СТАЛИНГРАД
(Россия, 2013)
Режиссёр: Федор Бондарчук.
В ролях: Пётр Федоров, Томас Кречманн, Мария Смольникова, Яна Студилина, Андрей Смоляков, Сергей Бондарчук, Алексей Барабаш, Дмитрий Лысенков, Хайнер Лаутербах.
Жанр: военная драма. 1942-й год. Сталинград. Советские войска планируют контрнаступление на немецкие части, оккупировавшие левобережье Волги. Наступление сорвано. Лишь разведчикам под командованием капитана Громова удаётся перебраться на другой берег и закрепиться в одном из домов. Им дан приказ удержать его любой ценой. Кроме нескольких чудом уцелевших советских солдат они находят в доме его последнюю жительницу - 19-летнюю Катю. Приказ отбить дом, захваченный противником, получает немецкий офицер Кан. На фоне одного из самых кровопролитных сражений в истории человечества разворачиваются истории любви и драматического противостояния характеров… Оригинальный сценарий Ильи Тилькина не имеет литературного источника (хотя и заметно некоторое влияние романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»). Сценарист изучал дневники участников Сталинградской битвы, использовал музейные архивы и документы, записывал рассказы её участников. Прообразом дома в фильме стал легендарый Дом Павлова в Сталинграде и его история. Накануне запуска в производство сценарий был значительно переработан, включая сюжет и диалоги, режиссёром и сценаристом Сергеем Снежкиным. Постановщик «Сталинграда» Фёдор Бондарчук (1967 г. р.) - советский и российский актёр, режиссёр, кино- и теле- продюсер, клипмейкер, основатель кинокомпании «Art Pictures Studio», телеведущий, телеакадемик. Как актёр снимался в фильмах «Арбитр», «Восемь с половиной долларов», «Даун Хаус», «Кино про кино», «Свои», «9 рота», «Статский советник», «Я остаюсь», «Тиски», «Обитаемый остров», «Про любоff», «Два дня», «Белая гвардия» (телефильм), «Шпион». Как режиссёр дебютировал фильмом «9 рота» (самая кассовая российская картина в прокате 2005 года, обладательница 7 различных кинопремий, выдвигалась от России на соискании премии «Оскар»). Вторая его игровая лента, «Обитаемый остров», вышла на экраны в 2008 году и собрала в прокате около 30 миллионов долларов. Постоянный оператор Бондарчука, снявший с ним «9 роту», «Обитаемый остров» и «Сталинград» - Максим Осадчий, который также является оператором множества клипов и таких фильмов, как «Сексказка», «Президент и его внучка», «Жара», «Вдох-выдох», «Два дня», «Кококо». В «Сталинграде» как актёр дебютировал сын Фёдора Бондарчука Сергей. Продюсерами «Сталинграда» выступили Александр Роднянский (председатель совета директоров медиакорпорации «A.R.Films» и владелец фестиваля «Кинотавр»), Сергей Мелькумов («Нон-стоп продакшн») и Дмитрий Рудовский («Art Pictures»). «Сталинград» станет третьей совместной работой (после «9 роты» и «Обитаемого острова») Фёдора Бондарчука и продюсерского тандема Роднянский - Мелькумов. Офицера Вермахта Кана сыграл немец по национальности, а ныне американский актер Томас Кречманн. Интересно, что примерно в одно и то же время Фёдор Бондарчук и Томас Кречманн уже снимались в фильмах с названием «Сталинград»: Фёдор - в русском (1989 года), когда был студентом, у своего педагога по режиссёрско-постановочному факультету ВГИКа Ю. Н. Озерова, а Томас - в немецком режиссёра Йозефа Вильсмайера (1992 года), что стало началом его актёрской кинокарьеры. Томас Кречманн родился 8 сентября 1962 года в Дессау (ГДР). Был членом олимпийской сборной по плаванию, в 19 лет бежал из ГДР в ФРГ. После «Сталинграда» 1992 года начал сниматься в Голливуде. Известность актёру приносит роль капитана Хозенфелда в фильме «Пианист» (2002). Наиболее заметные работы в его фильмографии: «Бункер», «Обитель зла: Апокалипсис», «Кинг-Конг», «Пророк», «Особо опасен», «Операция «Валькирия». Сейчас он снимается в роли Ван Хельсинга в новом сериале телеканала NBC «Дракула». Кречманн является лицом нового аромата от «Hugo Boss». В настоящее время живёт в Лос-Анджелесе. Кстати, на начальном этапе съёмочного процесса (в 2011 году) роль Кана в «Сталинграде» была предложена Тилю Швайгеру, который на тот момент предложение не принял, аргументируя это нежеланием играть офицера нацистской Германии. Музыку к «Сталинграду» писал сам Анджело Бадаламенти - выдающийся итальянский композитор и пианист, наиболее известный как автор музыки к фильмам Дэвида Линча («Синий бархат, «Дикие сердцем», «Твин Пикс», «Твин Пикс: Огонь, иди со мной», «Шоссе в никуда», «Простая история», «Малхоланд драйв»). Среди его других работ: «Кошмар на улице Вязов-3», «Город потерянных детей», «Дорога на Арлингтон», «Пляж», «Долгая помолвка», «Плетёный человек». За весь свой творческий период композитор написал музыку более чем к 70 фильмам и телесериалам. Технологический уровень фильма беспрецедентен для российского кино. Съёмки проходили под Петербургом: на бывшем военном полигоне были возведены масштабные для российского кинематографа декорации - фактически были построены несколько кварталов Сталинграда с элементами, знакомыми зрителю по архивным кадрам. Возведением и оформлением декораций, стоивших продюсерам около $ 4 миллионов, занималась команда из 400 специалистов. В массовых сценах было задействовано порядка 1000 человек. Костюмы, грим и оружие были детально проработаны для каждого из них. Перед съёмкой боевых сцен специалисты тщательным образом осматривали площадку, убирали камни и вырывали лунки под заряды, которые затем засыпались мягким торфом. Каждый участник, будь он каскадёром или актёром, знал свой манёвр, чтобы не подорваться. Тем не менее, за каждым из исполнителей был закреплен пиротехник, который вёл своего человека и дистанционно управлял взрывами. На площадке не было ничего случайного: военная техника, автомобили, обрывки газет того времени, тумбы с афишами довоенных спектаклей и даже сигаретные окурки - всё соответствует той эпохе. В фильме фигурируют танки Т-34, немецкая самоходная установка Marder («Куница») и тяжелый фашистский танк PZ-IV (T-4). Вся эта техника - копии. PZ-IV построен на базе советского танка T-44, которому перестроили башню, наварили дополнительные листы, закрыли катки щитами, а на борта нанесли фашистскую свастику. Самоходная установка сделана на базе вездехода. Работу выполнили мастера из Витебска. Эти же художники сделали макет подбитого самолёта. Кроме того, в картине более 230 планов с компьютерной графикой. «Сталинград» - первый фильм российского производства, который будет выпущен на экраны в формате IMAX 3D. Съёмки «Сталинграда» начались в сентябре 2011-го и продолжались около месяца. Затем работа возобновилась зимой, но основной съемочный период пришелся на 2012-й год - с мая по август 2012-го. В общей сложности съёмочный период составил 79 дней. Ориентировочный бюджет фильма составит 30 миллионов долларов США. «Сталинград» снимался при финансовой поддержке Фонда кино, банка ВТБ и телеканала «Россия». На стадии, когда был готов черновой монтаж фильма, его показали сотрудникам «Sony Pictures». Это был совсем сырой материал с площадки, без графики, спецэффектов, звука. Но уже в этой рабочей сборке американцы увидели в фильме зрительский потенциал, причем более широкий, чем сугубо российский: теперь кинокомпания «Sony Pictures Releasing International» готовит «Сталинград» к мировому прокату. Именно поэтому первый трейлер картины был представлен 17 апреля 2013 года в Лас-Вегасе на выставке «CinemaCon». Это первый русский фильм на «CinemaCon». И вообще - после бекмамбетовских «Дозоров», которые «Fox» без особого успеха пытался раскрутить в Америке, это первый российский кинопродукт, выпускаемый крупнейшей американской студией, да ещё в формате IMAX 3D. «Сталинград» выходит на экраны в год 70-летия победы на Волге. В сентябре 2013 года Россия выдвинула «Сталинград» в кандидаты на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В борьбе за право представлять Россию на «Оскаре» фильм Бондарчука обошёл такие ленты как «Легенда №17» Николая Лебедева, «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, «Рассказы» Михаила Сегала, «Майор» Юрия Быкова, «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой.
АЛЕКСАНДР РОДНЯНСКИЙ:
«Над сценарием «Сталинграда» мы работали очень долго и ответственно, несколько раз проводили его через фокус-группы. Есть такая штука, как самообман: когда тебе кажется, что ты написал невероятный сценарий, а больше всего гордишься, например, необычным финалом… А в результате теста фокус-группы именно этот финал вызывает у людей наибольшее недоумение и разочарование... И приходится вновь начинать заново… И так на всех этапах. Так что, производство «Сталинграда» - это был очень длительный процесс... Сложный фильм, что говорить».
«Мы решили, что всё должно быть по-настоящему, убедительно. А для этого нужно было построить декорацию города, состоящую из множества мелочей. Над картиной с нами работал выдающийся художник Сергей Иванов, который на огромной, в несколько гектар, декорации практически вручную перемешивал землю с пеплом и обрывками газет и книжек из того времени. Казалось бы, зачем так усложнять работу, никто же не заметит разницы… И тем не менее».
«Большим российским картинам, одной из которых является «Сталинград», очень сложно окупиться в рамках лишь одного, даже очень крупного, как Россия, рынка. Единственный выход - международная экспансия. Все основные кинематографии, включая такие значительные, как французская и немецкая, давно пытаются пересечь границы собственных языковых рынков. У российского кино такого опыта ещё нет. Поэтому мы меньше всего строили прекраснодушные планы покорения «Сталинградом» мирового пространства - в этом случае мы бы снимали фильм на английском. И в какой-то момент мы даже обсуждали этот вариант. Но тогда возникли бы проблемы с нашей собственной аудиторией: фильм под названием «Сталинград», снятый российскими кинематографистами, по определению не может быть на английском... Но поскольку фильм высокотехнологичный, масштабный и зрелищный, что очень редко встречается в так называемом независимом кино, он сразу вызвал интерес международных дистрибьюторов. Мы были рады принять предложение о сотрудничестве со стороны «Sony Pictures».
«Я думаю, что в том и состоит функция настоящего кино - оно делает конкретные события общечеловеческим достоянием. Эмоционально вовлекая зрителей разных стран в далёкие от них контексты. И происходит это только благодаря мощным историям, объёмным и непростым героям, которым, безусловно, веришь и сопереживаешь. И это главное условие успеха любого фильма в мире - наличие живых убедительных героев, преодолевающих жизненные обстоятельства. Кино, в конечном счете, это уникальная возможность для зрителей в течение двух часов прожить жизнь других людей. «Сталинград» - на мой взгляд, очень человечная картина, рассказывающая об узнаваемых и вызывающих любовь героях».
ТОМАС КРЕЧМАНН:
«Я помню, как мне позвонил Фёдор, который боялся, что я не соглашусь второй раз сниматься в фильме про Сталинград. А мне, наоборот, было интересно ещё раз окунуться в эту историю, раскрыть её с другой стороны, с русской точки зрения. Я сразу понял, что два «Сталинграда» образуют своеобразный круг в 20 лет в моей жизни. И можно, наверное, подвести какие-то промежуточные итоги. Поэтому я отнёсся к этому предложению как к подарку судьбы. А от подарков не отказываются».
«Фёдор - жуткий перфекционист. Я совершенно не ожидал такого размаха. Когда я попал на площадку, я был невероятно удивлён увиденным. Она была гигантской, реалистичной, безумно красивой. Огромное количество людей, Максим - это, наверное, лучший оператор, с которым я когда-либо работал. Грим, костюмы - всё было настолько точным! А Фёдор умудрялся быть повсюду и следить за всем, как будто вмещал в себе десятерых! Я был счастлив поработать с таким умным, душевным и тонко чувствующим режиссёром… Технически, кстати, площадка была оснащена просто великолепно. Я снимался во многих голливудских фильмах и при этом ни разу не видел такого оборудования, как на съёмках в России».
«Мне не нравится играть односторонних персонажей, которые исключительно отрицательные или исключительно положительные. Ведь в каждом человеке есть и та сторона, и другая. Мой герой мне кажется самым интересным в фильме. Внутри него разыгрывается настоящая драма. С одной стороны, он часть немецкой военной машины, но он чувствует, что не хочет принадлежать ей. У русских хотя бы есть товарищи, есть то, что они защищают, а у него ничего этого нет. У него нет выхода и нет надежды, ему некуда пойти. Он вертится, как белка в колесе, не имея возможности сбежать. Наблюдает, как мир катится в ад, а он часть этого мира».
«В этой истории есть центр: обычный дом и несколько солдат в нём. В определённые моменты война остаётся за окном, но она, конечно, продолжает влиять на поступки героев, на их любовные чувства, ведь наш фильм и о любви тоже. Война показана как бы со стороны: без поиска правых и виноватых. Если обобщить, это кино о тяге человечества к самоуничтожению. О том, что сидит в самой нашей природе. И тогда, и сейчас. Ничего не изменилось. Всё, что мы строим, так или иначе мы же и разрушаем». ФЁДОР БОНДАРЧУК:
«В самом общем виде - это кино мифологическое. По-моему, эпоха военного реализма закончилась. Для сегодняшних людей - в особенности молодых, на которых, как на большинство аудитории, я обязан ориентироваться - это уже миф. Сталинград же - вообще особенная территория, даже по сравнению с остальным пространством войны. Там существовали другие правила, действовал свой устав, там человек, продержавшийся два дня, считался ветераном. Там действовало водяное перемирие, и снайпер глаза в глаза, на расстоянии двух метров, смотрел на противника, набирающего воду. Там не было разделения на военных и гражданских, потому что Сталин запретил эвакуацию. Воевал реально весь город, каждый дом. История войн не знает ничего подобного. Как это снимать средствами традиционного реализма? Тут возможна только поэма».
«Сталинградскую битву я представлял себе в красно-белых цветах. Кирпич и снег. Но мы принципиально делали более колоритное изображение. Потратили много времени на цветокоррекцию. Все говорят по поводу замедленной съёмки в боевых эпизодах. Но это абсолютно осознанная вещь, сделанная отнюдь не в угоду моде! Для меня трагедия Сталинграда сродни античной трагедии, поэтому многие куски выглядят настолько сюрреалистично… Поэтому и декорация города соответственно выкрашена, и разрушенный дом живёт как один из персонажей картины. Мне хотелось, чтобы квартира Кати, главной героини картины, отражала её пусть небольшую, но биографию. И все другие квартиры в доме тоже. Не хотелось, чтобы фильм в два с половиной часа был снят в кирпично-красном цвете. Скучно это».
«Я фильмы отца постоянно пересматриваю, я их наизусть знаю. Но я не пытаюсь сделать лучше, чем он. Просто фильмы отца - это планка. Имея сегодня другие технические возможности, я снимаю большое кино. И стараюсь высказываться самостоятельно, но соблюдать уровень».
«Одна звезда есть, это Томас Кречманн, и он играет одну из главных ролей - немецкого офицера… Я снимаю кино в первую очередь для России. Насильственно вводить в сюжет о Сталинградской битве американского артиста на русский персонаж было бы просто смешно и разрушило бы достоверность сюжетной конструкции. Российский зритель никогда бы не поверил. Такой по сути маркетинговый ход означал бы подписание фильму смертного приговора. Что же касается баланса между love story и батальным эпосом, то мы стараемся его разумно соблюдать. В конце 50-х годов прошлого века четко определились два подхода к теме Великой Отечественной войны - «глобус» и «карта-двухвёрстка». «Глобус» - взгляд сверху, из генштаба, где скрещиваются синие и красные стрелки и доминирует эпический показ сражений. «Карта» предполагает внимание к солдатскому уровню войны, масштабу планшета младшего офицера, этот подход называли ещё «окопной правдой». Два дня Сталинградской битвы, которые мы показываем, - это лишь маленький эпизод гигантского сражения, то есть мы тяготеем всё-таки больше к «окопной правде».
«Когда я начинал съёмки, мне нужно было решить для себя, какую картину я снимаю. Эпос? Да. Симфонию? Да. Сагу? Да. Легенду? Да. Но отнюдь не приближенный к реальным событиям документальный фильм. Другое дело, что мы это никому не объясняли в надежде, что зритель сам всё поймет. Пока «Сталинград» воспринимают как шутер, как стрелялку. Судят по трейлерам, говорят о том, что наш фильм снимает клише с голливудских фильмов. Меня это даже радует, потому что это совсем не так! Как и все эти разговоры про IMAX и 3D - они тоже мимо. Для меня этот фильм - путешествие, по-другому никак это не назову. Я работал на съёмках с представителем новой профессии - стереографом. Это человек, который сидит с тобой рядом за монитором и меняет глубину кадра. Я в этой картине хотел проникнуть в глубину происходившего в Сталинграде. Мой фильм не имеет отношения к развлекательным пугалкам. Я нормально к ним отношусь, но это совсем другой жанр». |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|