ВНУТРИ ЛЬЮИНА ДЭВИСА
(«Inside Llewyn Davis», США-Франция, 2013)
Режиссёры: Джоэл Коэн, Итан Коэн.
В ролях: Оскар Айзек, Кэри Маллиган, Джастин Тимберлейк, Джон Гудман, Гарретт Хедлунд, Ф. Мюррей Абрахам, Адам Драйвер, Итан Филлипс, Макс Каселла, Алекс Карповски, Робин Бартлетт.
Жанр: драмеди. Богемные кварталы Манхэттена и клубы табачного дыма, пыльные дороги Америки и гигантские тиражи винила… Льюин Дэвис (Айзек), талантливый фолк-певец и гитарист из Квинса, пытается заработать на хлеб музыкой в клубах Гринвич-Виллиджа. Без дома и денег, запутавшись в любви, почти потеряв связь с семьей, он странствует по жизни в поисках себя. И не находит. Всё, что у него есть - это музыка. Удастся ли разгадать тайны его музыки? Что там, внутри Льюина Дэвиса? Четырёхкратные обладатели премии «Оскар» (за фильмы «Фарго» и «Старикам тут не место»), знаменитые братья Итан и Джоэл Коэны (карьера: от «Просто кровь» 1984 года до «Железной хватки» 2010 года) представляют фильм о временах бума американского фолк-рока. Музыкант Льюин Дэвис - вымышленный персонаж, но сценарий ленты частично основан на посмертно выпущенных мемуарах фолк-музыканта Дэйва ван Ронка, повлиявшего на творчество таких артистов, как Боб Дилан, Том Пакстон и Патрик Скай. Поэтому обложка альбома Льюина Дэвиса «Inside Llewyn Davis» почти полностью повторяет обложку реального альбома ван Ронка «Inside Dave van Ronk». Фильм «Внутри Льюина Дэвиса» получил один из самых высоких рейтингов ожидания в 2013 году. Главного героя сыграл гватемальско-американский актёр и музыкант Оскар Айзек («Че: Часть первая. Аргентинец», «Агора», «Робин Гуд» «Запрещенный приём», «Драйв», «Мы. Верим в любовь»). Также в картине снялись Кэри Маллиган («Джонни Д.», «Воспитание чувств», «Уолл-стрит: Деньги не спят», «Не отпускай меня», «Драйв», «Стыд», «Великий Гэтсби») и американский музыкант и актёр Джастин Тимберлэйк («Альфа Дог», «Социальная сеть», «Очень плохая училка», «Секс по дружбе», «Время», «Va-банк»). Примечательно, что в фильме «Драйв» Маллиган сыграла жену героя Оскара Айзека.
Песни в картине «Внутри Льюина Дэвиса» исполняют сами Оскар Айзек, Джастин Тимберлейк и Кэри Маллиган. Одну из ролей в фильме исполнил Джон Гудман («Король Ральф», «Артист», «Операция «Арго»), до этого снимавшийся уже в пяти картинах братьев Коэн - «Воспитывая Аризону», «Бартон Финк», «Подручный Хадсакера», «Большой Лебовски», «О, где же ты, брат?». Оператор Роджер Дикинс, постоянно работающий с Коэнами, был занят на съёмках боевика «007: Координаты Скайфолл», в результате чего его заменил Брюно Делбоннель («Амели», «Долгая помолвка», «Через Вселенную», «Гарри Поттер и Принц-полукровка», «Мрачные тени»). «Внутри Льюина Дэвиса» стал четвёртой совместной работой Коэнов с музыкальным продюсером Ти Боун Бернеттом (ветеран музыкальной индустрии, некогда работавший с Бобом Диланом). Саундтрек ленты в основном состоит из композиций 60-х годов. В работе над ним принимали участие Джастин Тимберлейк и муж Кэри Маллиган, английский музыкант Маркус Мамфорд из группы «Mumford & Sons». Интересно, что этот саундтрек отдельно вышел в двух версиях: записи студийных репетиций и живое исполнение на съёмках. Кстати, Оскар Айзек действительно отличный музыкант и певец. Музыкальный продюсер фильма Ти Боун Бернетт, посмотрев пробы актёра, воскликнул: «Этот парень лучше, чем большинство музыкантов, с которыми я работаю!» Один из самых ярких и забавных штрихов фильма - рыжий кот, который неизменно сопровождает Льюина Дэвиса. Именно его Джоэл Коэн в шутку назвал главным героем картины: «Особенного сюжета, интриги в сценарии не было, поэтому мы решили добавить историю с котом. Да, сюжет фильма крутится вокруг кота!» Один из журналистов после этого, естественно, поинтересовался, долго ли шёл кастинг котов и сразу ли авторы картины нашли подходящих на роль животных. «У нас было четверо, нет шесть котов. Ну, как-то так: от четырех до шести», - вспоминали Коэны. Тимберлейк пошутил, что с котами было сложно работать, так как у них свой райдер: кошачья еда, туалет и «прочие штуки». А Оскар Айзек признался, что с котами было нелегко: «Я устал постоянно таскаться с ними, ездить с котом в метро, один из них меня как-то даже поцарапал». Премьера фильма «Внутри Льюина Дэвиса» состоялась 19 мая 2013 года на 66-м Каннском кинофестивале, где картина была восторженно встречена и удостоена Гран-при жюри. А совсем недавно картина была номинирована на премию «Золотой Глобус» сразу в трёх категориях: «Лучший фильм - комедия или мюзикл», «Лучший актер в комедии или мюзикле» (Оскар Айзек), «Лучшая оригинальная песня» («Mr. Kennedy»). К тому же фильм вошёл во множество списков лучших киноработ года. В числе включивших его в свои топ-10: Национальный совет кинокритиков США и Американский институт киноискусства.
ДЖОЭЛ КОЭН:
«Эта музыка всегда нам нравилась. Наше знакомство с ней, впрочем, как и для многих других, началось с Боба Дилана ещё в детстве».
ИТАН КОЭН:
«Да-да, всё началось с Дилана! Он, как и мы, вырос в Миннесоте и был одним из главных кантри-певцов середины и конца 1960-х. Вообще у нас довольно эклектичный музыкальный вкус, но чем старше становишься, тем меньше тебя интересуют современные исполнители. Сейчас мы в основном слушаем музыку нашей молодости».
«И мы хотели снять фильм о музыкантах. Не только о Льюине, но и о его окружении, и раскрыть характер с помощью его же песен. Но не через обрывки спетых фраз, а полностью погрузиться в творчество. Идея фильма к нам пришла ещё до «Железной хватки». Тогда мы решили, что фолк-музыка - довольно доступный жанр. Ведь если наша манера повествования может быть понятна не каждому, то в музыке уж точно многие найдут отклик. И когда дело дошло до кастинга, мы искали не одного, а сразу нескольких поющих актёров. Можно было, конечно, сжульничать, пустить фонограмму, но нам так поступать не хотелось». ДЖОЭЛ КОЭН:
«Льюин Дэвис либо намеренно сам себя разрушает, либо просто чертовски невезучий. Либо и то и другое. У каждого, наверное, есть такой знакомый - талантливый неудачник». ОСКАР АЙЗЕК:
«Мой персонаж оказался не в то время, не в том месте. У него было немного деструктивное поведение. Он искал настоящее и не был карьеристом. В нём был внутренний конфликт, он был на грани между успехом и провалом». ДЖАСТИН ТИМБЕРЛЕЙК:
«Есть много талантливых людей, которых никто не слушает. Карьера может начаться благодаря случаю. Главное - не позволять себе застревать в том, что мешает нам выразить себя».
«А мне нравится выглядить смешным, и в реальной жизни тоже. И мне понравилась борода моего героя. Вам ведь тоже понравилась?».
ПРЕССА:
«Новый фильм Коэнов отлично написан, роскошно отыгран, превосходно спланирован и снят; это сентиментальная, грустная и одновременно смешная история о потерянном мире фолк-музыки» (Питер Брэдшоу, «The Guardian»). «Коэны сделали ровно то, что хотели. Под видом байопика, вместе с композитором и своим постоянным музыкальным продюсером Ти Боун Бернеттом сочинили меланхолический кино-блюз. Нырнуть в воду ушедшей эпохи ужасно трудно. Помимо визуального антуража, нужно что-то ещё, вроде скафандра, чтобы дышать на полувековой глубине. Коэны нашли такой скафандр – фолк-музыка так называемой эпохи Возрождения, времени до «боб-дилановской» индустрии. Живой музыки, классной и глупой, тонущей в клубах сигаретного дыма в фильме исключительно много… Коэны снимают кино «с точки зрения кота». Режиссёры высшего класса они уже давно не стараются нравиться. Нарушая каноны «портретного житийного фильма», неторопливо размышляют о предназначении, плате за бескомпромиссность. Сохраняя фирменную иронию, решаются на минорное кино про лузера. Одиссея музыканта нонконформиста похожа на качели: надежда на успех - разочарование, возможность ангажемента - провал, смех в зрительном зале - тишина… И песни, как доказательство, что внутри Льюина - музыка, она и есть душа фильма» (Лариса Малюкова, «Новая газета»). «Эти братья обладают редчайшей способностью извлекать юмор из ничего - из взгляда, выражения физиономии, из проходящего по комнате самостоятельного кота, из неподвижной фигуры в углу. Зал хохочет над фразой, над интонацией, над тем, как и когда сказано. Хотя вроде бы ничего смешного не говорят - просто братья, как никто, умеют видеть и передать абсурд каждого дня» (Валерий Кичин, «Российская газета»). «Самое неожиданное - непредставимые прежде переклички между США и СССР начала 1960-х. Жанр, которым увлекается главный герой - это фактически то, что у нас называли авторской песней. Американские фолк-певцы - те же наши барды. Почему 1960-е востребовали этот жанр в столь противоположных странах как Россия и Америка - тема для увлекательного культурологического исследования. Фильм Коэнов таковым не является. Он, как всегда у Коэнов, забавен - в деталях, в нюансах» (Юрий Гладильщиков, «Московские новости»). «Когда братья Коэны выдерживают между своими фильмами паузу в пару лет (учитывая их продуктивность, это большой промежуток), успеваешь забыть о многом: насколько точны, остроумны, современны, умны и глубоки эти режиссёры, насколько мало склонны почивать на лаврах, насколько редко позволяют себе самоповторы и самолюбование любого рода. Причина тому - именно скромность Коэнов, делающая неловким употребление в их отношении помпезных слов «гении» или «шедевр». Тем более шокирующим оказывается столкновение с каждым их новым произведением, деликатно и мягко отодвигающим на второй план любые фильмы, стоящие рядом… Главное достоинство картины (за исключением филигранной режиссуры) - сценарий. Не в тонких и смешных диалогах дело, а в том, как ненавязчиво из серии музыкальных номеров вырастает история одной судьбы. Вроде бы ненавязчивый, избавленный от резких поворотов и сюрпризов сюжет фильма раз за разом обманывает ожидания насмотренных зрителей… Жизнь тянется как бесконечная фолк-баллада, не подчиняясь законам хитов из горячей ротации, следуя своей невидимой логике, и завершается на том же меланхоличном аккорде, с которого начиналась» (Антон Долин, Газета.ru). «Центрообразующий элемент фильма - это феноменальная игра мистера Айзека» (Джо Моргенштерн, «Wall Street Journal»). «Обаяние фильма безусловно. Музыка (песни исполняются от начала и до конца, это полноценные концертные номера), традиционные коэновские точные диалоги и запредельные персонажи. Но самое важное - трагическая нежность, с которой братья относятся к своему герою, почти полная невидимость сюжета (если бы не кот, его бы вообще не было), невесомость самой истории, которая лучше любого железобетонного повествования рассказывает о жизни неудачника… Раньше казалось, что Коэны, скромные, в общем, люди, - специалисты только по двуногим. Любого артиста, о котором, казалось, мы знаем все, они могли раскрыть неожиданно и по-новому. Теперь выясняется, что они способны заставить играть и котов» (Марина Латышева, «РБК daily»). «Фильм родился из зачарованности братьями Коэн коротким периодом в американской музыке начала 60-х, до того, как появился Дилан и всех разогнал (элегантный росчерк камеры в финале - об этом). В «О, где же ты, брат?» тоже было много фолка, но, если искать аналогии в коэновской вселенной, у «Льюина» гораздо больше общего с «Бартоном Финком». Это кино о природе творчества, о таланте, который может поселиться (и часто селится) в полном мудаке, об успехе, который никогда не придёт, и ещё о том, что такое профессионализм: по Коэнам - это когда ты реально ненавидишь свою чёртову работу и при этом никуда не можешь от неё деться» (Леля Смолина, «GQ»). «Очень грустно, очень смешно и очень типично для братьев Коэн, что для меня значит «типично круто»… Этот фильм забирает тебя, он живёт у тебя внутри после сеанса, ты анализируешь его в своей голове. Можем ли мы это сказать про весь остальной мусор, который нам попадается в прокате? Нет, не можем! Так что я советую: идите и посмотрите, что там внутри Льюина Дэвиса» (Питер Траверс, «Rolling Stone»). «Меланхолия, которой пропитан каждый кадр картины, всегда шла Коэнам. «Внутри Льюина Дэвиса», переполненная этой меланхолией, может отпугнуть некоторых их поклонников, но для настоящих ценителей вдумчивого созерцания человека, времени, эпохи фильм послужит успокоительным, мягкой периной, защищающей от нападок бешеного современного мира. Чуть грустным, но вполне справедливым уроком того, что, увы, не всем из нас суждено стать бобами диланами, кто-то обречен остаться внутри Льюина Дэвиса, человека, потерявшего кота» (Евгений Ухов, Film.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|