ДАЛЛАССКИЙ КЛУБ ПОКУПАТЕЛЕЙ («Dallas Buyers Club», США, 2013)
Режиссёр: Жан-Марк Валле.
В ролях: Мэттью Макконахи, Джаред Лето, Дженнифер Гарнер, Денис О’Хэйр, Стив Зан, Даллас Робертс, Майкл О’Нил, Гриффин Данн, Джейн Макнилл, Джеймс Дюмонт, Кевин Рэнкин, Донна Дюплантье.
Жанр: драма. Даллас, 1986 год. Местный электрик Рон Вудруф (Макконахи) - бабник, наркоман и гомофоб - узнает, что он ВИЧ-инфицирован и ему осталось жить несколько месяцев. В те годы единственным лекарством от СПИДа в США был зидовудин, дающий сильные побочные эффекты. По американскому законодательству лекарства, не получившие апробацию Управления по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA), запрещается ввозить на территорию США. Вудруф выяснил, что в мире есть и другие, менее токсичные препараты, и начал нелегально ввозить их в страну. При помощи врача Евы Сакс (Гарнер) и её пациента Рэйона (Лето), поменявшего пол, Рон создал «Далласский клуб покупателей» - неофициальное сообщество больных СПИДом, которые использовали новые продвинутые лекарства, ещё не получившие официального хождения в США. Когда об этом стало известно, американские фармацевтические компании объявили Вудруфу войну. Он продержался 2191 день и умер 12 сентября 1992 года, прожив на шесть лет дольше, чем прогнозировали врачи… Фильм основан на реальных событиях, описанных газетой «The Dallas Morning News». Проект фильма о Вудруфе разрабатывался с начала 1990-х. Сценаристы Крэйг Бортен и Мелиса Уоллак успели поговорить с Вудруфом в 1992 году незадолго до его смерти. Их интервью в общей сложности продолжалось 25 часов. Окончательный сценарий был готов только в 2006 году и с тех пор прошёл через много рук, а проект прошёл через множество этапов, прежде чем получил финансирование с помощью Мэттью Макконахи. Первоначально место режиссёра могло достаться Марку Форстеру, а главная роль Брэду Питту. Затем фильмом собирался заняться Крэйг Гиллеспи, а главная роль могла отойти Райану Гослингу. В середине 1990-х годов к проекту в качестве режиссера был прикреплен Деннис Хоппер, а на роль Вудруфа рассматривали Вуди Харрельсона. На разных этапах к проекту были прикреплены Гаэль Гарсия Берналь и Хилари Суэнк. В итоге постановщиком стал режиссёр из Монреаля Жан-Марк Вале («Чёрный список», «Братья C.R.A.Z.Y.», «Молодая Виктория», «Кафе де Флор»). Мэттью Макконахи подписал контракт на исполнение главной роли в марте 2011 года. Макконахи («Время убивать», «Эд из телевизора», «Свадебный переполох», «Власть огня», «Как отделаться от парня за 10 дней», «Деньги на двоих», «Сахара», «Любовь и прочие неприятности», «Золото дураков», «Призраки бывших подружек», «Линкольн для адвоката», «Киллер Джо», «Супер Майк!», «Газетчик», «Мад», «Волк с Уолл-стрит») - американский актёр, сценарист, режиссёр и продюсер. Поначалу зарекомендовал себя как актёр в основном комедийно-романтического амплуа, но во втором десятилетии XXI века Макконахи перешёл к крупным драматическим ролям, удостоившись ряда наград и крайне тёплых отзывов от кинопрессы. Чтобы убедительно выглядеть в роли больного СПИДом, Мэттью похудел на 22 кг. Для Джареда Лето («Тонкая красная линия», «Городские легенды», «Бойцовский клуб», «Прерванная жизнь», «Американский психопат», «Реквием по мечте», «Комната страха», «Александр», «Оружейный барон», «Господин Никто») это первая роль за четыре года. В 2009 году он ушёл из кино, чтобы посвятить себя своей рок-группе «30 Seconds to Mars». Для роли в «Клубе» Лето сбросил 13 кг и не выходил из образа Рэйона на протяжении всех съёмок. Однажды он даже пошёл загримированным в магазин, чем вызвал неоднозначную реакцию местных жителей. Съёмки длились 25 дней и проходили в период с ноября 2012 года по январь 2013-го в Новом Орлеане. Из-за ограничений по бюджету (он составил $5 миллионов) фильм «Далласский клуб покупателей» снимался на одну переносную камеру, не было обычных систем освещения, и продолжительность дубля достигала 15 минут. Также пришлось отказаться от репетиций и, к облегчению работы актёров, не было дополнительного переозвучивания диалогов. Премьера фильма состоялась в сентябре 2013 года на МКФ в Торонто. «Далласский клуб покупателей» удостоен шести номинаций на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм. Два «Оскара» были выиграны Мэттью Макконахи и Джаредом Лето – за лучшую мужскую роль и мужскую роль второго плана соответственно. Они же стали обладателями двух «Золотых глобусов». Третьего «Оскара» «Далласский клуб покупателей» получил за лучший грим и прически.
