КУ! КИН-ДЗА-ДЗА
(Россия, 2013)
Режиссёры: Георгий Данелия, Татьяна Ильина.
В ролях: Николай Губенко (Владимир Николаевич Чижов), Иван Цехмистренко (Толик), Андрей Леонов (Уэф), Алексей Колган (Би, Кыр), Александр Адабашьян (Абрадокс), Георгий Данелия (Ромашка, Диоген), Игорь Кваша (Карусельщик), Вахтанг Кикабидзе (Траз), Алла Санникова и Игорь Санников (старички), Маргарита Рассказова (астрономша), Виктория Радунская (старушка), Галина Данелия-Юркова (Фрося), Полина Кутепова (мать Толика).
Жанр: анимационная сатирическая комедия. Всемирно известный виолончелист Владимир Николаевич Чижов и его двоюродный племянник Толик из Нижних Ямок встречают на шумной московской улице босого человека. Нажав на кнопку странной машинки, наши герои перемещаются на пустынную планету Плюк, где встречают чатланина Уэфа, пацака Би и путешествующего в их компании робота Абрадокса, в которого заложена программа идеального плюканина. В этом мире песка жители делятся на две касты, простая спичка обладает невероятной ценностью, а людей встречают и провожают по цвету штанов. Земляне выживут на Плюке благодаря предприимчивости Толика и его умению издавать на дядиной виолончели ужасные звуки, которые нравятся местным жителям… Сценарий мультфильма написан по мотивам неопубликованной повести Георгия Данелия и Резо Габриадзе, по которой был снят художественный фильм «Кин-дза-дза!», вышедший на экраны 1 декабря 1986 года и ставший классикой советского кино. Георгий Данелия - советский, грузинский, российский кинорежиссёр и сценарист. Народный артист СССР (1989). В режиссуре дебютировал в 1960-м фильмом «Серёжа» (совместно с И. Таланкиным). Обратил на себя внимание критиков и зрителей после фильма «Я шагаю по Москве» (1963), который стал культурным событием хрущёвской оттепели. Начиная с картины «Тридцать три» (1965) режиссёр обращается к жанру сатиры и становится признанным мастером лирической комедии. Большую популярность принесли Данелии такие картины, как «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Слёзы капали» и «Кин-Дза-Дза!». Уже в фильме «Кин-дза-дза!» Георгий Данелия, прекрасный рисовальщик, предполагал, что наравне с актёрами на экране будут действовать анимационные персонажи. Однако тогда это оказалось технологически невозможным. Мультфильм «Ку! Кин-дза-дза» не сиквел и не ремейк - скорее, картина по мотивам старой ленты. Действие перенесено в начало XXI века и изменены два главных героя. Мультфильм был запущен в производство 12 февраля 2005 года. В 2006 году между департаментом культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа (заказчик) и ООО «Кинокомпания «Югра-Фильм» (исполнитель) был заключен государственный контракт на оказание услуг по производству мультфильма «Кин-дза-дза». Из бюджета ХМАО кинокомпании «Югра-фильм» была выделено 56 миллионов рублей (40% сметной стоимости), остальные 60% (84 миллиона рублей) были обещаны ОАО «Продюсерская кинотелевизионная компания «Ритм». Первоначально над проектом работало около 60 человек. Однако в декабре 2008 года полностью прекратилось финансирование со стороны «Югра-Фильм» и, по словам Г. Данелия, пришлось распустить людей, сдать помещение и технику. В 2009 году, чтобы не разрушать идею и сохранить труд и деньги, потраченные на фильм, Данелия с группой энтузиастов решили закончить картину в виде эскиза. В декабре 2009 