Великий ГэтсбиВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ
(«The Great Gatsby», США-Австралия, 2013)
Режиссёр: Баз Лурман.
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Тоби Магуайр, Кэри Маллиган, Джоэл Эдгертон, Айла Фишер, Элизабет Дебики, Джейсон Кларк, Амитабх Баччан, Аделаида Клеменс.
Жанр: драма.

Нью-Йорк, 1922 год, эпоха разлагающейся морали, блистательного джаза и королей контрабандного алкоголя. Молодой выпускник Йельского университета Ник Каррауэй (Магуайр) получает работу продавца облигаций в Нью-Йорке. Он снимает маленький домик на Лонг-Айленде, рядом с особняком богача Джея Гэтсби (Ди Каприо), где каждый вечер устраиваются экстравагантные вечеринки. На другой стороне залива со своим богатым мужем Томом Бьюкененом (Эдгертон) живет двоюродная сестра Ника, Дэйзи (Маллиган). Супруги приглашают его на ужин, а вскоре Каррауэй получает приглашение и от Гэтсби…Так Ник оказывается вовлечён в захватывающий мир богачей - их иллюзий, любовей и обманов…

Экранизация одноимённого романа американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Роман, вышедший в свет 10 апреля 1925 года, является в американской литературе типичным представителем так называемого «Века Джаза». Действие романа происходит в Нью-Йорке, в двадцатые годы XX века: вслед за хаосом Первой мировой американское общество вступило в беспрецедентную полосу процветания: в «ревущие 20-е» экономика США стремительно развивалась. В то же время «сухой закон» сделал многих бутлегеров миллионерами и дал значительный толчок развитию организованной преступности. Роман был закончен и опубликован Фицджеральдом в Париже, где он в то время проживал во время своего путешествия по Европе. Хотя «Великий Гэтсби» был инсценирован на Бродвее и экранизирован в Голливуде вскоре после выпуска, роман не стал при жизни автора особенно известным - было продано менее 24 000 экземпляров книги. Во времена Великой депрессии и Второй мировой войны он был забыт, и появился снова лишь в пятидесятые годы, когда уже приобрёл популярность. В последующие десятилетия «Великий Гэтсби» стал обязательным для чтения в средних школах и в вузовских курсах литературы во многих англоязычных странах мира. В 1998 году роман был отмечен под № 2 в списке 100 лучших англоязычных романов 20 века по версии издательства «Modern Library».

Ранее роман экранизировался Голливудом в 1926 (немая версия), 1949 и 1974 годах, а в 2000 году вышел британский телефильм. Самой известной является версия 1974 года, снятая Джеком Клейтоном по сценарию Френсиса Форда Копполы. В «Гэтсби» Клейтона главные роли сыграли Роберт Редфорд, Миа Фэрроу и Сэм Уотерстон.

Австралиец Баз Лурман (настоящее имя Марк Энтони Лурман) родился 17 сентября 1962 года. Он закончил австралийскую школу кинематографии «National Institute of Dramatic Art», после чего собрал театральную труппу «The Six Years Old Company» и работал над различными оперными постановками и мюзиклами.
В 1992 году Лурман дебютировал в качестве режиссёра с фильмом «Строго по правилам», снятым по одноименной театральной постановке. С этого фильма началась его трилогия «Red Curtain» («Красный занавес»), продолжившаяся фильмами «Ромео+Джульетта» (1996) и «Мулен Руж!» (2001). В 2002 году Лурман поставил «Богему» на нью-йоркском Бродвее. В 2004-м снял рекламный ролик для «Chanel No. 5» дома моды «Chanel» с Николь Кидман в главной роли. Лурман был сценаристом 81-й церемонии вручения кинонаград «Оскар». В 2008 году выпустил военную драму «Австралия» с участием Николь Кидман и Хью Джекмана.

В 2004 году Лурман путешествовал по Транссибирской магистрали. «Я только что закончил работу над «Мулен Ружем» и отправился в отпуск, - рассказывает режиссёр. - Меня посетила сумасшедшая идея проехаться из Пекина на север России и уже потом в Париж». Проезжая по заснеженной российской глубинке, Лурман слушал аудиокниги. Одной из них была «Великий Гэтсби». «Я налил вина, уставился на пролетающие в окне русские пейзажи, и начал слушать. Заснул только в четыре утра. На следующий день, я с нетерпением дождался вечера, чтобы распить вторую бутылку вина и дослушать книгу до конца. Я понял три вещи: во-первых, я раньше её вообще не понимал, во-вторых, что её структура очень лаконична, и в-третьих, что по ней можно снять великолепный фильм. Конечно, есть свои подводные камни, например, внутренний голос Ника, но, тем не менее, это невероятно кинематографичная книга. И я подумал, что хочу снять по ней фильм». Лурман хотел взяться за роман Фицджеральда ещё в 2008 году, сравнивая мировой финансовый кризис с началом Великой депрессии, описанным в «Великом Гэтсби». В одном интервью он сказал: «Если вы поставите людей перед зеркалом, которое скажет им: вы были пьяны от денег, - они не захотят смотреть в него. Но если вы спроецируете отражение на иную эпоху, то такая история будет пользоваться спросом». Сценарий фильма написал сам Лурман в соавторстве с Крейгом Пирсом.

Подбор актёров проводился в ходе читок сценария по ролям в 2010-2011 годах. На заглавную роль Лурман взял Леонардо Ди Каприо, который снимался у него в фильме «Ромео+Джульетта». На роль Дэйзи пробовались Аманда Сайфред, Ребекка Холл, Рэйчел МакАдамс, Кира Найтли, Блейк Лайвли, Эбби Корниш, Мишель Уильямс, Натали Портман, Ева Грин, Энн Хэтэуэй, Оливия Уайлд, Джессика Альба и Скарлетт Йоханссон. В итоге же роль досталась британке Кэри Маллиган, причем Лурман сообщил ей об этом по телефону в тот момент, когда она участвовала в церемонии вручения премий Совета моды (The Fashion Council Awards). В результате счастливая актриса расплакалась от радости прямо на красной дорожке. Бен Аффлек рассматривался на роль Тома Бьюкенена, но из-за разногласий в расписании вынужден был отказаться. Также на эту роль рассматривались Люк Эванс и Брэдли Купер. Но в итоге роль досталась Джоэлу Эдгертону. Айле Фишер ради роли Миртл Уилсон пришлось набрать около пяти килограммов веса. Актриса уверяет, что получила огромное наслаждение в процессе создания округлой фигуры: «Мне было так легко. Полнеть меня никто не просил, но я и сама знала, что героиня описана в романе как пышная дама. И я хотела стать женщиной в соку».

Первоначально Лурман планировал провести съёмки в Нью-Йорке, но позже решил снимать в Сиднее. Съёмки фильма проходили с 5 сентября по 22 декабря 2011 года. В съёмочной группе работало 275 человек во время подготовительного периода, 400 - во время съёмок и 150 - на стадии постпродакшн. При работе использовались камеры RED Epic. Картина снята в формате 3D. Бюджет проекта: 127 миллионов долларов.

Ходили слухи, что в «Великом Гэтсби» будут использованы песни Леди Гага и Принца, специально написанные для картины, а в качестве композитора фильма везде указывался Крэйг Армстронг, работавший с Лурманом на «Мулен Руж!». Но, очевидно, Лурман решил пойти дальше и пригласил рэпера Jay-Z (настоящее имя - Шон Кори Картер) и Джеймса Сэмюэла в помощь Армстронгу. В результате в новом фильме Лурмана звучат: хип-хоп ритмы Kanye West и Jay-Z, кавер-версия знаменитой песни Эми Уайнхаус «Back to Black», записанная Бейонсе и продюсером Андре 3000; эксклюзивный кавер американского рок-музыканта Джека Уайта на песню «Love Is Blindness» (U2); парящий голос Флоренс Уэлч из «Florence and the Machine»; а также Брайан Ферри, Лана Дель Рей, «Nero», Will.I.Am. Работа над музыкой к «Великому Гэтсби» заняла два года. Чтобы проникнуться духом произведения и его экранизации рэпер Jay-Z (муж Бейонсе) много времени проводил на съёмочной площадке.

Фильм, костюмы и украшения для фильма «Великий Гэтсби» создали известные дизайнеры. Мужчин одевала очень американская классическая марка «Brooks Brothers», ювелирные украшения делали дизайнеры «Tiffani & Co.», а нарядами героинь занималась Миучча Прада. Точнее, они созданы под лейблами её марок «Prada» и «Miu Miu», но тем не менее её дизайнерская работа с костюмами к фильму - специальный проект, а не капсульная коллекция. Хотя постоянный художник по костюмам в фильмах База Лурмана - его жена Кэтрин Мартин, но на этот раз Мартин всё-таки скооперировалась с Миуччей Прадой. Вот как супруга Лурмана прокомментировала это сотрудничество: «У База Лурмана и Миуччи Прады на самом деле много общего. Они оба постоянно пытаются избавить классику и историю от оков прошлого и интерпретировать её на современный лад». До этого Миучча Прада дважды работала с режиссёром. Она сшила костюм для героя Ди Каприо в фильме «Ромео+Джульетта», а Баз Лурман создал серию коротких роликов для её масштабной выставки под названием «Скьяпарелли и Прада: невозможные диалоги» в нью-йоркском музее «Metropolitan». Для «Великого Гэтсби» Миучча, в сотрудничестве с Кэтрин Мартин, создала более 40 образов.

Изначально мировая премьера «Великого Гэтсби» планировалась на 25 декабря 2012 года, однако 6 августа 2012 года было объявлено о переносе релиза на май 2013 года. «Великий Гэтсби» был показан на открытии 66-го Каннского кинофестиваля. Лента была представлена в трёхмерном формате вне конкурсной программы. Кстати, Фицджеральд написал часть «Великого Гэтсби», живя на французской Ривьере в вилле неподалеку от Канна.


БАЗ ЛУРМАН:
«Для меня «Гэтсби», это и есть американский «Гамлет».
«Перед смертью Фицджеральд скупал книги своего авторства, чтобы иметь общий тираж покруче. Я полностью уверен, что он был бы счастлив появлению фильма, который снова сделал бы его книгу «бестселлером номер один» Америки. Он точно был бы не против этого».
«Результаты кастинга для фильма «Великий Гетсби» были впечатляющими… Если говорить о роли Дэйзи Бьюкенен, то я имел возможность увидеть эту героиню в исполнении самых именитых актрис мира, каждая из которых представляла образ в своей особенной интерпретации, делая его волнующим и подходящим для картины. Однако, именно эта интерпретация заставила меня поднять телефонную трубку час назад и сказать молодой британской актрисе Кэри Маллиган: «Привет, Дези Бьюкенен».
«Лео сводил меня с ума - в хорошем смысле - потому что доставал меня вопросами, не испортим ли мы книгу. И это стало нашей первоочередной задачей».

ЛЕОНАРДО ДИ КАПРИО:
«Помню, как меня поразил Гэтсби. Этот персонаж меня очень тронул. В дальнейшем я перестал видеть в книге историю любви. Она обернулась трагедией нового американца, человека в новом мире, где возможно всё. Он пытался стать великим Рокфеллером, великим американцем, но в какой-то момент перестал понимать, кем является на самом деле».

КЭРИ МАЛЛИГАН:
«Лео никогда не был парнем моей мечты. Хотя все мои подруги по нему с ума сходили. Мне нравился Михаэль Шумахер, потому что мы с папой постоянно смотрели «Формулу-1».

ТОБИ МАГУАЙР:
«Рядом с Кэри ты все время думаешь, что получил доступ к какой-то невероятной тайне. Ты как будто бы становишься членом закрытого клуба, в который тебя затягивает эта женщина. Помню, на кастинге я с первых минут после того, как она заговорила, понял: «Вот она, наша Дэйзи!» Она была похожа на удава, который гипнотизирует жертву своим взглядом и голосом. Стоило ей сказать пару слов, как я впал в полный транс».
«Меня позвал Лео Ди Каприо. Позвонил и сказал, что разговаривал с Базом Лурманом - тот задумал экранизацию и хотел позвать нас с Лео на роли Гэтсби и Ника. Мы встретились, всё обсудили, а через год Баз прислал нам сценарий. Как я мог отказаться? Это же великая история - красивый язык, интересные персонажи, запредельные эмоции, трагедия большой, сложной любви. Драма «Великого Гэтсби» универсальна и, пожалуй, вечна - при этом действие происходит в очень интересный исторический период. К тому же Лео - мой старый друг и отличный актёр, а Баз - настоящий визионер. Я всегда любил его фильмы. В своё время я даже пробовался на роль Бенволио в его «Ромео+Джульетте» и уже тогда был впечатлён им, его мощнейшей творческой энергией. Он любит нырять в материал с головой, исследовать его - поэтому, наверное, ему так легко даются эксперименты. Да и вообще, рядом с ним попросту никогда не бывает скучно».
«Я вновь убедился в том, что, когда речь заходит о подготовке к роли, с Лео никто не сравнится. Задолго до начала съёмок он заваливался ко мне с «Гэтсби», или его ранней версией - «Тримальхионом», под мышкой, и мы репетировали какие-нибудь сцены. Он вообще настоящий детектив в том, что касается исследования роли и материала».


ПРЕССА:

«Это вообще прекрасная мелодрама… Только Лурманн изо всех сегодняшних режиссёров мог рассказать её правильно. Стремительно, страстно, звучно, громко (не будем бояться эпитетов, раз пошла такая пьянка), с раскрасневшимся от волнения Ди Каприо и зажатым от осознания собственного безрадостного будущего Макгуайром, с дрожащими губами Кэри Маллиган, с виски, вином, танцульками, с двумя выстрелами в финале. Сентиментально, соблазнительно, трэшево, нереально, сексуально, круто. Кажется, у него это не получилось с «Ромео+Джульеттой» - но с Гэтсби получилось в полной мере. Можно представить, как этот роман экранизировал бы, скажем, сегодняшний Спилберг. Но что-то не хочется даже об этом думать» (Денис Корсаков, Film.ru).

«Версия «Великого Гэтсби» 2013 года не сравнится с книгой по содержанию. Это, конечно, не кинематографическая каша, но, прежде всего, фильм Лурмана - смелая и вольная постановка. Фильм усыпан синими и красными цветами (и зелёными, конечно же). Все 142 минуты хронометража режиссёр наполняет видами, от которых дыхание перехватывает, будь то чудесная панорама Манхэттена 1922 года или старая добрая харизма звезды фильма Леонардо ДиКаприо» (Ричард Ропер, «Chicago Sun-Times»).

«Острого и осознанного взгляда на жизнь продвинутому эстету Лурману не хватает. Его фильм похож на глянцевый фантик, из которого выпала конфета» (Лариса Малюкова, «Новая газета»).

«Здесь каждый... чувствовал себя стеклышком в калейдоскопе, фигуркой в карнавале», - произносит закадровый голос Тоби Магуайра, пока на экране бесится в атональном танце людское море, море блесток, шампанского, прозрачных коктейлей и воздушных шаров. Это сцена не столько из романа «Великий Гэтсби», сколько из всех предыдущих фильмов База Лурмана, и этот пассаж - тоже слова не писателя, но режиссёра. Калейдоскоп - верное слово: Лурман навязчиво использует именно эту, отсутствующую в оригинальном тексте Фицджеральда, метафору, превращая пространство своего фильма в бесконечную трубу, на том конце которой переливаются, пляшут, рассыпаются и вновь соединяются в причудливые узоры люди и вещи, перья и лепестки, столовое серебро и золотой свет городской иллюминации. Телескопическая топология, идеально подходящая для 3D, - а вовсе не хаотичная хореография вечеринок - становится главным художественным жестом новой (и идеальной) экранизации «Великого Гэтсби». Этот фильм гостеприимен, как его протагонист: экранная реальность у Лурмана не вываливается в зал люмьеровским паровозом, как это было в первых 3D-аттракционах, но мягко всасывает зрителя внутрь, бесконечно углубляясь в анфилады пригородных дворцов, линии хайвеев и коридоры нью-йоркских улиц, которые, кажется, построены лишь для того, чтобы вместить гротескно-желтое фаллическое авто Гэтсби, самое длинное в стране - а то и в мире. Камера движется по ним, имитируя траекторию кометы - той самой кометы, с которой сравнивает себя сам Гэтсби. Наблюдать, как Лурман разрабатывает новую поэтику - поэтику стереоизображения, вообще необыкновенно увлекательно. Да, разумеется, глубинная мизансцена - но «Гэтсби» совмещает её с клиповым ритмом экшен-блокбастера, который создаётся уже не истерическим монтажом - но гипнотической пульсацией. Монтируя восьмерки диалогов, Лурман магнетизирует каждый крупный план мягким наездом фона - как в знаменитой головокружительной сцене хичкоковского «Vertigo», но медленнее, деликатнее, едва заметно. Эти мягкие пассы ещё больше усиливают ощущение постоянного потока, наперекор которому движутся герои, зрители, вообще вся машина фильма. Этот поток, разумеется, - парадоксальное обратное течение времени, та главная помеха человеческому счастью, о которой пишет Фицджеральд в эпилоге. Прошлое, которое неумолимо тянет героев к себе, не давая побыть в настоящем» (Василий Корецкий, colta.ru).

«Эпичная трагедия Фицджеральда потерялась среди множества излишеств. Столько усилий вложено в сногсшибательные виды, операторскую работу и анахроничный саундтрек, что, в результате, мы получили гипертрофированную какофонию, а не захватывающее зрелище» (Клаудия Пюиг, «USA Today»).

«Великий Гэтсби» - шанс для База Лурмана вернуться к блеску и кричащим оттенкам. Понять видение Лурмана всегда сложно, но здесь музыка мастерски подобрана. Она поразительна и производит настолько глубокое впечатление, что в фильм втягиваешься без особых раздумий» (Дэвид Джеффрис, «All Music Guide»).

«Лурман не пытается реконструировать временной период в его эстетике, но упивается небрежной, зато высоковольтной эклектикой. Он принципиально анахроничен: какая музыка может заменить современному зрителю джаз? Конечно хип-хоп, черная музыка 1990-х и 2000-х, завоевавшая белую цивилизацию, как того боялся Том Бьюкенен. Что так же незаменимо в облике Нью-Йорка на взлёте, как Эйфелева башня в Париже? Конечно, небоскреб Эмпайр-Стейт, пусть он и будет построен через десяток лет после описанных в романе событий» (Владимир Лященко, Газета.ru).

«Смотреть фильм База Лурмана «Великий Гэтсби» следует отрешившись от романа и не предвкушая встречи с этой книгой… И тем не менее, всякий раз, когда заходит речь об этом романе или его экранизациях, ужасно хочется дознаться: а где же тут сам Ф. Скотт Фицджеральд? Кто он - Ник ли Каррауэй или Джей Гэтсби? И потом, конечно, кто такой Джей Гэтсби? (С Ником-то всё ясно - он простой, как правда, выходец со Среднего Запада; за Тоби Магуайром так и видишь Спайдермена в его вечно подростковой ипостаси). И тот, кто идёт сейчас в кинозал за ответами на эти вопросы, их получит. В отличие от загадочного Гэтсби в исполнении Роберта Редфорда, появлявшегося словно Чарльз Фостер Кейн в своём пустынном Ксанаду, Гэтсби Леонардо Ди Каприо - наивный романтик с прозрачным криминальным прошлым, не наложившим на него своего негативного отпечатка. Как и хотел Фицджеральд - мужчина неопределённого возраста, который, впрочем, можно прикинуть, но это никакой особой роли не играет. Актёру на всякий случай густо загримировали лицо - ни единой морщины. Хоть Джей Гэтсби и плавал долго по морям, и воевал в окопах Первой мировой, но гламур безумных 1920-х не допускает такого натурализма. Потому и Долина шлака присутствует лишь в виде какой-то подземной тени царства Аида, Таната и Гипноса. Всё, что мы всегда хотели узнать о Джее Гэтсби, доступно в ключевой сцене в отеле «Плаза», где Ди Каприо проявил свой темперамент и способность тонкой нюансировки. И ещё что надо сказать. Навязчивый закадровый текст из уст Ника как говорящего хронографа оправдан уже тем, что в финале звучат те замечательные, невероятно грустные слова, подводящие итог эпохе и выпавшие из экранизации 1974 года» (Нина Цыркун, «Искусство кино»).

«На самом деле Лурман всю жизнь снимает один фильм - про ярких, но несчастливых людей, вокруг которых непременно полно народу, шума и гама. Герои его талантливы, бесстрашны и бескомпромиссны - потому и обречены на раннюю смерть. Любовь зачаровывает их, как мотыльков - электрическое сияние, но и опаляет до смерти… Китч Гэтсби совпал с китчем Лурмана - давно признано, что этот режиссёр как никто умеет балансировать на опасной жанровой грани, не проваливаясь в пропасть пошлости. Вопреки мнениям многих, кто уже успел рассердиться на Лурмана (ничего, мол, нового для себя не сделал, а Ди Каприо не дал сыграть роль серьёзно и полно и тем заранее обрубил надежды актера на «Оскар»), стоит сказать, что «Великий Гэтсби» - вовсе не провал. Сделан фильм хорошо, технологией «осовременивания», гламуризации классических сюжетов режиссёр владеет по-прежнему виртуозно. Немаловажно и то, что Лурман умеет рассказывать истории так, чтобы было интересно и простому зрителю, и киноману. Действительно, актёрам трудно солировать или поражать тонкой психологической игрой-существованием на фоне столь жирной живописи. Сыграй Ди Каприо Гэтсби у другого режиссёра, даже малоинтересного, герой был бы совсем-совсем другим, мы бы, может, ахнули от глубины его актёрского колодца. Но Лурман творит свой мир, и в нём всё подчинено его стихийной, агрессивной режиссёрской воле. В таких случаях даже великие актёры становятся благодарным пластилином в руках автора» (Дарья Борисова, «Независимая газета»).

«От База Лурмана ждали не иллюстрации, а варьете с перьями, цирка с конями, гей-парада. И лурмановский «Гэтсби», конечно, не без этого: пошлятина, в которую постепенно превратился в пересказах «век джаза», обрастает тут его собственной. Камера летает над небоскребами, пламенеют закаты, сотни статистов трясутся в танце, фактурный негр играет на трубе, вечеринки 20-х озвучены хип-хопом и Ланой Дель Рей. Ди Каприо (в целом ожидаемо точный) бликует толстым перстнем на пальце и каким-то Носферату позирует то одним боком, то другим в проёмах готических башенок. Это ладно. И понятно, что Лурман в принципе не умеет разговаривать не то что шёпотом, но даже нормальным голосом - и может только орать: каждый фицджеральдовский намек разжёван до состояния кашки, которую можно скормить и младенцу, каждый взгляд из текста превращён в поцелуй, каждый поцелуй - в постельную сцену, постельная сцена - в оргию, кафешка - в притон, сжатые кулаки - в драку… Ладно. Но вот что действительно фатально - это режиссёрская робость, в которой - уж в чём в чём - Лурман прежде замечен не был. Он прячет её за внешней лихостью, но трусит отчаянно и ведёт себя как школьник у доски: поначалу выпендривается, а потом сдаётся и переходит к неизобретательному, монотонному пересказу, чуть что хватаясь за любезно оставленные Фицджеральдом подсказки» (Станислав Зельвенский, «Афиша»).

«В отличие от другой нашумевшей недавно постмодернистской трактовки классики - британской «Анны Карениной» - здесь нет того тупого изнуряющего автоматизма, с которым переносил текст на экран Райт. Это не означает, что палитра лурмановских приёмов существенно богаче: увы,  «Гэтсби» наполнен клише, иногда тавтологичен. И всё равно видно, что Лурману очень интересно снимать кино, здесь нет одной механики, чувствуется искреннее удовольствие от режиссуры. К тому же он один из последних авторов, кто пытается воссоздать хотя бы призрак того образа большого голливудского кино, окончательно покинувшего нас за последние годы» (Борис Нелепо, «Сеанс»).

«Неважно, насколько безумна, детальна и иногда суматошна техника База Лурмана, его личная заинтересованность в книге и преданность оригиналу чётко прослеживается, поэтому-то фильм, по большей части, смотрится живо и сохраняет дух времени - если не через слова и поступки героев, то хотя бы по общему настроению» (Тодд Маккарти, «The Hollywood Reporter»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта