ОнаОНА
(«Her», США, 2013)
Режиссёр: Спайк Джонз.
В ролях: Хоакин Феникс, Руни Мара, Оливия Уайлд, Эми Адамс, Крис Пратт, Мэтт Летчер, Порша Даблдэй.
Жанр: фантастическая мелодрама.

Действие происходит в Лос-Анджелесе в недалёком будущем. Теодор Тумбли (Феникс) зарабатывает себе на жизнь тем, что сочиняет трогательные письма для других людей. Находясь в депрессии после расставания с женой, он покупает новую техническую разработку - продвинутую операционную систему, призванную исполнять любое желание пользователя. OS1 обладает приятным женским голосом. Саманта, как называет себя система при знакомстве с Теодором, кажется ему удивительно проницательной и забавной. По мере того, как развивается их общение, развиваются и чувства, которые Теодор испытывает к Саманте…

Поставил картину по собственному сценарию Спайк Джонз (один из создателей шоу MTV «Чудаки», постановщик картин «Быть Джоном Малковичем», «Адаптация», «Там, где живут чудовища»). Идея о создании картины, в центре которой будут взаимоотношения человека и операционной системы, пришла Джонзу в начале 2000-х. Вдохновленный фильмом «Нью-Йорк, Нью-Йорк» друга-сценариста Чарли Кауфмана, Джонз приступил к созданию сценария к новому фильму в 2010 году, сразу после выхода в прокат своей короткометражной ленты «Я здесь». Кстати, «Она» - единственный фильм, в котором Джонз является и режиссёром, и сценаристом. Причем сценарий фильма является оригинальным и написан полностью самим Джонзом.

Первым актером, утвержденным на главную роль, стал Хоакин Феникс, которой затем помог режиссёру найти продюсеров. Хоакин Феникс (1974 г. р.) - американский актёр, известность которому принесли фильмы «Гладиатор» (номинация на «Оскар») и «Ярды». За роль Джонни Кэша в фильме «Переступить черту» Хоакин Феникс получил премию «Золотой глобус» и вторую номинацию на премию «Оскар». Также снимался в фильмах «Знаки», «Таинственный лес», «Хозяева ночи». В 2012 году Феникс за исполнение роли Фредди Куэлла в ленте «Мастер» был удостоен множества наград и номинаций, среди которых кубок Вольпи за лучшую мужскую роль на Венецианском МКФ и третья в карьере номинация на «Оскар».

Компанию Хоакину составили Оливия Уайлд (сериал «Доктор Хаус», «Ковбои против пришельцев», «Трон: Наследие», «Время», «Гонка») и Эми Адамс («Июньский жук», «Зачарованная», «Сомнение», «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту», «Боец», «Мастер», «Кручёный мяч», «Человек из стали», «Афера по-американски»), раннее снимавшаяся с Фениксом в «Мастере». Одна из ролей предназначалась Кэри Маллиган, но в итоге её заменила Руни Мара («Социальная сеть», «Девушка с татуировкой дракона», «Побочный эффект»).

Большая часть съёмочного процесса пришлась на лето 2012 года; съёмки проходили в Лос-Анджелесе, а также в Шанхае.

Первый вариант фильма длился 2,5 часа. Друг Джонза режиссёр Стивен Содерберг помог ему сократить картину до 2 часов путём повторного монтажа. На всю эту операцию ушло всего 24 часа. При этом под нож попала роль, сыгранная Крисом Купером. Он изображал героя фигурировавшего в картине документального фильма.

Авторами саундтрека стали фронтмен группы «Arcade Fire» Уин Батлер и канадский композитор и мультиинструменталист Оуэн Палетт, выступавший также под псевдонимом Final Fantasy. Нежная и задумчивая песня «Moon Song» была написана для этой истории певицей и композитором Карен О. Ранее Карен О написала музыку для ленты Джонза 2009 года «Там, где живут чудовища», отмеченной в 2010 году «Золотым глобусом» в номинации «Музыкальное оформление фильма».

