МОЛОДА И ПРЕКРАСНА
(«Jeune & jolie», Франция, 2013)
Режиссёр: Франсуа Озон.
В ролях: Марина Вакт, Жеральдин Пелас, Шарлотта Рэмплинг, Фредерик Пьеро, Натали Ришар, Фантен Рава, Йохан Лейзен, Джедже Апали, Лорен Дельбек, Люка Призор, Акела Сари.
Жанр: драма. Четыре времени года в жизни 17-летней французской девушки, как четыре песни... Изабель, студентка филологического факультета Сорбонны, погружается в бездонный мир любви, в поиски себя. Не столько из-за денег, сколько ради удовольствия, она встречается с немолодыми клиентами в гостиничных номерах. Близкие Изабель не подозревают, чем одержима умная и тонкая девушка. Но однажды умирает один из её постоянных клиентов… Дерзкий, скандальный, провокационный... Такими яркими эпитетами характеризуют критики и зрители этого одиозного французского сценариста и кинорежиссера Франсуа Озона. Он родился 15 ноября 1967 года. Закончив учёбу во французской кинематографической школе «Ля Феми», Озон создал несколько короткометражных фильмов, в частности, «Маленькая смерть» (1995), «Летнее платье» (1996) и «Посмотри на море» (1997) - все три были выпущены в России единым сборником под общим названием «Нарцисс у кромки лета». Его первым полнометражным режиссёрским дебютом стала лента «Крысятник» (1998), которая была хорошо воспринята критиками и зрителями. Затем последовали «Криминальные любовники» (1999), адаптации пьесы Фасбиндера «Капли дождя на раскалённых камнях» (2000), «Под песком» (2000) с Шарлоттой Рэмплинг в главной роли, и, наконец, Озон снял фильм, который сделал его имя широко известным и за пределами Франции - «8 женщин», где сыграла плеяда таких звёзд французского кинематографа, как Катрин Денёв, Изабель Юппер, Фанни Ардан и Эммануэль Беар. Этот фильм имел коммерческий успех во многом благодаря удачному сочетанию музыкальных номеров, детективной истории убийства и сценографии в стиле голливудских фильмов 1950-х годов. В 2003 году был выпущен фильм «Бассейн», в котором вновь снялась Шарлотта Рэмплинг. «Бассейн» стал первым англоязычным фильмом режиссёра. В 2004 году Озон завершил работу над фильмом «5x2», в котором показаны пять этапов разрушения брака двух людей. 2005 год ознаменовался выходом на экраны картины «Время прощания». Потом были: «Ангел» (2007), «Рики» (2009), «Убежище» (2009), «Отчаянная домохозяйка» (2010), «В доме» (2012). Озон - любимец международных кинофестивалей. Его кинематограф сравнивают с кинематографом Бунюэля, Годара, Антониони. Его кино всегда остроумно и даже сатирично, свободно и элегантно, камерно, но, в то же время, невероятно напряженно. В главной роли в фильме «Молода и прекрасна» снялась молодая француженка Марина Вакт. Она родилась 14 мая 1990 года. Актёрская карьера Марины началась в 2011 году, когда она впервые снялась в фильме «Моя часть пирога». Дебют был успешным, критики признали игру Вакт достойной одобрения. Вскоре за этой картиной последовали ещё две в 2012 году, но для российского проката они не были дублированы. Приглашение на главную роль в фильм Франсуа Озона - главное событие в кинокарьере начинающей актрисы. Помимо кинематографа, Марина Вакт имеет и другие профессиональные увлечения. Она успешно выступает в качестве модели и в 2013 году стала официальным лицом новых женских духов от компании «Yves Saint Laurent». Уже в четвёртый раз (ранее - «Под песком», «Бассейн», «Ангел») снимается у Озона знаменитая британская актриса Шарлотта Рэмплинг («Гибель богов», «Ночной портье», «Сердце Ангела»). Ключевую роль в фильме играют песни Франсуазы Арди. Ранее Озон использовал записи этой звезды шансона в «8 женщинах» и «Каплях дождя на раскаленных скалах». В этом году фильм «Молода и прекрасна» был участником конкурсной программы Каннского МКФ.
ФРАНСУА ОЗОН:
«Кино для того и существует, чтобы раскрыть глаза на экстремальные вещи, происходящие в реальной жизни… Я уверен, что многие шокированы от одной мысли, что у обычной девушки могут появиться мысли заняться проституцией. Но в этом нежном подростковом возрасте могут возникнуть на ровном месте и другие проблемы: анорексия, наркотики, мысли о суициде. Эта возрастная особенность, им нужно выпустить на волю агрессию. Конкретно для девушки, героини фильма, проституция появилась на фоне интереса к сексу. Она думала о том, что жизнь «вечна», это заблуждение свойственно многим 17-летним. На мой взгляд, эта проблема плохо отображена в кинематографе и будет интересна многим зрителям. Кино нужно для того, чтобы задавать вопросы и пытаться показать возможные решения».
