Долгая счастливая жизньДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
(Россия, 2013)
Режиссёр: Борис Хлебников.
В ролях: Александр Яценко, Анна Котова, Владимир Коробейников, Сергей Наседкин, Евгений Сытый, Глеб Пускепалис.
Жанр: драма.

Молодой предприниматель Саша поставлен перед выбором: получив компенсацию, мирно расстаться с налаженным хозяйством и уехать в город с любимой девушкой или вступить в опасную борьбу с новыми владельцами, чтобы отстоять права живущих на его земле людей…

Фильм был задуман как ремейк знаменитого вестерна Фреда Циннемана «Ровно в полдень». Название «Долгая счастливая жизнь» - ещё и название фильма 1966 года, снятого Геннадием Шпаликовым и название песни Егора Летова и группы «Гражданская оборона».

Российский кинорежиссёр и сценарист Борис Хлебников родился в Москве 28 августа 1972 года. После школы два года учился на биолога, затем поступил на киноведческий факультет ВГИКа. Режиссёр двух короткометражных фильмов (в соавторстве с Алексеем Попогребским). Дебютом в полнометражном кино стал совместный с Алексеем Попогребским фильм «Коктебель» (2003), который на 25-м Московском кинофестивале получил Спецприз жюри, приз ФИПРЕССИ за дебют и аналогичную награду жюри российских критиков. После этого оба режиссёра работают по отдельности. В 2006 году Хлебников снял фильм «Свободное плавание», за который в этом же году получил приз за режиссуру на фестивале «Кинотавр» в Сочи, а также две Национальных премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» - за фильм и режиссуру. В 2007 году вместе с Валерией Гай Германика делает документальный фильм «Уехал» о белорусском гастарбайтере. В 2009 году снимает фильм «Сумасшедшая помощь» и короткометражку «Позор» для киноальманаха «Короткое замыкание». В том же году принимает участие в телесериале «Черчилль» (фильм 9 - «Смертельная роль»). В 2012 году снял фильм «Пока ночь не разлучит» - первый в российском кино пример краудсорсинга. Это значит, что участники съёмочной группы и актёры работали в проекте в обмен на долю от будущей прибыли в прокате и продаж фильма на ТВ. Борис Хлебников стоял у истоков проекта «Кинотеатр.doс». Является членом отборочной комиссии программы фестиваля «Кинотеатр.doс». Креативный продюсер на телеканале ТНТ. Преподаёт в Высшей школе журналистики ГУ-ВШЭ на курсах документального кино и театра и основ продюсирования телевизионных фильмов. В 2010 году стал одним из учредителей Киносоюза и до Первого Съезда был его председателем.

Сценарий к «Долгой счастливой жизни», как и к трём предыдущим фильмам Бориса Хлебникова («Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь», «Пока ночь не разлучит»), написан в соавторстве с драматургом Александром Родионовым. Родионов родился в 1978 году в Москве. Окончил Литературный институт. В 2003 году стал автором документального театрального проекта «Бомжи. Москва» («Песни народов Москвы» в соавторстве с М. Курочкиным). Драматург проекта «ТЕАТР.DOC». Автор пьесы-либретто нашумевшего спектакля «Война молдаван за картонную коробку» (ТЕАТР.DOC, 2003). Родионов дебютировал в кино фильмом «Свободное плавание», а на сегодня является одним из самых востребованных сценаристов в современном российском авторском кино - помимо Хлебникова он постоянно работает с Николаем Хомерики («977», «Сказка про темноту», «Сердца бумеранг») и Валерией Гай Германикой («Все умрут, а я останусь», «Да и да»), его перу принадлежат сценарии телесериала «Дневник убийцы» и фильма «Живи и помни».

Как это водится, роли в картине исполняют любимые актёры Хлебникова, без которых с 2006 года не обходится ни одна его работа, - Александр Яценко («Солдатский декамерон», «Мне не больно», «Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь», «Кто я?», «Сердца бумеранг», «Орда», «Пока ночь не разлучит») и Евгений Сытый («Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь», «Жить», «Пока ночь не разлучит»).

