НЕБЕСНЫЕ ЖЁНЫ ЛУГОВЫХ МАРИ (Россия, 2012)
Режиссёр: Алексей Федорченко.
В ролях: Юлия Ауг, Яна Есипович, Дарья Екамасова, Яна Троянова, Ольга Дегтярева, Ольга Добрина, Яна Сексте, Полина Ауг, Раиса Илеева, Ярослава Пулинович, Борис Петров, Сергей Троегубов, Александр Ивашкевич, Василий Домрачёв, Вячеслав Мелехов, Павел Чернявский, Валентин Смирнов, Денис Осокин.
Жанр: поэтическая сказка для взрослых. Два с лишним десятка новелл о марийских женщинах от 14 до 45 лет, чьё имя начинается на букву О. Каждая новелла - отдельная жанровая история продолжительностью от одной до десяти минут. Истории радостные и печальные, смешные и страшные… Режиссёрская аннотация Россия - очень сложная страна. Сложнее просто некуда. Потому что эту землю считают своей 180 народов, а не один, как, например, в Латвии или Польше. Финно-угры - аборигены центральной России. Там где сейчас больше всего церквей и монастырей. Луговые мари - одни из наибольших финно-угорских народов, и единственные кто сохранили коллективные моления в рощах, наивное почитание жрецов-картов. Их священные горы взрывали, рощи вырубали ещё при царе - но очень быстро власти поняли, что это опасно для жизни… Небесные невесты и жены луговых мари с земными не имеют заметных отличий. Потому что любимы земными мужчинами до небес. Фильм снят по одноимённой книге российского прозаика, поэта и сценариста Дениса Осокина (автора повести «Овсянки» и сценария к фильму под тем же названием). Сценарий «Небесных жён луговых мари» был готов ещё в 2004 году, но работа над картиной началась лишь в октябре 2010 года. Алексей Федорченко - российский режиссёр, продюсер кинокомпании «29 февраля». Родился в 1966 году в городе Соль-Илецке Оренбургской области. В 1967 году его семья переехала в Свердловск (ныне Екатеринбург), где он и живёт по настоящее время. Федорченко окончил Уральский политехнический институт в Свердловске (работал инженер-экономист оборонного завода) и сценарную мастерскую ВГИКа. Работал ассистентом режиссёра и руководителем продюсерского управления Свердловской киностудии. Его документальный фильм «Давид» удостоен призов международных фестивалей в Любляне и Стокгольме. Федорченко стал известен на весь мир после выхода в 2005 году фильма-мистификации «Первые на Луне», получившего приз за лучший документальный фильм программы «Горизонты» Венецианского кинофестиваля. В 2007 году снял игровой фильм «Железная дорога», а в 2010 году - нашумевший фильм «Овсянки», показанный на большом количестве кинофестивалей и получивший множество призов. Федорченко также автор нескольких документальных фильмов («Дети Белой могилы», «Банный день», «Ветер Шувгей», «Австралия»), игрового видеофильма «Шошо» (2006), телесериала «Похищение воробья» (2006) и новеллы «Хроноглаз» в киноальманахе «Четвертое измерение» (2011). Награжден медалью «За заслуги перед космонавтикой». Член Европейской киноакадемии. Фильм «Небесные жёны луговых мари» снят на марийском языке. Роли в картине исполнили как профессиональные актёры, которым пришлось овладеть марийским языком, так и обычные марийцы, далёкие от кинематографа. Съёмки проходили в 2010-2011 годах в Свердловской области и республике Марий Эл во время всех четырёх времён года. Половину денег на съёмки (один миллион долларов) режиссёру выделило Министерство культуры РФ, вторую половину - частные инвесторы. Мировая премьера картины состоялась 11 ноября 2012 года на Римском МКФ. «Небесные жёны луговых мари» имели хорошую фестивальную судьбу и были удостоены следующих наград: премия Федерального министерства иностранных дел «За художественное своеобразие, которое создаёт культурное разнообразие» и приз ФИПРЕССИ на 13-м МКФ фильмов Центральной и Восточной Европы «GoEast»; приз им. Г. Горина «За лучший сценарий» (Денису Осокину), приз «За лучшую операторскую работу» (Шандору Беркеши) и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков на XXIV открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи; приз зрительских симпатий и специальный приз журнала «Variety» имени Сергея Урусевского «За лучшую операторскую работу» (Шандору Беркеши) на VII МКФ «Зеркало» имени Андрея Тарковского; приз жюри студенческой кинокритики на 67-м Эдинбургском МКФ; Гран-при МКФ «Новые горизонты» во Вроцлаве.