«Я думаю, что женщинам этот фильм будет понятен лучше, чем мужчинам. Моя героиня - очень сильная девушка. Но я думаю, что многим женщинам будет понятна её слабость, потому, что даже самые сильные женщины не раз думали о проституции в своих эротических фантазиях. Я вовсе не хочу сказать, что мечты и реальность это одно и то же, но быть оплаченной за сексуальные услуги для многих женщин является своего рода фантазмом».
ПРЕССА:
«Озон разбивает действие фильма на четыре времени года и снабжает каждую часть попсовой песенкой. Он словно предостерегает: не принимайте показанное слишком всерьёз, это всего лишь анекдот, комедия, шутка. Между тем история достаточно болезненна и скандальна: речь идет о проституции несовершеннолетних и о трансгрессии как способе выхода из подросткового невроза. Но фильм Озона демонстративно лишен внутреннего драматизма и актуального месседжа. Его вряд ли получится рассматривать с позиций социальной критики, равно как и чистой психологии. Для Озона важнейшим оказывается искусство стилизации. Он - один из последних стилистов, обладающих вкусом и аппетитом к интерьерному, постановочному кино… «Молода и прекрасна» соединяет знакомые мотивы и стилистические приемы Озона в неожиданной комбинации и в новом контексте. Фильм бравирует присущим французской литературе духом галантных игр, интриг и манипуляций. Его автор высмеивает средний класс, заставляя его погрузиться в пучину сексуальных провокаций и синефильских цитат. В конечном счёте Озон предстает хотя и испорченным постмодернизмом, но по существу верным продолжателем классических традиций и стиля, которые сегодня больше почти никто не в состоянии с такой кажущейся легкостью нести» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ Weekend»). «Уже надоело повторять про Озона (но как не повторить), что он - тот редкий режиссёр, каждый новый фильм которого не похож не предыдущие… Сами по себе фильмы Озона тоже всегда развиваются непредсказуемо: не угадаешь, чем они закончатся… Не могу до конца понять мотивацию героини (хотя версии есть), но, наверное, её и нельзя понять. Ведь это фильм о том, что в 17 люди сами не вполне ведают, что творят (и не только в 17, понятное дело)» (Юрий Гладильщиков, «Московские новости»). «Фильм Озона - отчасти парафраз «Дневной красавицы» (зря, что ли, он дружит с Денёв), хотя начало картины больше напоминает об «Ускользающей красоте» Бертолуччи… «Молода и прекрасна», возможно, не лучшая картина Озона, но чем больше времени проходит после просмотра, тем очевиднее становится, что у него всё-таки очень твёрдая режиссёрская хватка, а картина остроумная, изящная и немного пугающая…» (Лёля Смолина, «GQ»). «Франсуа Озон, самый непоследовательный артхаусный режиссёр нулевых, все последние годы старательно вписывал себя в ряд сдувшихся мастеров. «Молода и прекрасна» - странный казус и неожиданный повод для радости. В ней автор решил избавиться от обычно свойственного ему позёрства и снял простое и искреннее кино… С этой своей простотой и незамутненностью взгляда Озон крайне ловко перепрыгивает через все спекулятивные ямы, которые можно было бы ожидать от фильма про подростковую проституцию. Фильм, в общем-то, и не о ней. Суть дела здесь становится ясна ещё задолго до того, как её решают проговорить вслух: любовь слишком эфемерна, чтобы не соблазниться конвертировать её в евро, - так удобнее вести учёт своих чувственных трат и заработков. Озвучив эту несложную мысль, Озон проводит всё оставшееся время, наблюдая за её отражениями и преломлениями на непроницаемом лице Изабель. Только ленивый не сравнил «Молодую и прекрасную» с «Дневной красавицей», где все мотивации героини начать продавать своё тело тоже были скрыты за вечно скучающим выражением лица. Нюанс в том, что Денёв проходила сквозь бунюэлевский фильм в маске из ледяного мрамора, а лицо дебютантки Вакт больше походит на эмоциональную бездну. Фильм разбит на главы песенками Франсуазы Арди, которые вроде как призваны впустить нас во внутренний мир героини, но и их эта бездна поглощает без остатка. В каждую минуту фильма кажется, что в ней можно разом поймать несколько противоречащих друг другу эмоций, - и это единственная ощутимая глубина, которая есть в «Молодой и прекрасной» (Василий Миловидов, «Афиша»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|