ВИЙ (Россия, 2014)
Режиссёр: Олег Степченко.
В ролях: Джейсон Флеминг, Алексей Петрухин, Ольга Зайцева, Валерий Золотухин, Андрей Смоляков, Ёла Санько, Нина Русланова, Юрий Цурило, Иван Моховиков, Александр Карпов, Анатолий Гущин, Александр Яковлев, Алексей Огурцов, Петр Федоров, Игорь Жижикин, Олег Тактаров, Анна Чурина, Агния Дитковските, Виктор Бычков.
Жанр: приключенческий триллер. Начало XVIII века. Картограф Джонатан Грин совершает путешествие в Восточную Европу. Миновав Трансильванию, он понимает, что заблудился. Изрядно поплутав в тумане, он оказывается в небольшом казацком поселении. Народ живёт здесь в затворничестве, оградив себя от любых контактов с остальным миром. Что скрывают жители хутора? Чего боятся и почему прячутся? Ученый решает разгадать тайну, связанную с именем необыкновенного мифического создания – Вия. Древние славянские предания оживают... Фильм снят по мотивам одноименной повести Н. В. Гоголя. Начало кинопроекту «Вий» было положено в 2005 году. В 2006 году, чтобы показать, что картина находится в производстве, Алексей Петрухин и Олег Степченко за 18 часов сняли рекламный ролик фильма, в котором роль Хомы Брута исполнил сам Петрухин. В начале 2007 года этот тизер был запущен в кинотеатры, хотя ещё не был написан сценарий. Производство фильма фактически началось только через год. Большая часть фильма была снята в Чехии с привлечением европейских специалистов. Съёмки были закончены только в марте 2012 года. За прошедшие годы релиз картины неоднократно переносился. Среди причин - и кризис, и решение сделать «Вий» трилогией, и появление возможности снять «Вий» в формате 3D… Режиссёром и одним из сценаристов «Вия» является Олег Степченко. Он родился 25 сентября 1964 года, в 1995 году окончил Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, по специальности «художник театра и кино». Выступал как художник-постановщик около двух десятков спектаклей в театрах страны и СНГ, в том числе - в Московском театре на Таганке, в Молдавском Национальном театре имени Э. Ионеско и других. Снял большое количество музыкальных клипов и видеороликов. В 2000 году отмечен призом MTV Russia Music Awards за лучший клип России («Вечеринка», Децл). В 2003 году дебютировал в большом кино полнометражным фильмом «Сматывай удочки». Второй полнометражный проект Степченко - «Мужской сезон. Бархатная революция» (2005). Прообразом главного героя фильма - Джонатана Грина - послужил Гийом Левассер де Боплан (1595-1685) - французский инженер и военный картограф, автор книг «Описание Украины» и «От Трансильвании до Московии». На роль главного героя рассматривались Венсан Кассель, Кристиан Слейтер, Тим Рот, Шон Бин, Джейсон Стэтхем, Брэд Питт, Брюс Уиллис, Киану Ривз и Пирс Броснан. С каждым из актёров были проведены официальные переговоры. А исполнил роль Джонатана Грина английский актёр, выпускник Лондонской академии драматического искусства Джейсон Флеминг, который известен по работе в таких картинах как «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Люди Х: Первый класс», «Битва титанов». «Вий» - последний фильм с участием Валерия Золотухина. По словам Золотухина, для него самым сложным моментом во время съёмок стало курение трубки. Как оказалось, Валерий Сергеевич на тот момент давно бросил эту вредную привычку. В фильме должна была сниматься модель Наталья Водянова, но ей по контракту было запрещено менять внешность. Для роли требовалось постричь и перекрасить волосы, поэтому на роль Настуси взяли Агнию Дитковските, которая не так трепетно относилась к статичности своего образа. «Вий» - второй российский фильм в формате IMAX 3D. Бюджет фильма - 26 миллионов долларов. «Вий» снимался в павильонах студии «Barrandov» в Чехии. Как рассказал продюсер картины Александр Куликов, часть реквизита «Вия» можно также видеть в фильме «Ван Хельсинг». Работа над декорациями заняла более 6 месяцев, и в результате, была построена целая деревня из 21 дома, со сторожевой вышкой, высоким частоколом, старинными пушками и иными атрибутами времён, характерными для Украины XVIII века. Карета главного героя была специально разработана и построена на одном из немецких автомобильных концернов. Конструкция получилась настолько современной, что по своим техническим характеристикам может соперничать с новейшими автомобилями, но внешне осталась образцом транспорта XVIII века. Стоимость кареты составила 75 000 долларов. Также существует карета-дублер стоимостью 23 000 долларов, которая использовалась для съёмок интерьера. Общее число участников съёмочной группы за всё время работы над картиной составило 923 человека. Национальная почтовая служба Чехии выпустила серию коллекционных почтовых марок с изображениями героев фильма. Самому молодому актёру фильма во время съёмок было 8 месяцев, самому старшему - 71 год. На Каннском кинорынке 2013 года состоялись международные продажи проекта «Вий». Права на дистрибуцию картины приобрели компании «Event Film» (Канада) и «Kinostar» (Германия).
ОЛЕГ СТЕПЧЕНКО:
«Николай Гоголь был очень искренним человеком и верующим в Бога. И мы писали сценарий именно с той точки зрения, что он глубоко верующий. Сначала мы анализировали письма Гоголя. Проникались его пониманием и отношением к жизни, а потом уже начали смотреть на «Вий» через его призму ощущений… Мне кажется, что «Вий» - это излияние личных страхов Гоголя… Ведь Гоголь очень долго прожил среди таких хуторян, которых он описал в «Вие». Они до сих пор вешают крестики и обереги от Вия на воротах, рисуют что-то мелом, гадают. Мы специально ездили и смотрели: всё это суеверие там до сих пор процветает, и в этом суеверии жил Гоголь. Вы можете себе представить? И вдруг этот мальчик, молодой парень, приезжает в Петербург, - в циничный, абсолютно европейский, продвинутый город. И он там начинает писать «Вий». Почему? Потому что в тот момент в нём столкнулись культуры Европы и Малороссии… Он поставил себя на место Хомы, придумал себе самое страшное, что только мог придумать, чтобы самому испугаться… После «Вия» он возродился в нового человека, и пошли все петербургские повести, пошёл настоящий Гоголь. И «Вий», я считаю - это его избавление от всего суеверия, от псевдорелигиозности. Хотя и Белинский, и другие литераторы говорили Гоголю, что «Вий» - произведение слабое, что его надо выкинуть, но он не выкинул, потому что это произведение - ключевая вещь».
«Началось с того, что мы посмотрели литературное произведение и поняли, что как дословная экранизация «Вий» не имеет смысла. Это была бы совершенно непонятная история. У меня были ещё и продюсерские требования: чтобы получилось развлекательное кино, чтобы оно приносило доход, словом, чтобы вышел блокбастер. Поэтому мы не могли делать фильм в арт-хаусном ключе. А ведь «Вий» - это личное исследование Гоголя. Даже если бы мы это сделали, мне тогда казалось, и сейчас кажется, что фильм не имел бы резонанса, не нашел бы понимания. И, в очередной раз, как читают «Вий» невнимательно, так бы и посмотрели фильм - невнимательно. Поэтому мы пошли по пути объяснения, разжевывания. А чтобы разжевать то, что мы хотим сказать, нужно больше времени, и история удлиняется, потому что многое надо дописывать. И мы стали дописывать… Мы присылаем в тот мир европейский ум: лондонского путешественника Джонатана Грина… И он исследует произошедшее. Проходя через всю эту историю, он сам попадает вовнутрь мифа… Это та же самая история, только как бы с расшифровкой. Для европейца многое нужно объяснить. Тогда всё становится предельно ясно. История становится совершенно простой, развлекательной, настоящим блокбастером с путешествиями и приключениями. Она становится лёгкой, весёлой и приобретает гоголевский оттенок».
