ЖАСМИН
(«Blue Jasmine», США, 2013)
Режиссёр: Вуди Аллен.
В ролях: Кейт Бланшетт, Алек Болдуин, Салли Хоукинс, Питер Сарсгаард, Бобби Каннавале, Эндрю Дайс Клэй, Луи Си Кей, Майкл Сталберг, Тэмми Блэнчард, Макс Каселла, Олден Эйренрайк.
Жанр: драма. Хэл (Болдуин) и Жасмин (Бланшетт) Фрэнсис, супружеская пара мультимиллионеров, живут в мире богатства и вседозволенности, лавируя между особняками, яхтами и состоятельными друзьями. В один день всё рушится - мошенник Хэл терпит крах в своих финансовых замыслах и отправляется в тюрьму. Подавленная и разорённая Жасмин переезжает в Сан-Франциско, к небогатой родной сестре Джинджер (Хоукинс). Ностальгируя по былым безоблачным временам, Жасмин начинает увлекаться алкоголем, ей начинает казаться, что жить больше незачем, пока она не встречает перспективного дипломата Дуайта Уэстлейка (Сарсгаард). Эта встреча переворачивает жизнь Жасмин… Вуди Аллен (настоящее имя Аллен Стюарт Кёнигсберг, родился 1 декабря 1935 года в Нью-Йорке) - американский кинорежиссёр, актёр, продюсер, писатель, джазовый кларнетист. Аллен заслужил признание публики своими остроумными комедиями, содержащими элементы абсурда и сатиры, а также психологическими драмами, созданными не без влияния творчества Ингмара Бергмана. На стыке этих двух жанров, как считается, Аллен создал новый жанр - «интеллектуальную комедию». Кроме того, уважение его коллег вызывает сам огромный объём работы, проделанной им в кино, и высокая скорость производства фильмов («Ты встретишь таинственного незнакомца» - для Аллена юбилейная 40-я киноработа). Аллен, как правило, не только является режиссёром и сценаристом своих картин, но и снимается в них. Особое место в его творчестве занимает город Нью-Йорк, в котором режиссёр прожил всю жизнь и который воспел в лучших своих картинах. Голливудские звёзды почитают за честь сниматься в фильмах Аллена. Представляя свои фильмы на кинофестивалях, Аллен обычно не включает их в конкурсную программу, тем самым исключая возможность оценки картин со стороны жюри и получения премий. Он не посещает церемонии награждения премией «Оскар», даже когда на премию номинированы его собственные фильмы. Полученные статуэтки Аллен отдал родителям. Несмотря на это, он удостоен многочисленных международных наград за режиссёрские и актёрские работы, а также сценарии. Почти каждый его фильм номинируется в нескольких категориях на «Оскар» и на другие премии. В 1977 году картина «Энни Холл» получила четыре премии «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучший сценарий и режиссуру. В 1986 году «Оскар» достался Аллену за сценарий к собственному фильму «Ханна и её сёстры». Дважды ему доставалась премия «Сезар» за лучший иностранный фильм: сначала в 1980 году за «Манхэттен», затем в 1986 году за «Пурпурную розу Каира». Ещё семь его картин были номинированы на эту премию. «Пурпурная роза Каира» также получила «Золотой глобус» за лучший сценарий. Всего Аллен номинировался на эту премию десять раз в трех номинациях. На Венецианском фестивале (1995) Вуди Аллен получил «Золотого льва» за вклад в кинематографическое искусство. Годом спустя он получил аналогичную премию от Режиссёрской гильдии США. В 2002 году Аллен получил ещё одну премию за общий вклад в кинематографию, на этот раз редкую «Пальмовую ветвь пальмовых ветвей», вручаемую на Каннском кинофестивале. Помимо него, эта премия вручалась лишь в 1997 году Ингмару Бергману. С фильмом «Жасмин» Вуди Аллен снова вернулся в США, поснимав в Лондоне («Матч-пойнт», «Сенсация», «Мечта Кассандры», «Ты встретишь таинственного незнакомца»), Барселоне («Вики Кристина Барселона»), Париже («Полночь в Париже) и Риме («Римские приключения»). По его словам, он выбрал Сан-Франциско (съёмки проходили в августе-сентябре 2012 года в Сан-Франциско и Нью-Йорке), потому что в этом городе ощущается европейский дух. Финансирование фильма Аллен осуществлял из частных источников: «Иногда ко мне подходят поговорить богатые люди, и никто из них не уходит, не внеся какой-то суммы денег на новый проект». На съёмках Аллен жёстко экономил: в частности, красивый дом в районе Бельведер в Сан-Франциско с видом на залив - дом актрисы, которая пришла к нему пробоваться на эпизодическую роль. Узнав, что у неё есть дом в нужном районе, Аллен договорился с ней, что снимет там сцену вечеринки. В 70-е годы Аллен жил в этом районе и сохранил о нём приятные воспоминания. Ещё в марте 2012 года было объявлено, что Аллен хочет видеть в главной роли своего следующего проекта обладательницу премии «Оскар» Кейт Бланшетт. Австралийская актриса Кейт Бланшетт родилась 14 мая 1969 года. За свою актёрскую карьеру приняла участие в двух десятках театральных постановок и снялась более чем в 40 фильмах. Её самые значительные кинопроекты: «Елизавета» (премии «Золотой глобус» и BAFTA за лучшую роль), «Дар», «Бандиты», трилогия «Властелин колец», «Рай», «Кофе и сигареты», «Авиатор» (премии «Оскар» и BAFTA за роль второго плана), «Вавилон», «Хороший немец», «Скандальный дневник», «Золотой век», «Меня там нет» (премия «Золотой глобус» за роль второго плана), «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Робин Гуд», «Ханна. Совершенное оружие», «Хоббит: Нежданное путешествие». Бланшетт - владелица именной звезды на Аллее Славы в Голливуде. Кейт много раз пересмотрела все фильмы Вуди Аллена, называла себя его «перевозбужденной фанаткой» и мечтала сняться в его фильме. И вот однажды Вуди Аллен позвонил ей. «Наш разговор продолжался примерно две с половиной минуты, - вспоминает Кейт в интервью изданию «UK Screen». - За это время он сказал мне, что у него есть сценарий, и что он хочет, чтобы я его почитала». Услышав о сюжете будущего фильма «Жасмин», Кейт предположила, что Аллен, наверное, видел её в роли Бланш в спектакле «Трамвай «Желание» в сиднейском театре. Режиссёр ответил, что никогда не слышал об этой постановке, и закончил разговор. Конечно, Бланшетт немедленно прочитала сценарий и перезвонила Аллену. В этот раз их разговор был ещё короче, он длился секунд 45. «Он сказал: «Отлично. Это отлично. Ты хочешь участвовать. Увидимся в Сан-Франциско», - вспоминает Кейт. В июне 2012 года участие Бланшетт в картине «Жасмин» было официально подтверждено. Интересно, что из всех актёров только у Кейт Бланшетт и Салли Хоукинс был на руках полный сценарий картины во время съёмок. Для вхождения в сложный образ алкоголички, чья жизнь в один момент перевернулась с ног на голову, Бланшетт «наслаждалась прекрасным вином» и наблюдала за женщинами, попавшими в схожие ситуации, в частности, изучила жизнь Рут Мейдофф, супруги скандально известного афериста Бернарда Мейдоффа. Как отмечают критики, Кейт Бланшетт создала в «Жасмин» один из сильнейших образов в карьере. На данный момент актриса входит практически во все аналитические списки грядущих номинантов на «Оскар» за лучшую женскую роль. Это третий фильм Вуди Аллена, в котором он использовал широкий анаморфный формат (2,35:1), первым был «Манхэттен» (1979), вторым - «Кое-что ещё» (2003). Оператором фильма «Жасмин» стал Хавьер Агирресаробе, ранее сотрудничавший с Вуди Алленом при создании картины «Вики Кристина Барселона». Он также работал над фильмами «Земля» Хулио Медема, «Другие» и «Море внутри» Алехандро Аменабара, «Поговори с ней» Педро Альмодовара, «Призраки Гойи» Милоша Формана в голливудских хитах «Сумерки. Сага. Новолуние», «Сумерки. Сага. Затмение», «Ночь страха», «Тепло наших тел». Австралийка Кейт Бланшетт завоевала симпатии множества дизайнеров, считающих за честь одевать звезду. Один из больших поклонников актрисы - Карл Лагерфельд. Дизайнер Сьюзи Бензингер вспоминает: «Для Жасмин мы выбрали «Chanel» и «Fendi». Вуди любит, когда костюмы в его фильмах могут рассказать об истории и моде. Как только я произнесла фразу «жакет от «Chanel», его глаза загорелись, и он сказал: «Думаешь, мы правда сможем заполучить жакет от Шанель?». И я ответила: «Думаю, сможем… Я обратилась к Карлу Лагерфельду и, должна сказать вам, была поражена. Я отправила запрос, и спустя два дня он прислал два жакета, созданных специально для Кейт Бланшетт, и потрясающую записку. В ней говорилось: «Для Кейт я готов на всё». Это было удивительно, ведь сезон показов был в самом разгаре, а он нашёл время, чтобы отправить вещи. Кейт примерила их, и они сидели идеально». Благодаря полному креативному контролю над своими фильмами Вуди Аллен может сопротивляться некоторым правилам, которые пытаются навязать прокатчики за границей. На этот раз режиссёру не понравились условия, на которых должен был демонстрироваться его фильм «Жасмин» в Индии. Дело в том, что по принятым в Индии законам каждый раз, когда в фильме кто-то из героев закуривает, внизу экрана должно появляться сообщение о вреде сигарет и табачного дыма. Аллен счёл, что этот элемент будет отвлекать зрителей от картины, и добился запрета проката фильма. Мировая премьера «Жасмин» состоялась 26 июля 2013 года, когда фильм вышел в США в ограниченный прокат в шести кинотеатрах Нью-Йорка и Лос-Анджелеса и собрал сумму в $612,767 в первые три дня релиза, установив тем самым рекорд кассовых сборов среди всех фильмов Вуди Аллена по сборам с одной копии (наработка на копию составляет $102,167). В широкий американский прокат «Жасмин» вышел 23 августа. На сегодняшний день картина уже заработала почти 50 миллионов долларов. Самым кассовым фильмом Вуди Аллена является «Полночь в Париже», заработавшая свыше 150 миллионов.
