НЕВИДИМЫЙ МИР
(«Mundo Invisivel», Бразилия, 2012)
Жанр: киноальманах. Как стать невидимкой? Существует ли в реальности то, что мы видим? Видим ли мы одно и то же, глядя в одну сторону? Возможно ли увидеть иную, невидимую, параллельную реальность? 11 короткометражных фильмов продолжительностью от трёх до пятнадцати минут представляют собой вариации на тему невидимости в современном мире. Взгляни на невидимый мир глазами режиссёров из разных стран! Альманах «Невидимый мир» был создан при участии дирекции МКФ в бразильском городе Сан-Паулу. Картина была включена в конкурсную программу МКФ в Риме. Новеллы:
«Небо внизу»
Режиссёр: Тео Ангелопулос.
Чернокожий проповедник отчаянно призывает толпу в метро задуматься о вечном и возлюбить Христа. Зеваки одинаково равнодушно внимают и проповеднику, и художникам, рисующим лозунг «Людей вводят в заблуждение». А город двигается в будничный свой поход, оставив рассуждения о разврате и грязи где-то внизу, на перроне подземки, в невидимом мире… Тео Ангелопулос (1935 г. р.) - греческий кинорежиссёр, лауреат многих мировых кинофестивалей («Серебряный лев» Венецианского МКФ-1988 за фильм «Пейзаж в тумане», Гран-при Каннского МКФ-1995 за фильм «Взгляд Улисса», «Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ-1998 за фильм «Вечность и один день»). Назывался в числе лучших режиссёров мирового кино. 24 января 2012 года погиб в результате несчастного случая на съёмках своего нового фильма. «Цветной кот»
Режиссёр: Гай Мэддин.
Паломничество посетителей на кладбише Консолачао в Сан-Паулу в День Поминовения Усопших. Приезды и отъезды на фоне семейных усыпальниц, картины священного и бренного. И… кот, занятый вечным кошачьим делом: неторопливым пожиранием чего-то непонятного среди глубоко безразличных ему могил.
Гай Мэддин (1956 г. р.) - широко известный в узких кругах канадский кинорежиссёр, сценарист, кинооператор, обладатель призов на МКФ в Торонто, Брюсселе, Сан-Франциско, Ситжесе, Роттердаме. Самоучка в кино, стилизует в своих малобюджетных фильмах манеру немого и первых лет звукового кино, создавая сюрреальную, гротескную атмосферу психодрамы и чёрной комедии. «Текоха» Режиссёр: Марко Бечис.
Лес Трианонского парка в самом сердце Сан-Паулу оказался особо привлекательным для индейцев Гуарани-Кайова во время эксурсии по городу. Любопытные прохожие окружают удивительных посетителей со всех сторон, когда те покидают парк…
Марко Бечис (1955 г. р.) – чилийский и итальянский кинорежиссёр и сценарист. Жил и работал в Сан-Паулу, Буэнос-Айресе, Милане, Париже, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Международное признание и множество премий получил его фильм о военной диктатуре и репрессиях хунты в Аргентине «Гараж «Олимпо» (1999). «Из видимого в невидимый» Режиссёр: Мануэль де Оливейра.
Сатирическая история воссоединения двух друзей, Рикардо и Леона, на бульваре Паулиста в финансовом центре Сан-Паулу. Один из них - португалец, проездом в Бразилии, другой - коренной житель. Друзья пытаются поговорить о жизни, этике, любви, дружбе, былых временах, в окружении несмолкающего шума большого города с его бесконечным потоком машин и людей. Но мобильные телефоны обоих не смолкают ни на минуту. В итоге, чтобы нормально пообщаться, они решают позвонить друг другу…
Мануэль де Оливейра (1908 г. р.) - португальский кинорежиссёр, старейший из работающих кинорежиссёров мира. Награжден 34 премиями, неоднократный лауреат разнообразных кинофестивалей. «У всех на виду»
Режиссёр: Лаис Боданзки.
По мнению создателя концепта «невидимого актёра» Йосида Оида артист наиболее интересен зрителю, когда последний не видит его на сцене. Смешивая приёмы художественного и документального фильма, Лаис Боданзки погружается в работу «невидимых» актёров, интервьюируя Монья Коэн и изучая перформанс Ли Тейлора.
Лаис Боданзки (1969 г. р.) – бразильский режиссёр, сценарист и продюсер, родившийся в Сан-Паулу. «Басня: Пазолини в Гелиополисе»
Режиссёр: Джан Витторио Бальди.
В 1968 году Пьер Паоло Пазолини и его продюсер Джан Витторио Бальди хотели снять фильм о жизни апостола Павла на окраине большого города. Взяв за основу воспоминания об этом проекте, сорок лет спустя Бальди отправляется в фавелу Гелиополис, где ведёт вымышленный разговор с давным давно покойным Пазолини. Они рассматривают район лачуг, наблюдают, как юноши занимаются борьбой капоэйра, а женщины поют в церкви религиозные поп-песни под аккомпанемент мужских гитар…
Джан Витторио Бальди (1930 г. р.) – итальянский продюсер, режиссёр, сценарист, монтажер и художник, муж знаменитой французской актрисы русского происхождения Маши Мериль. «Приключения невидимого человека» Режиссёр: Мария де Медейрос.
Поднос с завтраком перемещается по холлу дорого отеля, позвякивают фарфор и серебряные приборы. За дверями гостиничного номера глазам официанта открываются самые интимные стороны человеческой жизни. Но на самого белл-боя не реагирует никто из богатых постояльцев. Словно его нет, а их чемоданы или заказанное шампанское прибыли в номер своим ходом…
Мария де Медейрос (1965 г. р.) - португальская актриса, режиссёр и певица. В кино снималась у Филипа Кауфмана («Генри и Джун»), Квентина Тарантино («Криминальное чтиво»), в нескольких фильмах Гая Мэддина и Мануэля Оливейры. В феврале 2008 года названа ЮНЕСКО послом мира. «Креуко» Режиссёры: Бету Брант и Сиско Васкес.
Креуко на грани смерти и его ода безумию.
Бету Брант (1964 г. р.) и Сиско Васкес – бразильские кинематографисты. «Дар киносообществу» Режиссёр: Ержи Штур.
Польский режиссер Ержи Штур благодарит зрителей, пришедших на показ его фильма «O Tempo de Amanha», прошедший в рамках 28 МКФ в Сан-Паулу в 2004 году. Мы можем наблюдать за реакцией зрителей во время кинопоказа и по смене выражений их лиц можем оценить, как на них воздействует повествование на экране.
Ержи Штур (1947 г. р.) - польский актёр театра и кино, сценарист, режиссёр, педагог. Снимался в фильмах Анджея Вайды, Анджея Жулавского, Кшиштофа Занусси, Кшиштофа Кесьлевского, Юлиуша Махульского, Агнешки Холланд. Самые известные для нас роли – в фильмах «Кинолюбитель», «Новые амазонки», «Дежа вю», «Декалог», «Три цвета: Белый». «Видеть или не видеть» Режиссёр: Вим Вендерс.
Некоторое время назад Ясмин, Тамара и Дандара посещали школу для слепых. Благодаря инновационной программе доктора Сильвии Вайтсман из офтальмологического департамента больницы Санта Каса в Сан-Паулу, они с юных лет научились использовать своё остаточное зрение, чтобы уметь ориентироваться в пространстве…
Вим Вендерс (1945 г. р.) – знаменитый немецкий кинорежиссёр, фотограф, сценарист и продюсер, лауреат многочисленных наград и премий (в т. ч. «Золотой лев» Венецианского МКФ за фильм «Положение вещей», «Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ за фильм «Париж, Техас», приз за лучшую режиссуру Каннского МКФ за фильм «Небо над Берлином»). С 1996 года - президент Европейской киноакадемии. «Ереван. Видимое»
Режиссёр: Атом Эгоян.
Мужчина отправляется в Ереван, чтобы разузнать о судьбе своего деда, который пропал без вести во время геноцида армян во времена Османской империи больше века назад. С плакатом и набором фотографий он выходит на площадь, чтобы собрать хоть какую-то информацию. Он привлекает к себе внимание человека, который на одной из фотографий находит своего давнишнего друга…
Атом Эгоян (1960 г. р.) - канадский режиссёр, сценарист и продюсер армянского происхождения. Основными в его творчестве являются темы отчуждения и изоляции человека, которые раскрываются через образы людей, имеющих отношение к развитию технологий, к бюрократии или другим властным структурам. Его наиболее известные фильмы: «Экзотика», «Славное будущее», «Где скрывается правда», «Хлоя». В 2002 году вышел фильм Эгояна «Арарат» о геноциде армян, неодобрительно встреченный Турцией, которая пыталась препятствовать его показу на Каннском МКФ.
ЛЕОН КАКОФФ, автор идеи альманаха:
«В современном мире невидимость - это настоящая болезнь, распространенная повсеместно. В самых разных сферах жизни люди не видят друг друга по простой причине отсутствия необходимости диалога, а также невостребованности взаимной настройки разных жизненных ритмов и скоростей. Диалог между социально далёкими людьми как правило сводится к тому, что менее успешные просто-напросто исчезают в глазах более успешных. Не смотреть, не видеть - это социальная болезнь, которой способствует всё возрастающая сложность технологических новинок, и те преимущества, которые дают новые технологии.
Ежедневно для обеспечения нашего комфорта решается масса задач и создаётся множество услуг, и мы задумываемся о них только в ситуации, когда они не выполняются своевременно. Замечать - это жизненная необходимость для любого человека, но в современном мире желание видеть напрямую связано с удобством или неудобством отдельно взятого индивида. С одной стороны, мы наблюдаем искренние и самоотверженные усилия медиков по возвращению и сохранению зрения детям, рождённым с неспособностью видеть. С другой стороны, мы раз за разом оказываемся в ситуациях, когда совершенно не используем умение видеть других, видеть вокруг себя, замечать что-то в повседневной жизни или в отношениях с другими людьми. В этом проекте были собраны режиссеры, которые продемонстрировали самые разные способы взглянуть на одну и ту же проблему».
ПРЕССА:
«У киноальманахов всегда трудная судьба: их панически боятся владельцы киносетей, полагая, что на них не клюнет массовая публика. Но у меня (и полагаю, многих других) альманахи вызывают даже чисто спортивный азарт: они словно бы чемпионаты мира по кино. Любопытно ведь в течение полутора-двух часов сравнить десяток фильмов ведущих режиссёров из разных стран, вариаций на заданную тему и решить, кто из авторов выиграл этот турнир. Я давно пришел к выводу: новеллы из альманахов не могут оказаться равноценными, но неинтересных альманахов попросту не бывает… «Невидимый мир» - это что-то типа «Сан-Паулу, я люблю тебя» (хотя скорее подошло бы название «Сан-Паулу, у меня к тебе вопросы»). Но акцент сделан не на теме любви, не на красоте бразильского мегаполиса, который выглядит в фильме не слишком приглядно, даже не на социальных проблемах, а на абстрактных размышлениях. Главная тема альманаха: вечность и суета, банальность мира видимого - и трудность постижения невидимого, духовного, который и является единственно подлинным» (Юрий Гладильщиков, «Московские новости»). «Структурно «Невидимый мир» ничем не отличается от аналогичных сборников новелл про Париж и Нью-Йорк, где большие современные режиссёры за пять минут лихорадочно пытались уловить дух столицы Франции или крупнейшего города США. Но продюсеры «Невидимого мира» решили копнуть немножко глубже и вбок. Вместо того чтобы заказывать постановщикам новеллы про Сан-Паулу (с жизнью которого вряд ли хорошо знакомы даже залетные гости фестиваля), они предложили снять нечто абстрактно-философическое» (Денис Корсаков, «Ведомости»). «Обстоятельней и точнее всех в смысле изучения темы видимого и невидимого с разных сторон оказывается единственная женщина из участников, Мария де Медейрос. Благодаря ей в хронологическом центре «Невидимого мира» оказывается большой кусок вполне художественного фильма, своего рода альманах в альманахе, сцены из жизни нескольких постояльцев и работников отеля в Сан-Паулу, которые все так или иначе сталкиваются с проблемой зрения, видимого и невидимого, получающей у Марии де Медейрос максимально возможное в рамках отпущенного времени и заданного формата и в то же время эмоционально разноцветное освещение - недаром говорят: «баба - она сердцем видит» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ Weekend»). |