ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ
(«Borgman», Нидерланды, 2013)
Режиссёр: Алекс ван Вармердам.
В ролях: Ян Бейвут, Хадевих Минис, Джероен Персеваль, Алекс ван Вармердам, Том Девиспелар, Сара Йорт Дитлевсен, Элве Лейбарт, Диркье ван дер Пейл, Питер-Бас де Вард, Ева ван де Вейдевен, Аннет Мальэрб.
Жанр: хтонический триллер. Три человека, среди которых благообразный священник, собираются на охоту и идут в лес. Но не за дичью. Их цель - живущий в хорошо скрытой от посторонних глаз землянке неопрятный человек со спутанными волосами. Впрочем, Камиль Боргман (Бейвут), как зовут подземного обитателя, быстро ускользает от преследователей, оказывается на спокойных улицах богатого пригорода и звонит в дверь дома зажиточной семьи, жизнь которой с его появлением уже никогда не вернется в прежнее русло... Кто же он? Сон, демон, аллегория или вполне реальное воплощение наших страхов? «Возмутитель спокойствия» снят голландцем Алексом ван Вармердамом по собственному сценарию и является восьмой кинопостановкой в его фильмографии. Режиссёр, актёр, сценарист, продюсер и композитор Алекс ван Вармердам родился 14 августа 1952 года в Харлеме, Нидерланды. Был одним из основателей театральной труппы «Hauser Orkater», которая позднее стала музыкально-театральной группой. В 1980 году вместе со своим братом Марком основал театральную труппу «De Mexicaanse Hond» («Мексиканский пес»). В 1986 году Алекс ван Вармердам поставил свой первый фильм «Абель» (два национальных киноприза «Золотой телёнок» - за фильм и режиссуру, а также премия голландских кинокритиков), в котором исполнил главную роль. Он сыграл и в большинстве других своих фильмов, а также был автором сценариев к ним. Женат на голландской актрисе Аннет Мальэрб, которая снялась в нескольких картинах мужа (в т. ч. в «Возмутителе спокойствия»). Другие фильмы Алекса ван Вармердама: «Северяне» (1992, три премии «Феликс» - за лучший фильм молодого режиссёра, музыку и работу художника, 2 национальных киноприза «Золотой телёнок» - за режиссуру и главную мужскую роль - Рудольфу Люсиеру), «Платье» (1996, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции), «Маленький Тони» (1998, премия Европейской киноакадемии за лучшийсценарий - Алексу ван Вармердаму и лучшую женскую роль - Аннет Мальэрб), «Новые сказки братьев Гримм» (2003), «Официант» (2006, два приза и четыре номинации «Золотой телёнок» Национальной киноакадемии Нидерландов), «Последние дни Эммы Бланк» (2009, приз ассоциации европейских кинотеатров на МКФ в Венеции). Кинокритики называют Алекса ван Вармердама «голландским Дэвидом Линчем без мистики» и «голландским Феллини навыворот». Почти все ленты ван Вармердама демонстрировались в «Орлёнке». Продюсером «Возмутителя спокойствия» традиционно выступил младший брат режиссёра Макс ван Вармердам. Бюджет в случае с «Возмутителем спокойствия» составил довольно внушительные для ван Вармердама 3,2 миллиона евро. «Возмутитель спокойствия» был отобран и показан в программе основного конкурса 66-го Каннского МКФ (Алекс ван Вармердам дебютировал в каннском конкурсе, а «Возмутитель спокойствия» оказался первым с 1975 года голландским фильмом, попавшим в главную каннскую программу). Картина также была признана лучшим фильмом МКФ в Паличе, получила приз за режиссуру на МКФ в Афинах, и была выдвинута Голландией на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший иноязычный фильм».
МАКС ВАН ВАРМЕРДАМ, продюсер:
«Находить финансирование для фильмов Алекса очень сложно. Если он задумывает картину с бюджетом до 2 миллионов, то я говорю, что он приступит к работе через год. Если же сумма больше 3 миллионов, то нужно ждать года три-четыре. Например, в случае с «Возмутителем спокойствия» я просил его сначала найти дом, а потом уже писать сценарий, учитывая его особенности. Но он сделал всё наоборот! Пришлось строить декорацию. Бюджет раздулся, но потом я понял, что благодаря собственной декорации мы на многом сэкономили. В частности, нам не пришлось разрушать чужой сад».
АЛЕКС ВАН ВАРМЕРДАМ:
«Сначала мне хотелось снять ужастик, с кровищей и ножами. Потом я наткнулся в youtube на хоррор «Поворот не туда-2». Два! Девушка в красивом спорткаре углубляется в леса и на развилке принимает неправильное решение. Потом она видит на дороге некое тело, останавливается, а тело слегка подрагивает, и тут из леса вылезает мутант с топором и разрубает девушку вдоль, на две части. Очень изобретательный план: камера показывает ее ноги, и вдруг между ними появляется топор в брызгах крови. Весь остальной фильм - нереальная тоска. Это был лучший эпизод».
«Мне кажется, я снял реалистическое кино. Я не работаю с жанрами, возможно поэтому на фильм не так просто повесить ярлык».
«Мне хотелось, чтобы кино оставляло пространство для домыслов, предположений. Я уже в сценарии закладывал неопределённость, а при монтаже и вовсе напустил туману. Удалил всю дополнительную информацию, все намеки на объяснение».
«Я хотел показать зло в повседневной форме, заключенное в самых обычных людях, которых мы считаем нормальными, вежливыми, которые выполняют свои цели, получая удовольствие и испытывая гордость, с большим вниманием к деталям. Я хотел показать, что зло может появляться не только в мрачные зимние ночи, но и в радостные тёплые солнечные летние дни. Я хотел показать, как зло может быть заразно, как оно лишает сил и способности к сопротивлению. Это мой самый мрачный фильм, так как я решил пойти дальше и исследовать неизвестные и тёмные части моего подсознания. Тем интереснее, как его воспримет зритель».
ПРЕССА:
«Знатный голландский сюрреалист, автор культовых «Северян» Алекс ван Вармердам дебютировал на Каннском фестивале в 60-летнем возрасте именно с «Возмутителем спокойствия» (в оригинале – «Боргман») - но лучше поздно, чем никогда. Его новый фильм - это нечто. Не чёрная комедия, не социальная сатира, не триллер, не абсурдистская пьеса, не притча и не хоррор, а всё это, вместе взятое... Что всё это означает? Аллегория противостояния сытой Европы и бродяг из третьего мира? Новая сказка братьев Гримм в современном изводе? Вармердам заступает на территорию Ульриха Зайдля и Ларса фон Триера, но при этом остается Вармердамом - человеком, который хладнокровно рассказывает взрослым странные и страшные сказки на ночь. О том, как зло незаметно вползает в дом, когда хозяева одержимы гневом и похотью» (Татьяна Алешичева, «Коммерсантъ Weekend»). «Самый изощрённый истребитель «правильного кино» культовый голландский режиссёр Алекс ван Вармердам. Он стёр в пыль стереотипы киноужасов с монстрами. Его кафкианская комедия «Возмутитель спокойствия» сделана в фирменном вармердамском пазловом стиле (хотя есть отсылки и к «Теореме», и к «Забавным играм», и к «Антихристу), а следовательно предполагает множество интерпретаций, движется такими зигзагами, что ни один самый проницательный зритель не угадает развития сюжета… Абсурд, буффонада, мрачная эксцентрика живут душа в душу с мотивированной, филигранно прописанной психологией героев, сдержанной актёрской игрой. Вармердам знает: в каждом видимом благополучном семейном шкафу среди вешалок пританцовывают скелеты. Он рискованно играет с мифологией, живописными, литературными, библейскими мотивами… Безусловно, в фильме пульсирует ирония, издевка над стереотипами буржуазного общества, и его ценностями, включая систему личного процветания, культа семьи и социальных лифтов. Но всё это играючи, без натуги, на лёгких пуантах монтажа» (Лариса Малюкова, «Новая газета»). «В фамилии главного героя - Боргман - неспроста чудится Бергман. Не в том смысле, что стоит искать корни фильма в творчестве великого шведского классика, а в том, что именно так устроена вселенная Вармердама, где от шуточной подтасовки до серьёзного высказывания всего один шаг, и каждый его фильм гуляет через эту границу, словно пьяный, зигзагами… При всей внедренности в культурный контекст, от «Возмутителя спокойствия» веет иррациональной хтонической жутью. Вармердам всегда был скорее дизайнером (это его первая профессия), нежели режиссёром, и другие его фильмы при всей парадоксальности дарили зрителям ощущение уютного, безопасного для потребителя абсурда. А ритуалы Боргмана необъяснимы (часто суть происходящего остается за кадром), и кровь от них стынет в жилах, будто бы сам режиссёр садится у тебя в ногах, чтобы погрузить в стихию невыносимого ночного кошмара» (Василий Степанов, «Empire»). «Возмутитель спокойствия» заслуженного голландского режиссера ван Вардердама - злая сатира, притча, мистический триллер и чёрная комедия одновременно. Это едкая, метафоричная картина о стереотипах, которые делают человека невероятно тупым, о религиозных и пост-фашистских клише, на которых стоит Европа, и в то же время это блистательно рассказанная история инкуба, который по ночам садится на грудь очарованной демоном домохозяйки» (Леля Смолина, «GQ Russia»). «То, что поначалу кажется сатирой на буржуазную европейскую толерантность с хорошо скрытой фашистской подкладкой, оказывается кошмаром без начала, конца и объяснения; над этой зелёной лужайкой не нависает планета Меланхолия, но группа людей с загадочными шрамами на спинах её вполне заменяет; апокалипсис - это постоянно повторяющийся сон, о котором можно на время забыть, но от которого нельзя исцелиться» (Мария Кувшинова, «Афиша»). «Возмутитель спокойствия» наглядно демонстрирует превосходную форму голландца. Всё, что очаровывало в «Платье», «Северянах», «Новых сказках братьев Гримм» есть и здесь: чёрный юмор, лаконичность, любовь к деталям и, как ни странно, трогательная сентиментальность, прячущаяся здесь за разного рода «неожиданностями». В своей уникальной манере ван Вармердам проговаривает грустные, но во многом справедливые вещи - Западная Европа теряет собственную идентификацию не из-за влияний извне, а «благодаря» самой себе. Винить некого, механизм уничтожения запущен собственными руками… Камиль Боргман - естественно, метафора-символ этого разрушения - придёт и покажет, как всё обстоит на самом деле. С режиссёром, конечно, можно поспорить. Но лишь о высказанных (или предложенных для обсуждения) им идеях. Художественная же форма самого высказывания не вызывает никаких вопросов и сомнений - редкой выделки вещь» (Станислав Никулин, kinomania.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|