САМСАРА
(«Samsara», США, 2011)
Режиссёр: Рон Фрике.
Жанр: философское кино-музыкальное эссе. Путешествие по самым удивительным местам планеты. Фильм переносит зрителя на священные земли и в зоны стихийных бедствий, в сердце промышленных объектов и природных чудес, исследует удивительные аспекты нашего мира от обыденного до сверхестесственного, рассматривает непостижимые грани человеческой духовности и жизненного опыта. В «Самсаре» нет ни единого постановочного кадра, отсутствует закадровый текст и субтитры - ничто не должно мешать восприятию зрителя. Фильм представляет из себя последовательность высоко-чётких, изумительно-красивых изображений, которые сменяют друг друга под определённый музыкальный ряд. Это уникальный пример сочетания визуального и музыкального искусства в жанре видового кино. Режиссёр «Самсары» предлагает рассматривать картину как бессловесную направленную медитацию. Самсара или сансара – слово, пришедшее к нам из санскрита. Это одно из центральных понятий в индийских религиях - индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме, означающее непрекращающийся поток перерождений, «вечно вращающееся колесо жизни». Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти - душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары». Режиссёр и главный оператор «Самсары» Рон Фрике – автор, обладающий большим многообразием навыков. Особенно он известен благодаря принципиально новому приему замедленной съёмки и широкоформатной киносъёмки. Разносторонняя натура Рона позволяет ему, словно он скульптор, аккуратно «лепить» свои фильмы на каждом этапе их развития. В своей ранней работе в качестве главного оператора и соавтора «Коянискатси» (режиссёр Годфри Реджио), прославленного невербального документального фильма с музыкой от Филипа Гласса, Фрике экспериментировал со многими техниками, считавшимися ранее сомнительными в кинопроизводстве. Он использовал замедленную съёмку, ускоренную съёмку и оптическое копирование, чтобы представить знакомые образы в новом свете. Фильм «Коянискатси» получил приз «Filmex Audience Award» в 1983 году. Вскоре, одержимый страстью к 70-миллиметровой пленке и решимостью создавать жизнеутверждающие фильмы, Фрике приступил к режиссированию и фотосъёмке фильма «Хронос» (1985), 45-минутной невербальной картине формата IMAX, которая получила «Grand Prix Award» на первом международном фестивале «Omnimax» в Париже (1987). Фрике работал над некоторыми другими фильмами формата IMAX, включая короткометражку о ночном небе «Святое место» (1986), которую он сам режиссировал и снимал. Фильм «Барака» (1992), также снятый на 70-миллиметровую пленку, раскрывает темы взаимосвязи и трансцендентальности, которые Фрике начал изучать в «Хроносе». Этот фильм получил множество наград, включая приз FIPRESCI за лучшую картину на Всемирном Кинофестивале в Монреале, и был номинирован гильдией американских киноредакторов (A.C.E.) на приз за лучший документальный монтаж. «Коянискатси» и «Хронос» входят в обязательную программу просмотра у студентов киношкол, например во ВГИКе. «Барака», по мнению некоторых документалистов, считается классикой документального кино. За последнее десятилетие Фрике режиссировал и снимал национальные рекламные ролики для таких компаний, как «Isuzu», «Jeep», «Holland America», «Star Alliance», «Nokia» и многих других. Он был главным оператором в экспериментальном HD-кинопроекте «Мегалополис» режиссера Френсиса Форда Коппола. Он также был оператором второго плана в III эпизоде «Звёздных войн», выпущенных кинокомпанией «Lucas film Ltd.». Фильм «Самсара» воссоединяет творческий союз режиссёра Рона Фрике и продюсера Марка Мэгидсона, чьи удостоенные множества наград фильмы «Хронос» и «Барака» были провозглашены уникальными примерами объединения визуального и музыкального мастерства. «Самсара» снимался в 25 странах на протяжении почти 5 лет. Рон Фрике и Марк Мэгидсон отбирали места съёмок по принципу соответствия концепции самсары, которую авторы фильма понимают как рождение, смерть и перерождение и в то же время непостоянство. Работая над планом съёмок, они просматривали другие документальные ленты, фотокниги, сайты и YouTube. На каждый съёмочный объект отправлялась съёмочная группа, состоящая из Рона Фрике (режиссёра и оператора), Марка Mэгидсона (продюсера), Джона Чандлера Эрла (помощника продюсера) и Майлса Коннолли (линейного продюсера). Группа возила с собой необходимый набор оборудования: винтажная камера «Panavision 65мм», специально созданная для фильма камера для замедленной съёмки, небольшой операторский кран и 30 футов рельсов для операторской тележки, разделенные на секции по 5 футов в каждой в соответствии с правилами авиакомпании для перевозки груза. Также при себе у группы был тщательно продуманный пакет поддержки необходимого оборудования. Местные мастера оказывали необходимую помощь по всем остальным вопросам, таким как транспорт, разрешительные документы, знание местности, а иногда и дополнительное необходимое оборудование. Съёмки фильма «Самсара» проходили на пяти континентах, в том числе в Индии, Японии, Китае, Индонезии, Филиппинах, Мьянме, Бразилии, Франции, США, Турции, Анголе, Гане, Намибии, Иордании, Эфиопии, Саудовской Аравии. В течение нескольких лет создатели фильма пытались получить разрешение снимать в Северной Корее, но в конечном итоге им было отказано. Бюджет фильма «Самсара» оценивается в 4 миллиона долларов. За последние сорок лет «Самсара» - один из немногих полнометражных фильмов, включая предшествовавший ему «Барака», снятый на 70-миллиметровую пленку. Чтобы перевести изображение с 70-миллиметровой пленки в высококачественное разрешение 4K, для показа фильма в кинотеатрах, каждый кадр негатива был отсканирован с разрешением 8К на знаменитом сканере «BigFoot» компании «FotoKem». Полученный цифровой файл превышал допустимую норму на 20 терабайт! Затем большой файл был сжат до меньшего размера с разрешением 4К для готовой версии файла формата DCP. Создатели фильма многократно протестировали этот метод, подтвердив преимущество сканирования плёнки в цифровой формат с избыточной дискретизацией. В результате - уникальное зрелище с необыкновенным уровнем детализации, четкости изображения и сочности красок. Фильм «Самсара» сопровождается музыкой, специально созданной Майклом Стёрнсом, Лизой Джеррард и Марчело де Франчиши, а также несколькими другими композициями. По словам создателей, саундтрек для фильма «Самсара» сочинялся уже после того, как монтаж ленты был выполнен Роном Фрике и Марком Мэгидсоном. Работа над саундтреком «Самсары» заняла около полугода. Мировая премьера «Самсары» состоялась на МКФ в Торонто в 2011 году. В США «Самсара» вышла в прокат в 2012 году. Картина шла в 60 кинотеатрах и собрала 2,5 миллиона долларов, что сделало её самой кассовой документальной лентой 2012 года. В этом же году Рон Фрике и Марк Мэгидсон получили премию Международного кинофестиваля в Дублине за лучший документальный фильм.
МАРК МЭГИДСОН:
«Так как в фильме нет актёров и диалогов, наш главный герой - это картинка. А 70 мм формат обеспечивает уникальную эмоциональную передачу красоты снимка. До сих пор не появилось более совершенной формы. Снимая в 25 странах, мы хотели быть уверены, что получившийся материал будет вневременного качества. В отличие от «Бараки» теперь мы по многим причинам использовали цифровую проекцию. Мы уверены, что сканирование высокого разрешения негативных снимков даст зрителю максимально полную картину».
РОН ФРИКЕ:
«Половина процесса создания фильма - создание музыки к нему. Соотношение - 50/50. Музыка привносит чувство. Это - диалог, но в чувственной форме».
ПРЕССА:
«Жанр картины можно определить как философский травелог. Его истоки восходят к эпохе New Age и творчеству Годфри Реджио, который изобрел этот кинематографический формат… Слушай, смотри, наслаждайся роскошными панорамами и великолепными композициями, среди которых нет ни одной постановочной. Переносись из эфиопской деревни в римский собор Святого Петра, из древнего непальского храма - в Нью-Орлеан, разрушенный ураганом Катрин, из жерла извергающегося вулкана - в бескрайние аравийские пески. Это производит впечатление даже с учётом прогресса в освоении планеты, достигнутого в нашем веке телевидением… Мобилизуя всё своё профессиональное мастерство, режиссёр ни на миг не ослабляет нити, на которую нанизывается главный смысл фильма. Это идея космической цикличности: рождение влечёт за собой жизнь, полную страданий и разрушений, после чего следует духовное возрождение… Авторы «Самсары» успели заработать упрёки в эстетском снобизме, западном элитизме и восточном фетишизме. На самом деле, если их и есть чем укорять - так это американским менталитетом с его смесью наивной непосредственности и столь же наивного самодовольства. Нравоучительный указующий перст божественного гида то и дело даёт о себе знать, но умный турист предпочтёт в этот момент отвернуться и подумать о своём, зато в другой момент - воспользоваться знаниями, талантом и страстью экскурсовода. Экскурсия не должна превращаться в проповедь, но мало кто, как Рон Фрике, умеет показать сверху море паломников в Мекке, а может ли религия спасти заблудший мир - об этом можно поспорить в другое время и в другом месте» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»). «Визуальное совершенство при внятном ассоциативном монтаже - первое, за что этот фильм уже любят миллионы зрителей во всём мире. Именно это его качество делает почти бессмысленным просмотр картины на видео: только большой экран позволяет в полной мере оценить качество фильма и погрузиться вслед за режиссёром в его созерцание… Восприятие этого фильма сильно зависит от того, насколько зритель поддастся его воздействию. Как в гипнозе - работает или не работает. Если нет, то рефрены будут восприниматься как ненужные повторы, а позирующие статисты - как именно позирующие статисты, а не символы человека, чьё существование подавлено гнётом самсары… Вне зависимости от того, насколько придирчиво мы отнесёмся к «Самсаре», этот фильм всё равно уже вошёл в историю. Как наиболее последовательное высказывание крупного автора. Как визуально совершенный «полёт» души над поверхностью Земли. Как буддийская проповедь, реализованная с использованием новейших технических средств кинематографа. Фильм редкий, если не исключительный. Из тех, которые нельзя пропускать» (Сергей Сычев, «Фильм Про»). «Да, видеоряд по-прежнему изумителен, и музыка ему вполне соответствует. Но профессиональные монтажёры и операторы не покладая рук трудятся и для многочисленных документальных фильмов ВВС, и, страшно сказать, для рекламных роликов. Снять и озвучить «красиво» можно всё что угодно. Вложить в это смысл - задача, для кого-то непосильная. Ассоциативный ряд Фрике иногда настолько примитивен, что становится неловко. Разумеется, после границы Северной и Южной Кореи последуют кадры с израильскими блокпостами, а после Стены плача - людской поток, омывающий Каабу…» (Маша Вильямс, afisha.mail.ru). «Кажется, что ты смотришь безразмерное слайд-шоу чужого фликра. Хозяин этих кадров - социально ответственный заядлый путешественник, который видит своей миссией поиск смысла существования всего сущего на земле. В этом фильме есть всё: монахи и преступники, проститутки и военные, старики и младенцы, матери и отцы, рождение и смерть… Вся эта витальность обрамлена в немыслимой красоты пейзажи тибетских склонов, вулканических извержений и отражений в зеркальных водоемах. Величественность природы идёт рука об руку с мыслью о ничтожности всякой суеты. Всё только самое красивое взято в этот фильм, а ужасное или отвратительное тоже выглядит прекрасным… Критика чаще всего определяет «Самсару» как акт невербальной медитации. Нужно отметить, что этот, безусловно, грандиозный проект, который снимался в 25 странах в течение почти пяти лет, заслуживает внимания и восхищения, несмотря на весь пафос и прямоту. Ведь далеко не всякому художественному произведению под силу быть настолько масштабным, пускай даже оно и создано в визуальной эстетике арт-трэвела» (Наталья Серебрякова, Film.ru). «О «Самсаре» сложно рассказывать - её проще смотреть самим, впитывая в себя все возможные и даже не подразумевавшиеся смыслы. Визуальная и музыкальная красота фильма располагает к медитативному созерцанию, и для этого необязательно быть под кайфом. Достаточно просто отдаться во власть картины, и тогда удовольствие вам обеспечено. Если же фильм вас не тронет, то вы можете вычеркнуть его из памяти подобно тибетским монахам, разрушающим мандалу после завершения священного ритуала» (Макс Милиан, kino-teatr.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|