«Мы отвоевали себе эту историю. Многие хотели снимать «Вий», и я понял, что сейчас наснимают нечто непотребное, низкорослое. Поэтому мы быстро, за пару ночей сняли рекламный ролик, сделали компьютерную графику, и быстро запустили его в кинотеатрах. И при этом сказали, что картина выйдет прямо через год, или чуть ли не через месяц. И все сразу расстроились, потому что многие хотели делать «Вий», написали сценарии. Понятно, история забавная: черти бегают, нечисть всякая, - это же должно принести кассу».
«Я вижу «Вий» мистической историей, которая начинается как фильм ужасов, затем переходит в детектив (что же на самом деле произошло в церкви?), и, наконец, в ней наступает катарсис: все составляющие срастаются, весь организм фильма начинает работать, становится ясно, что и зачем произошло… Для себя жанр я определяю как приключенческое кино с хэппи-эндом».
«Джейсон Флеминг - это далеко не первый актёр, с которым мы общались по поводу участия в нашем фильме. Были ещё Киану Ривз, Пирс Броснан, Шон Бин, Тим Рот, Венсан Кассель. Но с кем-то не получилось совместить график, а кто-то не подошёл по другим причинам… Например, все будут смотреть, как в этом фильме играет Пирс Броснан, который сразу перетянет на себя всё одеяло, чего я бы не хотел, потому что в первую очередь мне нужен «Вий», а не главный герой. Поэтому, отсмотрев Флеминга, я понял, что это, во-первых - очень хороший актёр, который всё делает легко и с юмором, а во-вторых - он не так сильно притянет к себе всё внимание зрителя, оставаясь в какой-то степени нейтральным».
«У нас персонаж превращается на глазах: был актёр - стал монстр. При этом в монстре остаются черты персонажа, все они имеют свои характеры. Получаются эксклюзивные чудовища, имеющие продолжение в человеческом свойстве. А это очень сложный процесс. Но оно того стоит, потому что зритель получает возможность сопереживать… Чего мы только не пересмотрели с Петром Горшениным во время подготовительного процесса. Пришли к тому, что всё уже существующее, - как-то слабенько, и надо своё создавать. Поярче, поинтереснее».
ДЖЕЙСОН ФЛЕМИНГ:
«Я снялся уже в более чем девяноста картинах и теперь соглашаюсь играть, только если мне предлагают что-то бросающее вызов моему опыту. Найти фильм, в котором я разговариваю на русском языке, и в котором мне предоставляется возможность поработать с командой со всех частей света, - это редкость. Кроме того, критерием для принятия решения об участии в съёмках является страна, где будет сниматься проект. В душе я цыган, и для меня путешествовать по миру так же важно, как и делать хорошее кино. Как только я узнал, что буду работать с русскими, я мгновенно согласился».
«Джонатан Грин вроде похож на Индиану Джонса, но всё время что-то бормочет. Он сочетание Индианы Джонса и Хью Гранта. Если бы Хью Грант сыграл Индиану Джонса, получился бы Джонатан Грин. Он неловкий англичанин, попадающий в самые разные ситуации. Он и ездит на лошадях, и забирается на горы, и делает всё, что и Индиана Джонс, но так же клево, как у Харрисона Форда, у него не получается».
«Я снимался в «Битве титанов», заработавшей 650 миллионов по всему миру, но даже в этом фильме спецэффектам очень далеко до спецэффектов в «Вие». И всё же, думаю, ленте предстоит нелёгкий путь на мировую арену, так как иностранные картины, особенно русские, в Англии, например, принимают не сразу. Чтобы ускорить этот процесс, мы сделали международную версию фильма, перевели его на английский так, что, я думаю, немногие заметят то, что проект на самом деле был снят на русском языке. Но, если честно, для меня самое важное заключается в том, чтобы «Вий» был принят русской аудиторией». |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|