АНЖЕЛИКА, МАРКИЗА АНГЕЛОВ
(«Angelique», Франция, 2013)
Режиссёр: Ариэль Зейтун.
В ролях: Нора Арнезедер, Жерар Ланвен, Томер Сислей, Дэвид Кросс, Матьё Кассовитц, Симон Абкарян, Мэтью Бужена, Мигель Херц-Кестранек, Райнер Фриб.
Жанр: приключенческий фильм. Франция XVII века. Юную красавицу Анжелику, представительницу знатного, но бедного рода, выдают замуж за богатого графа Жоффрея де Пейрака. Он гораздо старше своей невесты, его лицо обезображено шрамами и о нём ходят ужасные слухи. Поначалу Анжелика ненавидит мужа, но постепенно начинает понимать, что за суровой внешностью скрывается обаятельный, добрый, чуткий и справедливый мужчина. Между супругами вспыхивает настоящая любовь, но идиллия оказывается недолгой. Короля Людовика XIV, проездом посетившего замок де Пейрака, начинает терзать зависть к семейному счастью и богатству своего подданного. К тому же у Жоффрея много недоброжелателей. Его огромное состояние и умение добывать золото из руды давно вызывают недовольство многих влиятельных людей, в числе которых и представители духовенства. Жоффрея обвиняют в колдовстве и арестовывают. Де Пейрак заточён в Бастилию и ждёт казни. Но Анжелика готова биться за свою любовь до последнего вздоха. На помощь энергичной и независимой красавице приходит давно влюбленный в неё Николя - предводитель парижских разбойников… В основу сценария картины положен роман «Анжелика, маркиза ангелов», написанный Анн и Сержем Голон. Это первая книга серии, позже в свет вышли ещё двенадцать книг. Анн и Серж Голон - литературный псевдоним семейной пары Симоны Шанжё (1921 г. р.) и Всеволода Сергеевича Голубинова (1903-1972). Первыми издали «Анжелику» немцы в 1956 году, указав автором только Анн Голон, а во Франции книга вышла в 1957 году, и на её обложке стояли имена Анн и Серж Голон. По утверждению Симоны, действительным автором всех книг об Анжелике является она, а супруг лишь помогал ей в поисках исторического материала. Мужское имя было указано на обложке для придания большей серьёзности, чтобы роман не воспринимался как женский. Фильм 2013 года «Анжелика, маркиза ангелов» - не первая экранизация романов Анн и Сержа Голон. Одноимённый фильм, снятый режиссером Бернаром Бордери, вышел во Франции в 1964 году. Главная роль досталась французской актрисе Мишель Мерсье. Позже были сняты ещё четыре фильма об Анжелике: «Великолепная Анжелика» (1965), «Анжелика и король» (1966), «Неукротимая Анжелика» (1967), «Анжелика и султан» (1968). В шестидесятые-семидесятые годы в нашей стране Анжелика была популярнее Софии Лорен и Валентины Терешковой. Успех картин (в советские времена были куплены всего две из снятых пяти) был феноменален как у мужской, так и у женской аудитории – «Анжелику, маркизу ангелов» увидели 44,1 миллиона зрителей, а «Анжелику и короля» - 43,3 миллиона. Вдумайтесь в эти цифры, учитывая, что «Аватар», самый кассовый фильм современного российского кинопроката, посмотрели 13 960 248 зрителей! Легенда сохранила свой статус и в постсоветское время. Только «Анжелика, маркиза ангелов» издавалась в России не менее пятнадцати раз с 90-х годов. Фильмы регулярно переиздаются на DVD и демонстрируются по ТВ (уже все пять и без купюр) с впечатляющими рейтингами на самых разных каналах. Новый фильм «Анжелика, маркиза ангелов» снят Ариэлем Зейтуном, режиссёром, сценаристом и продюсером французско-еврейского происхождения. Он известен по таким работам, как «Красотки», «Ямакаси: Свобода в движении» и «Бандиты в масках». Сценаристом картины стал Филипп Бласбан, работавший над проектами «Порнографические связи», «Влюблённый Тома», «Ирина Палм сделает это лучше», «Далеко по соседству», «Анонимные романтики», «Танго либре». В главной роли новой «Анжелики» снялась французская актриса и певица Нора Арнезедер, прославившаяся благодаря съёмкам в фильмах «Париж! Париж!», «Код доступа «Кейптаун», «Слова» и «Маньяк». Жоффрея де Пейрака сыграл Жерар Ланвен, французский актёр, знакомый зрителям по картинам «Выбор оружия», «Специалисты», «Полный привод», «Крёстные отцы», «Враг государства №1: Легенда», «Неприкасаемые». Ланвен значительно старше своей партнёрши по фильму. На момент съёмок ему исполнилось 62 года, а Норе Арнезедер - всего 24. Снимал «Анжелику» австрийский оператор Питер Цайтлингер. До этого он работал в основном только с одним режиссёром - Вернером Херцогом. Ариэль Зейтун с Филиппом Бласбаном уже написали сценарий второй части «Анжелики» и собирались начать снимать её сразу же после первой. Но потом решили повременить. Вторая часть очень не похожа на первую. Там другие декорации, много сцен в Версале, другое настроение, герои стали старше и опытнее. Снимать продолжение сразу же было рискованно, это могло привести к размыванию характеров. Вся труппа и съёмочная группа согласились, что надо немного подождать.
АНН ГОЛОН:
«Когда я писала книгу, моей целью было написать и портрет женщины XVII века в рамках исторического романа, и портрет современной женщины. Женщины 50-х. Забавно, но эта задача стоит и сейчас. Анжелике пришлось столкнуться с проблемами и своего века, и нашего. Не забывайте, что в ту эпоху литературе до женщин вообще дела не было. Если был герой, то это был мужчина».
«Что-то меня убедило в том, что Ариэль меня не предаст, и прежде чем мне исполнится 100 - а сейчас мне 92 - я увижу экранизацию «Анжелики», которая мне понравится. И это случилось! Благодаря этому фильму у меня будто жизнь началась заново!.. Я увидела воплощенный дух моей книги - внимание к историческим деталям и жестокой атмосфере, внимание к героине. Когда я вижу, как Нора Арнезедер в золотом платье делает реверанс перед королём, я вне себя от счастья. Она великолепна, просто чудо!»
АРИЭЛЬ ЗЕЙТУН:
«Мне всегда был близок «Двор чудес», это такой театр моей молодости. С 15 до 20 лет я работал в ночную смену в «брюхе Парижа» - в районе Ле Аль, где процветал один из самых больших «Дворов чудес». На меня очень повлияли люди, которых я там встретил, атмосфера этих мест. И этот юношеский опыт, очевидно, заставил меня полюбить мир, описанный Анн Голон и её мужем. Однако были, разумеется, и другие причины для этой картины. Снимать кино - дело одновременно легковесное и глубокое, и выбор темы всегда укоренён где-то глубоко в твоей личности. Ты результат некой «истории». Моя история имеет ту же отправную точку, что и у Анжелики. Мою мать, как и её, купили и заставили выйти замуж за моего отца против её воли. И она так же поначалу отказывалась принять этот брак. Так что моя встреча с «Анжеликой» вовсе не случайность».
«Не могу не признаться, что мне вообще хотелось сделать костюмное кино про любимую мной эпоху, да ещё полное схваток, эмоций, дуэлей, отравлений и предательств. Кроме того, это воспоминания моего детства - и Капитан, и Картуш, я будто погрузился в это манящее сочетание истории и романтики. Но ещё и потому, что я по-другому вижу эту историю, чем в старом фильме, хотя он мне очень нравится».
«В начале 2000-х Анн вела бесконечную войну с издательством «Hachette», чтобы вернуть себе авторские права. Она практически скрывалась, чтобы избежать судов. В конце концов, я нашёл её в Швейцарии. Она сначала отнеслась ко мне с подозрением, сомневалась в серьёзности моих намерений. Но через какое-то время у меня получилось её переубедить… Её дочь Надин Голон сделала первый синопсис, потом мы согласовали структуру фильма. После этого Анн Голон дала мне и Филиппу Бласбану карт-бланш на то, чтобы мы делали то, что считаем нужным».
«Мы понимали, что нам неизбежно придётся отходить от книги. Любая адаптация этим грешит. Как только мы поняли, как структурирована наша история, мы перестали копировать книгу. Конечно, мы уважали оригинальный текст, там много важной информации. Но главное - мы всегда следовали духу романа Анн Голон. И даже если мы позволяли себе какие-то вольности, образы Анн слишком ярки, чтобы пострадать от них. В конце фильма Анжелика (как и другие герои), возможно, не соответствует книжному образу на 100%, но совершенно узнаваема».
«Мне позвонил мой приятель и сказал: «Ариэль, я нашел тебе Анжелику. Замечательная актриса из «Париж! Париж!» Кристофа Барратье. Пойдём, посмотрим этот фильм». Я пошёл с ним и согласился - но там была одна нестыковка: Нора слишком молода для этой роли. Впрочем, наши съёмки начались только четыре года спустя. Всё это время я просматривал других актрис, но не мог выкинуть из головы Нору. У неё есть и талант, и врождённое благородство, а это очень много привносит в фильм. Пусть Анжелику растили как мальчика, а всё детство она провела, бегая по лесам, но она не дикарка. Мне было очень важно, чтобы от актрисы исходило достоинство. И надо отдать Норе должное - она была на съёмках почти каждый день и ни разу меня не подвела».
«Мы с Жераром знакомы много лет. Однажды я сказал его агенту, Аннабель Каруби, что хотел бы пригласить его на свой фильм - тогда я думал, что он должен играть Франсуа Дегре, роль, которая в итоге досталась Симону Абкаряну. И вот Аннабель мне звонит и говорит: «Жерар у меня в офисе. Давайте встретимся». Я прибежал и увидел прекрасно выглядящего Жерара в пиджаке и галстуке, чисто выбритого, хорошо постриженного - и понял, что я ошибся. Я даже не решился предложить ему роль Дегре. Я протянул ему сценарий и сказал: «Без комментариев. Просто прочитай, а мы потом поговорим». На следующий день он позвонил мне и спросил: «Ты меня видишь в роли Пейрака?». «Конечно, кого же ещё». Вот так всё и получилось. Жерар смотрится в этой роли очень естественно. Он умён, соблазнителен, утончён, благороден. Он всегда всё контролирует. За десять дней до начала съёмок мы делали пробы костюма и грима. Когда я увидел Нору в восхитительном платье и хромающего Жерара со шрамами, я чуть с ума не сошёл - это было ровно то, что я хотел. В одно мгновение исчезли студия, актёры - остались только два героя, полные обаяния и эмоций».
«Я считаю Матьё одним из трёх величайших актёров его поколения и всегда мечтал делать с ним кино. Но это было невозможно. Мне даже не удавалось с ним связаться. Когда мы начали снимать, на роль Каламбредена был утвержден итальянский актер Рикардо Скамарчо. Но когда он появился на площадке, у нас пропало взаимопонимание. Я бы никогда не предложил ему уйти, но он сам так решил, а у меня не было аргументов, чтобы переубедить его. Внутренний голос подсказывал, что он прав. На следующий день должны были начаться съёмки, а у меня такая катастрофа. И тогда исполнительный продюсер Эммануэль Жаклен сказал: «Может, Матьё Кассовиц?». Я хотел ответить, что это пустая трата времени, но почему-то не стал. Через два часа мы дозвонились до него - Матьё был в Лос-Анджелесе, но теоретически согласился. А через пару дней он к нам присоединился. Если это не чудо, то что тогда чудо?!»
«Начиная проект, я чётко понимал, что он не может не быть связанным с реалиями сегодняшнего дня. Я хотел, чтобы эта связь была естественной, не вымученной… Мой фильм не является реакцией на что бы то ни было. Я сделал его для собственного удовольствия и потому что хотел исследовать разницу между человеком вроде Пейрака и теми, кому никогда не приходилось страдать. У меня появилась возможность поговорить о том, как рождается любовь… В фильме очень заметна гуманистическая линия, а также много сюжетов из книги, которые остались незамеченными в первой экранизации. «Анжелика» рассказывает о силах добра и зла; о положении женщин; о том, как их продавали тогда и продают сейчас и как законы позволяют это делать; об иллюзии власти; о том, как ломаются судьбы; о рождении и перерождении; о предопределённости всего сущего; о невероятной способности человека приспосабливаться к самым необычным ситуациям; о тех, у кого ничего нет, но они мечтают изменить мир завтра… Это прекрасная история о надежде и любви, разворачивающаяся в пространстве между реальностью и литературой; в ней сменяются отчаяние и страсть к жизни - и это так похоже и на ту эпоху, и на нынешнюю». |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|