АФЕРА ПО-АМЕРИКАНСКИ
(«American Hustle», США, 2013)
Режиссёр: Дэвид О. Рассел.
В ролях: Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Брэдли Купер, Дженнифер Лоуренс, Джереми Реннер, Роберт Де Ниро, Луис Си Кей, Джек Хьюстон, Майкл Пенья, Элизабет Рём, Ши Уигхэм, Алессандро Нивола, Коллин Кэмп, Дэвид Бостон, Джей Джанноне.
Жанр: сатирическая комедия. Конец 1970-х годов. Изобретательный мошенник Ирвинг Розенфельд (Бэйл) вместе со своей чрезвычайно умной и соблазнительной напарницей из Великобритании Сидни Проссер (Адамс) вынужден работать на амбициозного и неуравновешенного агента ФБР Ричи Димацо (Купер), который пытается разоблачить коррупцию в высших эшелонах власти США и с этой целью внедряет Ирвинга и Сидни в очень опасный и вместе с тем довольно манящий мир, которым управляют влиятельные политические фигуры и главари мафии. В итоге между двух огней, мошенниками и федералами, оказывается крупный политик из Нью-Джерси Кармине Полито (Реннер). А непредсказуемая жена Ирвинга Розалин (Лоуренс) неожиданно становится тем самым человеком, от которого зависит судьба всех и вся… В основу фильма легли реальные события: в конце 70-х - начале 80-х годов ФБР проводило спецоперацию под кодовым названием ABSCAM. Изначально она была нацелена на расследование торговли краденым товаром. ФБР собиралось внедрить в преступную среду своих агентов под видом посредников, скупающих краденые шедевры для богатых коллекционеров Ближнего Востока. Позже спецоперация была расширена до уровня расследования коррупции в политических кругах США. Тогда в результате проведенного расследования было возбуждено 11 уголовных дел. Персонаж Ирвинга Розенфельда лишь отчасти основан на жизни реального мошенника Мелвина Вайнберга, чья история рассказана в книге «Обманщик», написанной Робертом У. Грином. В начале 1980-х французский режиссёр Луи Маль адаптировал историю ABSCAM в сценарий под названием «Луна над Майами» с Дэном Эйкройдом и Джоном Белуши в главных ролях. Белуши должен был сыграть афериста, а Эйкройд агента ФБР. Но после смерти Джона Белуши в марте 1982-го года работа над фильмом была прекращена. Сценарий ленты, озаглавленный вначале «American Bullshit» (варианты перевода - «Американская херня», «Американская брехня», «Американская фигня», «Американское дерьмо») был написан Эриком Уорреном Сингером («Интернэшнл») ещё в 2010 году, но тогда он попал в блэклист из-за тем, затронутых в нём, и занял восьмое место в голливудском «Чёрном списке» (в этом списке отмечают лучшие сценарии, по которым ещё не сняли фильм). В январе 2011 года было объявлено, что к проекту присматривается Бен Аффлек, только что поставивший нашумевший триллер «Город воров». Позже Аффлек выбыл из проекта, начав заниматься экранизацией «Противостояния» Стивена Кинга, а затем перешёл к своему самому крупному триумфу «Операции «Арго». Режиссёрское кресло «American Bullshit» занял неоднократный номинант на премию «Оскар» Дэвид О. Расселл. Приступив к работе, Расселл доработал сценарий и сменил рабочее название своей ленты на «Неизвестный проект Дэвида О. Расселла об ABSCAM». В апреле название окончательно устоялось – «American Hustle», русифицированное в РФ как «Афера по-американски». Дэвид Оуэн Расселл родился в 1958 году в Нью-Йорке. В 1981 году закончил престижный частный колледж с дипломом специалиста в области политологии. Первую попытку работать в режиссуре игрового кино предпринял в 36 лет. Чёрная комедия «Spanking the Monkey» (1994, в российском прокате - «Раскрепощение») принесла Расселлу приз зрительских симпатий на фестивале «Сандэнс» и премию «Независимый дух» за лучший сценарный дебют. Следующий его проект «Flirting with Disaster» (1996, в российском прокате - «Не будите спящую собаку») развил достигнутый успех. Профессиональные критики «Rotten Tomatoes» подняли суммарный рейтинг фильма до 86 процентов. «Три короля» (1999) стал чрезвычайно успешным в прокате - 107 миллионов долларов сборов при бюджете в 48 миллионов. «Взломщики сердец» (2004 ) практически провалились в прокате - 20 миллионов долларов сборов при бюджете в 22 миллиона. Фильм 2010 года «Боец» начинал снимать режиссёр Даррен Аронофски, но позже отказался от проекта ради работы над «Чёрным лебедем». Сначала исполнитель главной роли Марк Уолберг был против привлечения в качестве режиссёра Рассела, вспоминая сложности во время работы над «Тремя королями». Однако изменил мнение после того, как Кристиан Бэйл высказал заинтересованность в опыте работы с таким кинематографистом. Картина была номинирована на 85 кинопремий в различных категориях (в том числе на премию «Оскар» в категории «Лучшая режиссёрская работа») и победила в 39 из них.
«Мой парень – псих!» (2012), экранизация одноимённого трагикомического романа Мэттью Куика, была крайне тепло принята мировыми кинокритиками и удостоилась семи номинаций на премию «Оскар» (включая «Лучший фильм года») и одной оскаровской статуэтки - за лучшую женскую роль (Дженнифер Лоуренс). С самого начала Дэвид О. Расселл писал роли главных героев специально под Кристиана Бэйла («Империя Солнца», «Американский психопат», «Шафт», «Власть огня», «Машинист», «Бэтмен: Начало», «Престиж», «Поезд на Юму», «Тёмный рыцарь», «Терминатор: Да придёт спаситель», «Боец», «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды»), Эми Адамс («Июньский жук», «Зачарованная», «Сомнение», «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту», «Боец», «Мастер», «Кручёный мяч», «Человек из стали»), Брэдли Купера (сериал «Шпионка», «Всегда говори «Да», «Мальчишник в Вегасе», «Команда «А», «Области тьмы», «Мальчишник-2: Из Вегаса в Бангкок», «Мой парень – псих!», «Мальчишник: Часть III») и Дженнифер Лоуренс («Зимняя кость», «Люди Икс: Первый класс», «Голодные игры», «Мой парень – псих!», «Голодные игры: И вспыхнет пламя»). До съёмок «Аферы по-американски» Расселл работал и с Бэйлом и Адамс («Боец»), и с Купером, Лоуренс и Де Ниро («Мой парень – псих!»). Кстати, для Брэдли Купера и Роберта Де Ниро «Афера по-американски» стала третьей совместной работой после «Области тьмы» и «Мой парень – псих!». После того как Кристиана Бэйла уже взяли на главную роль, ему пришлось покинуть проект из-за несогласованности расписаний съёмок. Его роль досталась Брэдли Куперу, а Джереми Реннер («Повелитель бури», «Город воров», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», «Мстители», «Эволюция Борна», «Охотники на ведьм») получил старую роль Купера. Когда проблемы с рабочим графиком Бэйла были решены, он вернулся в проект на ту же роль. При этом Купер вернулся к роли агента ФБР, а специально для Реннера Дэвид О. Расселл написал роль Кармина Полито. Кристиан Бэйл специально для роли в фильме набрал 40 фунтов веса (около 20 килограмм), сделал залысины и сутулился. Это уже четвертый раз, когда Бэйл сильно изменил свой вес для роли. Впервые это было для фильма «Машинист» (2004, похудел на 28 кг), затем для фильма «Спасительный рассвет» (2006, похудел на 25 кг) и для фильма «Боец» (2010, похудел на 14 кг). Дэвид О. Расселл рассказал, что Роберт Де Ниро не узнал Бэйла на съёмках, даже после того как их представили друг другу. Де Ниро отвел Расселла в сторону и, указав на Кристиана, спросил кто он такой. Поначалу Де Ниро не поверил, что это на самом деле Бэйл, но после того, как Расселл убедил его в том, что это правда, Де Ниро был сильно удивлён и отметил, что Бэйл выглядит совсем непохожим на себя. После этого Расселлу пришлось ещё раз представить актёров друг другу. Дженнифер Лоуренс, готовясь к своей роли, вдохновлялась сериалом «Настоящие домохозяйки Нью-Джерси» (2009), также из этого сериала она почерпнула свой акцент. Это была идея Брэдли Купера - сделать его персонажу химическую завивку, а также то, что он носит бигуди в сцене в его квартире. Младенец, которого Джереми Реннер целует, приветствуя людей в качестве мэра на улицах Камдена, это на самом деле его новорожденная дочь - Ава Берлин Реннер, которая родилась, когда фильм был на стадии производства. Девушка, которая держит Аву в той же сцене, это её мать - Сонни Пачеко. Дэвид О. Расселл предлагал ещё и матери Реннера сыграть в этой сцене, но она отказалась. По словам Кристиана Бэйла большая часть фильма была импровизацией. Во время съёмок он даже спросил Дэвида