ФИЛОМЕНА («Philomena», Великобритания, 2013)
Режиссёр: Стивен Фрирз.
В ролях: Джуди Денч, Стив Куган, Софи Кеннеди Кларк, Мэр Уиннингхэм, Барбара Джеффорд, Рут Маккейб, Питер Хэрман, Шон Махон, Анна Максвелл Мартин, Мишель Фэйрли.
Жанр: драмеди. Юная ирландка Филомена родила сына, будучи подростком, и её, как «падшую», отправили на «перевоспитание» в монастырь, а младенца отдали на усыновление. В монастыре Филомена подвергалась неисчислимым унижениям, затем ей удалось вырваться оттуда, и она прожила достойную жизнь, но все эти годы пыталась безуспешно найти своего сына. Однажды её историей заинтересовался Мартин Сиксмит - опытный журналист. Поиски приводят их в Америку… Фильм снят по мотивам книги журналиста Мартина Сиксмита «Потерянный ребёнок Филомены Ли» (2009), основанной на реальной истории (Филомена Ли и Мартин Сиксмита живы и здоровы по сей день). В 1955 году ребёнка юной Филомены Ли отдали на усыновление, она держала это в секрете полвека, пока не встретила журналиста Мартина Сиксмита, прославившего её статьей в «Guardian», а затем написавшего вышеуказанную книгу. Больше других оригинальной историей Сиксмита и Филомены Ли впечатлился британский актёр, комик, кинопродюсер и сценарист Стив Куган, более всего известный по ролям в фильмах «Круглосуточные тусовщики», «Вокруг света за 80 дней», «Тристрам Шенди: История петушка и бычка», «Мария-Антуанетта», «Ночь в музее» (1 и 2 части), «Солдаты неудачи», «Руби Спаркс». Он стал одним из сценаристов, записался в сопродюсеры ленты, договорился о постановке с режиссёром Стивеном Фрирзом и исполнил роль Мартина Сиксмита. Кстати, Сиксмит несколько лет проработал журналистом ВВС в Москве. Этот факт его биографии обыгрывается в фильме: герой Кугана собирается написать книгу о «кровавой российской истории». Постановку осуществил Стивен Фрирз - один из самых любимых критиками режиссёров Великобритании. Свою карьеру Фрирз начал в лондонском театре «Роял Корт», а в киноиндустрию пришел в 1966 году, помощником режиссера Карела Рейша. Его режиссёрским дебютом стал фильм в жанре искаженного нуара «Сыщик» (1971). После нескольких громких телевизионных постановок и ставшего культовым художественного фильма «Стукач» (1984), прорыв для Фрирза наступил в 1985 году с фильмом «Моя прекрасная прачечная», с которого начались карьеры Дэниэля Дэй-Льюиса и писателя Ханифа Курейши. Картина получила номинацию на «Оскар» в категории «лучший оригинальный сценарий». Фрирз и Курейши снова поработали вместе на «Сэмми и Роуз переспали» (1987). После этого Стивен поставил фильм «Навострите ваши уши» (1987) об английском драматурге Джо Ортоне, а затем снял фильм «Опасные связи» по сценарию Кристофера Хэмптона, с Мишель Пфайффер, Джоном Малковичем и Гленн Клоуз. Экранизацию язвительного романа Шодерло де Лакло ожидал настоящий триумф на вручении кинопремии «Оскар» 1989-го года, где фильм был награждён за лучший адаптированный сценарий, лучшие костюмы и лучшую художественную постановку, а также получил номинации в категориях «лучший фильм» и «лучшая музыка к фильму», Клоуз была номинирована на «лучшую женскую роль», а Пфайффер - за лучшую второстепенную женскую роль. Фрирз вновь был номинирован на «Оскара» в категории «лучшая режиссура» в следующем году за фильм «Каталы» (1990). Затем он снял картины «Герой» (1992), «Мэри Райлли» (1996), и две малобюджетные экранизации романов Роди Дойла, «Шустрая» (1993) и «Фургон» (1996). Затем была «Страна холмов и долин» (1998) и получившая всеобщее признание картина «Фанатик» (2000). В 2000-м году Фрирз вернулся на ТВ с фильмом «Взрыв», и в том же году снял фильм «Лайем». В 2002-м году его драматический триллер «Грязные прелести» стал фестивальным и артхаусным хитом, с него началась карьера актёра Чиветеля Эджифора, а также фильм был номинирован на «Оскара» в категории «лучший оригинальный сценарий». На основе политической драмы «Сделка», сделанной Фрирзом в 2003 году для ТВ, Стивен позднее снял фильм «Королева» (2006), за роль в которой Хелен Миррен получила премию «Оскар». В 2005 году вышла картина Фрирза «Миссис Хендерсон представляет», в 2009 – «Шери», а в 2011 – «Неотразимая Тамара». Главную роль в «Филомене» исполнила (и получила за эту работу номинации на все основные кинопремии) Джуди Денч (1934 г. р.) - британская актриса театра и кино, лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус», многократная обладательница премии BAFTA, кавалер ордена Кавалеров Почёта (2005), офицер (1970) и Дама-Командор (1988) ордена Британской империи.
Джуди Денч знаменита актёрскими работами в фильмах «Комната с видом», «Миссис Браун», «Шоколад», «Айрис», «Миссис Хендерсон представляет», «Гордость и предубеждение», «Скандальный дневник», а также семью появлениями в бондиане в роли начальницы Бонда - М. «Филомена» вызвала всплеск недовольства со стороны католических священников, посчитавших демонстрацию царивших в монастыре нравов слишком бесчеловечной. На защиту картины пришлось встать продюсеру Харви Вайнштейну, откупившему для опровержения целую полосу газеты «New York Times». Премьерный показ «Филомены» состоялся 31 августа 2013 года на 70-м Венецианском кинофестивале, где фильм был удостоен приза за лучший сценарий (Джефф Поуп, Стив Куган). Картина также получила 3 номинации на «Золотой глобус», 4 - на премию британской киноакадемии (BAFTA) и 4 на премию «Оскар». Правда победа была одержана только одна – выиграна премия BAFTA за лучший адаптированный сценарий.
СТИВ КУГАН:
«То, что произошло с Филоменой, конечно, ужасно, но в мире каждый день происходят и более трагичные вещи. В каком-то смысле случай нашей героини можно даже назвать типичным - и именно поэтому её историю было интересно рассказать».
«Я разговаривал с Мартином Сиксмитом, который сам принял решение отдать права мне, а не другим заинтересованным лицам. Я рассказывал ему, что собираюсь сделать с этой историей. В том числе то, что я хочу сделать его, то есть автора, одним из действующих персонажей фильма. Это был щекотливый момент, ведь я, конечно же, хотел обыграть его личность по-своему и привнести в неё новые черты. То есть вокруг его собственного характера мне нужно было на экране встроить новый, вымышленный. Он видел нашу работу с Майклом Уинтерботтомом, ему понравилось то, что я сделал в «Круглосуточных тусовщиках», и я думаю, он был изначально заинтересован. Когда мы встретились с Филоменой и её дочерью Джейн, Джейн, кажется, смутило то, что я сам буду играть в фильме. Она знала меня как комика и, возможно, подумала, что я собираюсь насмехаться над её матерью и как-то использовать её. В фильме действительно есть добрая насмешка над Филоменой - мы немного преувеличили её черты, а она и правда очень забавная. Не настолько чудаковатая, как мы её изобразили, но и правда очень общительная, и у неё отличное чувство юмора. Поэтому наша героиня не так уж сильно от неё отличается… Мне не пришлось долго уговаривать Мартина, потому что он сам в своих книгах использовал такого же рода поэтические отступления. Что касается дочери Филомены, как только она поняла, что мы делаем, и увидела, как это работает, она потеплела. А сама Филомена только и делала, что говорила. Она рассказала мне, что с ней произошло, была со мной очень откровенна. На самом деле было не сложно её разговорить: она выкладывала мне секрет, который хранила в течение 50 лет. Для неё это как водопад. Это катарсис, и она будет говорить о нём всю жизнь. Я лишь задавал ей вопросы. Я спрашивал её, простила ли она людей за то, что они сделали, и она ответила: «Да». В моей голове всё просияло, и я подумал: «Это невероятно мощно!».
«Мартин не католик, а я падший католик и сделал его таким же. Это очень личная история для меня, потому что и мои родители, и многие люди, которых я люблю, - католики. Через случай Филомены я хотел выразить и своё собственное разочарование в религии».
«Добродетельное всепрощение Филомены позволяет закончить фильм на очень важной ноте. Сколько бы я ни тыкал пальцем в иерархичность и структурность церковного института, я очень хотел превознести фундаментальную простоту веры… В Венеции мы получили награду «Премия Брайана», названную в честь «Жития Брайана по Монти Пайтону», за продвижение светских убеждений. Мы также получили награду имени иезуитского священника. Таким образом, нам удалось чудо: и католики, и атеисты почувствовали себя почтенными».
«Я чувствую, что обрёл свои представления о ценностях благодаря вере, в которой меня воспитала семья. Но что касается моих собственных убеждений, мне очень нравится цитата Дугласа Адамса, которую в самом начале своей книги «Бог как иллюзия» приводит Ричард Докинз: «Разве обязательно верить, что внутри прекрасного сада живут феи, чтобы увидеть, что сад прекрасен?». Это моя точка зрения. Я не собираюсь никого убеждать с ней согласиться. Мне это не нужно».
ПРЕССА:
«Начинаясь как комедия о встрече противоположностей (беспрекословно верующая простушка и сноб-атеист), «Филомена» в следующие полтора часа успевает побыть и детективом, и трагедией, и яростной отповедью чрезмерной власти религиозных институций, повинных в случившемся с героиней. Ветеран британской режиссуры Стивен Фрирз проводит свой основанный на реальных событиях фильм по разным жанровым территориям - но ухитряется не скатиться ни в один из них, избегая и совсем уж сентиментального надрыва, и откровенной комедии. Нет, смешное и страшное здесь идут рука об руку - так же, как и грустное, и отчаянное, благородное и низкое. Без лишнего пафоса и дополнительных месседжей Фрирз рассказывает частную историю - из тех, что одна на миллион, а получается универсальное, что в своей боли, что в радости понятное каждому, кино для миллионов» (Денис Рузаев, «Time-Out»). «Фильм Фрирза - одновременно абсурдистская комедия и эмоциональный триллер, в котором работает всё, от детективного сюжета до актёрского тандема, каждый из участников которого не нуждается в дополнительных комплиментах. Смотреть «Филомену» - всё равно, что поговорить с умным провокатором; фильм явно рассчитан на тех, кто будет идентифицироваться с Сиксмитом - снобом, атеистом и неврастеником, заранее презирающим «простые человеческие истории», однако картина не просто так называется «Филомена»: в итоге выходишь из зала с шокирующим осознанием правоты этой женщины - обманутой, не потерявшей веры, находящей оправдание самым возмутительным человеческим поступкам, интуитивно понимающей больше, чем Сиксмит осознает при помощи постоянной рефлексии. Вряд ли можно ждать от фильма большего, чем можно получить от «Филомены», на которой зал трясётся то от рыданий, то от смеха, но, помимо прочего, это ещё и тонкая апология журналистики (и документального расследования вообще). Да, Сиксмит тенденциозен, лишён веры и проигрывает героине своего расследования в гуманизме; да, журналисты (как и документалисты) манипулируют (как выясняется, не больше, чем церковь), перевирают факты и пытаются любое обстоятельство судьбы превратить в заголовок - но история существует, только если она рассказана, как человек существует, только если его имя произнесли вслух» (Мария Кувшинова, «Афиша»). «В центре этой традиционной, консервативно сделанной, очень британской картины сюжет, сделавший бы честь любому дамскому роману в мягкой обложке. Казалось бы, Фрирз с самоиронией и изяществом всю дорогу вышучивает мелодраматизм своей истории, до тех пор, пока никому больше не хочется иронизировать и весь зал не начинает дружно сотрясаться в рыданиях» (Лёля Смолина, «GQ»). «Реальную историю и реальных персонажей (даже имена не изменены) Фрирз использует для создания идеальной, беспримесной мелодрамы, но человеческая мудрость, природный вкус и истинно английское чувство юмора ни на секунду не позволяют ему впасть в пошлость. Про режиссёрское мастерство умолчу, чтобы тоже в неё не скатиться» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»). «Это фильм о разнообразии лжи: Филомена скрывала от своей семьи, что у неё был сын, Мартин скрывал от самого себя, что жизнь уже не приносит ему удовольствия, общество лгало, что у всех, в том числе и у геев, равные права, церковь лгала, в общем, церковь лгала. Пара Джуди Денч - Стив Куган гениальна, сценарий трогательный, как два щеночка, слова «грёбаные католики» вызывают в зале аплодисменты, а в финале все рыдают» (Ксения Рождественская, «Ведомости»). «В очередной раз погрузившись в роль с невероятной самоотверженностью, Денч явила на свет поразительный образ человека, которому как мало кому подходит громкий эпитет «святой». В Филомене Денч столько смирения, столько грусти, столько любви и страсти увидеть своего сына, что невозможно поверить, будто перед нами на экране «всего лишь» актриса» (Евгений Ухов, Film.ru). «Торжествует старая истина: любой эксперимент благо, но побеждает классика. Фрирз исповедует веру в классические способы кинорассказа: имеет дело только с первоклассной драматургией, где есть что играть первоклассным актёрам. Литературная основа фильма великолепна, драматичные коллизии сплавлены с острыми, часто смешными диалогами, в которых интригующе раскрываются характеры» (Валерий Кичин, «Российская газета»). «К финалу любой вменяемый зритель мог бы возненавидеть как минимум католическую церковь (а может, и другие изводы христианства) всей душой, но в этом ему помешает главная героиня. Полуобразованная пожилая леди, помешанная на дамских романах, проявит чудеса вменяемости и не будет поколеблена в своей искренней вере ни на дюйм: для неё и встреча с Мартином, и возможность всё-таки узнать правду, хоть с опозданием на много лет, есть части божьего промысла. Важен этот аспект и для концепции всего фильма. В его авторе живёт и скепсис атеиста, без чьей въедливости Филомена никогда не вывела бы монахинь на чистую воду и не отыскала бы следов сына, и в то же время наивная вера в чудеса, одним из которых становится, несмотря на трагизм, развязка этой истории, опять же реальная, а не придуманная изворотливым сценаристом» (Антон Долин, Газета.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|