ПЕНА ДНЕЙ («L'ecume des jours», Франция, 2013)
Режиссёр: Мишель Гондри.
В ролях: Одри Тоту, Ромен Дюри, Гад Эльмалех, Омар Си, Шарлотта Лебон, Айса Майга, Саша Бурдо, Филипп Торретон, Венсан Ротье, Лоран Лафитт, Наташа Ренье, Ален Шаба, Зинедин Суалем.
Жанр: романтическая драма. В Париже молодой и изобретательный наследник приличного состояния Колен (Дюри) встречает свою любовь Хлою (Тоту). Сразу же после их свадьбы молодая жена узнает о своей тяжёлой болезни: в одном из лёгких девушки прорастает и цветет лилия. Чтобы победить эту болезнь Колен вынужден искать работу, так как всё его состояние уходит на дорогостоящее лечение Хлои… Невероятно красивая и пронзительная история любви, разворачивающаяся в фантастическом мире, где влюблённые летают на свидания в розовых тучках и танцуют на потолке, где в коридоре обычной квартиры живёт солнце, а мыши-домоправители ведут беседы с кошками, где пианино способно сделать коктейль в зависимости от настроения играющего на нём, а тепло человеческого сердца способно уничтожить самое опасное оружие… В основу сценария картины положен опубликованный в 1947 году и прославивший своего создателя эпатажный роман французского писателя, журналиста, музыканта и певца Бориса Виана. Он писал не только под своим именем, но и под 24 псевдонимами, самый известный из которых Вернон Салливан. «Пена дней» - самое известное произведение Виана, написанное им за две недели, - сочетает в себе символизм, сюрреалистические мотивы и острую социальную сатиру. В составленном в 1999 году газетой «Le Monde» списке «100 книг XX века» эта книга заняла десятое место. В России роман впервые увидел свет ровно 30 лет назад, и книга мгновенно стала редкостью, несмотря на огромный тираж. Лента Мишеля Гондри - третья по счету экранизация романа «Пена дней». В 1968 году по книге снял одноименную картину французский режиссер Шарль Бельмон, а в 2001 году японские кинематографисты под руководством Го Ридзю поставили по мотивам романа Виана ленту «Хлоя», которая вошла в конкурсную программу Берлинского МКФ. По-настоящему воплотить абсурдистские фантазии Виана на экране смогли бы, пожалуй, всего несколько современных режиссёров - таких, как Жан-Пьер Жене или Тим Бёртон. Однако продюсеры картины остановили свой выбор на кандидатуре Мишеля Гондри. Гондри родился 8 мая 1963 года в Версале, Франция. В детстве Мишель мечтал стать художником или изобретателем. В 1980-е он посещал в Париже художественную школу, где развивал свои навыки рисовальщика. Там же Гондри познакомился с друзьями, вместе с которыми основал поп-рок-группу «Oui Oui», успевшую записать два альбома и несколько синглов до своего распада в 1992 году. Гондри был барабанщиком группы, режиссёрскую карьеру он начал с создания клипов для своей команды. Стиль его музыкальных видео привлёк внимание исландской певицы Бьорк, которая предложила ему снять клип на песню «Human Behavior». Их сотрудничество продолжается по сей день, в итоге Гондри создал семь видео для Бьорк. Среди других музыкантов, работавших с Гондри более одного раза, - группы «Daft Punk», «Radiohead», «The White Stripes», «The Chemical Brothers», американский исполнитель Beck. Гондри добился успеха и в телевизионной рекламе, где одним из первых стал активно применять технику замедленных съёмок «Bullet time» («скорость пули»), ставшую знаменитой после фильма «Матрица». Рекламный ролик Гондри, посвященный джинсам «Levi’s», вошёл в книгу рекордов Гиннесса как клип, собравший самое большое число наград в истории этого жанра. Наряду с Дэвидом Финчером и Спайком Джонзом, Мишеля Гондри называют в числе самых ярких представителей волны режиссёров, пришедших в большое кино из индустрии телевизионной рекламы и музыкальных видео. Кинематографический дебют Гондри состоялся в 2001 году с выходом на экраны картины «Звериная натура», получившей противоречивые оценки критики. Однако уже второй его фильм «Вечное сияние чистого разума» (2004), созданный как и предыдущая лента в сотрудничестве со сценаристом Чарли Кауфманом, удостоился массы восторженных отзывов. За сценарий этого фильма Гондри (вместе с Кауфманом и Пьером Бисмутом) получил в 2005 году премию «Оскар». Картина завоевала также премию «Сатурн» как лучшая фантастическая кинолента года. Наиболее полно излюбленные идеи и техники Мишеля Гондри нашли отражение в его третьем художественном фильме - романтической кинофантазии «Наука сна» (2006). В этой картине удивительным образом перемешаны сны и реальность. Премьера фильма состоялась на «Sundance Film Festival», где картина была очень тепло встречена и критиками, и зрителями, затем последовали фестивальные показы в Берлине, Сиэтле и Москве, проходившие с неизменным успехом. В 2007 году состоялась премьера нового фильма Мишеля Гондри - трэш-комедии «Перемотка». Затем последовали: новелла в киноальманахе «Токио!» (2008) и ироничный фантастический боевик «Зеленый шершень» (2011). «Пена дней» – первый полнометражный фильм Гондри, где все персонажи говорят только по-французски. В этой ленте сам Мишель сыграл маленькую роль - доктора, который «режиссирует» развитие болезни, но совершает роковую ошибку. Его коллегу сыграл сын Гондри - Поль: главные герои отказываются от его услуг на основании того, что он слишком молод. Главные роли в «Пене дней» исполнили популярные французские актеры Одри Тоту и Ромен Дюри. Одри Тоту впервые обратила на себя внимание, снявшись в фильме 1999 года «Салон красоты «Венера», а всемирно известной сделала её роль в романтической мелодраме Жана-Пьера Жене «Амели». В 2004 Тоту снялась в главной роли ещё в одном фильме Жене - «Долгая помолвка», а закрепила свой успех участием в блокбастере «Код да Винчи» (2006) и байопике «Коко до Шанель» (2009). В 2009 году Тоту стала лицом марки французских духов «Chanel No. 5», сменив в этом качестве Николь Кидман. Мишель Гондри в роли Хлои видел только Одри Тоту, но актриса, подумывавшая о прекращении своей кинокарьеры, не сразу дала свое согласие на участие в съёмках. Чтобы добиться от Тоту положительного ответа, Гондри пришлось специально для неё снять мультфильм. Ромена Дюри открыли во время кастинга непрофессиональных актёров, а до того он увлекался музыкой - играл на барабанах в эйсид-джаз группе «Kingsize». Как актёр Дюри исполнил заметные роли в таких разножанровых лентах, как «Доберман», «Испанка», «Арсен Люпен», «Мое сердце биться перестало», «Красотки», «Париж», «Сердцеед». Одри Тоту и Ромен Дюри ранее вместе снимались в фильмах «Испанка» и «Красотки», а также снимались вместе в ещё не вышедшем на экраны фильме режиссёра Седрика Клапиша «Китайская головоломка». В небольшом эпизоде в фильме появилась 82-летняя актриса и певица Магали Ноэль, которая была близко знакома с Борисом Вианом (Виан называл её своей любимой певицей). Дебютный диск Ноэль, которая считается первой исполнительницей рок-н-ролла во Франции, состоял из написанных Вианом рок-композиций. В фильме, как и в романе, появляется второстепенный сатирический персонаж Жан-Соль Партр, пародирующий философа и писателя Жана-Поля Сартра. Персонаж назван именем, созвучным с именем прототипа. Присутствуют также ссылки на различные работы Сартра, тоже с измененными названиями, например, «Тошнота» превратилась в «Блевотину». К слову, Сартр высоко отзывался о творчестве Виана, в частности, о его рассказах. Съёмки «Пены дней» проходили с 10 апреля по 23 июля 2012 года в Бельгии, а также в Париже и его окрестностях. Для фильма художниками-декораторами были придуманы и изготовлены более 80 причудливых интерьеров, соответствующих атмосфере книги, создано большое количество костюмов и аксессуаров. По чертежам инженеров фирмы «Пежо» на одном из заводов были созданы фантастические модели автомобилей, на которых разъезжают персонажи картины.
ЛЮК БОССИ, продюсер:
«Это уникальная книга в истории французской литературы, наполненная визуальными придумками, фантазией, пробуждающая воображение. Если «Маленький принц» - это сказка для детей, то «Пена дней» - для тех, кто уже повзрослел. Сейчас как раз время для создания визионёрских лент, в том числе при помощи технических спецэффектов, чего было нельзя совершить в то время, когда роман только был написан».
МИШЕЛЬ ГОНДРИ:
«Пена дней» - это неустаревающая книга, потому что она сближает родителей и детей. Она рождает во мне желание снимать. Её влияние заметно даже в бессознательном способе съёмки, как в клипах Бьорк. Это фильм моей мечты во всех возможных проявлениях».
ПРЕССА:
«Роман «Пена дней» и Мишель Гондри, несомненно, были созданы друг для друга и долгие годы ждали встречи. Когда же она всё-таки состоялась, мир получил на выходе самый сложный и яркий фильм, который можно (и нужно) пересматривать несколько раз, и всегда - с восхищением… Гондри активно использует как покадровую анимацию, так и компьютерные спецэффекты. Играет с пропорциями предметов и людей в кадре. В «Пене дней» он ещё и «выключает» цвет фильма в какой-то момент, да и звук сводит почти к немому кино. Временами где-нибудь, скажем, в его ранних видеоклипах, это кажется трюкачеством ради формы. Но кто скажет, что ухищрения Гондри по созданию фантастических образов сомнительно смотрятся в «Вечном сиянии чистого разума»? И не будет ли вдвойне справедливо сказать, что без каскада невозможных в реальной жизни феноменов в кадре экранизация «Пены дней» просто не могла состояться? «Пена дней» - произведение состоявшегося художника, чуждого конъюнктуре и не пытающегося никому понравиться… Наполненное привычным для Гондри чёрным юмором, от которого кому-то может стать не по себе… «Пена дней» - самодостаточный фильм, не нуждающийся в фестивальных призах, чтобы считаться произведением искусства. Встреча большого писателя и большого режиссёра - встреча, родившая один из самых интересных кинодиалогов этого сезона» (Сергей Сычёв, «Фильм Про»). «Впервые изданный во Франции в 1947 году и ставший бестселлером в разгар контркультурных 1960-х, эксцентричный роман Бориса Виана «Пена дней» больше полувека ждал режиссёра, который бы смог передать его словесные изыски столь же причудливым визуальным рядом. Мишель Гондри был идеальным кандидатом на эту роль. Урождённый парижанин, неутомимый экспериментатор, придворный клипмейкер Бьорк, оскароносный соавтор восхитительного «Вечного сияния чистого разума»… Если бы Гондри не было, продюсерам фильма пришлось бы его выдумать. Или слепить из нескольких менее одарённых творцов. С первых же кадров ленты становится ясно, что экранизация Виана для Гондри - не работа, а состязание. Если писатель лишь заигрывал с сюром и абсурдом, то постановщик превратил «Пену» в «праздник непослушания», в хулиганское торжество фантазии над реальностью. Буквально каждая сцена фильма доверху набита экстравагантными и остроумными находками… Если бы оригинальность картинки была единственным критерием оценки, «Пена» легко получила бы высший балл. Однако кино - это не только стиль, но и содержание. И если стиль «Пены» превосходен, то её содержание оставляет желать лучшего. Простецкий «мыльный» сюжет… не подчеркивается, а перечеркивается постоянным уходом в сюр. Потому что чем произвольнее Колен и Хлоя нарушают законы физики и здравого смысла, тем сложнее поверить в них как в живых людей и проникнуться их переживаниями. Даже несмотря на убедительную игру Дюри и Тоту» (Борис Иванов, Film.ru). «Мишелю Гондри удалось воплотить на экране те моменты, за которые многие так любят этот роман Виана. У режиссёра получилась такая картинка, от которой невозможно оторваться, потому что в любой момент на экране может появиться что-то неожиданное, загадочное, что не хочется упустить из виду. Зрители видят знаменитый пианоктейль, танец скосиглаз, мышь-домоправительницу с человеческим лицом, знаменитый сердцедер и сатирического персонажа Жан-Соля Партра, который становится для одного из героев настоящим наркотиком… Возможно, любителям серьёзного кино, а тем более тем, кто не знаком с творчеством Гондри или самого Виана, лента может прийтись не по душе. Фильм у Гондри получился действительно сюрреалистичным и пленительным, а созданные им яркие детали, такие как пианоктейль, надолго запомнятся зрителю. В любом случае новая экранизация романа - прекрасный повод взять известную книгу Виана в руки» (Елена Борисова, «Аргументы и факты»). «Гондри отнесся к книге Виана, как режиссёры фильмов о Гарри Поттере к своему источнику, хотя сомнительно, чтоб он испытывал схожее продюсерское давление. Его «Пена дней» - почтительная визуализация текста, не лишенная остроумия (особенно по части ретрофутуристического антуража) и нежности (особенно по части Одри Тату), но уж точно не являющая собой никакого особого или неожиданного прочтения. Хотя может быть это и неплохо. В июне 1959 года Борис Виан пришел в парижский кинотеатр «Марбеф» на премьеру фильма по его бестселлеру «Я приду плюнуть на ваши могилы», вышедшему под «американским» псевдонимом Вернон Салливан. До этого он уже успел обвинить продюсеров в неуважении к источнику и потребовать, чтоб его имя - и придуманное и подлинное - убрали из титров. Во время сеанса Виан потерял сознание - он умер в карете скорой помощи от сердечной недостаточности. Гондри, кажется, делает всё возможное, чтобы загладить эту вину кинематографа перед писателем. На его фильме Виан мог бы упасть в обморок, разве только не снеся чрезмерной почтительности» (Анна Наринская, «Коммерсантъ Weekend»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|