ВУДИ АЛЛЕН:
«Есть много очень хороших актрис, которые сыграют растерянность и отчаяние, и будут рыдать, как рыдает Кейт, однако ей почему-то удаётся транслировать на экран необычайную глубину, бездну, которая засасывает тебя внутрь. Ты ощущаешь, насколько глубоко она забралась, и это её дар».
ПРЕССА:
«Дело в том, что это трагедия. Вобще-то у Вуди Аллена всё трагедия. Но одновременно и всё комедия. А тут чистая трагедия, несмотря на ряд смешных диалогов и эпизодов. Про Вуди Аллена всегда было известно, что он родственник Ингмара Бергмана, погружавшегося в самые глубокие пучины и самые чёрные дыры человеческой психики. Как и родственник Чехова, впрочем. Но тут совсем уже Вуди Бергманович. Ещё одно обстоятельство: перед просмотром неплохо бы перечесть «Трамвай «Желание». Поскольку «Жасмин» соотносится - пародийно и не очень - с сюжетом и подтекстом этой классической пьесы Теннесси Уильямса» (Юрий Гладильщиков, «Московские новости»). «Жасмин» - возможно, не лучший алленовский фильм, но точно один из самых нестандартных. Наряду с «Матч-пойнтом» это знаменательное отступление от канона, интереснейший «поворот не туда». Да, в первых сценах по привычке смеёшься: чувство юмора режиссёра никуда не делось. Но в финале редкий зритель покинет зал без кома в горле. Много вы помните картин Вуди Аллена, способных вызвать слёзы?» (Антон Долин, «Ведомости»). «О мировом финансовом кризисе и о том, как сказался он на судьбе Америки, фильмы уже снимали, но рассказать об этом так, как сделал Вуди Аллен, не смог никто. Его Жасмин становится чем-то вроде родины-матери: прекрасной, глупой, поруганной и бесконечно жалкой. А главное, виноватой в собственных несчастьях куда более, чем судьба» (Лариса Юсипова, «Известия»). «Аллена ещё никогда так не волновали финансовые трудности - и его фильм даже (впервые за долгое время) кажется злободневным: Америка уже несколько лет борется с последствиями рецессии, но вопрос, как начать жить заново, когда вина до конца не признана, а жертва обесценена, остается актуальным. Тем более что Аллен не собирается облегчать своим героям жизнь и вести их к хеппи-энду - напротив, каждый получает от судьбы по затрещине. Откуда у Вуди вдруг взялось столько цинизма? С чего вдруг такое желание разделаться с 1 процентом имущих? Возможно, даже этот певец иллюзий осознал, что время сладких заблуждений прошло» (Джошуа Роткопф, «Time Out New York»). «Конечно, Аллен смеётся не над испорченными богачами, а над равномерно испорченной по всей длине лестницы человеческой природой - и сочувствует не тем, кто больше этого достоин, а кому нужнее» (Станислав Зельвенский, «Афиша»). «Сконцентрированная на себе, эгоцентричная героиня Кейт Бланшетт как-то сразу вцепляется в зрителя и весь фильм не даёт ему опомниться - довольно скоро начинаешь чувствовать себя почти как та старушка, которой не повезло оказаться с этой нервной дамочкой на соседнем кресле в бизнес-классе. Еле дождавшись выдачи багажа и с трудом отлепившись от ни на секунду не умолкающей блондинки с «вуиттоном», её измученная попутчица в ужасе объясняет мужу: «Она всё время что-то бормотала про свою жизнь». Это бормотание становится у Вуди Аллена неожиданно блестящим психологическим приёмом: чем бессвязнее делается речь женщины, постоянно разговаривающей сама с собой, тем отчетливее и понятнее режиссёрский взгляд, в котором давно не ощущалось такой острой, концентрированной мизантропии. Это ничуть не исключает сочувствия к персонажам, хотя, конечно, холодный исследовательский интерес антрополога тут чаще берёт верх над гуманизмом и состраданием к людям, в общем-то неплохим, но не умеющим поставить себя на твердую ногу» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ»). «Героиню «Жасмин» (глядя на которую все вспоминают «Трамвай «Желание», тем более что актриса блеснула в роли Бланш Дюбуа в постановке Лив Ульман) Бланшетт играет самозабвенно. Она не в образе богатой женщины, она сама выглядит как деньги (а потом - как финансовый кризис). Если когда-нибудь на долларах захотят печатать актёров, особенно ярко перевоплотившихся в богатство, то Бланшетт определенно должна занять место Бенджамина Франклина. Что там взгляд и походка - даже часы и браслет на её руке исполняют какую-то собственную важную партию. Это сложный персонаж - уязвимый и напрашивающийся на плевок в свою сторону, раздражающий и порой заставляющий сопереживать, жертва и автор своей драмы. Она почти не закрывает рот, а когда закрывает, в дело вступают глаза и поджатые губы, ни на минуту не оставляет кадр, и даже когда её нет тут, все разговоры - только о ней. Фильм начинается и заканчивается её монологом. Конечно, Салли Хокинс и Алек Болдуин хороши. Но Кейт Бланшетт - бог этого фильма, творец мира, который сама же и создала» (Марина Латышева, «РБК daily»). «Обе актрисы играют замечательно: Бланшетт - сломанную дорогую куклу, а Хоукинс - витальность помоечной кошки. Получилась комедия нравов, довольно злая и очень умозрительная. Вуди Аллен явно ничего не знает о жизни низов и слишком презирает американскую «рублёвку», чтобы выйти за рамки общих слов» (Ирина Любарская, «Итоги»). «Про этот фильм, в общем-то, можно сказать две вещи. Первая: здесь есть Кейт Бланшетт - и она восхитительна. Если представить себе некий пантеон экранного женского безумия, распада личности - Катрин Денев в «Отвращении» Полански, Шарлотта Генсбур в «Антихристе», Вивьен Ли в «Трамвае «Желание», с которым у фильма Аллена есть сюжетные переклички - то Жасмин в исполнении Кейт Бланшетт, без всякого сомнения, в нём. Хотя фильм этот - вроде бы гораздо более легковесный, он ни в коей мере не претендует на то, чтобы стать классикой, даже по алленовским меркам. Тут, собственно, вторая вещь: это фильм Вуди Аллена. Ему 77 лет, он снимает по картине в год, некоторые из них - гениальные, другие - так себе, третьи просто очень похожи на фильмы Вуди Аллена. Вот «Жасмин» - из последних. Он довольно остроумный, очень злой и в то же время ехидно-человеколюбивый, абсолютно такой, как ты ожидаешь. В этом смысле и хвалить, и критиковать его кажется бессмысленным. Такое кино либо нужно тебе, как общение с симпатичным, но брюзгливым старшим родственником, либо не нужно, как такое же общение. Оценки тут ни при чём» (Рита Русакова, «Коммерсантъ Weekend»). «Безусловно, без Бланшетт эта перелицованная на новый лад старая камерная история осталась бы очередной проходной картиной мастера. И юмора в ней маловато, и фарсовость отдает цирковым манежем, и драматизм натужен, и ирония горчит безнадёгой. Но Аллен включил в партитуру фильма соло Бланшетт, и фильм заиграл всеми красками печали, оттенками неосуществимых надежд. Тех самых разноцветных песчаных чаяний, из которых Жасмин сооружает замки не только будущего, но и настоящего. Не умея и не желая принимать реальность в её неприглядном виде. И как это по-женски: в минуты сокрушений и разочарований вновь и вновь слушать блюзовую «Печальную луну», которая, быть может, прольёт свет на чёрную полосу жизни. Кажется, 77-летний режиссёр продолжает без устали исследовать непостижимую алхимию кино, которое, как точно сформулировал Бергман, есть управление невыразимым» (Лариса Малюкова, «Новая газета»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|