ВЕЛИКИЙ МАСТЕР
(«Yut doi jung si», Китай-Гонконг, 2013)
Режиссёр: Вонг Кар-Вай.
В ролях: Тони Люн, Чжан Цзыи, Чан Чэнь, Чжан Цзинь, Кун Ле, Леун Сю-Лун, Хю-ке Сон.
Жанр: экшн-драма. Основатель старейшей Школы боевых искусств намерен уйти на покой и передать дела достойному преемнику. Но самый лучший его ученик (Тони Люн) вынашивает куда более амбициозные планы. Он вызывает на поединок лидера каждой из существующих школ боевых искусств и, раз за разом одерживая победу, намерен объединить все разрозненные школы в одну. Последней остается Школа его умершего учителя, отстоять память которого на поединок выходит его дочь (Чжан Цзыи), тайно влюблённая в своего соперника… «Великий мастер» Вонга Кар-Вая посвящён жизни мастера боевых искусств Ип Мана. В 1950-х-1960-х годах XX века в Гонконге Ип Ман первым начал открытое преподавание кунг-фу Вин-Чунь, которое до той поры оставалось клановым. В Европе и Америке Ип Ман известен также как учитель киноактёра Брюса Ли, познакомившего Западный мир с китайскими боевыми искусствами. Знаменитый гонконгский кинорежиссёр и сценарист Вонг Кар-Вай родился 17 июля 1958 года в Шанхае. В возрасте пяти лет Вонг Карвай вместе с родителями переехал в Гонконг. После переезда он долго не мог адаптироваться к кантонскому диалекту, поэтому часами смотрел вместе с матерью фильмы в кинотеатрах для усвоения языка. Закончив в 1980 году Гонконгский политехнический университет по специальности «графический дизайн», он устраивается работать в телекомпанию TVB в качестве сценариста. В 1988 году дебютирует в режиссуре с криминальной мелодрамой «Пока не высохнут слёзы». Успех фильма превзошёл все ожидания критиков. В следующей картине, драме «Дикие дни» (1991), уже полностью оформляется индивидуальный стиль Кар-Вая: прерывающаяся сюжетная линия, фокус на героях и атмосфере, неповторимый визуальный стиль и колоритные музыкальные темы. Другие его режиссёрские работы: «Чунцинский экспресс» (1994), «Прах времён» (1994, в 2008 году вышла авторская редакция картины, сделанная для адаптации фильма к американскому кинорынку), «Падшие ангелы» (1995), «Счастливы вместе» (1997, приз за лучшую режиссуру в Каннах). Венцом творчества Кар-Вая стала картина «Любовное настроение» (2000). Фильм получил все возможные награды и призы. В 2004 году Кар-Вай снял своеобразное продолжение «Любовного настроения» - картину «2046». В этом же году увидела свет киноновелла в совместном (с Антониони и Содербергом) проекте «Эрос». В 2007 году вышла первая работа Кар-Вая с американскими актёрами - «Мои черничные ночи», а в 2007 году он снял эпизод «Я проехал 9000 километров, чтобы отдать его вам» для киноальманаха «У каждого своё кино». Пятидесятилетний исполнитель главной роли Тони Люн впервые обратился к боевым искусствам перед съёмками «Великого мастера». Он тренировался на протяжении нескольких лет по четыре часа в день. Тони Люн Чу Вай - гонконгский актёр (его не следует путать с другим гонконгским актёром по имени Тони Люн Ка Фай, известным ролью в фильме «Любовник» Жана-Жака Анно). Впервые Люн привлек к себе внимание за пределами Гонконга в фильме Хоу Сяосяня «Город скорби», который получил главную премию на Венецианском кинофестивале. Многие считают, что прорывом для Тони Люна стала роль в фильме Джона Ву «Круто сваренные», где он снялся вместе с Чоу Юн-Фатом. Однако, наиболее известен и почитаем он стал благодаря совместным работам с Кар-Ваем в фильмах «Чунцинский экспресс», «Счастливы вместе» и «Любовное настроение». Последняя роль принесла Тони Люну приз лучшему актёру в Каннах. К другим примечательным фильмам с участием Тони Люна относятся «Пуля в голове» (1990) Джона Ву, «Двойная рокировка» (2002) Эндрю Лау и Алана Мака, «Вожделение» (2007) Энга Ли. Вторую ведущую партию в фильме исполнила главная китайская актриса Чжан Цзыи, которая приобрела известность благодаря роли в фильме режиссёра Чжан Имоу «Дорога домой» (1999). После съёмок в фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000) Энга Ли Чжан стала актрисой мирового масштаба. Другие заметные работы актрисы: «Час пик-2» (2001), «Герой» (2002), «Дом летающих кинжалов» (2004), «2046» (2004), «Мемуары гейши» (2005). Журнал «Time» назвал Чжан Цзыи «китайским подарком Голливуду», а «People» дважды включал актрису в список пятидесяти красивейших людей планеты. Боевые сцены для «Великого мастера» поставил знаменитый хореограф-постановщик сцен с восточными единоборствами Юэнь Ву-Пин, известный своими работами в трёх частях «Матрицы», лентах «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и «Убить Билла». Мировая премьера фильма прошла 6 января 2013 года в Пекине. 7 февраля 2013 года фильм открыл Берлинский МКФ, жюри которого возглавил Вонг Кар-Вай. По словам режиссёра, в Берлине была продемонстрирована версия, приспособленная для европейцев и американцев. В Гонконге и Китае «Великий мастер» стал самым кассовым из всех фильмов Кар-Вая. ВОНГ КАР-ВАЙ:
«Мы встречались с разными мастерами, поскольку только так ты можешь познать боевое искусство, понять стоящую за ним философию… Для меня это был абсолютно новый опыт, хотя я являюсь фанатом боевых искусств… Это отняло у нас несколько лет, таких сложных фильмов у меня не бывало. Однако и удовольствие было колоссальным. Одно только погружение в 1930-е и путешествие в таинственный мир боевых искусств стоили потраченных времени и сил».
«В современном Китае есть две главные школы кунг-фу - государство поддерживает их, настаивая на единых стандартах, превращая боевые искусства в общедоступный вид спорта. Но я искал те частные школы, которые ютятся на задворках, где люди пытаются сохранить наследие прошлых столетий и в каждой школе - своя собственная философия. Сегодня их всё сложнее отыскать, но мне удалось! Только там остались Мастера».
«В моей картине масса нравоучительных реплик: это всё - цитаты из Мастеров кунг-фу. Их философии я научился в процессе. Лично для себя я понял одну важную вещь. Ип Ман говорит в начале фильма, что всё кунг-фу укладывается в два слова: «горизонталь» и «вертикаль». Можно спорить о том, что лучше: кунг-фу, карате, бокс или тейквондо, но в конечном счете важна лишь личность того, кто владеет этим искусством, и то, останется ли он на ногах в финале схватки или ляжет на землю. Кто выстоит - тот и победил».
«С Тони мы дружим и работаем лет двадцать. Он начинал как тинейджерский идол, а в «Любовном настроении» впервые почувствовал себя настоящим большим актёром. И взрослым мужчиной, который не держится за амплуа нестареющего красавчика, а берётся за разноплановые роли. Тони не стал рабом своей популярности в частности потому, что постоянно пробует что-то новое. Ведь ни в одном фильме о боевых искусствах он до сих пор не снимался! Тем больше я хотел на эту роль именно его… Ип Ман был человеком из хорошей семьи, воспитанным и элегантным джентльменом. Легко было взять на главную роль Джеки Чана, но как научить его этой элегантности? Проще натренировать Тони Люна. Несмотря на то, что в 47 лет браться за кунг-фу впервые в жизни - задача не из простых. Но он не испугался, он занимался день за днём на протяжении нескольких лет».
«Фильм делится на три части. Сцены, снятые на юге Китая, очень красочны, особенно те, которые разворачиваются в борделе. Потом мы переезжаем в Маньчжурию, это крайний север, и там всё засыпано снегом - палитра становится более скупой. В финале мы оказываемся в Гонконге, и эту часть я пытался снимать максимально реалистично; мы чувствуем, что приближаемся к современности, двигаемся от почти сказочной многоцветности к полному правдоподобию».
«Я не хотел снимать в декорациях и потому отыскал городок на юге Китая, где есть потрясающие здания 1930-х годов, сохранившиеся в первозданном виде: настоящие дворцы - пустые, заброшенные. Когда китайцы эмигрировали в Европу и Штаты в начале ХХ века, они работали там, как проклятые, посылая деньги домой, чтобы родные на эти деньги строили для них шикарные дома. Здания были построены, но эмигранты так и не смогли вернуться! Возникли целые города-призраки. Нынешнее правительство превратило их в фабричные зоны: улицы полны рабочих, шум машин и гвалт прохожих не позволили бы нам снимать. Поэтому все сцены, даже дневные, мы снимали по ночам».
«Великий мастер» - старомодное громоздкое кино, мы снимали его на плёнку. Кажется, на наш фильм ушла последняя пленка «Fuji» в стране».
ПРЕССА:
«Вы правда верили, что автор «Счастливы вместе» и «Любовного настроения» снимет бодрый боевик про кунг-фу? Разумеется, Вонг, по обыкновению скрывающий любой намёк на эмоции за тёмными очками, может выдавать «Великого мастера» за блокбастер, но любой его верный зритель должен осознать ещё до просмотра, что фильм будет о том же, о чём все картины этого режиссёра: о любви и о времени… Снято всё не просто красиво, а умопомрачительно. От костюмов и декораций Уильяма Чанга голова идёт кругом. Музыка Сигеру Умебаяси действует как тяжелый наркотик. Чтобы окончательно добить деморализованного зрителя, на сцену выходит неувядающий Тони Люн в главной роли… Трюк «Великого мастера» в том, что про Ип Мана - безупречного семьянина, неодолимого бойца и галантного кавалера мы отсюда узнаём ещё меньше, чем про мастера Йоду из «Звёздных войн». Этот джентльмен в несколько анекдотической белой шляпе не более чем статичный образ, увиденный глазами сходящей по нему с ума женщины. И это работает: беспричинную влюбленность в героя начинают испытывать, без малейших на то причин, все зрители… Ведь он, по Вонгу, был человеком, способным останавливать время - хоть бы в рамках стоп-кадров, на глазах теряющих цвет и превращающихся в старые фотографии» (Антон Долин, Газета.ru). «Картина, извините за тавтологию, картинна от первого до последнего кадра. Все композиции выстроены тщательно, как натюрморт. Из людских фигур выкладываются прихотливые узоры на изысканном фоне, движения то замедлены рапидной съёмкой, то разяще мгновенны, звуковой фон фильма - симфония оглушительных шорохов и посвистов, и даже легкое движение бровей на каменном лице героя исторгает из фонограммы лавиноподобный гул. Это фактически балет, а частично и опера, не случайно в титрах постановщика боевых фиоритур совершенно официально зовут хореографом… Серьёзность фильма угнетает. Актёры производят все действия с видом людей, осуществляющих историческую миссию. И ни грана юмора, иронии или, упаси бог, самоиронии. Всё пронизано тяжеловесной красотой. Такое ощущение, что Вонг Кар-Вай, действительно Мастер с большой буквы, пытается доказать всему миру и самому себе, что он может осилить и этот жанр, да ещё сказать в нём новое слово: вот пришел мастер и всем сейчас покажет! И форма, изысканная до совершенства, безжалостно забила в фильме всё живое» (Валерий Кичин, «Российская газета»). «Здесь хватает и головокружительных схваток в стилистике «Крадущегося тигра» или «Матрицы», и мучительных бесед с обменом туманными восточными мудростями, но с территории националистического блокбастера Вонга постоянно уносит в любимый заповедник невыплаканных слёз и непроизнесённых слов, в занавески, сигаретный дым, оторванные пуговицы и ночные улицы. И - о чудо! - впервые за много лет вонговская нарядная меланхолия почти не выглядит претенциозной, поскольку служит истории, а не является её единственным содержанием» (Станислав Зельвенский, «Афиша»). «Всегдашняя недосказанность фильмов Вонга Кар-Вая, определяющая их поэтичность, не даёт выстроить чёткую сюжетную линию, что для биографического кино всё же недостаток. Когда повествование перескакивает из одного времени в другое, иногда не улавливаешь причинно-следственные связи. Можно сказать, что сюжет здесь как у лирического стихотворения: вычленить его можно, но с сюжетом эпическим он не имеет ничего общего… Беда и в том, что Вонг Кар-Вай чересчур рьяно эксплуатирует собственный стиль. Дождь, снег, дым, поезд, искусственное освещение, съёмки сквозь стекло, разноцветные платья на женщинах, рапиды и т.д. Да, за это все и любят Вонга Кар-Вая. Его стиль всегда определялся словом «красиво». И это всегда сочеталось с тем, о чём мы уже сказали, - с «не вполне понятно». Но «Великий мастер» - это не просто, а очень-очень-очень красиво. Возникает ощущение, будто Вонг Кар-Вай самоупивается собственной авторской манерой. Да, она была изумительна, когда он снимал фильмы на плёнку, и ты понимал, каким великим мастерством должны обладать режиссёр и оператор, чтобы запечатлеть подобное. Но когда всё та же красота запросто моделируется на компьютере (а «Великий мастер» оставляет впечатление компьютерного фильма), то поневоле задаёшься вопросом: а может, стоило попробовать что-то иное? Неудивительно, что столь долгожданный фильм не отобрали в итоге в конкурсную программу ни одного из главных фестивалей» (Юрий Гладильщиков, «Московские новости»). «Вонг Кар-Вай отлично справляется с жанром восточного экшена, которому отдал дань ещё в «Прахе времён», но очевидно и то, что захватывающие дух сцены боевых поединков нужны ему главным образом для того, чтобы поделиться своими ощущениями хрупкости бытия и безнадежности любых попыток реализовать свои амбиции и устремления. Жизнь - это шахматная партия, где каждый ход навсегда остаётся на доске, а игроки стареют, слабеют и умирают, понимая в конце концов, что именно они, а не шахматные фигурки были пешками в кем-то затеянной игре… Действие эпической драмы растягивается от конца 1930-х годов до 1960-х, оно вбирает в себя глобальные катаклизмы - японскую оккупацию, гражданскую войну, раздел Китая. Герои живут жизнью своей страны, вместе с ней страдают и приносят жертвы. Однако где-то они остаются независимы от всего происходящего и преданы той интимной атмосфере, которую пронесли из своей молодости в довоенном Китае через всю жизнь. И до сих пор от неё что-то остаётся: запахи, краски, тонкие чувства и понятия о благородстве, растоптанные большой историей. Вонг Кар-Вай после неудачного опыта работы в Америке («Мои черничные ночи») возвращается на знакомую территорию. И добивается успеха. Пускай к финалу картины начинает слегка подташнивать от сентиментальной музыки, зато режиссёру впервые удалось выйти из артхаусного гетто в сферу народного кино» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|