ТАНГО ЛИБРЕ
(«Tango Libre», Франция-Бельгия-Люксембург, 2012)
Режиссёр: Фредерик Фонтейн.
В ролях: Франсуа Дамиенс, Энн Полицевич, Серхи Лопес, Ян Хамменекер, Захари Шассерьо, Кристиан Кмиотек, Давид Муржиа, Фредерик Френе, Доминик Лежён, Марк Шарле.
Жанр: драма. Жан-Кристоф - надзиратель в тюрьме: безликий винтик огромной и суровой машины правосудия. Но у нашего надзирателя есть тайная страсть: он обожает танго, уроки которого помогают ему забыть о жестоких реалиях своей неблагодарной работы. И вот однажды на танцклассе у Жана-Кристофа появляется новая партнерша по танцу - загадочная Алиса, которая заставляет сердце сентиментального надзирателя биться чаще обычного. Какого же было удивление нашего героя, когда он видит Алису на следующий день в тюремной комнате для свиданий. Но как она здесь оказалась?! Бельгийский режиссёр Фредерик Фонтейн известен своей картиной «Порнографическая связь» (приз Натали Бэй за лучшую женскую роль на Венецианском МКФ 1999 года). Его вторая лента «Жена Жиля; (2004) также была отмечена на МКФ в Венеции, где получила Приз Европейской конфедерации художественного кино. Роль Алисы в картине исполнила актриса Энн Полицевич, жена Фредерика Фонтейна. Она же и написала сценарий к фильму, который адаптировал Филипп Бласбан, написав все диалоги. Благодаря фильму 1999 года «Порнографические связи» Фонтейн зарекомендовал себя не только как в высшей степени элегантный режиссёр, но и как человек с глубоким и тонким пониманием всех мельчайших закоулков романтических отношений и секса. В одном из интервью он признается, что непросто было работать режиссёром на съёмочной площадке вместе с женой, у которой по сюжету были романтические отношения с несколькими мужчинами. В главных мужских ролях в «Танго либре» заняты бельгийцы Франсуа Дамиенс («Агент 117: Каир - шпионское гнездо», «Такси-4», «Сердцеед», «Таможня дает добро», «Нежность») и Ян Хамменекер, а также известный каталонский актёр Серхи Лопес («Вестерн по-французски», «Гарри - друг, который желает вам добра», «Грязные прелести», «Лабиринт Фавна», «Рики», «Карта звуков Токио», «Последний романтик планеты Земля», «Отчаянная домохозяйка»), уже работавший с Фонтейном на картине «Порнографическая связь». Большое внимание в «Танго либре» уделяется самому танцу. Как говорит один из заключенных в фильме: «Это не просто танец, а, практически, религия, самая чудесная, освобождающая, стимулирующая и делающая чудесным всё вокруг, как только вы позволите ему быть с вами». С Фонтейном работала (как и на его предыдущей картине) оператор Виржини Сен-Мартен. Сен-Мартен использовала для съёмок разные техники: от съёмки с двух широкоугольных камер до ближней ручной камеры, что позволяет ясно видеть, что все актёры исполняют свои танцевальные партии сами. Картина «Танго либре» была удостоена специального приза на 69-м Венецианском МКФ в программе «Горизонты», Главного приза МКФ в Варшаве-2012 и Гран-при «Золотой Грифон» на «Фестивале фестивалей» в Санкт-Петербурге.
ФРЕДЕРИК ФОНТЕЙН:
«После выхода фильма «Жена Жиля» я сделал небольшой перерыв. Я задавался вопросами о жизни, об окружающем меня мире, моих друзьях, даже о том, стоит ли мне продолжать заниматься кино. Мне понадобилось много времени, чтобы переварить всё это в себе, научиться любить и жить, отказаться от своих прежних убеждений. Если бы я на самом деле знал, что заставляет меня снимать кино, я бы не был режиссёром. Я знаю только одно: я возьмусь за работу над фильмом только, если в сценарии будет присутствовать что-то вроде узла, переплетения событий и характеров».
«Прежде чем я написал этот сценарий, мы с Энн Полицевич работали над сценарием под названием «Обыкновенная семья», для которого каждый из нас изучал историю своего семейства. Мы безуспешно пытались раскрыть семейные тайны, пролить свет на скрытые области. Мы натолкнулись на бестелесных призраков, напуганных светом, обнаружили неблагополучие наших семей. Это был захватывающий процесс, но в результате мы поняли, что не можем в достаточной мере дистанцироваться от предмета, нам не хватало художественной линии, которая дала бы жизнь проекту. Тогда и родилась история, рассказанная в этом фильме. История была написана для конкретных актёров, которые меня вдохновляют, я держал их в уме, когда придумывал её. Я давно хотел снять в одном фильме Яна Хамменекера и Серхи Лопеса; бледного, излучающего свет фламандца и волосатого каталонца».
«Я встретился с Франсуа Дамиенсом, когда мы с Энн работали на кастинге на фильм «Первый встречный» Жака Дуайона. Франсуа получил роль в этом фильме отчасти благодаря мне и Энн, всё из-за совершенно безумной сцены, которую они с Энн сымпровизировали… Между ними происходило что-то, что мне хотелось запечатлеть на плёнке. У меня было ощущение, что роль Алисы с её странностями, её угловатой, но прекрасной личностью должна сыграть неизвестная актриса, кто-то, кого зрители будут узнавать по мере раскрытия её персонажа. Парадокс в том, что зачастую незнакомец - это тот, кого ты знаешь лучше всего. Тот, кто несёт в себе весь этот багаж. Тот, кого ты знаешь так же хорошо, как человека, с которым делишь свою жизнь. Это одна из истин кинопроизводства, которые мне открылись. Я хотел вернуться к кино, которое держится на актёрах, чтобы они запустили этот процесс».
«Для меня тюрьма - это метафора невозможности отношений между мужчиной и женщиной. Этот фильм не столько о тюрьме, сколько о зале свиданий, о месте, где встречаются родственники».
«Я пытался научиться танцевать танго несколько лет назад, без особого успеха. Я решил продолжить заниматься кино вместо того, чтобы всё бросить и уехать в Буэнос-Айрес. И всё же я вижу много общего в танго и кино. И то, и другое раскрывает прежде незамеченные характеристики тела. Танго выявляет трагикомичную неловкость людей, красоту этой неловкости. Танго затрагивает такие темы, как страсть, измена, латентная гомосексуальность, борьба за женщину. В этом фильме ритм и лёгкость милонги встречаются с меланхолией и грустью танго».
«Работая над фильмом, я хотел вновь создать определённое трагикомическое настроение. Что-то весьма тривиальное, обычное. Для меня в трагикомедии, и в большей степени в комедии главную роль играют тело и секс. История всегда вращается вокруг них, абсурдных, неловких ситуаций, с ними связанных. Также глупость, которая меня восхищает и вдохновляет... Которая мне в определённом роде близка. Не та глупость, которая пориводит к насилию, а другая, которая наполнена любовью. Глупость, знакомая нам всем, когда мы пытаемся сделать так, чтобы всё было хорошо. И, конечно, здесь есть вечная трагедия отцов и детей. Этот фильм основан на реальной жизни, вещах, которые я вижу вокруг, которые происходят с моими близкими и завораживают меня. Я черпаю вдохновение во всём, что я вижу и чувствую, что озадачивает или беспокоит меня. Я уверен, что создание семейного фильма - непростая задача. Просто вспомните свою собственную семью, и вы поймёте, о чём я. Но я готов пойти на такой риск. Даже дважды, если понадобится. Ведь мы живём только один раз».
«Как и все мои предыдущие фильмы, «Танго Либре» подвергает сомнению акт видения. Не случайно главный герой - тюремный охранник. Суть его работы - наблюдение. Когда мы работали над сценарием и искали вдохновения, мы познакомились со многими людьми. Одним из них был парень небольшого роста по имени Доминик, все звали его Дом. Он был гангстером и провёл нелёгкое время в тюрьме. Его пугало насилие внутри него. Ещё был Сэмюэл, тюремный надзиратель, который рассказал нам о своей работе. Мы часто слышим истории о тюрьмах и их проблемах. Мы слышим о забастовках тюремных охранников, происходящих, когда ситуация становится невыносимой. Но мы практически ничего не знаем о самих охранниках. Мне понравилась идея сделать фильм о ком-то, кого мы обычно не видим, но кто сам является наблюдателем. Основная задача тюремного охранника - следить, чтобы заключённые не сбежали, в этом смысл его работы. Поэтому он должен смотреть, наблюдать, находить то, что от него прячут заключённые. Главный герой моего фильма - невидимый человек, который видит. Я думаю, именно в тюрьмах акт видения проявляется очень мощным образом… Нервная система фильма «Танго Либре», единственное место, где окружающий мир пересекается с миром тюремным — это зал свиданий. Лицом к лицу. И происходит это под присмотром охранников».
«Танго Либре» - это фильм о глазах человека, в котором происходят перемены».
«Когда мужчина и женщина танцуют танго, они смотрят друг другу в глаза. Они прикасаются друг к другу, но они не так близки, как во время медленного танца. Мужчина направляет шаги и телодвижения женщины, импровизируя под музыку по установленным правилам. Мне кажется, что показать в кино происходящее между двумя танцорами так же сложно, как показать в кино происходящее внутри людей, занимающихся любовью. Но можно заснять то, как танец влияет на их тела. Танец, идеальный с точки зрения техники, меня не интересует. Показательные выступления волнуют меня ещё меньше. То, что меня интересует, происходит на другом уровне. Мне важно, что тело проявляет или скрывает во время танца. Как ни странно, когда я снимаю тела в движении, происходит что-то похожее. Я пытаюсь проявить при помощи камеры какие-то свойства тел, которые до этого были не видны. Главный герой фильма танцует танго, но он не профессионал. Иногда он неловок, иногда - слишком техничен. И всё же, когда он танцует с Алис, происходит что-то ещё. Мой друг-режиссёр, который тоже танцует танго, однажды сказал мне, что, возможно, танго - это последнее явление в западном мире, где можно встретить ведущего мужчина и ведомую женщину. В каком-то смысле танго помогает забыть про войну между мужчинами и женщинами. В этот момент женщина может расслабиться и следовать за шагами мужчины. При этом она вольна добавлять свои элементы. В танго важно понятие борьбы. Сопротивление и капитуляция… Все герои фильма, так или иначе, связаны с танго».
«Большинство героев фильма действуют импульсивно. Они сначала делают, потом думают. После уже поздно что-то менять, и им приходится жить с последствиями своих поступков. В Книге Бытия именно это происходит с Каином, когда он убивает своего брата Авеля. Он понимает, что должен держать себя в руках, но всё равно теряет контроль, его маска спадает. Мы все носим маски и стараемся не снимать их как можно дольше. Меня волнует, что происходит, когда маска спадает».
ПРЕССА:
«Это простая история, где есть тюрьма, любовь, брутальные мужики и страсти в клочья… Но история, которую рассказывает Фонтейн, хоть и простая, однако не простецкая. Поначалу кажется, что речь тут идёт всего лишь о любовном треугольнике. Но Фонтейн выстраивает многофигурную композицию - в фильме несколько неожиданных поворотов сюжета: в танго втроём оказываются втянуты ещё несколько персонажей, а венчает историю бешеных страстей и вовсе неожиданный финал. В итоге выглядит такое кино гораздо увлекательнее типичного артхауса вроде того, что снимают в последнее время ударившиеся в морализаторство братья Дарденн» (Татьяна Алешичева, «Коммерсантъ Weekend»). «Душевная, отлично сыгранная драма… Бельгийский режиссёр Фредерик Фонтейн доказал, что не только невероятно элегантный постановщик, но и большой эксперт во всех интимных вопросах, касающихся любви и секса» (Дэвид Руни, «Hollywood Reporter»). «Танго либре» - эдакий привет романтическому кино девяностых годов прошлого века, в котором всё было относительно просто, понятно и примитивно. На самом деле зритель при желании с лёгкостью найдёт более достойные картины о красоте и неудержимости танго, о жёстких тюремных буднях, о женских изменах или семейных тайнах, но никогда ранее это не было соединено в пределах хронометража одного и того же фильма, причём фильма с элементами мелодрамы, со смешными шутками (есть и такое) и двумя-тремя «цепляющими за душу» сценами. При этом картина оставляет двойственное впечатление: вроде бы и интересен такой «коктейль», но воедино всё равно как-то «не склеивается» (Валерий Ковалевич, Ovideo.ru). «Фильм Фонтейна только притворяется обычным европейским реализмом - на самом деле, довольно быстро становится понятным, что режиссёр решил буквально подойти к раскрытию темы, заявленной в названии и наполнить свою историю нешуточными страстями и экстравагантными ходами… Эта мелодраматичность для многих покажется слабостью и недостатком фильма… Но преувеличение может ведь и помогать автору фильма. Фонтейн сознательно использует этот приём, чтобы расширить границы восприятия зрителя, помочь ему взглянуть на реальность под таким углом, когда кажется, что изменить последнюю можно всегда и так, как только захочется. И в этой ситуации можно с легкостью забыть о Чехове с его ружьем - оно не всегда обязано выстреливать. Такой подход был свойственен авторскому кино 1990-х и Фонтейн совершенно точно родом оттуда… Редко какое авторское кино сегодня заканчивается так, как хотел бы зритель. Авторы сценария и режиссёры постоянно пытаются удивить неожиданными поворотами сюжета или, наоборот, полным отсутствием таковых. «Танго либре» Фредерика Фонтейна - это редкий образец того, что даже в реализме иногда происходят чудеса и всё заканчивается так, как нам хотелось бы» (Артем Ушан, «Интерфакс»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|