МИЛАЯ ФРЭНСИС
(«Frances Ha», США, 2012)
Режиссёр: Ноа Баумбах.
В ролях: Грета Гервиг, Мики Самнер, Майкл Эспер, Адам Драйвер, Майкл Зеген, Шарлотта д’Амбойз, Грэйс Гаммер, Дайва Дюпри, Изабель Макналли, Джастин Люпе.
Жанр: драмеди. Фрэнсис – далеко за двадцать. Она живёт в Нью-Йорке вместе со своей лучшей подругой Софи и изо всех сил пытается освоить профессию танцовщицы. И пускай поиски работы всякий раз заканчиваются неудачами, она в целом довольна своей жизнью. Но вдруг Софи без предупреждения переезжает в квартиру своей мечты к другой подружке, а Фрэнсис оказывается без крыши над головой. Ей предстоит не только найти себе жильё, но и обрести новое место в мире… Ноа Баумбах родился в Нью-Йорке 3 сентября 1969 года в семье критика Джорджии Браун и писателя Джонатана Баумбаха. Дебютировал в кино, написав сценарий, а затем и поставив фильм о взрослении «Забыть и вспомнить» (1995), который тут же снискал популярность среди кинокритиков. Главный успех к молодому кинематографисту пришёл в 2005 году, когда на американские экраны вышел его третий полнометражный фильм - полуавтобиографическая комедийная драма «Кальмар и кит». Фильм оказался успешным и удостоился двух наград на кинофестивале «Сандэнс», а Баумбах был номинирован на «Оскар» за оригинальный сценарий. В 2007 году режиссёр выпускает новую комедийную драму под названием «Марго на свадьбе», в которой снялись его жена Дженнифер Джейсон Ли и Николь Кидман. Следующий фильм Баумбаха «Гринберг» участвовал в конкурсе МКФ в Берлине 2010 года. Баумбах также известен благодаря своим сценариям к фильмам Уэса Андерсона («Водная жизнь», «Бесподобный мистер Фокс») и мультипликационному блокбастеру «Мадагаскар-3». Вместе с Баумбахом работу над сценарием «Милой Фрэнсис» осуществляла актриса, сценарист, режиссёр, «королева хипстеров» Грета Гервиг, которая также сыграла главную роль в фильме. Карьера Гервиг сейчас на взлёте. После старта в независимых малобюджетных проектах, где она выступала как автор и актриса, она снялась в паре голливудских комедий («Больше, чем секс», «Артур. Идеальный миллионер») - самом что ни на есть мейнстриме. А потом закрепила свою репутацию одной из самых интересных актрис своего поколения у культового Уита Стиллмана в «Девушках в опасности» и у самого Вуди Аллена в «Римских каникулах». С Баумбахом Гервиг уже работала – снималась в «Гринберге» и в телепроекте «Поправки» (2012) по одноимённому выдающемуся роману Джонатана Франзена (Баумбах участвовал в написании сценария). Здесь, наверное, нужно насплетничать, что ныне с Баумбахом у Гервиг - роман. Подругу Фрэнсис - Софи - играет Мики Самнер, дочка певца Стинга. Мировая премьера «Милой Фрэнсис» состоялась в США 17 мая 2013 года, где в результате фильм в ограниченном прокате собрал аж $4 031 250. Картина была участником программ МКФ в Торонто, Телларайде, Нью-Йорке и Эдинбурге.
ГРЕТА ГЕРВИГ:
«Началось всё с Ноа. Он как-то позвонил и спросил, согласна ли я сотрудничать с ним в интересном проекте, писать или даже сняться в главной роли. Наверное, у него уже тогда были грандиозные планы на меня! Я, конечно, согласилась! После этого мы стали разрабатывать идеи, придумывать персонажей, пока не поняли, что сможем написать хороший сценарий к фильму. Так и родилась «Милая Фрэнсис». Это история, которую мы создали вместе с Ноа, и каждый принял равное участие в написании текста… Вообще-то процесс был конструктивным. Мы обычно работали в одной комнате, но каждый на своём компьютере, чтобы не мешать. Затем обменивались частями и читали их вслух, чтобы напарник смог внести свои поправки и пожелания. Как и любой парный процесс, написание сценария сопровождалось спорами. Иногда нам было тяжело договориться по поводу какой-нибудь сцены, но мы всегда находили компромисс. Наверное, поэтому фильм получился такой органичный, ведь мы, бывало, часами спорили над одной деталью. Я никогда не была участницей музыкального бэнда, но мне кажется, что наше сотрудничество с Ноа можно сравнить с творением музыки целой группой!»
«Я не писала сценарий, а придумывала ситуации, которые должны быть показаны в фильме. Раньше на съёмочной площадке мне приходилось импровизировать, но в этой картине нет ни одной импровизации: каждая сцена прописана вплоть до малюсенького жеста. На самом деле, мне больше понравилось писать, чем сниматься. Пожалуй, это первый фильм, о котором я с гордостью могу сказать: «Да, это я писала сценарий!». Конечно, это не значит, что я брошу кино и театр, ведь это моя первая любовь, и мне очень нравится этим заниматься. Просто «Милая Фрэнсис» оказалась такой удачной, что посетили мысли попробовать себя в роли сценариста. Возможно, иногда я буду совмещать актёрскую игру с писательской деятельностью».
«Для меня сложно писать о ком-то, а потом взять и примерить эту жизнь на себя, поэтому сомнения меня не покидали. Я не очень хотела получить роль «по умолчанию» - хотелось быть уверенной, что я смогу осилить этот характер. Но Ноа сказал, что я прекрасно справлюсь, и я согласилась сыграть Фрэнсис. Я очень рада, что он меня уговорил. Наверно, мне было бы жаль видеть кого-то другого в главной роли, и я поняла это только сейчас, когда съёмочные дни в прошлом».
«Я бы назвала фильм путешествием героя. Не таким как «Хоббит», например, но доля героизма во Фрэнсис есть. Я думаю, зрителю понравится тот человек, которым постепенно станет героиня, она, безусловно, вырастет и наберётся опыта до показа титров. Также в фильме показана борьба, которую каждый человек ведёт с самим собой на определенных этапах своей жизни».
ПРЕССА:
«Ноа Баумбах - пост-Вуди Аллен, который снимает свой «Манхэттен» и «Энни Холл» одновременно, только рефлексирующий городской невротик тут девушка и Баумбах намеренно избегает любовной линии, чтобы ни у кого язык не повернулся назвать «Милую Фрэнсис» романтической комедией… Баумбах лепит чёрно-белый оммаж своим любимым фильмам французской «новой волны», держит в голове раннего Годара, берёт музыку из фильма Трюффо и цитирует Леоса Каракса. А выходит фильм-джазовая импровизация, фильм-импрессионизм, череда моментальных снимков любимой актрисы, которыми он любуется и хочет, чтобы любовались другие,- выходит кино как у Джона Кассаветеса с Джиной Роулендс, только без драмы, лёгкое и воздушное… Баумбах не снимает великое кино, он делает нечто гораздо более важное - после его фильмов любому маленькому неудачнику понятно, что он такой не один, а это, как ни крути, великое утешение» (Татьяна Алешичева, «Коммерсантъ Weekend»). «Милую Фрэнсис» с определённой долей справедливости можно считать лучшим фильмом Баумбаха: из зала выходишь спокойным и просветлённым, понимая, что только что посмотрел фильм про себя - это, конечно, не показатель качества, но всегда приятно верить, что в конце концов, когда-нибудь всё будет хорошо» (Анна Сотникова, «Афиша»). «Как только в голову приходит мысль о том, что фильм напоминает сериал «Girls» - один из самых нашумевших в этом году проектов от вундеркинда Лены Данхэм, - на экране появляется Адам Драйвер, исполнитель одной из главных ролей в этой деконструкции поколения хипстеров. Но у «Girls» и без того немало общего с «Фрэнсис» - это тоже история о «поколении Мимими» (Generation MeMeMe - более точный перевод звучит как «Поколение ЯЯЯ»), которому недавно посвятил большую нашумевшую статью журнал «Time». Вот только, в отличие от Лены Данхэм, Ноа Баумбах и Грета Гервиг гораздо более снисходительны к своим героям. Ни Фрэнсис, ни её эгоцентричная подружка не так уж нарциссичны и зациклены на себе - их трогательная неуверенность в себе и неспособность оставить юношеские фантазии выглядит почти старомодно в свете ностальгического чёрно-белого видеоряда… Фильм Ноа Баумбаха - о том, как тяжело решиться повзрослеть, особенно в нашем мире, где для этого можно найти столько отговорок. И о том, как всё же важно это сделать - отпустить тех, кого любишь; признать свои ошибки; в конце концов, смириться с тем, что, кажется, не будешь звездой шоу Эллен Дедженерес. Всё это, конечно, не гарантирует счастья - несмотря на мажорные аккорды саундтрека в стиле фильмов Годара, никто не может поручиться, что в своей первой собственной квартире Фрэнсис будет хорошо одной» (Александра Кравченко, bigmir.net). «Американский инди-режиссер Ноа Баумбах всегда стремился к точному отражению жизненных ритмов - в «Милой Фрэнсис» это стремление наконец передалось и киноязыку. Здесь нет ни сюжета, ни связности - как и в моей, вашей, чьей угодно жизни. К счастью, «Милая Фрэнсис» при этом кажется фильмом, куда менее погружённым в личные проблемы Баумбаха, чем его предыдущие работы, - во многом потому, что в центре сюжета в этот раз нет привычного баумбаховского невротика… Гервиг ни разу за фильм не позволяет героине превратиться в карикатуру, в неприятную метафору чего бы то ни было - она буквально живёт в кадре, оправдывая тем самым и отсутствие сюжета, и бессвязную структуру. Увы, режиссёр Баумбах проигрывает своей актрисе (и соавтору сценария) в естественности. Выбранный визуальный стиль - фильм снят в несколько размытом ч/б - кажется лишней данью собственным зрительским пристрастиям (мистер Баумбах, мы знаем, что вы без ума от «Манхэттена»!). К тому же при всей энергичности Гервиг фильм за ней просто не поспевает - не набирает ритма и больше топчется на месте, чем развивается, как бы часто героиня ни переезжала с одной съёмной квартиры на другую. Но когда Баумбах всё-таки находит неожиданный сюжетный поворот - отправляя Фрэнсис в мучительные парижские каникулы, то этот эпизод оказывается самым умным во всей его карьере. В этих сценах по отношению к симпатичной, но слишком правдоподобной для подлинной эмпатии, неудачнице Гервиг наконец начинаешь испытывать искреннее сочувствие» (Дарья Серебряная, «Time-Out»). «Из жизненного опыта все знают, что жилищный вопрос, особенно в молодости, терзает куда болезненнее, чем, например, затруднения амурные, и на фейсбуке подлинное отчаяние сквозит обыкновенно не в размышлениях о вечном, а в объявлениях «ищу соседа» - но искусство предпочитает закрывать на это глаза. Воздушная, фрагментарная драматургия «Фрэнсис» парит над золотыми метрами нью-йоркской недвижимости, и даже условные главки, делящие фильм, - адреса в Бруклине и Чайнатауне. Между которыми носится, с не вполне хореографической пластикой, героиня в своих цветастых платьицах - бесконечно раздражающая и при этом становящаяся родной примерно за первые полторы минуты. Когда-нибудь Грете Гервиг придется меняться, но пока она превращает всё, к чему прикасается (здесь она ещё и соавтор сценария), в бабочек и печенье. Очарованный Баумбах то помещает её в монохромный вуди-алленовский Манхэттен, то пускает наперегонки с Дени Лаваном под «Modern Love», то оставляет в пространстве хипстерского ситкома - и везде она хороша, везде к месту. «Фрэнсис» остается саркастической комедией нравов, и вояж героини в реальный, не кинематографический Париж предсказуемо оканчивается фиаско. Но режиссёр «Кальмара и кита» и «Марго на свадьбе», умеющий быть безжалостным как мало кто, впервые с лёгкостью идёт на компромиссы - потому что впервые, кажется, снимает не о себе» (Станислав Зельвенский, «Афиша»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|