Мировая премьера фильма «Она» прошла 12 октября 2013 года на кинофестивале в Нью-Йорке. Затем картина участвовала в конкурсной программе МКФ в Риме, где была удостоена приза за лучшую женскую роль (Скарлетт Йоханссон). Йоханссон получила эту премию ни разу не появившись в кадре - за своё блистательное озвучание операционной системы Саманты.

«Она» - сенсация множества фестивалей и торжественных церемоний. Картина удостоена двух премий Национального совета кинокритиков США (лучший фильм года и лучшая режиссёрская работа), премии «Золотой глобус» за лучший сценарий (плюс 2 номинации: лучший фильм - комедия или мюзикл, лучшая мужская роль в комедии или мюзикле - Хоакин Феникс), пяти номинаций на премию «Оскар» - лучший фильм, лучший оригинальный сценарий, лучшая музыка (Уин Батлер, Оуэн Палетт), лучшая песня («The Moon Song»), лучшая работа художника-постановщика (К. К. Барретт, Джин Сердена).


СПАЙК ДЖОНЗ:
«Первой искрой была статья, которую я прочёл на сайте в интернете лет десять назад об обмене мгновенными сообщениями с искусственным интеллектом. Я нажал и сказал «Привет», компьютер ответил: «Привет». «Как ты?» - «Хорошо. Как ты?» Мы немного пообменивались сообщениями и я испытал нечто сродни удивлению: «Вау, я разговариваю с этой штукой, и она отвечает мне». Иллюзия быстро растворилась, и я мог сказать, что это был попугай, который просто слышал эти фразы ранее, это была просто умная программа. Но первоначальное ощущение было впечатляющее. В конце концов, я стал думать об истории человека, который имеет отношения с существом, как это сказать, с полностью сформированным сознанием, и что могло случиться, если бы они осознали, что полюбили друг друга».
«Трудность была в том, чтобы представить историю любви, в которой зрители могут увидеть только одного из двух влюблённых. Мы показали это с помощью камеры, снимающей лицо Хоакина, как он слушает Саманту. Зрители могут видеть, как он выражает свою любовь к ней - и для меня, это был один из самых волнующих аспектов фильма. Он не только показывает, как он чувствует, но он помогает воплотить её в своих словах».
«Через пять минут после начала разговора с Хоакином Фениксом я уже понял, что он именно тот, кого я хочу видеть в своём фильме. Хоакин принес столько тепла и искренности в эту роль. Несмотря на то, что Теодор достаточно печальный и одинокий персонаж, видно, что он искренний, забавный, достаточно ироничный и очень милый парень. Всё это привнёс Хоакин - и даже больше».
«Arcade Fire» начали писать музыку в то время, когда мы снимали фильм, поэтому я мог время от времени использовать её на съёмочной площадке. Я высылал им фото и кадры, и они высылали нам восхитительный материал - где-то 50 треков, в которые мы вносили изменения, поэтому саундтрек развивался органично. Музыка действительно очень красивая и очень подходит к истории».


ПРЕССА:

«Она» - первый оригинальный сценарий Спайка Джонза… Здесь он собрал все свои фирменные темы: виртуальная жизнь, равно пугающая и соблазнительная, повседневный быт американских лузеров, летучая мечта о чём-то неосуществимом, неисследованные ресурсы литературного творчества. Одиночество, наконец; это, вероятно, главное. Но неожиданно оно перестало быть и даже казаться поводом для трагедии. Когда человек остаётся наедине с самим собой, он переживает самые удивительные приключения своей жизни, испытывает невероятные чувства, щедро удобряет своё скукоженное эго - и это прекрасно, тут все средства хороши. Никакого ужаса от смены реального партнера на виртуального Джонз не испытывает… Под умиротворённую закадровую музыку «Arcade Fire» (кажется, столь идеального совпадения саундтрека с настроением фильма не было со времен «Девственниц-самоубийц», где звуковую дорожку записали «Air») чудак-очкарик с нелепыми усами смиряется со своей участью: не так уж она плачевна» (Антон Долин, «Афиша. Воздух»).