АЛЕКСЕЙ ФЕДОРЧЕНКО:
«Я думаю, что Осокин - гений. Мне его проза очень нравится. Кажется, мне удаётся передать её смысл. Ну и ему так кажется. Нам нравится вместе работать. Счастье, когда находишь своего писателя, который думает как ты. Миры, фантазии, истории Дениса мне близки, и они быстро становятся моими. Это сложно, но увлекательно… «Небесные жёны» - наш первый совместно написанный сценарий, а с Денисом мы познакомились в 2004 году, я прочёл его книгу, и мы решили сделать фильм. Но мне нужно было узнать этот народ, окунуться в этот мир. Мы пожили немного среди марийцев в прекрасной деревне Шоруньжа, принюхивались, присматривались, сняли фильм «Шошо» на марийском языке. Требовалось время, чтобы пропустить эту культуру через себя. Главное в кино - не врать. Можно придумывать, делать варианты жизни, но ничего не должно оскорблять дух верований, противоречить строю мироощущения мари (и любых людей, о которых ты делаешь фильм) - для этого и нужно всё хорошо исследовать. Чтобы не обманывать».
«Мифология и верования марийцев непросты. Есть официальная и общепринятая иерархия священнослужителей - верховный карт республики, старшие карты в районах. Картами уважительно называют старейшин, которые проводят моления в священных рощах. Колдунов они не очень любят. Колдуны - силы другого уровня, более близкие к земле. Марийцы терпимы к чужим религиям. У них интересный пантеон, есть, например, богиня творчества. Некоторые боги заимствованы из православия, которое прежде сильно им навязывали. В священных рощах есть деревья, посвященные святым Петру и Николаю. Марийскую традиционную религию старались стереть и при царе, и при большевиках, вырубали священные рощи, подорвали Святую гору. Сейчас эта религия понемногу возрождается, возрождение идёт снизу, на большие республиканские моления приезжают тысячи человек… Конечно, сейчас языческие верования не имеют такой силы, как прежде и как в нашем фильме. У нас сказочный мир обычной марийской деревни. Нет, лучше так - реальный мир волшебной марийской деревни».
«Нельзя снимать фильм о язычестве без обнажённого тела, игнорируя культ плодородия. Эротики в «Небесных жёнах» больше, чем в «Овсянках». И каждое тело там прекрасно и для чего-то нужно. У нас было четыре экспедиции, снимали с февраля по ноябрь. Зима, весна, весна-лето, яркая осень, голая осень… Времена года - разные состояния природы и разные возрасты женщин».
«Снимать эротику ради тела мне неинтересно, но если это раскрывает героя - тут меня не остановишь. Я понимаю, что огребу по полной программе за некоторые сцены, но мне стесняться нечего, фильм целомудрен и очень красив».
«Насаждаемый ныне канон красоты очень узок, от силы 5% женщин соответствуют гламурным стандартам, но 90% массового искусства сейчас занимается именно этими малыми процентами. Лица на обложках и на экранах похожи, их путаешь. А мне как раз интересны остальные 95%. У меня много женщин в фильме, старые и молодые, красивые и не очень. Все - небесные!»
«Когда мы приехали Мари-Эл, нужно было пойти в министерство культуры и сказать, что мы будем снимать. Потом пошли к верховному жрецу, он сомневался, мы пили вино и ели хлеб. Потом он сказал, что нам будет помогать природа, ветер, трава и ласточки. Действительно всё помогало, но ласточек не было. Когда я делал монтаж и делал 45-й вариант монтажа, влетела в окно ласточка, и я сказал «Стоп».
«Я не атеист-ортодокс, а скорее агностик, то есть я не исключаю существования чего-то неведомого нам. Не раз сталкивался с тем, чего не могу объяснить… Глупо, работая в такой чудной сфере деятельности, как кино, делать кальку с реальности. Раз уж судьба подарила мне возможность стать кинорежиссёром, хочется воспользоваться этим и поиграть в демиурга. Кино - это игра».
«Если бы Денис написал про Ивана Грозного или про австралийских аборигенов, я постарался бы это экранизировать. Я вовсе не режиссёр только этнического кино. Сейчас мы с Денисом запускаем фильм по его книге «Ангелы и революция», это история молодого художника, работающего в ЧК. Для меня главное - захватывающая история».
ШАНДОР БЕРКЕШИ, оператор:
«Невозможно постичь женщину. Можно только пытаться. Если ты любишь, то постигаешь. Женщина - это бесконечность. Сколько женщин, столько и мнений и судеб». ЮЛИЯ АУГ, актриса:
«Это была долгая работа по изучению языка. Сначала нам прислали сценарий с диалогами на русском языке. Потом транскрипцию с ударениями. Потом звуковой файл с носителями языка. Оказалось, что это не луговой, а горный марийский язык и нам пришлось переучивать язык - это был вынос мозга! Была консультант, которая слушала не только звучание, но и ритмику». ДАРЬЯ ЕКАМАСОВА, актриса:
«Было очень сложно выучить язык. Если менялось в тексте одно слово, то в голове всё путалось. Прошло 2 года, а я текст помню». АЛЕКСЕЙ ФЕДОРЧЕНКО:
«Один мой друг сказал, что у него вырывался звук «О» при просмотре каждой новеллы».
ПРЕССА:
«Создатели «Небесных жён луговых мари» шагнули в ту древность, в которой миром управляли женщины: для русского сознания, исстари настроенного на подчинение жесткому мужскому авторитету, эта трансформация поистине революционна. Кажется, что и Осокин с Федорченко в этом смысле фигуры необычные для российской культурной традиции. Властных амбиций авторов с большой буквы «А» у них нет, их голоса негромки и ненавязчивы, и каждый готов сдаться без боя обаянию языка, природы, истории, любой сильной стихии. За счёт этого им, двум провинциалам (режиссёр живет в Екатеринбурге, сценарист - в Казани), удалось развить в себе чуткость к тем невидимым витальным силам, к которым большинство современных кинематографистов-урбанистов абсолютно и бесповоротно глухи» (Антон Долин, «Эксперт»). «Сочная фольклорная мистика, калейдоскоп диковатых смешных небылиц… Весёлая «срамная» поэтика… Денис Осокин и Алексей Федорченко пересочиняют марийский фольклор, как Гоголь пересочинял украинский. И если уж подыскивать «Небесным жёнам» ближайшую аналогию, то это «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Олег Зинцов, «Ведомости»). «Небесные жёны» состоят из 22 новелл очень разного метража и содержательности, которые можно было бы назвать эротическими, если бы сексуальная тематика не была так утоплена, растворена в природе: в сущности, это фильм о том, что природа - один из главных сексуальных партнёров человека, во всяком случае марийского. В название авторам удалось запихать всего два природных эпитета, хотя у них в ассортименте эротизм самых разнообразных оттенков - есть водяной, лесной, древесный, ветряной, птичий, как грипп, и даже грибной» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ»). «Небесные жёны...» - снова по Осокину и снова об угро-финнах. Теперь о народе мари, чудесным образом сохранившем наивность древних языческих верований и живущем в завидной гармонии с природой. Это снова не чистая этнография из альбомов, а разгул фантазии и пылкое признание в любви. Любви не только к этим дивным людям на экране - к самой жизни. Режиссёр видит её огрехи, но дорисовывает людское бытие до лучезарного совершенства, какое можно увидеть только в детстве. Это стихи, растущие из любого сора, - интимные, хрупкие, прозрачные - нежные. Авторам не случайно нужны исчезающие цивилизации: они что-то в них находят такое, чего нет в реальном мире. Если искать в истории кино родственные Федорченко души - это будут Ильенко и Параджанов с их поэтизацией старых народных укладов и Пазолини с его фантазийной «Трилогией жизни»… Что входит в фольклор, а что придумано Федорченко с Осокиным - не различишь, и не надо: люди на экране выполняют придуманные режиссёром обряды так истово и любовно, что фантазия становится самой важной реальностью этого мира. Картина насквозь языческая, она изумляет полной свободой от схоластики, а назначенные человечеством табу покажутся глупыми и смешными. Как по фильмам Пазолини можно постичь не ушедшие эпохи, а только самого Пазолини, так «Небесные жёны» - не исследование быта мари, а поиски художником идеала. Более естественного, родственного природе и ей дружественного» (Валерий Кичин, «Российская газета»). «Фильм Федорченко, состоящий из двадцати двух новелл по мифам луговых мари, - сплошной кислород, неожиданное для нашего кино лёгкое дыхание, настоящий народный юмор, слегка помятый режиссёрскими руками, как податливый гипс, и принявший форму законченного произведения. Какие мифы и правда существуют у марийцев, какие додумал сценарист - кто уж сейчас разберёт? Все двадцать две новеллы - о любви. Странные, чарующие, страшноватые… Герои фильма говорят на марийском языке, и это совсем погружает зрителя в тот неведомый мир, где ведьмы отбивают мужей, невесты оказываются любовницами ветра и улетают с ним навсегда, выкопанный из земли зомби, отправленный наказать неверную возлюбленную, волею полицейского возвращается обратно и карает героя, а тем временем из могилы на краю деревни на сороковой день встаёт мертвец, чтобы по марийскому обычаю перед вечным путешествием на один день вернуться в семью» (Екатерина Барабаш, «Forbes»). «Фильм Федорченко больше, чем просто собрание заковыристых анекдотов в стиле срамного неофолка. Это своего рода альтернативная история России, уберегшейся крещения, микс постсоветской реальности и языческих ритуалов, мечта о русской душе, способной расслышать волю небес в покачивании березовых веток. Песня о родине, не испытывающей страха перед «телесным низом», - и эта утопия также соблазнительна и упоительна, как созданная Федорченко галерея женских портретов» (Вадим Рутковский, «СНОБ»). «Это живописное ожерелье, чьи бусинки (эпизоды) сняты в чистых локальных цветах и подобающем свете (оператор Шандор Беркеши), а названы по именам героинь. Сам набор звуков действует завлекательно. Фильм же ударяет в нос запахом лугов, навоза, наполняет слух шумом дождя, бормотанием леших, глаз различает сухую россыпь снежных сугробов… Истории уходят корнями в историю примитива (в искусствоведческом смысле слова) и выпадают из киноконтекста не столько своей прямодушной, сердечной, телесной экзотикой, сколько поэзией и «поэтикой срама». Или языческой непринуждённостью, юмором, нежностью. Пересказывать эти истории - занятие глуповатое, совершенно безнадёжное. Эти бусинки стоит оглаживать, перебирать взглядом, на ощупь» (Зара Абдуллаева, «Искусство кино»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|