МЭТТЬЮ МАККОНАХИ:
«У нас шесть номинаций, в частности - за макияж и грим. А бюджет на парикмахера и визажиста был 250 долларов - и при этом мы конкурируем с «Одиноким рейнджером». Мы же 20 лет пытались этот фильм снять. Как-то собрались небольшой компанией и решили: «Всё, снимаем осенью», а за пять недель до начала съёмок выяснилось, что нет денег - уже кончились. Остались крохи какие-то, а дата съёмок уже назначена. Нам говорят - переносите на весну, а я уже на 18 кг похудел и отвечаю: «Нет, снимаем сейчас», и ни у кого из наших даже мускул на лице не дрогнул. Мы просто слепо верили, что всё получится. Потом, уже за восемь дней до съёмок, позвонил режиссёр и говорит: «Мне нужно было минимум 8 миллионов и 40 съёмочных дней, у нас есть 4,9 миллиона и 25 дней. Я понятия не имею, как мы это всё провернём, но если ты придёшь на площадку через неделю, я тоже приду». Я сказал: «Приду». А деньги как-то сами в итоге нашлись».
«Я настолько увлёкся процессом, что не думал вообще о результате. Понял ли я, когда читал сценарий, что он особенный? И что если его как следует экранизировать, фильм получит признание? Определённо, но всё это было в очень отдалённой перспективе. Была громадная вероятность, что мы проведём интересные 25 дней, но сделаем не слишком интересный фильм. Ну, ещё одно инди-кино про СПИД, которое важно с социальной точки зрения, но никого по-настоящему не впечатляет. Но нам удалось снять полноценное кино, а не «независимую характерную драму, которая доносит до зрителя важную мысль».
ДЖАРЕД ЛЕТО:
«Честно говоря, ещё год назад я был уверен, что завязал с кинематографом. К тому же я постоянно мотался по миру с концертами и до сих пор продолжаю… Но годы без кино сделали меня лучше - и как человека, и как актёра. Уверен, любое искусство основывается на твоём жизненном опыте. Всё, что я испытал за эти пять лет, я вложил в «Далласский клуб».
«Я годами не читал сценариев и даже первые имейлы о «Далласском клубе» отправил в корзину, хотя тогда уже кое-что о нём слышал. Но любопытство победило, я прочёл сценарий и влюбился в роль - слишком уж сильно захотелось воплотить этого персонажа на экране».
ПРЕССА:
«Не в последнюю очередь фильм «сделал» Мэттью Макконахи, который, по-видимому, продал душу дьяволу где-то на лос-анджелесском перекрёстке: все проекты последних двух лет с его участием превосходны. Из мускулистого голливудского красавчика, которых и без него пруд пруди, он как-то резко и вдруг превратился в серьёзного драматического актёра, и теперь в его карьере одна отличная роль следует за другой без перерыва… Настоящий Рон Вудруф прожил на семь лет дольше отпущенного ему врачами срока. Его деятельность по снабжению страждущих запрещёнными в Америке препаратами была отчаянной партизанской кампанией, которую он в одиночку вёл и против государства, и против ушлой фармацевтической корпорации. Злой, грубый и пронырливый Вудруф, типичный антигерой со скотскими манерами, оказывается на поверку самым приличным человеком в этой истории. А его отчаянные попытки продержаться на этом свете как можно дольше, спасая себя и других, из частного случая превращаются практически в эпос о борьбе упрямого маленького человека за жизнь. Что до Макконахи, то с его участием эта лекарственная история выглядит поувлекательнее иного триллера и каждая минута его присутствия в кадре драгоценна» (Татьяна Алешичева, «Коммерсантъ Weekend»). «Реальная история в центре «Далласского клуба покупателей» - стопроцентно оскаровский материал про триумф воли в контексте остросоциальной проблематики. Надо отдать должное канадцу Жан-Марку Валле: там, где любой другой режиссёр не преминул бы напустить сентиментальный морок, он проявляет чудеса стоицизма. Дело не в подаче, но в деталях; а главное - в выступлениях двух лидирующих звезд. Джаред Лето (у которого здесь выразительный трансгендерный перформанс) и Макконахи уже получили за свои роли по «Золотому глобусу», и если первый всю дорогу не выходит за рамки большого голливудского трюкового номера, то второй работает несколько тоньше. Аналогия рискованная, но неизбежная: актёр, находившийся долгие годы в терминальной стадии упадка карьеры, транслирует на экран механику человеческого перерождения с удивительным знанием дела… При всей плакатной выпуклости этой трансформации Макконахи пишет своего героя обманчиво простыми линиями. В центре фильма в итоге оказывается не история про СПИД и преодоление, а в меру универсальная мысль: никакого перерождения не бывает, подлецами или героями становятся в зависимости от обстоятельств» (Василий Миловидов, «Афиша»). «Единственной веской причиной увидеть «Клуб» оказывается Мэттью Макконахи. Актёра, которого ещё недавно считали смазливым бездарем, в последние годы как будто подменили, и сейчас Макконахи хочется сравнивать не с Кеном, другом Барби, а с Робертом Де Ниро в его лучшие годы. Рон Вудруф - как раз такая роль, какими некогда славился мэтр. Потрясающее физическое перевоплощение (Макконахи похудел почти до дистрофии) в сочетании с впечатляющим драматическим накалом и огромным эмоциональным диапазоном. Фактически это несколько образов в одном персонаже, так как герой проходит через серию трансформаций: от разгильдяя до пациента, от больного до бизнесмена, от спекулянта до почти святого… И все эти грани Вудруфа сыграны безупречно. Это эталонная игра, заслуживающая «Оскара». Жаль, что всё остальное в фильме - лишь рамка для картины «Макконахи в ударе» (Борис Иванов, Film.ru). «Далласский клуб», в котором жажда жизни героя удачно совпадает с коммерческой жилкой, принадлежит к уважаемой категории деловитых, внятных, гладко и крепко сделанных фильмов, на которые совершенно нечего возразить… «Далласский клуб» не тычет носом ни в какую мораль, не давит на идею нравственного перерождения и не делает из него особенного чуда - от лютой гомофобии к относительной терпимости герой переходит так же естественно и инстинктивно, как с колбасы на стейки (потому что от питания в том числе зависит его здоровье), или пересаживается со старого «Доджа» на новый «Кадиллак» просто потому, что заводятся деньги» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ»). «Американская киноакадемия давно награждает за творение как за процесс, а не как за результат. Иногда героическая история созидания приводит к героическим результатам, как в случае с «Трудно быть богом». Иногда для успеха достаточно первого - как в случае с «Далласским клубом покупателей», который интересен актёрскими работами и социальными наблюдениями, но ни в коем случае не как кино» (Егор Москвитин, Газета.ru). «Канадский режиссёр Жан-Марк Валле в своих прежних драмах поднимавший проблемы гомофобии («Братья C.R.A.Z.Y.») и детей, больных синдромом дауна («Кафе де Флор»), - гуманист ещё и в том смысле, что не только погружает зрителя в юдоль изматывающего сочувствия и тёмной печали, но и умеет при этом его элементарно развлечь и отвлечь. Иной раз на этом в целом благонамеренном пути его заносит в сентиментальность (в фильмах Валле очень много и крепко обнимаются), в случае с «Клубом» избыточную… Проповедуя простые и бесспорные истины, режиссёр не бубнит по книжке, но как хороший педагог, всегда находит яркую и небанальную метафору, сея известное оживление на заскучавших было задних партах» (Сергей Синяков, «Сеанс»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|