«Этот фильм - интеллигентная романтическая комедия для поколения хипстеров, чей трепетно-невротический, литературно одарённый главный герой (в незаурядном, как всегда, исполнении Хоакина Феникса), как и парадоксальный сюжет его любовных переживаний заставляет вспомнить урбанистические сказочные параболы Вуди Аллена - как и большое количество разных других источников, переваренных и преображённых на выходе в визионерскую поэму, невозможную ни в какие другие времена, кроме сегодняшних, и при этом абсолютно универсальную, вечную» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»).

«Что вы выберете, горькое восприятие фильма или сладкое? Выбор сам по себе - это лучший подарок Джонза, который он мог преподнести: «Она» приглашает нас к беседе, спорам и, что самое важное, к взаимодействию» (Элизабет Уайтзмен, «New York Daily News»).

«Это тщательно продуманное и изобретательно снятое кино, которое увлечёт всех, кто предпочитает «умную» научную фантастику спецэффектным ураганам из космических перестрелок и наземных побоищ с мутантами и пришельцами. Однако фантастическая грань «Её» в фильме не главная. При всём её техническом мастерстве и идейном богатстве, она - лишь гарнир для главного блюда. В первую очередь, «Она» - это вдумчивый, нежный, откровенный и щемящий сердце портрет человеческих романтических отношений» (Борис Иванов, Film.ru).

«Она» производит впечатление реального киноромана. Кроме того, этот фильм - авторское мнение насчёт того, как технологии соединяют всех в мире и одновременно изолируют от необходимого тёплого человеческого общения. В следующий раз, когда окажетесь в автобусе, или поезде, или хотя бы кофейне, посчитайте число людей с портативными устройствами, с наушниками или телефонами, и тех, кто разговаривает вживую. Вы сами знаете, какая группа будет многочисленнее» (Ричард Репер, «Chicago Sun-Times»).

«Спайк Джонз не пытается напугать нас банальной картиной вымирания человечества, где на последнем берегу будет тоскливо красоваться граффити «Apple и Google были здесь». Ему малоинтересен феномен рукотворной машины, обретающей интеллект и самосознание. И уж совсем не интересуют антиутопические фантазии в духе «1984» или «О дивный новый мир». Всё, что нужно Спайку Джонзу в этом фильме - это любовь, именно любовь в «химически чистом виде»… Эстетически Спайк Джонз буквально вталкивает нас в кино 70-х. Внешность героев, их одежда, феерично-выверенный монтаж - всё это из того времени, когда создатели фильмов не боялись быть откровенными, не боялись показаться смешными в своей наивности» (Илья Малашенков, «Завтра»).

«Тут уж вы точно не столкнётесь со вторичными идеями и голливудской халтурой. Это фильм, который из зала отправится вместе с вами домой» (Питер Траверс, «Rolling stone»).

«Научно-фантастический элемент в картине несущественен: возможности искусственного интеллекта, конечно, потрясают, но суть вовсе не в том. «Она» рассказывает о том, как искренние чувства устраняют любые надуманные барьеры. Невозможно усомниться в том, что герой Феникса по-настоящему влюблён. Да, система бесплотна, её нельзя обнять и поцеловать, однако из-за этого она не становится для Теодора менее реальной. Их отношения отчётливо напоминают эпистолярный роман (только с разговорами вместо переписки) - а он развился за столетия до любых компьютеров… С начала XX века мы привыкли ассоциировать ускорение технологического прогресса с приближением антиутопии. Мир, которым правят гаджеты, непременно безлик, а люди превращаются в серую массу. Обеспеченное всеми материальными благами общество становится жертвой тоталитарного контроля и деградирует… В связи с этим укоренившимся стереотипом спокойное отношение фильма «Она» к развитию техники - как глоток свежего воздуха. Живописуя мир, в котором люди чаще общаются с компьютерами, нежели друг с другом, Спайк Джонз отказывается сгущать краски. Человек всегда останется человеком и не избавится от терзающих его страстей, эмоций, переживаний. В мире будущего он не будет облачаться в сверкающий скафандр, а предпочтёт ему обычные рубашки ярких цветов. По идее картины, скорее невероятно развитый искусственный интеллект поддастся обаянию нашего несовершенства, чем человек превратится в бездушную массу» (Илья Радаев, «Фильм Про»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта