ДЕВУШКА И СМЕРТЬ
(«Het Meisje en de Dood», Нидерланды-Россия-Германия, 2012)
Режиссёр: Йос Стеллинг.
В ролях: Сильвия Хукс, Леонид Бичевин, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Дитер Халлерфорден, Светлана Светличная, Ева-Мария Курц, Ульрих Аншютц, Дмитрий Брауэр, Максим Ковалевский, Анри Гарсен, Джим ван дер Вауде.
Жанр: драма. Пожилой советский врач Николай возвращается в заброшенный отель, где пятьдесят лет назад встретил свою первую и единственную любовь - Элизу, девушку, которая была смертельно больна. Николая охватывают воспоминания. Он заново переживает все трагические события своей юности, перенося зрителей в конец XIX века. Так, путешествуя по нескольким временным пластам своей жизни - юности, пятидесятым годам XX века и настоящему, – герой подводит итог своей жизни… «Девушку и смерть» снял Йос Стеллинг, нидерландский кинорежиссёр и сценарист, чья слава давно перешагнула границы Нидерландов. Он родился 16 июля 1945 года в Утрехте (Нидерланды). Образование получил по специальности «режиссёр кино и телевидения». Кинематографический дебют Стеллинга - фильм «Марикен из Ньёмеген» - был неожиданно отобран в основную программу Каннского МКФ 1975 года, и даже привлёк там определённое внимание публики. В дальнейшем признание у критиков заслужили ленты «Иллюзионист» (1983), «Стрелочник» (1986), «Летучий голландец» (1995), «Ни поездов, ни самолётов» (1999), снискавшие также ряд наград на кинофестивалях. В 2007 году в фильме «Душка» у Стеллинга сыграл Сергей Маковецкий. «Девушка и смерть» – совместная работа нескольких стран: Нидерландов («Jos Stelling Films»), Германии («Ma.Ja.De.») и России (кинокомпания «Твинди»). В фильме звучат голландский, немецкий, французский и русский языки. Главным продюсером выступил сам режиссёр. Голландцы составили костяк съёмочной группы – режиссёр, оператор, художник-постановщик, художник по свету, режиссёр монтажа, композитор, исполнительница главной роли - Сильвия Хукс («Душка», «Шторм» - премия Серебряный дельфин за лучшую женскую роль на МКФ Festroia, Сетубал). Свою съёмочную группу Стеллинг называет семьёй, с которой плодотворно работает более 20 лет. Съемки, организованные усилиями немецкой группы, проходили в замке Танненфельд в Восточной Германии в ноябре - декабре 2011 года. Работа над звуком была проведена в России компанией «Central Studio» под руководством Дэвида Шуфутинского. Синхронные шумы записывались на «Ленфильме»; музыка композитора Барта ван де Лисдонка в исполнении Симфонического оркестра имени Рахманинова - на студии «Мосфильм». Состав актёров был интернациональным - в фильме приняли участие российские, голландские и немецкие артисты. Идея «Девушки и смерти» тесно связана с русской культурой, поэтому большинство заметных ролей в фильме исполнят русские актёры: Леонид Бичевин («Груз 200», «Морфий», «Закрытые пространства», «Однажды в провинции»), Рената Литвинова (для этой роли ей пришлось стать жгучей брюнеткой), Светлана Светличная, Сергей Маковецкий. «Девушка и смерть» удостоена трёх «Золотых тельцов» («Golden Calf») на МКФ в Утрехте (Голландия): за лучший фильм, за лучшую операторскую работу и за лучший звук. Весной 2013 года в России картина была фильмом открытия восьмого фестиваля искусств «Черешневый лес» и стала хэдлайнером одного из главных кинособытий года - фестиваля «Другое Кино», прошедшего в 23 городах страны.
ЙОС СТЕЛЛИНГ:
«Голландцы повернуты лицом к англоязычному западу - к Великобритании и Америке. Мы протестанты, прагматичный народ, у нас всё рационализировано. Этот прогресс - как разгоняющийся поезд, но ведь абсолютно ясно, что у него нет пункта назначения, он мчится просто ради скорости, и мне бы хотелось повернуть его в обратную сторону, на Восток. Я говорю не о дзен-буддизме, а о мире чувств; русские умеют чувствовать. Мне нравится, что у русских зрителей меньше предубеждений, они внимательны и умеют интерпретировать то, что видят. Когда я наблюдаю за тем, как они смотрят на экран, я вижу их жадность до эмоций, что они способны полностью погрузиться в фильм. Когда я закончил сценарий «Девушки», мы перевели его на русский, а потом обратно на голландский, что его очень сильно обогатило - русский язык способен передать намного больше оттенков чувств. Русскую литературу XIX века знают во всем мире: Толстого, Достоевского, Чехова… Чехов в Голландии особенно популярен, ведь его пьесы бесповоротно изменили мировую культуру и не теряют своей актуальности, хотя его там воспринимают и не совсем так, как у вас. С Пушкиным дело обстоит несколько иначе, но я его выбрал потому, что очень ценю его поэзию. Меня привлекает в русской культуре то, что центральным её героем всегда был поэт, и Пушкин в моём фильме символизирует всю поэзию целиком. Мне все говорили, что для вас это стихотворение, которое герои читают друг другу, - это что-то, навязшее на зубах, что его знают с пелёнок, но меня это не смущало - оно очень красиво и отлично отражает то, что я хотел сказать. Ну и я ведь не только для русских снимаю, в конце концов».
«Мой последний фильм довольно сентиментален, и он целиком растёт из традиций романтизма: любовь, смерть - основные темы романтического искусства».
«Этот фильм скорее о памяти, он о том, как воспоминания питают жизнь человека, потому что всё ещё важны для него. Они его формируют и заставляют вернуться, хотя прошла уже целая жизнь».
«Все фильмы так или иначе играют с временем. Фильм - это и есть игра со временем».
«Я стараюсь иметь дело с основополагающими и универсальными историями и эмоциями, которые волновали человека всегда. Снимать о современности, выискивать какие-то приметы времени, актуальные проблемы мне не очень интересно. Я имею дело с тем, что принадлежит вечности, а не моменту».
«Лично я вообще считаю, что смерть - это основной побудительный фактор для того, чтобы жить. Люди делают что-то для того, чтобы не быть мёртвыми. Не говорить о смерти всё время - это нормально, но помнить о том, что всему есть конец, стоит. Смерть - это причина иметь детей, верить во что-то (в религиозном смысле), творить… Всё взаимосвязано. Мне нужна гора, чтобы показать равнину. Всегда нужно два предмета. Хочешь показать девушку - тебе нужна смерть, хочешь показать смерть - нужна девушка. Между ними развивается нечто важное. Вот почему все хорошие фильмы всегда о желании: ты хочешь чего-то, но у тебя этого нет. Ненависть, месть и подобные чувства бывают результатом этого желания».
«Девушка символизирует собой любовь, а любовь и смерть - как Северный и Южный полюс, мужчина и женщина, день и ночь, прошлое и будущее. Всё самое важное в этом мире находится между двух противоположных по своей природе явлений. Искусство в том числе. В области искусства в свою очередь находится надежда, желание, ненависть. Жизнь. Я хотел попытаться это визуализировать. Меня также волнует такое явление, как время. Его очень сложно ощутить, тем более понять. Кино - единственное искусство, которое способно им управлять».
«Я беспокоюсь по поводу эротических сцен, поскольку из-за них пространство исчезает, ведь герои как никогда вплотную приближаются друг к другу. И публика ждёт, что будет дальше, когда такая сцена закончится. Да, это всегда сложно, но ведь актёры изначально знали, что эти сцены есть в сценарии. Поскольку мы - друзья, и у нас хорошие отношения, мы понимаем, что это постановочные сцены. Но я люблю эротические моменты на экране».
«Мне очень нравится идея: отель - идеальное место для случайных встреч и расставаний. С одной стороны, он связан с движением, но с другой - он сам не меняется, и те, для кого жизнь остановилась, там просто доживают свой век. Я хотел в фильме сделать зримой цикличность природы: всё начинается весной, рождается любовь, потом лето, затем дождливая осень, ну а зима - это смерть. Однако после неё начинает пробиваться новая жизнь, и это надежда, которая есть в моем фильме».
«В этом отеле встречаются представители разных культур, поэтому там много разговоров на разных языках. Невозможность объясниться - одна из важных составляющих сюжета. Отсюда особая роль томика Пушкина, при помощи которого герои сообщают друг другу самое главное».
«Такому фильму, как наш, нужен главный герой из России. В этой стране, как нигде в мире, меланхолия стала формой искусства. Не только фатализм, но и смерть как источник вдохновения вплетены в русскую культуру. Столпы этой культуры - любовь и быстротечность жизни, их влияние повсюду. Но русские умеют и смеяться над собой. В фильме это выражается в ироническом взгляде Николая-старика на самого себя и ситуацию в целом».
«Мы с Сергеем хорошие друзья… А познакомились благодаря киноведу Ольге Сурковой, которая живёт в Амстердаме. Произошло это в доме её матери в Москве. Когда начинались съёмки «Душки», я всегда показывал группе отснятый материал. Все его смотрели, а Сергей нет. Оказалось, что некоторые российские режиссёры не любят показывать актёрам то, что снято. Тогда я сказал Сергею: «Ты в 50 фильмах снялся, а у меня их только 12. Мне нужен твой совет. Посмотри». И он стал смотреть и понял, что может вносить идеи. Он мне подсказывал какие-то вещи. Как и я, Сергей любит детали… Он понимает, что хочу я, а я знаю, как он мыслит. Мне с ним очень легко. Он точно знает, что он делает в каждый момент. Очень дисциплинирован, и у него есть характер… Мы уже даже начали подумывать о третьем совместном фильме».
«Я люблю работать с одними и теми же людьми, потому что знаю, чего от них ждать. В Сильвии есть загадка, вроде той, что была у Греты Гарбо и Грейс Келли. У неё - период расцвета. Недавно она снялась в фильме «Лучшее предложение» Джузеппе Торнаторе вместе с Джеффри Рашем. А познакомились мы с ней на «Душке», стали друзьями, часто разговариваем, я знаком с её бойфрендом. Мы вместе отбирали на роль Николая Леонида Бичевина, которого рекомендовал продюсер Евгений Гиндилис. У героев ведь должно возникнуть притяжение, он ей должен понравиться. Мы посмотрели вместе несколько фильмов с участием Леонида. Она одобрила эту кандидатуру: «Вот это серьёзный актёр, у него хорошая концентрация».
«Лёня просто фантастический актёр! Они с Маковецким играют одного и того же героя, в юности и в старости. Он очень хорошо подготовлен к любым задачам… Часто говорят о «русских актёрах», но такого просто нет! Это люди, которые настолько разные, что их нельзя объединить, будто это какая-то группа животных. С Лёней мы познакомились так. Года три назад мне с ним организовали встречу в кафе. Он опаздывал. Я ждал и смотрел на дверь. Это длилось около получаса. Я старался сконцентрироваться, потому что когда ты кого-то встречаешь впервые, это, я считаю, святой момент. Первое впечатление очень важное. Входили разные люди, и я надеялся, что Лёня - не этот человек, не тот и не вон тот... Потом вошёл Лёня, и я подумал, что если это он и есть, то было бы здорово. Так что, я сразу решил, что он мне подходит. Потом я посмотрел несколько фильмов с его участием и убедился в его профессионализме».
«С Ренатой Литвиновой произошёл молниеносный контакт во время кастинга в Москве. Я сразу подумал, увидев её: какая сильная и красивая женщина, какая личность! Я люблю актёров с сильным характером, ярко выраженным мнением и своим видением мира. Меня все предупреждали, что будет сложно работать с Ренатой Литвиновой, - она сама режиссёр, но мне как раз это и нравилось. И, по-моему, Ренате тоже было интересно сыграть что-то совсем другое: русскую куртизанку в Германии начала XIX века в черном парике и со шрамом на лице. Здесь в Европе она произвела фурор. Меня все спрашивают: «Кто это? Откуда такая актриса?» У Ренаты такая своеобразная манера игры… Изначально её героиня была как-то милее, приятнее. Рената же придала ей такую змеиность, что ли. И мне это понравилось. Она настолько особенная, что никто не смог бы повторить то, что она делает. Она не столько актриса, сколько персонаж… Рената, возможно, трудна в какие-то моменты. Но и я не прост. Когда человек умеет что-то хорошо делать, ему многое позволительно… Когда Рената, окончательно закончив съёмки, покидала нас, она сказала мне: «Вы - ужасный мужчина». Я ей ответил: «А вы - ужасная женщина». Такие у нас были взаимоотношения: любовь и ненависть шли рядом. Но при этом между нами возникла незримая связь».
«Я этим фильмом очень дорожу. Мне кажется, это моя лучшая работа. Там совсем нет юмора. Это может оказаться неожиданным для тех, кто видел мои фильмы. Кстати, меня после «Душки» ругали, что я смеюсь над русскими, потому что только русские имеют право смеяться над собой. Я придумал отвечать, что у меня душа тоже отчасти русская, так что, у меня есть моральное право на смех. Этот фильм - ода России, Пушкину, Чехову».
СИЛЬВИЯ ХУКС:
«Йос Стеллинг, конечно, видит символы, а не персонажей. Но он всё равно строит их по психологическим принципам. У каждого из них даже есть своя собственная история, просто она не рассказывается, оставаясь на уровне бэкграунда. Но вы можете её ощутить… «Девушка и смерть» - фильм о невозможной любви. Йос хотел, чтобы из этого выросло что-то большое, вроде оперы. Получилось невероятно красиво». СЕРГЕЙ МАКОВЕЦКИЙ:
«Какая же загадочная русская душа? Человек, который влюбился и через всю жизнь эту любовь пронёс, несмотря на то, что у него была своя жизнь, своя семья. Но, тем не менее, он же умирает от этой любви!» ЛЕОНИД БИЧЕВИН:
«Йос - дипломат. Он умеет находить подход ко всем людям. А Балабанов немножко герой-одиночка. Ему легче сказать: мне надо так, и не объяснять, не ждать, пока его поймут. А Стеллингу очень важно, чтобы ты именно понял, почему он хочет сделать так, а не иначе. Если у Балабанова весь мир заключён внутри него самого, то у Стеллинга, наоборот, мир простирается за пределами его личности». РЕНАТА ЛИТВИНОВА:
«На съёмках во всём была видна немецкая пунктуальность, совершенно несвойственная русским людям. Такого грандиозного уважения к режиссёру в нашем кино не встретить. Йос - человек, которого сильно поддерживает его команда: они работают вместе двадцать лет. Я никогда не была сторонницей работы с одними и теми же людьми, не люблю застревать на одном месте. Мне показалось любопытным, что он почти не репетирует. Вот Кира Муратова обожает репетиции, она в них находит зерно, смысл. А Йос уже всё придумал заранее - он просто руководит артистами и процессом».
«Йос - это кинематографический эстет, он очень хорошо разбирается в живописи. Я любовалась, как он выстраивает второй план, как работает с массовкой. Это было так живописно! Правда, сначала Йос очень не хотел показывать мне отснятый материал. Но я всё-таки его убедила и тут же заставила оператора переставить свет. Я же должна во всём участвовать. Когда меня воспринимают, только как артиста, мне этого недостаточно».
ПРЕССА:
«В «Девушке и смерти» много тайн - уже это интересно. Истории основных персонажей - то ли правда, то ли вымысел. Имение-отель, в котором остановился герой, одновременно то ли бордель, то ли казино, то ли дом для престарелых, то ли психушка - что именно, не поймешь. Фильм не имеет отношения к одноименной дурацкой сказке Максима Горького, на обложке которой Сталин написал: «Эта штука посильнее «Фауста» Гете». Да, как и у Горького любовь и смерть ходят тут рука об руку (как, кстати, если посмотрите картину, вы объясните, кого изображает Литвинова? Ее героиня крайне загадочна. В голову приходят самые противоречивые трактовки.) Но точнее будет заметить, что фильм Стеллинга - вариация на темы всей классической литературы про любовь и смерть: от Пушкина, стихи которого играют для развития сюжета большую роль, до пьес Леонида Андреева, «Дамы с камелиями» и даже «Пены дней». Стеллинг, кстати, не стесняется намекнуть, что сделал своего рода фильм-обобщение о взаимосвязи любви и смерти - не зря за кадром несколько раз звучит знакомая всем траурная тема Шопена, причем звучит неожиданно лирически. Но «Девушка и смерть» - притча ещё и о других противоречивых взаимоотношениях: Европы и России. Это фильм о загадочной русской душе - понятно, что душе идеальной, открытой миру великой русской литературой, душе, каковую сегодня в реальной России поди и не сыщешь» (Юрий Гладильщиков, «Московские новости»). «Девушка и смерть» - это русская история, рассказанная европейцем. Это рассказ о большой любви между русским врачом и немкой-наложницей престарелого богача. Сюжет как будто взят у Куприна или Бунина… Герой Бичевина не просто врач и влюблённый мужчина. Он - та самая загадочная русская душа, которая приносит европейцам спасение… Влюблённая пара, которую играют Бичевин и голландская актриса Сильвия Хукс, - это вихрь, который закручивает вокруг себя остальных действующих лиц. В этот вихрь попадает и русская проститутка (её сыграла Рената Литвинова), и «фирменный» актёр Стеллинга Джим ван дер Вауде, и актриса из «Фауста» Ева-Мария Курц. Но дуэт Бичевина и Хукс, актрисы, которую открыл для всего мира именно Йос Стеллинг, остаётся всё же постоянным центром повествования, от которого зритель не уйдёт ни на минуту» (Сергей Сычёв, «Фильм Про»). «Девушка и смерть» - мелодрама, доведенная до самопародии. Но пародийный обертон в замысле режиссёра не угадывается. Пародией тут не пахнет, если только «Девушку и смерть» не рассматривать (и слушать) как обманку зрения/слуха. Как иллюзию простодушного до наивности мудреца, развлекающего себя имитацией страстей, окультуренных зеркалами, кружевами, кукольными картёжниками, маскарадным шутейством, «немецким прагматизмом», падшими душками etc. Честно говоря, это «возрастная» картина. Не исключено, что Стеллинг когда-нибудь преодолеет свой кризис жанра (или несреднего уже возраста). Всё, что мы любили в этом эксцентрике, лирике, загадочном абсурдисте и тонком живописце, улетучилось из последнего фильма с беспримерной настойчивостью» (Зара Абдуллаева, «Искусство кино»). «Камерная по форме, в своей сути - эпохальная постановка, эдакая ретроспектива жизни… Чеховская драма о любви и её недосягаемости, лишённая многословности, она ненавязчиво касается её участников, скользя по их очертаниям, всматриваясь в их судьбы, наблюдая развитие человеческой трагедии... Поэма о вечном возвращении, герои которой подобно античным стоикам печально созерцают развитие своих судеб, зная наперёд, чем всё закончится. Сквозь весь фильм тянется наполненное грустью и чувством иллюзорности стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье, / Передо мной явилась ты...» (Антон Широких, kino.myvi.ru). «Стеллинг не стесняется ни любви, ни смерти, ни Шопена в саундтреке, ни других констант сентиментализма, но каждым кадром, жестом или словом словно доказывает, что искренне во всё это верит. Учитывая возраст мэтра, остается только позавидовать - куда до него нам, чёрствым, обречённым циникам» (Дарья Серебряная, timeout.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|