Вторую картину с Хлебниковым снимает оператор Павел Костомаров («Прогулка», «Простые вещи», «Как я провёл этим летом» - приз Берлинского МКФ, «Антон тут рядом», «Пока ночь не разлучит»). Он же - режиссёр-документалист («Трансформатор», «Я тебя люблю», «Я тебя не люблю», проект «Срок» - совместно с режиссёром Александром Расторгуевым и журналистом Алексеем Пивоваровым).

«Долгая счастливая жизнь» снималась на Терском берегу Белого моря, в поселке Умба (Мурманская область).

Картина участвовала в основном конкурсе Берлинале-2012.


БОРИС ХЛЕБНИКОВ:
«Толчком к созданию фильма стал американский фильм 1952 года «Ровно в полдень» - классический вестерн Фреда Циннемана про борьбу шерифа маленького городка с приехавшими бандитами. Сначала это было просто шуткой, баловством - я попробовал перетащить сюжет на российскую почву. Хотелось сделать жанровый фильм, современный вестерн. Потом мы со сценаристом Александром Родионовым начали всерьёз этим заниматься. И в результате ничего практически не осталось от американской основы».
«У нас каждый раз подготовка к проекту занимает очень много времени. Меня к этому приучил сценарист Александр Родионов. Он это делает каждый раз, и это фантастически полезно. Очень самонадеянно писать о чём-то, если ты об этом мало знаешь. Ты просто потом сталкиваешься с тем, что это оказывается полным враньём, если не изучается досконально. Работа происходит следующим образом: возникает какая-то идея, мы начинаем изучать вопрос и одновременно писать сценарий. Фильм «Долгая и счастливая жизнь» я придумал снимать на севере, например в Карелии (тогда так казалось). И мы организовали путешествие из Москвы. Просто сели в мою машину и поехали. Родионов нашел штук двадцать маленьких фермерских хозяйств, в которые мы по дороге просто заезжали, а потом ещё отдельно ездили в Рязанскую, Тульскую, Орловскую области. Единственное, где мы не были, так это в Черноземье. Но я был там отдельно, у меня есть свои впечатления об этом».
«До сих пор не понимаю, насколько этично по отношению к Шпаликову было брать это название, хорошо это или гадко… В какой-то момент заголовок прирос к моему фильму, и случилось это благодаря песне «Долгая счастливая жизнь» «Гражданской обороны». Мне кажется, и оператор Паша Костомаров, и я, мы оба снимали фильм под сильным влиянием от текстов Егора Летова. Его песни были для меня камертоном - загнанным, нервным ритмом. Я хотел даже на финальных титрах поставить песню, но всё тут же развалилось, осталась одна «Гражданская оборона» - и я от этого отказался. Слишком мощная песня, тягаться невозможно. Я все думал, почему никто «Гражданскую оборону» в кино не использует, почему этого не делает тот же Балабанов. Теперь понял. Слишком мощно. Так что песни не осталось, а название, которое предложил режиссер монтажа Иван Лебедев, подошло по смыслу».
«Готовясь к фильму, мы много ездили, общались с фермерами. И драматург Александр Родионов точно подметил: «Как странно, нам только хорошие люди попадаются». Да просто ни один расчётливый человек не будет этим заниматься: в России фермерство невозможно, невыгодно. Невероятное число препон. Все истории фермеров, которых мы видели, - истории чудаков, непрактичных романтиков. В «Свободном плавании» у героя Яценко был выбор, я и сейчас верю, что есть возможность в провинции заняться делом, но в истории с фермерством - это исключено. Фермеры повсеместно разоряются. Хозяйство, в котором мы снимали, тоже пытались отнять, и после приезда милиции, пытавшейся изъять технику, владелец сжег свою ферму».
«Американец понимает: да, в полиции могут встретиться и плохие люди. А наш человек знает: мол, «все менты – козлы». Про политику – то же самое. Американец знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», поэтому он борется с плохим. А у нас всё так запутано… Нет ни одной устоявшейся положительной идеи: люди не верят ни в полицию, ни в государство. Поэтому не может существовать и прозрачного, понятного героя. У нас нет чёткой системы координат, и потому у нас такие проблемы с героями в кино. Ведь наш враг – скрытый, зато он везде!»
«Это ещё история о том, что люди разучились работать. На съёмки люди нанимались рабочими. Получали по тысяче-полторы в день. Через два дня уходили, говорили, что устали. А живут впроголодь, работы другой нет. Вот отчего деревни планомерно умирают… Сначала люди не имеют возможности работать. Дальше они к этому привыкают… уже не хотят. А потом не могут. Навык труда атрофирован. Мы снимали в 6-тысячном городке Умба, где нет ничего. Единственное фермерское хозяйство - инициатива бизнесмена, сына директора совхоза. Он распахал два гигантских поля, посадил картошку. Повесил объявление: «Приходите собирать урожай, каждый седьмой мешок - ваш». Можно себе насобирать 4 мешка за день. Пять дней ждал… плюнул, поехал в Питер за тысячу километров, привез таджиков - убрали картошку. Разве не жутко?! 30% дееспособного населения реально вымирает».
«Приличного человека общество выталкивает из профессии, из нормальной жизни, делает из него преступника, приспособленца или несчастного, вынужденного заниматься не тем, что умеет… В фильме нет героев и негодяев, а есть люди в предлагаемых обстоятельствах, и здесь появляются те, кто приспосабливаются к этим предлагаемым обстоятельствам, те, кто совершенно теряется в этих обстоятельствах и не знает, что с ними делать. А есть человек, который идет против них. В этом смысле эти экономические, социальные и законодательные обстоятельства являются отдельными героями фильма».
«В финале «Семи самураев» оставшиеся в живых самураи едут мимо могил своих товарищей, а крестьяне даже не поворачивают голов в их сторону, потому что сеют рис. И последняя фраза - «Крестьяне всегда побеждают». Наверное, крестьяне всегда были такими: своя безопасность для них была важнее. Они абсолютно искренне предлагают помощь, как в хороших советских фильмах: «Мы поможем! Все встанем! Возьмем ружья!». Покричали, пошли по домам, а жены им там сказали: «Ребята, вы что, обалдели?» А они: «И правда, что мы, обалдели? Запутал нас этот приезжий». Так что это не только 2012 год».
«Родионов подметил: постройки советских времён зарастают гигантской травой. Берёзы ветвятся прямо на разрушенных фермах и своими корнями раздирают их на части. Возникает маркесовское ощущение: природа всё сломает и вычистит. Снова родится красота на изуродованном человеком месте. Нам казалось, что природа должна существовать отдельно».
«С Пашей мы решили, что наш метод съёмки будет документальным. Мы репетировали сцену с актёрами, дальше Паша в неё входил, и мы снимали дублей двадцать: Паша бегал, по-всякому их снимал. Моя главная задача была - ему не мешать, а его задача - смотреть, куда ему интересно».
«Нас так долго упрекали в увлечении чернухой, что я задумался: что это такое? Никто ведь Шекспира в чернухе не обвинит, хотя в его мрачных историях трупов немерено. Но есть внятная коллизия, конфликт. У нас же каша во рту, запутанность кинематографического языка. Поэтому хотелось рассказать простую историю. В российском кино все признавались в собственных страхах, но никто их не хотел формулировать. Да, все боятся ментов, государства. Люди пятились от страха, в том числе в кино. Надеюсь, сейчас шагнут вперёд, навстречу страху. Тогда и появится сформулированность. В воздухе времени - необходимость осознать, что с нами происходит».
«Роль изначально была написана для Александра Яценко. Кастинга не было. С Сашей вместе мы работаем давно, он снимался во всех моих фильмах. Я его очень хорошо знаю, он - меня. Мы уже вошли в такую стадию отношений, когда не нужно что-либо долго объяснять. Но здесь произошло обнуление ситуации. Ведь раньше я и другие режиссёры предлагали Саше играть героев младше его. А здесь Саша должен был сыграть совершенно необычного персонажа - ровесника, или даже человека старше… Ему, как мне кажется, нужно было перепридумывать всю свою органику и инструмент обаяния».

АЛЕКСАНДР ЯЦЕНКО:
«Так получается, что меня вообще не ассоциируют с актёром. Когда узнают, начинают спрашивать… Мне сразу скучно. Не люблю про это говорить. Вся эта актёрская фанаберия, самолюбование - признак глупости».
«Начиналось с полного несовпадения со мной прежним. Сценарист Сандрик Родионов выписал моего фермера человеком своеобразным. Он произносил экзистенциальные монологи, вроде сам с собою разговаривал… Но мы вживались в героя, и он становился другим. Вся история менялась, перерождалась на глазах. Сначала было про восстание задротов, а стало про то, как дерево - большое, сильное рухнуло».
«Что убивает больше всего? Деклассирование. Мы все деклассированные элементы. Рабочие – не рабочие. Крестьяне - не крестьяне. Устают от любой работы. Живут на пять тысяч в месяц. А у нас на площадке отказывались работать. Мне просто обидно. При этом люди потрясающие. С каждым есть о чем поговорить. Смотришь, и понимаешь какая беда в стране. Что произошло, например, с фермерами. Я же своего героя с конкретного человека делал, у которого есть ощущение хозяина земли, хотя он уже ничего не производит. Не дают. Он на всё и плюнул. Всё же не только вовне, но и внутри меняется. Идёт процесс расчеловечивания, тотального безразличия, апатии. Но ты же должен в своей актёрской люльке во что-то верить, на что-то надеяться, ждать… А устанешь, забьёшь: «Да ничего я не должен!. Тогда всё и получается. Иначе действуешь по какой-то схеме - роли, как чеки штампуешь. Отсюда всё дрянное, халтурное и происходит. Великое счастье, что Марк Анатольевич Захаров когда-то выгнал меня из ГИТИСа. И потом всё не гладко получалось. После первого фильма не снимался года четыре. Предлагали сплошные сериалы, такие пухлые тома, только начинал читать - сразу откладывал, даже гонораром не интересовался. Все заманухи от комфорта, душевного и материального. Я вот и на машине не езжу. И хорошо себя чувствую. Как бы ни было, я и мои близкие знают: не буду спекулятивную дрянь исполнять».


ПРЕССА:

«Хотя изначально «Жизнь» представляет собой «инертный» фильм, Хлебников оживляет темп динамичными и подвижными сценами. Операторская работа Павла Костомарова заслуживает похвалы, в особенности за живописное отражение сияющей красоты местной речки и ярких цветов осеннего пейзажа Мурманской области. Нарочито рваный монтаж создаёт чувство нервозности, напряжения и ломает монотонность» (Лэсли Фелперин, «Variety»).

«Можно было бы ожидать, что «Долгая счастливая жизнь» окажется фильмом про противостояние предпринимателя - то есть предприимчивого индивида - криминалу и сросшейся с ним власти, но на экране происходит нечто иное… Вместо социального конфликта выходит конфликт хтонический: полез городской в деревню, а она его и поглотила. Беззлобно, просто такова её природа. Хлебников заставил Павла Костомарова снять русский Север так, чтобы не превратить его бесстрастность в набор открыток. Посмотришь на вросшие в берега покосившиеся дома - вроде и красиво, и тоска беспросветная в то же время… Переменчивость мужиков представляется схематичной, гротескной, почти карикатурной, а реакция героя больше похожа на исполнение режиссёрской воли, чем на естественный отклик. Хочется найти этому какое-то примиряющее с эффектом от увиденного объяснение, а приходит на ум только одно: Хлебникову в этот раз настолько хорошо удалось поймать безысходность среды, что она напрочь отторгла из себя всякую возможность человека» (Владимир Лященко, Газета.ru).

«Долгая счастливая жизнь» раскручивалась прессой как кинопублицистика, результат тщательного режиссёрского расследования ситуации на селе, облечённого в форму художественного произведения (этому во многом способствовали увлекательные интервью Хлебникова об особенностях российского свиноводства). Но ни свиней, ни социалки в фильме нет: Александр Сергеевич, что весьма символично, растит картошку, хтоническую, земляную культуру (и мечтает, разумеется, о возвышенном птичнике), а продажная администрация окружает его, бестолкового недотыкомку, такой терпеливой, отеческой заботой, словно дело происходит в фильмах Авдотьи Смирновой с их романтическим корпоративизмом. В общем, весь документальный материал оттеснён тут назад, к фону, к багряным лесам. А то, что происходит в центре этой драмы, - не что иное, как чеховщина, демонстрация вечных глупостей и несчастий маленького человека, умело раздутая до уровня эксплойтейшена… По сути, «Долгая счастливая жизнь» - это триллер слёз: из русской литературы мы уже знаем о герое чуть больше, чем он знает сам (а на самом деле - всё), и с неприятным волнением следим за тем, как он последовательно «перечеркивает себя»… С вестерном, от традиции которого отталкивался Хлебников в самом начале работы над фильмом, «Долгую счастливую жизнь» роднит вот это повсеместное ощущение фатума, но здесь фатальность - не достойный противник эпического героя, а судьба неудачника, станционного смотрителя и идущего в народ студента, немного стыдная, мелкая, лишенная на самом деле героики. Этой судьбе вот уже двести лет, и кажется - она, как призрак, будет ещё лет двести ходить по России» (Василий Корецкий, colta.ru).

«Хлебников до сих пор в своём кино изъяснялся негромко. Брал не глоткой, но тонкостью наблюдений, не резкостью суждений, а мягкостью оптики. Что ж, было и прошло. «Долгая счастливая жизнь», делавшаяся почти параллельно с игривым «Пока ночь не разлучит», желает покончить с мягкостью. Это кино-протест - против себя, против сложившейся фестивальной репутации, против шаблонов, засевших в критических головах. Уже само название (хулигански заимствованное не только у Егора Летова, но и у Геннадия Шпаликова) указывает критикам: делаю, что хочу - не мешайте! Но ещё важней этой вольности радикальные перемены в главном герое и визуальной стилистике. Уже второй свой фильм Хлебников снимает с Павлом Костомаровым, который ставит камеру на штатив, лишь когда снимает красоты северной природы, как бы демонстрируя мелочность людских трагедий и страстей на фоне неумолимой и прекрасной осени. Костомаровская камера наполняет спокойных персонажей Хлебникова дурманящим бунтарским духом. Это он выводит из себя главного героя, приплывшего как будто из «Свободного плавания». Формальной мотивации для финального нервного срыва и кровопролития нет. Но тем они и страшнее, ведь Александр Сергеевич - альтер-эго самого режиссёра, тихо вспахивавшего скудное поле русского кинематографа и вынужденного отдуваться за разбежавшихся соратников по «волне», как только назрела необходимость в актуальном высказывании» (Василий Степанов, film.ru).

«Гражданское высказывание Бориса Хлебникова в «Долгой счастливой жизни» примут не все: слишком оно непривычно для режиссёрской манеры Хлебникова… Один из лидеров молодого российского кино Борис Хлебников создал фильм, который уже нельзя назвать просто точным, талантливым, остроумным и оригинальным, как ещё можно было сказать про предыдущее творчество режиссёра. «Долгая счастливая жизнь» отличается и от «Коктебеля», и от «Свободного плавания», и от «Сумасшедшей помощи». И, тем более, от «Пока ночь не разлучит». Это уже не совершенствование формы, не комикс по мотивам русской жизни, хотя элементы комикса Хлебников всё равно себе позволяет. Это уже фильм о русском сильном характере, русском безрассудстве, русской «красной на миру» смерти. О свободе. О труде. О предательстве. О правде… Художник объявляет всем, кто хочет его слышать, что сила - в правде. Когда-то эта мысль возмутила интеллигенцию, но народ признал произнёсшего эти слова Данилу Багрова своим героем, единственным киногероем 90-х. Хлебников повторяет это снова, молча и просто» (Сергей Сычев, «Фильм Про»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта