Я ОЧЕНЬ ВОЗБУЖДЁН
(«Los amantes pasajeros», Испания, 2013)
Режиссёр: Педро Альмодовар.
В ролях: Хавьер Камара, Рауль Аревало, Карлос Аресес, Антонио де ла Торре, Уго Сильва, Мигель Анхель Сильвестри, Лайя Марти, Гильермо Толедо, Лола Дуэньяс, Хосе Мария Язпик, Сесилия Рот, Хосе Луис Торрихо, Пенелопа Крус, Антонио Бандерас, Пас Вега, Бланка Суарес, Кармен Мачи.
Жанр: комедия. Рейс лайнера, совершающего перелёт в Мексику, начался как обычно: пассажиры пристегнули ремни, а командир корабля, включив автопилот, спокойно уснул. Но прямо над океаном оказалось, что самолёт неисправен, исчезает интернет, и все гаджеты выходят из строя. Беспомощные пассажиры и экипаж оказываются на грани… даже не нервного срыва, а жизни и смерти. Терпящим бедствие приходится бороться со страхом, навязчивыми идеями и фобиями, и отвлечь их от ужаса момента может лишь общение с себе подобными: они начинают говорить, чтобы выразить свои чувства, солгать, признаться, соблазнять и быть соблазненными, побороть страх и поделиться одиночеством и мыслями о смерти. Однако стюардам удаётся предотвратить панику и обратить страх пассажиров в безудержное веселье. Всё прекрасно! Падаем… Оригинальное название фильма на испанском языке представляет собой игру слов, так как имеет два значения: «Мимолетные любовники» и «Пассажиры-любители». Стюарды, чтобы поднять дух пассажиров, исполняют зажигательный танец под шлягер группы «The Pointer Sisters» - «I’m So Excited» (отсюда английское название, смело переведенное на русский в мужском роде). «Я очень возбуждён» - 20-ая полнометражная картина испанского режиссёра Педро Альмодовара. Он родился 25 сентября 1949 года. В 16 лет, один, без семьи и денег, переехал в Мадрид. Сменив множество мест работы, на 12 лет осел в компании «Телефоника». В это же время стал членом театральной группы «Los Goliardos». Играет маленькие роли в профессиональном театре, организует музыкальную группу в стиле пародийный панк-глэм-рок, пишет рассказы, которые периодически публикуются в коллективных сборниках («Сон разума»). В 1980 году Альмодовар снимает свой первый полнометражный фильм «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки». Началом этому проекту послужила его же фотоновелла «Частые эрекции», созданная по заказу журнала «El Vibora». Фильм снимался больше года, только по выходным, и сразу же стал культовым в независимых кругах. Мировое признание Альмодовар получил после фильма «За что мне это?» (1984). В 1985 году вместе со своим братом, Агустином Альмодоваром, создал продюсерскую компанию «El Deseo». В 80-90-х годах Альмодовар снял фильмы «Матадор», «Закон желания», «Свяжи меня!», «Высокие каблуки», «Кика», «Цветок моей тайны», «Живая плоть». Первый крупный успех Альмодовару принесла картина «Женщины на грани нервного срыва» (1988). Она получила около пятидесяти национальных премий, номинировалась на премию «Оскар» и была удостоена «Феликса» (европейский аналог «Оскара») за лучший фильм. В 1999 году Альмодовар снял фильм «Всё о моей матери», который получил десятки национальных премий, приз за лучшую режиссуру в Канне, а также «Золотой глобус» и премию «Оскар» за лучший иностранный фильм. Казалось, что превзойти этот успех невозможно, однако следующая картина режиссёра, «Поговори с ней» (2002), приносит ему десятки наград по всему миру, в том числе приз МКФ в Канне, «Золотой глобус» как лучший иноязычный фильм и «Оскара» за лучший сценарий. Триумфу Альмодовара сопутствует обострение отношений с киноакадемией Испании, которая не выдвинула «Поговори с ней» на соискание «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». В 2005 году, когда следующий фильм Альмодовара, «Дурное воспитание», не получил ни одной премии «Гойя», он вместе с братом объявляет о выходе из состава академии, объяснив это несогласием с системой голосования. Позднее фильм Альмодовара «Возвращение» (2006) получает приз за лучший сценарий на МКФ в Канне, в 2009 году выходит его лента «Разомкнутые объятия», а в 2011 году «Кожа, в которой я живу». В своём кино Альмодовар культивирует натурализм, направленный на уничтожение обычной для испанского кинематографа буржуазности. Часто в его фильмах представлено описание жизни маргиналов, они наполнены скандальными и провокативными элементами. В них есть и коррумпированные полицейские, и наркоманы, и не по возрасту развитые дети, и философствующие деревенщины. Частые герои его фильмов - гомосексуалы и трансвеститы. И хотя режиссёр не скрывает, что сам является геем, он, по собственному признанию, часто обижается, когда на его фильмы навешивают ярлык «гейского кино». По его словам, в своих фильмах он описывает универсальные чувства, которые могут испытывать люди любой сексуальной ориентации. «Я очень возбужден» - первая комедия Педро Альмодовара со времен фильма «Женщины на грани нервного срыва», вышедшего в прокат в 1988 году. Во время работы над фильмом «Я очень возбужден» режиссёр вдохновлялся «Ангелом-истребителем» Луиса Бунюэля. Над фильмом «Я очень возбужден» вместе с Альмодоваром работали его постоянные партнеры по съёмкам: композитор Альберто Иглесиас («Цветок моей тайны», «Живая плоть», «Всё о моей матери», «Поговори с ней», «Дурное воспитание», «Возвращение», «Разомкнутые объятия», «Кожа, в которой я живу»), монтажер Пепе Сальседо и оператор Хосе Луис Алькайне, снявший предыдущий фильм Альмодовара - «Кожа, в которой я живу». Он же был оператором комедии «Женщины на грани нервного срыва». Как и в большинстве фильмов Педро Альмодовара, в этом фильме в эпизодической роли снялся его брат (он же продюсер картины «Я очень возбуждён») Агустин Альмодовар. Он сыграл диспетчера аэропорта в конце фильма. Это седьмой по счёту фильм, в котором Антонио Бандерас работал с Педро Альмодоваром, и пятый, где он снимался с Пенелопой Крус. Однако все вместе они работали впервые. И Бандерас, и Крус исполнили в фильме роли-«камео». Название самолета «Chavela Blanca» - это намёк на любимую певицу и друга Педро Альмодовара Чавелу Варгас, а также на ещё одного его друга, Бланку Санчес. Название авиакомпании «Peninsula» написано сокращенно на крыле самолета как «Pe», что является известным прозвищем Пенелопы Крус. В фильме Альмодовара «Дурное воспитание» есть намёк на «Я очень возбуждён». Плакат фильма с названием «Los amantes pasajeros» висит в кабинете главного героя «Дурного воспитания» режиссёра Энрике Годеда. Съемки проходили с 9 июля по 12 сентября 2012 года в Мадриде, Кастилии и Сьюдад-Реале. В Мадриде специально для съемок в павильоне был построен макет самолета в натуральную величину. Мировая премьера фильма состоялась 8 марта 2013 года в Мадриде и в Кальсада-де-Калатрава, родной деревне Альмодовара.
ПЕДРО АЛЬМОДОВАР:
«Я иногда пишу просто для себя, придумываю всякие шутки и развлекаюсь. Этот сценарий родился именно так, я просто начал набрасывать историю о самолёте и о людях, которые на нём работают, всячески дурачатся и делают всякие глупости».
«Я давно собирался снова сделать комедию. К тому же Испания сейчас переживает свои худшие дни со времён возвращения демократии. Самолёт, нарезающий круги, - это метафора современного общества. Пассажиры не знают, когда будет посадка. Всё, что им известно, - что это будет аварийная посадка и что она будет опасной. В воздухе - неопределенность и страх. Но это комедия, и всё заканчивается хорошо. Хотя в реальной жизни мы, увы, не знаем, к чему всё идёт».
«Я хотел, чтобы герои могли насладиться жизнью, находясь на волоске от смерти. Чтобы они приняли величайший дар, которым наградила нас природа, - секс. Не скажу, что это рецепт от всех трагедий, но это прекрасный способ проститься с жизнью. Этот фильм - посвящение 80-м в Испании, которые были временем удивительной творческой свободы, новой демократии и распущенности в лучшем смысле этого слова - приправленной наркотиками и сексом».
«Главным героем ленты стали слова. Я всегда мечтал стать великим писателем, и мне хотелось сочинить сценарий, который был бы как роман. «Я очень возбужден» многим обязан другому моему увлечению - театру. В картине много монологов, много диалогов, много героев и мало места. Действие происходит в замкнутом пространстве, которое может стать вечным пристанищем для всех присутствующих».
«В фильме чувствуется больше присутствие театра и телевидения, а также моей клаустрофобии, чем кинематографа, так как я старался не ссылаться на другие фильмы. Меня ужасает влияние телевидения, но иногда мне нравится новый подход ТВ к рассказу историй».
«Некоторые диалоги в фильме немного смущают. Я и сам стесняюсь. А ведь написал их именно я…»
ПРЕССА:
«Жаль, что у Альмодовара уже был фильм под названием «Возвращение». «Я очень возбужден» - это именно «возвращение», пусть даже «на честном слове и на одном крыле». Возвращение духа мовиды, арт-сексуального карнавала, которым испанцы отметили конец ханжеской и жестокой диктатуры Франко в 1975 году: поэтом и иконой мовиды справедливо считается Альмодовар. Тот карнавал несколько затянулся - так ведь и диктатура длилась почти сорок лет, но в конце концов гуляки устали. Теперь они, постарев, но не повзрослев, вернулись на экран и ждут лишь повода пуститься во все тяжкие. А какой повод может быть лучше, чем реальная возможность разбиться в авиакатастрофе… Это даже не столько комедия, сколько рождественская сказка, чью пушистую благостность лишь усиливает экранная похабень без берегов. Как в лучшие альмодоваровские времена, всё в жизни оказывается легко и просто. Главное - чтоб естественно, а в дизайнерском, неестественном мире Альмодовара естественно всё. Любой секс. Любые радующие душу и бодряще туманящие сознание препараты. Любили бы люди друг друга, а как - неважно. Продекламируй такое с экрана какой-нибудь, к примеру, француз - эта пошлая банальность таковой и останется. Только Альмодовару удается исполнить мелодию из трёх аккордов с истовостью испанского развратного монаха, не оставляющей сомнения в том, что он сам свято верит в то, что говорит и показывает» (Михаил Трофименков, «Коммерсантъ Weekend»). «Беззастенчивое «мыло» и глубокая драма, семейные тайны и нагромождение лжи, махинации со сторителлингом и апелляции к бессознательному, сверхъестественные твисты и мелодраматические повороты сюжета, телефоны и телевидение, бессилие перед стереотипами поведения - все фирменные приметы альмодоваровского стиля на борту и готовы к взлёту… Благодаря всеобъемлющей сатире и истерической интонации, «Я очень возбуждён» - первый за долгое время фильм Альмодовара, который можно поставить в один ряд с его старыми комедиями, тем же «Лабиринтом», «Пепи, Люси, Бом» или «За что мне это?». Контекст, конечно, сменился - от свободы пост-франкистской Испании к пост-кризисной панике - и, пережив одну катастрофу, герои движутся к следующей. Спасаться Альмодовар предлагает честностью и сексом. Пристегните ремни, ночка будет турбулентная» (Бен Уолтерс, «Time Out London»). «В предыдущем своем фильме «Кожа, в которой я живу» режиссёр жутковато и по-своему пронзительно поэкспериментировал над человеческим телом в духе «Франкенштейна» и «Пигмалиона» и, видимо, пришёл к выводу, что «мне не больно». «Я очень возбуждён» оставляет все шепоты и крики несчастных душ на земле, отправляя в заоблачную прогулку уморительную сатиру. Особенно ценным подарком этот фильм станет для тех, кто скучал по ранним альмадоварским комедиям, умеющим превращать пошлость в изысканный дизайнерский аромат европейского свободомыслия» (Станислав Орлов, afisha.mail.ru). «Альмодовар в силу своей избыточности по всем фронтам всегда воспринимался как режиссёр скорее комедийный, да и некоторые его драмы - последнюю, скажем - трудно смотреть всерьёз, но чистых комедий он, невероятным образом, не снимал с начала 90-х. И вот, пожалуйста - воздушный гей-фарс, да ещё, словно в былые времена, с внятным политическим подтекстом: как не увидеть в этой вечеринке обречённых несколько заезженную метафору заката южной Европы. Все обычные козыри испанца при нём - прежде всего, совершенство формы и безупречный тайминг. Но сатира спотыкается тут о трёп про члены, фрагменты мелодрамы - о сатиру, и в целом, чего уж там, любые пять минут фильма «Аэроплан!» смешнее, чем эти полтора часа» (Станислав Зельвенский, «Афиша»). «В отличие от «Аэроплана!» Абрахамса и Цукеров - блестящей, но донельзя китчевой пародии на фильмы-авиакатастрофы, лента Альмодовара, несмотря на абсурд происходящего, смотрится крайне реалистично. В этом и состоит суть карнавальной культуры, ярким представителем которой является режиссёр: в ней неотделимо сплетаются смех, смерть и секс» (Мария Ганиянц, РИА Новости). «Упрекнуть испанского режиссёра в отсутствии ярких типажей не посмеют даже самые злобные критики. Впрочем, на этот раз он немного увлёкся: в его картине нет ни одного живого, настоящего лица - сплошные карикатуры. Но стоящие за ними актёры, несомненно, кайфуют от процесса. Их зажигательные песни, танцы и перформансы, возможно, смогут смягчить сердце раскрасневшегося зрителя, с осуждением наблюдающего за царящим на экране развратом… Альмодовар не особо задумывается о логике происходящего. Он всецело погружен в создание деталей, не оставляющих критикам шансов на двойную трактовку. «Я очень возбуждён» - ни в коем случае не исследование природы эмоционального экстаза. Это - искренняя ода guilty pleasures. И не так уж важно, что подобные удовольствия, как гласит оригинальное название, длятся лишь пару мгновений» (Джордан Минтцер, «The Hollywood Reporter»). «Всё это было бы очень весело и даже, как всегда у Альмодовара, чересчур, если бы автор шутил. Мастер неподражаемо рассказывать мелодраматические истории, он никогда не бывает в них до конца серьёзен, за что его и любят. Взявшись же за эксцентрическую комедию с шутками про геев и лишение девственности в возрасте за тридцать, сам по себе эксцентричный режиссёр толком не поведал ни одной истории, если не считать слабенькую линию девушек актёра-сердцееда, и очень серьёзно и целенаправленно пытался всех развеселить, что, совершенно удивительным образом, сделало фильм несмешным. Впрочем, это всё придирки: в создании сцен, вроде той, в которой гей-стюард с надрывом и без капли иронии рассказывает страшную историю об убийстве запаниковавшего пассажира, Альмодовару по-прежнему нет равных» (Анна Логинова, «Empire»). «Кроме шуток: в современной России новый фильм Альмодовара, в оригинале называющийся «Пассажиры-любовники», следует выдавать по рецептам как эффективное лекарство от тех страхов, которые нагнетаются в обществе законотворчеством Государственной думы. Фильм наглядно показывает, как элита, несмотря на проводимую ей биополитику, принуждающую народ к «моральному» поведению, сама практикует такие излишества, что и смех, и грех. Но именно смех (а не секс как таковой) и позволяет сохранять рефлексивную дистанцию по отношению к собственным страхам - хотя бы уже потому, что в карнавальной культуре, от которой ведёт свою родословную и Альмодовар, оппозицией смеху выступает именно страх, а не слезы… Чем больше страхов, тем меньше счастья, а следовательно, больше агрессии. В свободном сексе - свободный дух! Разве не смешно? Мы ведь знаем, что секс так же не свободен от диктата социума, культуры, языка, наконец, как и все прочие формы отношений. Но знаем мы и другое: когда тебе хорошо с кем-то, этот кто-то становится лучше - как в финале фильма стали лучше и добрее те пассажиры из бизнес-класса «Пенинсулы», которые были так счастливы вместе, что умудрились приземлиться на одном шасси» (Анжелика Артюх, Денис Соловьев-Фридман, colta.ru). «Педро Альмодовар после долгих поисков вернулся к жанру эксцентричной комедии, эдакому сальному анекдоту, который рассказывается на карнавальной вечеринке под шелест дорогих платьев и лёгкую музыку, когда нужно доверительно округлять глаза и исключительно нашептывать услышанную историю о чьих-то бесчинствах. «Я очень возбуждён» - кино немного стыдное, но в равной степени простодушное, впрочем, это не значит, что оно простое… Испанец снял свою версию «Скромного обаяния буржуазии», где эта самая буржуазия, летящая первым классом, получает все возможные запретные плоды, недоступные пассажирам попроще… Критика испанского общества в новом фильме Альмодовара также присутствует. Впрочем, достаётся всем странам, где люди слишком увлекаются твиттером, выпивкой, наркотиками и другими увеселениями. Режиссёр не впадает в морализаторство, но последствия налицо. Впрочем, сам он решил отказаться от любых рамок. Шутки на грани фола и слегка за ней, скабрезные намёки и самые невероятные сюжетные ходы указывают на желание Альмодовара откинуть ложную скромность и вновь снять полнометражную «мыльную оперу», что визуализируется в финале. Пены оказывается так много, что, пожалуй, она даже позволяет героям очиститься от всей той гадости, с которой они взошли на борт» (Алексей Филиппов, kino-teatr.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|