О. Расселла - понимает ли тот, что сюжет фильма будет сильно изменён. На что режиссёр ответил, что он не переживает из-за сюжета, и что для него важны лишь сами персонажи. Например, сцена драки, которая происходит в спальне между Кристианом Бэйлом и Дженнифер Лоуренс, была полностью сымпровизирована. Версия этой сцены была прописана в сценарии, но актёры настаивали на том, чтобы сделать это по-другому, в итоге режиссер Расселл решил позволить им сделать это так, как они хотели. Съёмки картины проходили с марта по май 2013 года в Бостоне и Нью-Йорке. В апреле съёмочный процесс был ненадолго остановлен из-за взрывов на Бостонском марафоне и последующего задержания Джохара Царнаева. Кристиан Бэйл, Джереми Реннер, Брэдли Купер и Эми Адамс навестили в больницах жертв трагедии. «Афера по-американски» с бюджетом в 40 миллионов долларов собрала в мировом прокате свыше 150 миллионов. На интернет-агрегаторе «Rotten Tomatoes» рейтинг картины составляет 95 % «свежести».
При подведении киноитогов 2013 года фильм вошёл в подавляющее большинство списков лучших фильмов года, в том числе по версии Американского института киноискусства, газеты «New York Times» (Энтони Скотт), журнала «Time» (Ричард Корлисс), бывшего журналиста «Village Voice» Джима Хобермана и многих других. Ещё до выхода в прокат критики окрестили «Аферу по-американски» одним из ключевых претендентов на кинопремии года. На премию «Золотой глобус» лента была выдвинута в рекордных семи номинациях, три из которых оказались победными (лучшая актриса второго плана - Дженнифер Лоуренс, лучшая женская роль в комедии или мюзикле - Эми Адамс, лучший комедийный фильм). Ситуация повторилась с Британской киноакадемией, где фильм был представлен к десяти номинациям, среди которых и «Лучший фильм года». На «Оскар» картина была также номинирована в десяти категориях, в числе которых и «Лучший фильм года».
ДЭВИД О. РАССЕЛЛ:
«У каждого героя в этом фильме есть искренняя страсть - я других фильмов не снимаю. Меня интересуют люди, которые страстно любят, которые честны с собой, несмотря на все трудности и противоречия. Меня интересует, ради чего они живут, что любят и как любят».
«Я пробовал разные жанры. Потом решил снять метафизический фильм. К сожалению, он не пользовался успехом. А сейчас я вам расскажу, что мне ответил Даррен Аронофски, когда я встретил его после премьеры «Рестлера» и спросил, что с ним происходит, откуда такая пруха. Он ответил: «Я вытащил голову из задницы». Видите ли, в таком положении находятся многие. Вы боитесь, боитесь провала. Боитесь не выдержать давления, пока снимаете кино. И я тогда несколько сбился с пути, разучился рассказывать истории. Это процесс волшебный, должен идти от самого сердца. Потом я развелся, сыну поставили диагноз «маниакально-депрессивный психоз» и нужно было понять, как ему дальше жить, на что ушла куча сил - от поиска школы до понимания, как с ним общаться. В довершение всего я не мог запуститься с фильмом. И тут Сидни Поллак нанял меня адаптировать книгу «Мой парень - псих!». О режиссуре тогда речи не шло. Но зато я снял «Бойца», спасибо Марку Уолбергу и Кристиану. И тогда-то я начал продвижение в очень личный мир, где важно, что у тебя в сердце, а не в голове. Тут-то у меня и началась новая стадия. Я хочу снимать кино о людях, которые оступаются, которые пытаются подняться, которые не могут позволить себе быть циниками и вдаряться в негатив. Негатив разъедает изнутри, от него можно буквально умереть. Поэтому я люблю в людях страсть, куда бы она ни была направлена… Мне важно показывать именно таких людей».
КРИСТИАН БЭЙЛ:
«Это и драма и трагедия, и комедия и даже немного мюзикл - трудно втиснуть его в рамки определённого жанра. Всего понемногу, как в жизни».
«Честно говоря, не знаю людей без странностей. Люди настолько разные, что каждый раз, я поражаюсь: вроде бы знаю человека, но нет, он обязательно чем-то да удивит. К персонажам фильмов это тоже относится. Что же касается работы с Дэвидом, то он заинтересован исключительно в человеческих качествах персонажей. Благодаря этому у вас получаются сложные, объёмные герои». БРЭДЛИ КУПЕР:
«Это великолепная картина, настоящая выжимка эпохи. Можно с полной уверенностью сказать, что это одна из лучших лент Дэвида О. Расселла. История основана на реальных событиях, однако мы её немного украсили, придали выпуклость и подключили больше личных мотивов в действия героев. Ведущие персонажи фильма - это люди, не представляющие себе жизнь без риска… Персонажи, которые полны жажды жизни, хотят изменить действительность вокруг себя и стараются преодолеть все преграды, чтобы добиться своей мечты. Так что «Афера по-американски» - это картина об искусстве выживания».
«На протяжении трёх лет мы будто бы не расставались с Дэвидом О. Расселом и Дженнифер Лоуренс, ведь работа над «Аферой» началась сразу после выхода фильма «Мой парень – псих!». В итоге мы стали понимать друг друга практически без слов. Дэвид умеет строить особые отношения с каждым из актёров… Он хочет добиться того, чтобы каждый новый его фильм был ещё лучше предыдущего, но при этом, его методы остаются всё теми же - на площадке всегда царит атмосфера свободы и семейной теплоты».
«Мой герой основан сразу на двух реальных агентах, мне пришлось основательно подготовиться к роли, чтобы, с одной стороны, не выглядеть дилетантом, а с другой - не обидеть настоящих героев операции ABSCAM».
«Кристиан действительно здорово изменился ради «Аферы», причём Дэвид сделал на этом акцент в первых же кадрах - сначала зрители видят чей-то большой живот, а потом с удивлением понимают, что это живот Бэйла. Он основательно изучил образ мошенника Мелвина Вайнберга, который послужил прототипом для его героя, и перенял от него характерные особенности, что понравилось самому режиссёру».
«Что же касается костюмов и декораций - с нами работала невероятная команда, которая превратила этот непрекращающийся Хэллоуин (а иначе наши костюмы и не назовешь) в стиль и настоящую атмосферу 70-х. В какой-то степени мы все выглядим крайне нелепо, но эта непохожесть на себя обычных позволяет нам переключиться на персонажей. В определённый момент я превратился в Ричи и по-другому себя уже не представлял».
«У нас для картины был подготовлен такой шикарный набор песен и музыкальных композиций, что все они не поместились бы, даже если бы мы делали телесериал. Роль музыки в фильме не менее важна, чем визуальная составляющая, она не просто погружает зрителя во время, демонстрируемое в кадре, она удивительным образом иллюстрирует происходящее так, словно эти песни были написаны специально для нашей ленты. «Bee Gees», «Delilah» Тома Джонса, Элтон Джон и ELO - да, вот эта музыка для меня характеризует и 70-е, и наш фильм». ПРЕССА: «Дэвид О. Рассел - абсолютный дикарь, который при этом отлично знает, как обращаться с актёрами. И для него лично, и для его фильмов есть два ключевых слова - бешеная энергетика» (Питер Трэверс, «Rolling Stone»). «Если бы не несколько серьёзных, драматических сцен, «Аферу» вполне можно было бы называть «фарсом», и смотрится она именно как искрящийся фарс. Актёры явно получают неимоверное удовольствие от своих персонажей, и фильм стоит увидеть уже ради того, как Бэйл изображает толстячка-мошенника, или как Эми Адамс примеривает на себя образ (и манеру одеваться) женщины-вамп. Это настолько восхитительно и уморительно, что, выйдя из зала, тут же хочется снова купить билет и ещё раз пережить «Аферу». А ведь Бэйл и Адамс в фильме не вдвоём, и, например, Дженнифер Лоуренс в роли коварной, крикливой, но сексапильной психички-домохозяйки с «вавилоном» на голове вполне наиграла на «Оскар» за лучшую роль второго плана и на любой другой приз, который можно вручить комедийной актрисе. Если бы Лоуренс уже не была всемирно известной суперзвездой, она бы прославилась после «Аферы». И это ещё не всё! Фильм Расселла - не только захватывающая (хотя и начисто лишенная экшена) трагикомедия, но ещё и политическое кино об американской коррупции и о борьбе с ней… И этому у Америки стоит учиться. Можно ли представить в российской картине сцену, в которой агент ФСБ рассказывает прокурору, что в расставленные им силки попалась птица федерального полёта, и прокурор реагирует не с ужасом, а с воодушевлением? Мол, «сейчас прищучим пару сенаторов, и меня повысят по службе»! А в «Афере» такая сцена есть, она взята из жизни (в отличие от многого другого в фильме), и этому стоит завидовать. Как говорит один бессмертный герой, «правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать» (Борис Иванов, Film.ru). «Фильм с одним из лучших актёрских составов в этом году. Дерзкое, захватывающее и смешное кино» (Клаудия Пуиг, «USA Today»). «Это не та история, к которой тянет повнимательней присмотреться, ожесточенно нагугливая, в чём там заключалась суть давнишней скандально известной фэбээровской операции ABSCAM, и отделяя факты от художественного вымысла. Да и вообще ощущение, что создание атмосферы 1970-х занимает режиссёра куда больше перипетий собственно «аферы», возникает несколько чаще, чем нужно для основанной на реальных обстоятельствах исторической драмы… В какой-то момент кажется, что переменчивая «Афера» вострит лыжи едва ли не в сторону мелодрамы, пока подуставший режиссёр прилег на диванчик послушать «Chicago», «The Beatles» или ещё что-то соответствующего периода. Герои в это время тоже могут отвлечься от афер и заняться своими делами - например, персонаж Дженнифер Лоуренс, вытирая пыль в квартире, энергично трясёт головой и подпевает композиции «Live And Let Die». На такие вот разрозненные сценки, которыми удобно иллюстрировать церемонии награждения, «Афера по-американски» в общем-то и распадается и совершенно из-за этого не переживает, не старается насильно собраться в некое монолитное целое, которое выглядело бы не так естественно и легко. Возможно, это не так уж и плохо, когда вместо всех хитроумных перипетий финансовых и политических махинаций в итоге лучше всего запоминается совершеннейший вздор - эпизод, в котором мужчина в мелких папильотках звонит женщине в крупных бигудях» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ-Weekend»). «Дэвид О. Расселл вторгается на территорию Марти Скорсезе с мудрым остроумием Марка Твена и эксцентрикой, достойной Престона Стёрджеса» (Кирк Ханикатт, «Honeycutt’s Hollywood»). «Дэвид О.Расселл в очередной раз препарирует главный американский миф - так называемую американскую мечту, - сталкивая в этой чёрной комедии несколько болезненно амбициозных персонажей и проверяя их способность переступать через обстоятельства, других людей и самих себя. Впрочем, план содержания в «Афере» охотно уступает дорогу плану выражения: любой разговор об этом фильме неизбежно упрётся в обсуждение платьев, причёсок и физиономий (из десяти оскаровских номинаций четыре - у актёрского состава). Энергия, которой пышет расселловская режиссура, передаётся исполнителям: все они, включая великую Эми Адамс, взяты на нехарактерные для себя роли, и все выворачиваются наизнанку. Поп-хиты, рапиды, флэшбэки, закадровое многоголосье - Расселл, как миллионы из чемодана, вываливает на стол приёмы, не принятые в приличном обществе, просто потому, что его прёт. Последний раз такую озорную, заразительную, творческую свободу демонстрировал зрелый Скорсезе времен «Славных парней» (и ему тут есть персональный привет). Это бесконечно несовершенный фильм о человеческих несовершенствах, и он амнистирует их самим своим существованием - от совершенства столько удовольствия получить невозможно» (Станислав Зельвенский, «Афиша»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|