ЛЕГЕНДА №17
(Россия, 2012)
Режиссёр: Николай Лебедев.
В ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Светлана Иванова, Борис Щербаков, Алехандра Грепи, Владимир Меньшов, Роман Мадянов, Дарья Екамасова, Нина Усатова, Гетц Отто, Алексанр Лобанов, Александр Рагулин, Денис Сердюков, Валентин Смирнитский, Александр Харламов, Никита Емшанов, Артем Федотов, Сергей Генкин, Павел Никитин, Александр Яковлев, Тимур Ефременков, Даниэль Ольбрыхский, Юрий Беркун.
Жанр: драма. 2 сентября 1972 года. Монреаль. Хоккейная сборная СССР с разгромным счетом 7:3 победила канадских профессионалов из НХЛ в стартовом матче эпохальной Суперсерии СССР-Канада. Это была не просто игра, это была битва за свою страну, которая перевернула мировое представление о хоккее. Валерий Харламов, забивший в том матче 2 шайбы, мгновенно взлетел на вершину славы. Сбылась его мечта - упорство, спортивный талант и суровые уроки великого тренера Анатолия Тарасова сделали из «номера 17» легенду мирового хоккея. Этот фильм - история о том, как проходило становление личности и формирование характера знаменитого хоккеиста, какие преграды пришлось ему преодолеть на пути к вершине славы… Валерий Харламов (родился 14 января 1948 года в Москве) – выдающийся советский хоккеист, нападающий команды ЦСКА (1967-1981) и сборной СССР (1969-1980), заслуженный мастер спорта СССР (1969). 2-кратный олимпийский чемпион (1972, 1976) и 8-кратный чемпион мира. Лучший хоккеист СССР (1972, 1973). Один из ведущих хоккеистов СССР 1970-х годов, получивший признание как в своей стране, так и за её пределами… 26 мая 1976 года Харламов с женой попали в автомобильную аварию на Ленинградском шоссе, когда возвращались из гостей ночью. Хоккеист получил двухлодыжечный оскольчатый перелом правой голени, перелом двух рёбер, сотрясение мозга и множество ушибов (жена Ирина не пострадала). Некоторые врачи рекомендовали ему завершить спортивную карьеру, однако Валерий собирался продолжить играть после выздоровления. 16 ноября 1976 года Харламов вернулся на лёд и вышел на матч против «Крыльев Советов». Партнёры по команде и звену - Михайлов и Петров - постарались сделать всё возможное, чтобы в этой игре Харламов забросил шайбу. И уже на 4-й минуте игры Харламов забил гол, который был встречен овацией трибун и даже аплодисментами со стороны игроков «Крыльев». Позднее Харламов вернулся и в сборную СССР… В четверг 27 августа 1981 года, в семь часов утра, на 74 км Ленинградского шоссе произошла авария, приведшая к гибели хоккеиста. Валерий, Ирина и её двоюродный брат Сергей Иванов возвращались в город с дачи в деревне Покровка под Клином на своей «Волге» под номером 00-17 ММБ. Ирина, сидевшая за рулём, не справилась с управлением на скользкой от дождя дороге, и машину вынесло на встречную полосу, где она столкнулась с грузовиком ЗИЛ. От полученных травм все пассажиры «Волги» скончались на месте… Впервые за сборную СССР Харламов сыграл на чемпионате мира 1969 года. Тогда он вышел на лед с десяткой на спине, но уже через год играл под 17-м номером, под которым его и узнал весь мир. Ныне 17-й номер признан «харламовским» и не присваивается хоккеистам национальной сборной и игрокам ЦСКА. Осуществить на экране историю жизни Валерия Харламова было поручено режиссёру Николаю Лебедеву. Он родился 16 ноября 1966 года в Кишинёве. Окончил факультет журналистики МГУ. В 1993 году окончил заочное отделение сценарно-киноведческого факультета ВГИКа. В режиссуре дебютировал короткометражкой «Ночлег. Пятница» (1991). В 1995-1996 гг. работал режиссёром и сценаристом детской телепрограммы «Улица Сезам» (НТВ, ОРТ). Как режиссёр снял полнометражные фильмы «Змеиный источник» (1997), «Поклонник» (1999), «Звезда» (2002), «Изгнанник» (2004), «Волкодав из рода Серых Псов» (2006), «Фонограмма страсти» (2010). Был постановщиком телесериала «Апостол» (2007, совместно с Г.Сидоровым и Ю.Морозом). Лауреат Государственной премии РФ, Член Союза кинематографистов России, академик Российской Академии киноискусств «Ника». Интересно, что до начала работы над «Легендой № 17» Лебедев не видел ни одного хоккейного матча. Данила Козловский, исполнивший роль Харламова, - выпускник Санкт-Петербургской театральной академии (актерско-режиссёрский курс под руководством Льва Додина), играет главные роли в спектаклях Петербургского академического малого драматического театра, известен также по фильмам «Гарпастум» (2005, премия «Белый слон» за лучшую мужскую роль), «Мы из будущего» (2008, приз за лучшую главную мужскую роль» на XVI фестивале актёров кино «Созвездие-2008» в Твери), «Мишень» (2011), «Пять невест» (2011), «Шпион» (2012), «ДухLess» (2012, премия «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль). Среди ближайших работ актёра - новая экранизация «Евгения Онегина», а также исторический 3D-экшн Фёдора Бондарчука «Сталинград». Козловский буквально умолял режиссёра взять его на роль Харламова, но исполнителя этой роли выбирали долго. Лебедев признается, что удивился, когда продюсер проекта Леонид Верещагин назвал ему имя Козловского: «Я тогда так и сказал: мол, он, конечно, замечательный актёр, красавец парень, но не вижу смысла его приглашать, я его, что называется, не чувствую». К счастью для Данилы, в него стопроцентно верил Верещагин, уже поработавший с ним в кинохите прошлого года «Шпион». Он убедил режиссёра дать шанс питерскому артисту. С первых проб Лебедев признал: опытный продюсер прав. Но по иронии судьбы эти пробы не устроили Верещагина. И началась новая череда кастингов. А Козловский, не будучи уверенным, утвердят ли его, времени не терял. Он упорно, до изнеможения готовился к роли - изучил все архивные материалы, связанные с жизнью Харламова, и буквально пропадал на тренировках. В результате через два месяца поисков и споров создатели «Легенды №17» отбросили сомнения: роль досталась Козловскому. То, как актёр добивался роли в «Легенде №17», тоже напоминает упорство и стойкость знаменитого хоккеиста. Наверное, поэтому сестра Харламова, Татьяна Борисовна, почти сразу признала Данилу в этой роли, заявив: «Похож!» Кстати, благодаря ей актёру удалось избавиться от вредной привычки: «Когда меня утвердили, мы с Николаем поехали к ней в гости, - вспоминает Данила. - Татьяна Борисовна рассказывала о брате, показывала фотографии, а потом вдруг строго спросила: «Ты куришь? Смотри у меня! Валерка не курил!» Я и сам понимал, что надо бросать - на тренировках просто задыхался. И к съёмкам это сделал! Вот уже два года не курю». Жену Харламова Ирину сыграла Светлана Иванова («Тёмный мир», «Дом Солнца», «Август. Восьмого»). Чтобы сохранить образ и «пульс судьбы», сценаристы пожертвовали реальной хронологией событий: в частности, перенесли на 1967–1972 годы, намного раньше реального времени, историю любви Валерия Харламова и его жены Ирины. Кстати, в фильме и первая автоавария случилась перед матчем 1972-ого, а в действительности она была в 1976-ом. Многих удивило, что Олег Меньшиков был утверждён на роль Анатолия Тарасова. Мол, какой из него Тарасов! Но дочь знаменитого тренера и сама знаменитый тренер Татьяна Тарасова свидетельствует: «У него так же светятся глаза, и, главное, Меньшиков понимает, кого он играет, понимает, что он делает! А что касается чисто внешнего сходства… У меня есть фотографии отца в молодости - они очень похожи!» Для биографической точности на съемках присутствовала сестра Харламова Татьяна Борисовна. Близкие Валерия Харламова исполнили небольшие роли в фильме: сын Валерия Александр (сам профессиональный хоккеист) исполнил роль хоккеиста в чебаркульской команде «Звезда», а у Татьяны Борисовны - камео вахтерши в «Лужниках». Александр Рагулин - сын прославленного хоккеиста, трёхкратного олимпийского чемпиона Александра Рагулина стал артистом Российского Академического Молодежного театра и в фильме «Легенда №17» снимается в роли своего отца. Во время работы над некоторыми сценами фильма использовалось от четырёх до десяти камер. Для того чтобы воплотить визуальную идею оператора-постановщика Ирека Хартовича и режиссёра Николая Лебедева об изменениях в жизни Харламова, работали с несколькими типами камер и плёнки. Ранние годы снимались на 16-миллиметровую плёнку, годы расцвета - на 35-миллиметровую, а матч в Канаде, который должен был резко отличаться от изображения в СССР, снимали на цифровые камеры. Специально на съёмочную площадку была привезена камера «Phantom», которая способна замедлять изображение в десятки раз. Эффектные кадры были получены при помощи миниатюрных «GoPro» камер, которые устанавливались на клюшки, на шайбы, на амуницию игроков. Многие трюки в фильме выполнялись самими актёрами, которых около четырёх месяцев обучали основам хоккейного катания и хоккейной игры. Данила Козловский ежедневно ходил на тренировки и на лёд, и в спортзал, и в результате он не только выполнял трюки, но даже придумал ряд хоккейных комбинаций. Например, он усложнил и сделал визуально более ярким решение одного из своих забитых голов - сцены с так называемой «испанской шайбой». Постановкой хоккейных сцен занимался канадец Джоди Стейсек, который работал на многих голливудских картинах, в том числе на «2012» и «Начало». Канадских хоккеистов играли в том числе несколько профессиональных канадских спортсменов, которые специализируются на работе в хоккейных фильмах. Но главных канадцев сыграли немец Гетц Отто (зрители знают его по «Списку Шиндлера» Стивена Спилберга, бондовскому«Завтра не умрет никогда» и чёрной комедии «Железное небо») и наш бывший соотечественник, а ныне американец, Андрей Рунтсо. Для съёмок художник по костюмам Сергей Стручев изготовил хоккейную амуницию старого образца. Художники провели огромную работу, собирая документальные свидетельства. Специально изготовлялись шлемы и прочие атрибуты. Форма для каждого персонажа существовала в нескольких экземплярах. Для фильма было закуплено около 1500 клюшек старого образца. Все лезвия для коньков пришлось изготавливать специально, т.к. современные коньки сильно отличаются от тех, на которых катались хоккеисты 1960-1970-х гг. Их прикрепляли к современным ботинкам, «задекорированным» под модели той поры. Хоккеистов, привыкших к современным конькам, пришлось переучивать, чтобы они не только уверенно катались, но и могли играть на коньках старого образца. Подготовительный период начался в 2011 году. Съемки «Легенды № 17» начались в середине июня и длились до конца сентября 2011 года, а в феврале 2012 года были досняты зимние сцены. Фильм был снят за 74, как и было запланировано, смены. Снимали в Москве, Электростали, Минске, Новополоцке, Бобруйске и испанском Питильясе под Памплоной. В Испании в сцене бега с быками участвовало восемнадцать животных, включая настоящего боевого быка, который разносил в щепы всё на площади. Для съёмок этого эпизода в течение 4 дней пришлось установить практически по всему городу специальные тройные заграждения. На съёмочной площадке дежурил усиленный наряд полиции, «скорые» и пожарные. «Легенда № 17» - детище студии «ТРИТЭ». Бюджет фильма составляет порядка € 10 000 000. Впервые картина была показана широкой публике 12 марта 2013 года в рамках 90 Российского международного кинорынка.
ЛЕОНИД ВЕРЕЩАГИН, продюсер:
«После просмотра американского фильма «Чудо» режиссера Гэвина О`Коннора о том, как сборная США по хоккею завоевала золотые медали Олимпиады 1980 года, я подумал - а ведь и в нашей истории хоккея было чудо. Почему бы нашей студии, говорили мы с Никитой Сергеевичем Михалковым, не снять фильм о знаменитом матче 1972 года, о нашей советской хоккейной сборной, которую в мире называли «красной машиной», не знавшей поражений двадцать лет. Так началась работа длиной в семь лет - от замысла до выхода картины в прокат».
«В 2007 году мы c замечательным автором Владимиром Валуцким сделали сценарий о хоккее, который, к сожалению, оказался неудачным и не был запущен в производство. Примерно в это время наши партнеры, молодые продюсеры Мел Борз и Светлана Дали принесли нам сценарий байопика о Валерии Харламове, и предложили работать вместе. Ребята горели этой идеей, вкладывали в неё все силы, время и душу. Мы год пытались спакетировать этот проект, но ничего не получалось, нас не оставляло ощущение сценарного тупика. Ребята не опустили руки, продолжали работать с авторами, и ещё через год, когда мы мысленно уже распрощались с этим проектом, принесли новый, уже более структурированный вариант. Но, к сожалению, проект опять не складывался, и через какое-то время стало очевидно, что мы всё равно движемся в неверном направлении. Тогда-то мы и обратили внимание на молодого автора Николая Куликова, который в это время работал на нашей студии над сценарием фильма «Шпион». Он привёл своего товарища Михаила Местецкого, и вдвоём, отталкиваясь от предыдущих вариантов, они создали принципиально новый сценарий, который и лёг в основу фильма. Они предложили вернуться к идее противостояния сборных СССР и Канады 1972 года и сделать главной составляющей сценария первый матч. Результат ведь и сегодня поражает, советская сборная тогда победила со счетом 7:3, а ход игры переломил Валерий Харламов, забросивший две шайбы. Свою же глобальную продюсерскую задачу я видел в том, чтобы вдохнуть в сценаристов и в более молодых коллег энергию и чувства, с которыми мы, жившие в ту эпоху, вспоминаем о самом матче. Потому что победа над канадской сборной объединила всех нас почти так же, как полёт Гагарина - так ликовала вся страна. И Николай с Михаилом, замечательно владеющие искусством драмы, словом и чувством юмора, поймали это состояние и смогли его выразить в новой версии сценария».
«Из 74 смен съёмочного периода 42 были отданы хоккею, при этом, как надо снимать хоккей, не знал практически никто. Подумать только, во времена СССР, в стране великого хоккея, было снято не больше шести игровых фильмов о хоккеистах, а в наше время таких фильмов, по сути, и не было. Как только мы запустились в подготовительный период, сразу начали искать постановщика хоккейного балета в США и в Канаде. Там снимают много картин и сериалов про хоккей и специалисты востребованы. Нашли замечательного канадского постановщика, Джоди Стейсика и его команду. Для подготовки арендовали стадион и в течение трёх месяцев канадцы ставили нам всю хореографию, которую вы видите в картине. Для съёмок пригласили 100 экс-профессионалов, перворазрядников, активно играющих любителей. С ними и были поставлены эпизоды из 10-ти разных матчей».
«Наши двадцать артистов тренировались каждый день, для этого был создан специальный тренерский штаб. Актёры должны были не просто стоять на коньках, а хоть как-то играть в хоккей. Все они занимались, надо сказать, с большим энтузиазмом. Могу рассказать о Даниле Козловском. У нас насчёт него были сомнения, потому что первая проба была не слишком убедительной. Но Данила так хотел сыграть Валерия Харламова, что и не получив быстрого утверждения, продолжал тренироваться на льду и в зале самостоятельно. И когда он через три месяца вновь появился на студии, увидев его, мы поверили, что никто лучше не сыграет главную роль. Такой профессионализм достоин большого уважения».
НИКОЛАЙ ЛЕБЕДЕВ:
«Исторические факты, скрупулезное соблюдение хроники не является основой любого художественного фильма. Мы же не изучаем историю Дании по «Гамлету», Шекспир писал о другом. Так и в кинодраме реальное событие не может проходить в реальном режиме времени. Драматургия не позволяет повторять ритм жизни. Конечно, во время работы над сценарием «Легенда № 17» мы опирались на реальные факты, но не позволяли им разрушать эмоциональную ткань фильма и законы восприятия драмы. Непосредственно же хоккей в фильме занимает существенное, но не главное место… Михаил Местецкий и Николай Куликов, молодые и талантливые сценаристы, написали историю становления звезды. Сегодня спортсмены уже не являются героями национального масштаба. В те времена не было им по почитанию равных, но снимать только спортивное кино я бы не согласился. В нашем фильме два главных героя - тренер и начинающий свою спортивную карьеру парень. И мне интереснее всего разобраться во взаимоотношениях наставника и спортсмена не только на льду. Тренер Анатолий Тарасов и хоккеист Валерий Харламов были крупными личностями и вне спорта. Меня увлёк сценарий, когда понял, что их отношения переходят на уровень отца и сына. В нашей истории есть эпизоды, в которых я даже вижу сходство между Анатолием Тарасовым и собственным отцом».
«Сцену на льду мы снимали 3 недели, не считая сцен с болельщиками. Подготовка была очень серьёзная, всё было отрепетировано заранее. Актёры были поставлены на коньки, хоккеистов переучили кататься на коньках старого образца, это был большой труд, несколько месяцев они учились, они просто стоять на них не могли. Всё заранее было просчитано: какие акценты нужны по действию, по изменению состояния персонажа. Под это сделали хореографию, логичную с точки зрения хоккея. Я посмотрел на эскизы каждого фрагмента матча, сказал, какие мне требуются изменения для более точной передачи эмоции и нагнетания напряжения. С монтажером Максимом Смирновым мы монтировали эту сцену несколько месяцев. Это был большой труд».
«Когда мы готовили стадионы, у нас была жуткая проблема: необходимо было вытапливать лёд, снимать всю подлёдную рекламу, делать новое ледовое покрытие, убирать пластиковые щиты с бортов и так далее. Вот эти все вещи приходилось делать, хотя меня упрашивали, скажем, оставить пластиковые щиты: мол, ну что за беда, зритель их наверняка не заметит!.. Но тут я был абсолютно непреклонен. Мы можем обмануть себя, но мы никогда не обманем аудиторию. И если что-то будет не так, то он это обязательно увидит, а если на экране точный, аутентичный образ, то не имеет значения, сколько это стоило сил и денег».
«Я думаю, спорт сам по себе - не манок. Как не может сама по себе быть манком история статистического учреждения. Но в исполнении Эльдара Рязанова получился шедевр, потому что это человеческая история, в точно уловленных и прочувствованных токах, которые нас соединяют и движут нас к счастью. Так и здесь. Это очень человеческая история. Она происходит на фоне спортивных событий, но эти герои, они могли бы быть и врачами, и авиаторами, и бухгалтерами».
«Среди моих одноклассников было много болельщиков, мой отец и дед были заядлыми болельщиками, но меня интересовало кино. У кино другая структура. Завязывается действие, нарастает напряжение, всё больше, больше, больше, и в конце происходит катарсис. А в хоккейном матче кульминация может произойти в середине или даже в самом начале. Спортивное зрелище само по себе меня не завораживает. В этом есть свои плюсы, потому что, если человек активно увлекается, скажем, хоккеем, для него достаточно услышать слово «клюшка», и он уже в восторге. Но это - не про меня. Вот почему я пытался выстроить картину таким образом, чтобы и те зрители, которые, как и я, не смотрели хоккейные матчи и особо ими не интересовались, пришли в зал, и им было интересно… «Легенда №17» - это абсолютно романтическая интерпретация событий, это не документальное кино, герой Дани Козловского - романтический образ, я настаивал на такой трактовке».
«Козловского долго не утверждали. Но когда уже картина была сделана, послышались восклицания: «Какой правильный выбор, как же ты так почувствовал?» А никак. Поначалу, до знакомства с Козловским, я вообще был против его кандидатуры. На нашей встрече настоял продюсер Леонид Верещагин. Мы начали репетировать, и я увидел, что он прекрасный актёр. Но когда он пробовался, это был 2011 год, я ничего не знал про него, видел его один раз в картине какой-то. И это хорошо, потому что я не использовал то, что он уже сыграл, а пытался представить его в новом качестве… За время подготовки к съёмкам Данила совершил невероятное. Он входил в кадр - и по пластике, и по фигуре это был настоящий спортсмен. Более того, Данила овладел тонкостями хоккейного мастерства и сам выполнял многие сложнейшие трюки… Как-то между дублями Данила показал мне свою ногу, и я пришел в ужас: она у него была абсолютно синяя! А Даня мне радостно говорит, мол, всё нормально... Он по-хорошему одержимый человек - в нём есть харламовская пылкость».
«Достаточно сравнить фотографии Меньшикова в пору «Покровских ворот» и Анатолия Владимировича в том же, 22-летнем возрасте. Схожесть поразительна. И не надо забывать о том, что Олег Евгеньевич актёр крупнейшего масштаба. Он владеет даром перевоплощения и без сложного грима… Стоило на лице Олега вспыхнуть этой его ехидной юношеской улыбке, знакомой всем ещё по «Покровским воротам», и он сразу становился абсолютной противоположностью тому человеку, который мне нужен был в кадре. Да и что говорить, до этого Меньшиков никогда ничего подобного не играл. Приходилось уповать на то, что он сумеет вытащить изнутри такое, чего мы в нём ещё никогда не видели… Мне говорили про него, что он очень сложный в работе человек, но мы сразу нашли общий язык. У нас была одна сложная ситуация, после чего мы ударили по рукам, перешли на «ты», он сказал: «Запомни, я тебя никогда не подведу». И он сдержал своё слово. Он всегда был моим тылом, и это было здорово… Я не знаю, примут ли зрители такой его образ, но, на мой взгляд, он сделал удивительную роль, сильнейшую. Многие говорят, что это лучшая роль в его жизни. Я так не думаю, потому что у него были прекрасные роли в «Утомленных солнцем», в «Покровских воротах», но сегодня - это настоящая творческая победа. Я от всей души его поздравляю, и буду очень рад, если зрители и критики оценят совершенно новый его образ, неожиданный, в другом возрасте, в другом состоянии».
«Режиссёру всегда сложнее всего работать с другим режиссёром. Владимир Валентинович Меньшов - крупный режиссёр, мощнейшая личность. И, конечно, он часто приходил с собственным видением сцены, приносил замечательные идеи, многие мы использовали, а иногда он пытался ломать мои замыслы, но, к счастью, это у нас никогда не перерастало в конфликт, это был творческий поиск. Мы были знакомы и раньше, вместе работали в оскаровском комитете, но сейчас просто подружились, он стал для меня очень близким человеком. Всегда хорошо, когда есть сильный оппонент, это нелегко, но всегда очень продуктивно. Бывало, я подхватывал меньшовские идеи и переделывал свои заготовки, бывало - убеждал Меньшова в том, что мой замысел точнее. Это было очень увлекательное и продуктивное сотрудничество, на мой взгляд. Меньшов даже принёс несколько собственных реплик в картину. Я видел, как зал реагировал именно на его реплики и понимал, что правильно сделал, когда принял его идеи».
«Мне кажется, что это картина о том, как выстоять в нашем непростом мире, как сохранить человеческое достоинство, как найти пути и возможности даже в самых сложных ситуациях, не разменять себя на пустяки, чувствовать свою цель и идти к ней. Эта картина может помочь людям, которые оказались в сложных ситуациях, нравственных и моральных, в условиях выбора, не потерять себя. Когда-то, когда мне было безумно сложно, фильмы спасали меня. Хорошие картины возвращали меня к жизни». ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ:
«В моём детском сознании хоккей был элитарным видом спорта - по крайней мере наша семья не могла себе позволить купить дорогую экипировку. Мы жили на Соколе, и частенько с друзьями, прогуливая школу, шли в Ледовый дворец ЦСКА. Мне нравилась атмосфера, царившая там. Помню, над ареной, под самой крышей, висели три свитера с фамилиями легенд клуба - Фетисов, Харламов, Третьяк. И я не мог не думать, как здорово, наверное, стать такой же звездой».
«Есть несколько книг про Харламова, есть даже книга, написанная как бы им самим… Хроники сохранилось достаточно - всё же Харламов занимался очень популярным в Советском Союзе делом, регулярно попадавшим в телевизор. Пересматривал матчи, изучал манеру игры Харламова, его пластику. Очень помогли рассказами и семейным архивом Татьяна Борисовна, его родная сестра, и Нина Семеновна, мама его жены Ирины, погибшей вместе с ним».
«В какой-то момент меня вдруг как ударило: ведь не просто известного хоккеиста играю - самого Харламова! Столько людей знают его, помнят... Не скажу, что ноги подкосились, но волнение почувствовал. Спасибо Коле Лебедеву, режиссёру фильма, он не дал моему психозу разгуляться, спокойно объяснил мне, что мы не документальное кино снимаем и всем не угодишь: кто-нибудь обязательно скажет, что Харламов был не такой, что всё было не так. У каждого, простите за банальность, в памяти свой Харламов - мы тоже имеем право на своего».
«У меня грандиозные учителя - Лев Абрамович Додин и Валерий Николаевич Галендеев, я счастлив тем, что они у меня есть, благодарен за всё, что они мне дали. У наших отношений своя история, она непростая, и было в моей жизни, не скрою, несколько моментов, когда всё могло пойти по-другому… Так что я знал, про что играю сцены с Тарасовым».
«Олег Меньшиков - большой артист, он с кем угодно может сцену играть, но всегда в пользу самой сцены, и если это, предположим, наша с ним сцена, то он будет делать её со мной, добиваясь нужного фильму результата. Перетягивание каната - забава для артистов другого сорта. Таких партнёров, как Олег Евгеньевич, у меня в кино ещё не было, и играть с ним - после того как преодолеешь стеснение, избавишься от зажима, понятного и естественного, ведь ты не с кем-нибудь, а с Меньшиковым в кадре,- это невероятное человеческое и профессиональное удовольствие». ТАТЬЯНА ТАРАСОВА:
«Я очень нервничала перед премьерой. И очень сильно сомневалась. Очень боялась того, что образ моего отца, его историческая роль, роль реформатора, получит ложную трактовку. В нашей многонациональной и многострадальной стране ни один Ледовый дворец не носит его имени… А теперь я могу сказать только - как я благодарна создателям фильма за то, что они обратились к этому материалу, и ещё за то, как тактично и правильно они его подают. Наконец-то, после стольких лет пустоты, у нас появилось истинно народное кино! Я просто уверена: «Легенду № 17» посмотрят миллионы!» |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|