Лучшее предложениеЛУЧШЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
(«La migliore offerta», Италия, 2013)
Режиссёр: Джузеппе Торнаторе.
В ролях: Джеффри Раш, Джим Стёрджесс, Сильвия Хукс, Доналд Сазерленд, Майлз Ричардсон, Филип Джексон, Дермот Краули, Лия Кебеде.
Жанр: остросюжетная драма.

Состарившийся эстет, раздражительный искусствовед и целеустремленный аукционист Вирджил Олдман (Раш) провел всю свою жизнь в окружении шедевров мировой культуры. Он настоящий эксперт в своем деле, мировая знаменитость в своей области. Олдман способен мгновенно определить стоящее произведение искусства и виртуозно продать его за миллионы евро. Зная истинную цену лотам и являясь страстным коллекционером, Вирджил часто играет в свою игру, покупая ценные вещи за бесценок при помощи своего старинного друга Билли (Сазерленд), который участвует в аукционах как подставное лицо. Вирджил весь погружен в дело своей жизни, в его личной жизни не оставалось места отношениям. Он предпочитает любоваться женскими портретами в своей частной тайной коллекции, которую он держит под замком. Однажды Вирджилу звонит новая клиентка, которая представляется как Клэр Ибботсон (Хукс). Она унаследовала от родителей старинную виллу, в которой картины и античные скульптуры буквально на каждом шагу. Она предлагает эксперту оценить наследство, так как она собирается продать всё имущество. Вирджил приезжает на виллу и остается поражен богатством коллекции. Но еще больше его интригует загадочная наследница, которая отказывается появиться перед ним и наблюдает за гостем сквозь глазки в стенах и картинах. Изучая коллекцию, Вирджил, полагаясь на свой нюх, утаскивает из подвала виллы элементы какого-то неизвестного механизма. Его друг и талантливый реставратор и механик Роберт (Стёрджесс) собирает элементы в единое целое. Кроме того, Вирджил пытается получить у молодого и обаятельного Роберта совет – как ему произвести впечатление на хозяйку механизма. Общаясь с Клэр, но не видя её, Вирджил со временем становится одержим загадочной наследницей…

«Лучшее предложение» cнял по собственному сценарию известный итальянский сценарист, режиссёр и продюсер, обладатель премии «Оскар» за фильм «Новый кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе («Чистая формальность», «Легенда о пианисте»), чья «Малена» сделала Монику Беллуччи международной звездой, а «Незнакомка» подарила рискованную роль нашей Ксении Раппопорт. Сюжет был придуман Торнаторе за несколько лет до выхода фильма и «отложен в долгий ящик». Перед «Лучшим предложением» режиссёр сделал внушительный перерыв в кинодеятельности – не снимал четыре года.

Главную роль в фильме исполнил австралийский актёр Джеффри Раш, обладатель различных наград, в том числе премий «Оскар» и «Эмми», двух «Золотых глобусов» и трёх премий BAFTA. Наиболее известные фильмы с его участием - «Блеск» (1996), «Влюблённый Шекспир» (1998), «Елизавета» (1998), «Перо маркиза де Сада» (2000), «Фрида» (2002), киносерия «Пираты Карибского моря» (2003, 2006, 2007, 2011), «Король говорит!» (2010).

В других ролях – восходящая звезда Джим Стёрджесс («Двадцать одно», «Один день», «Параллельные миры», «Облачный атлас») и киноветеран Дональд Сазерленд (с внушительной карьерой - от «MASH» и «Казановы» до двух частей «Голодных игр»). Клэр сыграла голландская актриса Сильвия Хукс («Душка», «Девушка и смерть»), для которой это первая роль на английском языке.

Музыку к фильму  написал легендарный композитор Эннио Морриконе, с которым Торнаторе сотрудничает почти во всех своих фильмах. «Лучшее предложение» - их девятая совместная картина.

Бюджет фильма «Лучшее предложение» оценивается в 13,5 миллионов евро. Съёмки проходили в Триесте, Больцано, Парме, Риме, Милане, Вене и Праге.

В ленте фигурирует множество подлинно существующих произведений искусства, так что просмотр её при желании может превратиться в небольшой экзамен на знание исторических полотен великих мастеров. Картина, которую восстанавливают, - это «Портрет молодой девушки» (ок. 1470) Петруса Кристуса. Среди изучаемых Олдманом работ есть «Рождение Венеры» (1879) Уильяма-Адольфа Бугро. Среди женских портретов в его коллекции есть «Портрет молодой женщины (La Fornarina)» (ок. 1519) и «Портрет молодой женщины (La Muta)» (1507) Рафаэля, «La Bella» («Красавица», 1536) Тициана, «Портрет Элеоноры Толедской» (1560) и «Портрет Лукреции Панчатики» (1541) Аньоло Бронзино, «Портрет Катерины Сфорца» (ок. 1490) Лоренцо ди Креди, «Цыганка» Бокаччо Бокаччино, «Портрет девушки с книгой стихов Петрарки» (ок. 1528) Андреа дель Сарто, «Портрет Бьянки Капелло» (ок. 1572) Алессандро Аллори, «Портрет Элисбет Тухер» (1499) Альбрехта Дюрера, и «Жанна Самари в декольте (La Reverie)» (1877) Пьера Огюста Ренуара. Есть также работы Лукаса Кранаха ст., Питера Пауля Рубенса, Франсиско Гойи, Элизабет Виже-Лебрен, Данте Габриэль Россетти, Амедео Модильяни, Моргана Уэйстлинга и многих других.

Помимо многочисленных отсылок к произведениям изобразительного искусства, критики видят в «Лучшем предложении» неявные цитаты из фильмов «Афера», «Головокружение» и «Основной инстинкт».

Джузеппе Торнаторе снял альтернативную концовку «Лучшего предложения». Сюжетное строение она не меняет, но сделана в других декорациях и со слегка измененными диалогами.

На родине Торнаторе фильм собрал коллекцию национальных наград «Давид Донателло», включая премии за лучший фильм года и лучшую режиссуру. В феврале 2013 года фильм «Лучшее предложение» был показан во внеконкурсной программе 63-го МКФ в Берлине.


ДЖУЗЕППЕ ТОРНАТОРЕ:
«Каждый раз, когда я заканчиваю фильм, думаю о том, как максимально отстраниться от того, что уже сделано. Иначе становится скучно. Мне сложно сказать, с чего началась именно эта история. Происхождение её, правда, очень странное. Мой метод - работать постоянно, без перерывов, одновременно над множеством разрозненных историй. Идеи, обрывки текстов и диалогов у меня везде: в блокноте, на мятых листках в карманах брюк, в компьютере. Большая часть потом пропадает, но некоторые формируются у меня в голове в цельные законченные повествования, а затем и в фильмы. Очень давно у меня была мысль сделать кино, в сюжете которого центральное место занимала бы агорафобия (боязнь открытых пространств). Но на полноценный фильм эта мысль не тянула. Другой моей давней задумкой был проект, посвящённый аукционному делу и людям, которые имеют возможность играть в богов и определять стоимость вещей. Сильная для меня аллегория, но на фильм материала тоже не хватало. И вдруг эти две истории стали переплетаться, я понял, в каком направлении двигаться».
«До фильма я ни разу не был ни на одном аукционе. Когда я начал прицельно работать над сценарием, мне, разумеется, пришлось посетить несколько аукционов, чтобы лучше понять этот мир. Ничего серьёзного я там не купил, но определенный драйв от происходящего поймал».
«Коллекция картин - самая сложная часть в подготовке фильма. Нам пришлось приложить титанические усилия. Договориться с кучей музеев и частных коллекционеров, оформить страховки. Кто-то отдавал нам свои картины напрокат - за небольшое вознаграждение, кто-то - бесплатно, за упоминание в титрах. Всё это заняло месяцев десять. Но сами отношения с владельцами картин были лёгкими. И конечно, большая часть картин во владениях Вергилия - фотографические репродукции, но даже репродукции мы старались сделать похожими на оригинал - наносили на них краску мазками, чтобы со стороны была заметна текстура».
«То, что главного героя должен сыграть Джеффри Раш, стало понятно ещё на стадии сценария. И пока я его дописывал, это становилось всё очевиднее и очевиднее. По завершении я отправил готовый текст его агенту, а спустя пять дней мне перезвонил уже сам Джеффри и сказал, что мечтает участвовать в проекте. И мы ударили по рукам».
«Мне не пришлось держать Раша в каких-то особых рамках, сдерживать его. Он сам вёл себя довольно сдержанно с самого начала. Возможно, потому что он сразу влюбился в своего персонажа и вник во все аспекты его личности ещё до съёмок. Вообще он, кажется, пытался впитать буквально каждое слово сценария. Это его метод. Мне это по душе. Потому что, когда мы начали снимать фильм, ему уже ничего не нужно было объяснять. Я мог попросить его о чём угодно, и он знал, как именно это исполнить. Работа с ним - приятный опыт. Мне нравится такая страсть. Раш для меня - микс из Марлона Брандо и Марчелло Мастроянни. Одержимость от Брандо и умение расположить к себе от Мастроянни. Я будто поработал с обоими».
«Я много кому предлагал роль Клэр, но все известные англоязычные актрисы отказались: из тщеславия, ведь их героиня должна была по сюжету слишком много времени проводить за кадром. Ведь добрую половину фильма мы слышим только голос Клэр. Когда я встретил Сильвию Хукс, то почти влюбился с первого взгляда: вот она, идеальная Клэр. И Сильвии как раз понравилось, что её героиня редко появляется на экране: всякий раз, когда это происходит, это становится событием! Её согласие было музыкой для моих ушей».
«У нас с Эннио странная, почти мистическая связь. Мне нравится обсуждать музыку сразу после завершения сценария. Поэтому ещё до того, как начнутся съёмки, все основные музыкальные темы фильма придуманы, написаны и записаны. Вообще, то, как я вижу музыку в кино, во многом сформировал именно Морриконе. У него ещё есть такая отличительная особенность: тебе не обязательно быть музыкантом, чтобы объяснить то, что ты в итоге хочешь получить. Он создает короткие музыкальные элементы, а потом отдаёт их режиссёру, предлагая использовать так, будто бы режиссёр и есть композитор фильма. Соединять эти элементы - целое приключение. Морриконе для своего возраста - а ему в этом году исполнится 85 лет - очень современный человек. Просто чудо-человек».
«После одного из показов меня как-то спросили: как думаете, чего Вергилий ждёт в финале - возмездия или любви? Предпочитаю второй вариант. Ещё на стадии pre-production один американский продюсер сказал, что готов сделать со мной этот фильм, если в финальной сцене появится девушка, Клэр. В голове она у меня, конечно же, появляется, но уничтожить недосказанность в кадре я не мог. Это был бы самый глупый финал во всей моей фильмографии».



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта