм Терри Гиллиама «Теорема Зеро» и кинофантазия Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт».
На роль Авы была выбрана молодая австралийская актриса Миа Васиковска, получившая мировую известность после исполнения главной роли в «Алисе в Стране чудес» Тима Бёртона. Миа с 8 лет занималась в балетной студии и мечтала выступать на большой сцене. В пятнадцать лет Васиковска получила первое приглашение на участие в съёмках. Тогда она сыграла роль в австралийской криминальной драме «Убийство в пригороде». Также снималась в таких заметных фильмах как «Амелия», «Детки в порядке», «Джейн Эйр», «Самый пьяный округ», «Порочные игры».
Также в фильме «Выживут только любовники» сыграли Джон Хёрт («Полуночный экспресс», «1984», «Человек-слон», «Чужой», «Контакт», «Хеллбой: Герой из пекла», «Хеллбой 2: Золотая армия», «Ключ от всех дверей», «V - значит вендетта», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», серия фильмов о Гарри Поттере) и Антон Ельчин («Альфа Дог», «Жестокие люди», «Терминатор: Да придет спаситель», «Звездный путь», «Ночь страха», «Странный Томас», «Стартрек: Возмездие»).
Фильм «Выживут только любовники» снимался летом 2012 года в течение семи недель на трёх континентах. Мировая премьера состоялась в основном конкурсе 66-го Каннского МКФ. Фильм участвовал в конкурсных программах МКФ в Торонто и Нью-Йорке, а также завоевал Специальный приз жюри на кинофестивале фантастических фильмов в Сиджесе (Испания).
ДЖИМ ДЖАРМУШ:
«Я давно хотел снять кино про вампиров. Это была моя мечта. Но то и дело возникали финансовые неурядицы. Поэтому над фильмом «Выживут только любовники» я работал так долго - целых семь лет. Никто не хотел выделять мне деньги на эти съёмки. Сегодня всё сложнее снимать фильмы в стиле артхаус. Это кино необычное, непредсказуемое, оно по определению не может отвечать ожиданиям и требованиям всех зрителей, как, скажем, блокбастеры, которые нравятся большинству. Артхаус предлагает новые формы и приёмы, но я вовсе не настаиваю на том, что именно он, сверкая гранями своей странной красоты, спасёт мир кино. Но посмотрите: нас всё-таки пригласили в Канны!»
«Я хотел снять этот фильм, или его вариацию, и с самого начала он был написан вместе с Тильдой. Всякий раз, когда производство разваливалось, или мы теряли финансирование или что-то ещё, я был готов сдаться. Это было как «Что ж, я собираюсь заняться чем-нибудь другим. Это плохой знак». Но Тильда неизменно говорила: «Нет, это хороший знак. Это значит, что мы не готовы, не всё на своих местах». Она была очень оптимистична и отражала дух Евы, так что я не мог забросить этот проект».
«Это не фильм ужасов, каковыми являются большинство фильмов о вампирах… Я думаю, это всего лишь общее представление, которое даёт возможность показать историю любви, разворачивающуюся в течение длительного времени, ведь вампиры живут очень долго. Кроме того, это исследование персонажа. Мы просто наблюдали за героями, которым посчастливилось быть очень необычными и, как я считаю, интересными. Возможность увидеть их восприятие истории большого промежутка времени и собственной истории любви, которая охватывает всё это время, - вот что привлекает меня в этом. Вы знаете, я прочитал кое-что о фильме, кто-то сказал: «Что ж, они вампиры, они не люди, так что…», я забыл, в чём там была суть. Однако они люди, так как они начинали как люди. Они не зомби, которые возвращаются из мира мёртвых. Вампиры не возвращаются. Как бы то ни было, герои не всего лишь люди в переносном смысле, они на самом деле люди, которые были преображены».
«Конечно, в фильме поднимаются непростые вопросы относительно того, откуда есть пошло человечество, что мы здесь делаем, но когда вы будете смотреть фильм, вы поймёте, что мы старались сделать его как можно более лёгким. Пока я снимал ленту, мне это было ещё не до конца понятно… Мне удалось соблюсти некий баланс. Темы поднимаются серьёзные, но и поданы они легко. Это получилось как-то само собой».
«Место действия менялось вместе со сценарием, когда я делал эту версию фильма несколько лет назад. Действие предыдущего сценария происходило в Риме и Детройте, но Танжер - одно из моих любимых мест на планете, так что я просто захотел снимать там. К тому же он выглядит как место, где Ева могла быть обращена в вампира. Мне нравится Танжер, потому что он в известной степени отделён от европейской культуры. Это не христианская и даже не алкогольная культура. Это культура гашиша, так что там совершенно другие ощущения. Детройт - ещё один город, который я по-настоящему, глубоко люблю. Я из Огайо, но Детройт ошеломляет. В детстве Детройт был легендой, он был Парижем Среднего Запада и очень отличался от Кливленда, который всегда ощущался культурно вторичным. То, что случилось с Детройтом, очень трагично и грустно. Так что я зрительно и исторически исказил его ради его музыкальной культуры, промышленной культуры и его постиндустриального визуального ощущения».
«Я хотел, чтобы персонажи имели дикие причёски, чтобы они выглядели немного анималистично и даже вели себя так, как если бы были наполовину животными, а наполовину - очень утончёнными людьми… Тильда сказала: «Ты продолжаешь говорить «животное», так почему мы смотрим только на людей? Давай посмотрим на меха». Поэтому мы стали смотреть на зверей: обезьян, лам и различные структуры шерсти и волос… В конце концов парики для Джона Хёрта, Тома, Тильды и Мии были сделаны с определённой долей человеческих волос, смешанных с шерстью коз и яков. Опять же, зачем? Я просто хотел, чтобы они выглядели немного дико».
«Музыка, написанная для фильма, является своего рода текучей или расплавленной. Я не уверен, как правильно описать её, но она кажется подходящей к чувствам фильма».
«Мы сняли фильм прошлым летом за семь недель на трёх континентах, и надо сказать, что с эмоциональной точки зрения это была самая высокая отдача в моей жизни».
ПРЕССА:
«Выживут только любовники» расширяет информативную базу до горизонта, требующего нечеловеческой эрудиции. Здесь звучат «Motown» и гаражный рок, рокабилли Чарли Фезерса и похоронная музыка Уильяма Лоуза. Здесь читают Ариосто и Беккета, «Приключения капитана Гатерраса» и «Бесконечную шутку». Здесь обсуждают теории Эйнштейна и Коперника, оплакивают судьбу Пифагора и вспоминают о Дарвине. Здесь полагается знать специфику альтернативной музыкальной сцены Детройта и историю литературной жизни Танжера: с культурной географией у Джармуша особенные отношения, для него кинематографическая Мекка Америки Лос-Анджелес - «столица зомби», не более… Джармуш не даёт понять, откуда взялись вампиры. Действительно ли они древнее людей или всего лишь украли у тех свои имена? Обратил ли каждого из них кто-то своим укусом? Вампирами рождаются или становятся? Всё это неизвестно, но и решительно не важно, поскольку вечность безразлична к этимологии. Всё, что происходит, уже было и ещё будет. «Они уже начали воевать за воду?» - спрашивает Адам, а Ева отвечает: «Нет, пока ещё воюют за нефть, за воду воевать начнут после». Они бодрствуют ночью, пока люди спят. Они спят днём, пока люди истребляют друг друга, и это кажется им сном. Зомби-апокалипсис не имеет начала и конца, он происходит постоянно, здесь и сейчас. Рождённые и гибельные живут и умирают, лишь смутно подозревая о главной тайне: выживут только влюблённые. Смерти не имущие» (Антон Долин, «Искусство кино»).
«Джармуш снял картину просто завораживающую: и внешней красотой, и остроумными репликами (как всегда, у режиссёра), и смыслом… «Выживут только любовники», несмотря на модную теперь вампирскую тему, кино интеллектуальное. Адам и Ева по сути даже никакие не вампиры, а люди, которые чувствуют, что XXI век - вовсе не их время. Они - настоящие декаденты, которых Джармуш окружает безумным количеством винтажа и символами той или иной эпохи. Эти символы могут быть в литературе, в музыке, в произведениях изобразительного искусства - в подлинных объектах культуры, которые зарабатывали свой статус классики веками» (Мария Токмашева, РИА Новости).
«Все окружающие вампиров высокохудожественные предметы быта, винтажные гитары, виниловые пластинки, бумажные книги и прочие обречённые кануть в небытие старинные артефакты, воплощают ностальгию по уходящей (или фактически уже ушедшей) культуре древности, так что основную идею «Любовников» можно толковать так, что культура - это и есть кровь, живая тёплая субстанция, без которой высокоорганизованному существу не прожить. Низкоорганизованные существа, то есть обычные люди, в фильме обозначены как зомби, и однажды в пренебрежительном контексте упоминается «столица зомби - Лос-Анджелес» как очаг настоящего бескультурья» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ»).
«В свои шестьдесят Джим Джармуш снял поразительно подростковый фильм, который поначалу кажется унылым и претенциозным - как гитарный запил или «Облачный атлас». Но (как и в случае с «Атласом») по прошествии времени, если не покинуть зал и «let the right one in», замечаешь, что внезапно порабощен этим ночным миром. Здесь у Евы лицо и тело актрисы, которая не изменилась за последние тридцать лет; здесь по вечерам надевают тёмные очки; здесь простых смертных презрительно называют зомби, но убивать их стараются только в случае крайней необходимости, потому что иначе - «so 15th century»… и, наконец, любовь здесь длится вечно, а выживают только бессмертные» (Мария Кувшинова, «Афиша»).
«По меланхоличному настроению, по текстуре кадра, по цветовой палитре, по тому, как ночной свет отражается в стеклах бороздящего темноту автомобиля и ложится на линзу цифровой камеры, «Любовники» очень напоминают «Holy Motors» Леоса Каракса. Помните, в павильоне «motion capture» месье Оскар заступал на беговую дорожку, мчался по ускоряющемуся полотну, очень страшно кричал и падал; затем переводил дыхание и продолжал. В этой двухминутной сцене был весь «Holy Motors», точнее всего они описывают и невероятное кино Джармуша. Нужно понимать: это очень усталый, анемичный фильм с порой вымученным юмором, где режиссёр просто старается не отводить камеру от Тильды Суинтон, книжных обложек, пластинок с психоделическим роком и ретро-гитар. «Выживут только любовники» - это кино, снятое с одной очень точно определённой точки зрения, - того самого вампира, который знает, что его настоящая музыка и подлинный интерес к жизни мало кому нужен, но именно поэтому нужно пытаться продолжать по крайней мере, пока хватит сил и крови» (Борис Нелепо, «Сеанс»).
«Выжили только любовники» можно считать тематическим продолжением предыдущего фильма Джармуша «Предел контроля», триллера о природе искусства и его отношениях с реальностью. Только новый фильм легче и проще, это комедия о «вечной культуре», перегруженная ироническим неймдроппингом - бесконечным перечислением авторов и героев классических произведений (например, авиабилеты вампиры оформляют на имена Дэйзи Бьюкенен и Стивена Дедала). Классическая культура не просто вампир, живущий тем, что высасывает кровь из новых поколений. Это комический вампир, ходячий набор романтических клише из школьной программы. Но Джармуш относится к этим клише с нежностью. Во-первых, сегодня их тиражирует любимая им рок-культура. Во-вторых, это просто красиво. Джармуша пленяет эстетика упадка. Одни только виды заброшенных промышленных районов Детройта, по которым ночью ездят Адам и Ева, - невероятной красоты. В конце концов, вечная любовь - тоже романтический штамп, от которого до сих пор не может освободиться современная поп-культура. И если «Предел контроля» был концептуальным размышлением об эстетической рамке, которую искусство должно постоянно разрушать и создавать заново, то «Выживут только любовники» - ироническая рефлексия о современном восприятии классического наследия, которое до сих пор определяется эпохой романтизма. Романтизм породил вампиров, и они всё ещё живее всех живых» (Олег Зинцов, «Ведомости»).
«Вообще-то идея, что культура - это вампир, достаточно расхожа (вампир сама по себе: вы замечали, например, какую усталость ощущаешь после посещений классических музеев? Картины попросту высасывают из вас живительные соки). Но Джармуш сделал фильм на несколько иную тему: культуру создавали и создают вампиры. А кому ещё её создавать, если не тем, кто живёт веками, что позволяет и по-настоящему образовать себя, и оценить, что в искусстве истинно велико, высоко, ценно? Что без скидок талантливо?.. В основе самого фильма - фантастическая красота, невероятный маргинальный рок-н-ролл и кинематографическое совершенство… Вот и относись после этого к Джармушу скептически - а ведь к нему многие бывшие поклонники начали было относиться как к кумиру вчерашних дней. Финал фильма - обалденный. Над его философией надо думать - мы еще подумаем…» (Юрий Гладильщиков, «Московские новости»).