года фильм был выпущен в виде лимитированной анимации (3000 рисунков, реплики, шумы, музыка). Диск с фильмом был передан в Департамент кинематографии Министерства культуры РФ, где члены экспертной комиссии положительно оценили увиденное, рекомендовали продолжить работу над фильмом и закончить его в том виде, каким он был задуман. По словам Георгия Данелия, в 2010 году финансовые трудности были улажены. Поменялись продюсеры мультфильма, вместо кинокомпании «Югра-Фильм» ими стали «Первый канал», кинокомпания СТВ и актёр Леонид Ярмольник. 17 апреля 2012 года было опубликовано Распоряжение Правительства РФ № 502-р, в котором Министерству культуры РФ предписывалось принять в установленном порядке меры для завершения до 1 января 2013 года производства фильма «Кин-дза-дза». На протяжении съёмок неоднократно менялось название мультфильма. На начальном периоде картину называли «мультфильм «Кин-дза-дза» или «анимационная версия «Кин-дза-дза». Позже мультфильм начали называть «Кин-дза-дза-дза». Причём написание этого названия в различных источниках различалось: «Кин-дза-дза-дза!», «Кин-дза-дза. Дза!» и «КинДзаДза-Дза!». Затем появилась информация, что мультфильм будет называться «Ку!», позже - «Ку! Кин-дза-дза-дза». И, наконец, в декабре 2012 года вышел официальный трейлер мультфильма с названием «Ку! Кин-дза-дза». 21 февраля 2013 года в гостиной «Меркурий-клуба» состоялась премьера «Ку! Кин-дза-дза» в рамках заседания Торгово-промышленной палаты РФ под председательством Е. М. Примакова, посвящённого творчеству Г. Н. Данелия. Авторы сценария анимационной картины - Георгий Данелия, Александр Адабашьян, детский писатель и поэт Андрей Усачев, при участии Игоря Ахмедова и сорежиссёра «Ку! Кин-дза-дза» Татьяны Ильиной. Татьяна Ильина в 1986 году окончила художественный факультет ВГИКа. В период с 1984 по 1999 годы работала на киностудии «Союзмультфильм» художником-постановщиком. С 1994 года режиссёр «Союзмультфильма», затем студии «Аргус Интернэшнл» и ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм». Является режиссёром-постановщиком полнометражного мультфильма «Щелкунчик и мышиный король» (2004). Преподаёт во ВГИКе на факультете анимации и мультимедиа (как мастер ведет мастерскую). Композитором «Ку! Кин-дза-дза» стал Гия Канчели – автор музыки к фильму «Кин-дза-дза!». По словам Георгия Данелия, прообразом виолончелиста Чижова стал Мстислав Ростропович. Прообразом Толика стал подросток, которого художник-постановщик Александр Храмцов увидел в метро. Кстати, из-за затянувшихся съёмок возникли проблемы с озвучанием персонажа Толика. Иван Цехмистренко - учащийся подмосковной школы, который его озвучивал, за время съёмок успел закончить школу, уйти в армию и вернуться из неё. Соответственно, за эти годы голос у него сильно изменился. Так как периодически требовалось записать новые реплики, то приходилось адаптировать его голос техническими средствами. Андрей Леонов, озвучивший Уэфа, является сыном Евгения Леонова, сыгравшего Уэфа в фильме «Кин-дза-дза!». Леонид Ярмольник, ставший продюсером мультфильма, в фильме «Кин-дза-дза!» должен был сыграть инопланетянина, спекулирующего космической пылью. Однако тогда в фильм эта роль не вошла. Для Игоря Кваши роль Карусельщика оказалась последней. Несколько фраз персонажа он так и не успел озвучить, их пришлось договорить другому артисту.
ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ:
«Мы, работая над картиной «Кин-дза-дза!», не имели в виду конкретно СССР и советскую власть. Природу истребляли не только в Советском Союзе, и единоличная власть была не только у нас, да и пацаки и чатлане - это вечные персонажи, были, есть и будут всегда. И язык беднеет не только в нашей стране, отсюда появились «Ку!» и «Кю!»… Но сценарий, а потом материал вызывал у чиновников страх. Это когда мы сдавали фильм, уже перестройка началась. А когда мы его снимали, даже надежды на перемены не было. Мы начали снимать при Брежневе, и к нам приставали с тем, что мы намекаем в фильме на огромные портреты генсека, которые были в СССР повсюду. Помните, большой шар в фильме? Чиновники сочли это намеком на портрет вождя. Потом, когда Брежнев умер, верхи часто сменялись, и начались новые страхи. Прибежал наш художник: нам надо менять «Ку!» на другое сочетание, потому что к власти пришел Константин Устинович Черненко, и получается, что КУ - это инициалы генсека…»
«Идея сделать мультфильм возникла давно. Ещё полвека назад. Я делал какие-то наброски - хотел снимать по «Вождю краснокожих» О. Генри. Нарисовал эскизы. Их увидел Леонид Гайдай, с которым мы дружили, и попросил: «Давай я сниму по ним художественный фильм?» Я отдал ему эскизы, и он сделал чудесную картину «Деловые люди». Где-то примерно лет десять тому назад ко мне обратились американцы с предложением переснять «Кин-дза-дзу!». Честно скажу, я удивился, спросил: «А зачем?» Мне ответили, что тот фильм в большом прокате никто не видел, а вопросы, которые там поставлены, актуальны и по сей день, и, наверное, пока будет живо человечество, эти проблемы не исчезнут. Потому что люди, к сожалению, не умнеют. Я сначала подумал, может, действительно снять кино, но в итоге отказался. Из-за актёров. Мне сказали, что я могу взять любых актёров, американских или русских. Но я не мог понять, как я возьму кого-то на место Леонова или Яковлева. Подумал, вот если бы это были бы не люди, а мультипликационные герои, тогда, наверное, было бы легче. И мне поступило другое предложение - сделать персонажей Леонова и Яковлева, то есть Уэфа и Би, анимационными, а всех остальных сыграют актёры. Но тогда мне показалось, что без Любшина тоже ничего не получится. В общем, вот так, постепенно, пришла идея снять анимационный фильм».
«Я снял этот мультфильм, потому что мне просто захотелось. Я с детства люблю анимацию. Я много смотрел и до сих пор пересматриваю всех наших прекрасных мультипликаторов, от Старевича до Котеночкина».
«Когда мы снимали художественный фильм, мы как бы предостерегали, к чему может прийти наша цивилизация, если всё будет идти так, как оно идёт. И это было своеобразным предсказанием. Но когда я начал снимать мультфильм, то, что мы предсказывали, оказалось почти реальностью. И даже что-то мы недосказали, потому что человечество стремительно уничтожает планету. Я не имею в виду какую-то отдельную страну, та картина не снималась про Советский Союз, а снималась про людей. Для обитателей планеты Плюк главное - это деньги, выше выгоды нет ничего».
«Меня часто спрашивают, мол, ушёл, теперь вот опять взялся за старое. А я ведь никуда не уходил! Да, я не делал новых фильмов, но на протяжении последних семи лет я был полностью сосредоточен на новой версии «Кин-дза-дза!». Так что я ни от чего не отвыкал - наоборот, пришлось учиться, потому что мультфильмов я до этого не делал. Хотя я не очень приветствую, когда «Ку! Кин-дза-дза» называют мультфильмом - для меня это такой же фильм, как и все остальные. В нём не рисованные персонажи, а актёры - именно так я к ним отношусь».
«Губенко мне рекомендовали. И я остался доволен. Очень хороший актёр. Да я сам его хвалил ещё давным-давно, когда он сыграл в «Заставе Ильича».
«Мы долго искали мальчика. Если бы мы взяли, например, кого-то из актёрской картотеки «Мосфильма» или «Ералаша», то там все говорят примерно с одинаковыми интонациями. В смысле голоса разные, но какие-то похожие, как будто все они из центра Москвы. А наш Толик приезжает из маленького городка Нижние Ямки. И вот когда нашли этого мальчишку, то у него довольно-таки долго не получалось, он с большим скрипом внедрялся. Но он очень достоверный - ему веришь».
«Когда Леонов умер, мне попалась газета с опубликованным фрагментом из его книги, построенной в форме писем к сыну Андрею. Там были примерно такие строки: «Дорогой Андрюша! Снимаюсь в картине «Слёзы капали» у Георгия Данелия. Дай Бог и тебе встретить на своем пути такого режиссёра». И когда я стал работать над мультфильмом, то вдруг сообразил, что нужно Андрея взять и тогда мне будет как-то уютно в моих теперешних отношениях с Женей… Андрей очень хорошо сыграл Уэфа».
«По поводу моей картины мне трудно судить, но есть мнение, что она своеобразная, что такого ещё не было, но не в техническом смысле. Тут дело в стилистике. Я к ней подходил как к игровому фильму. Каждый рисованный персонаж играет как актёр. Говорят, что к середине картины зритель воспринимает героев как реальных».
«Думаю, это кино станет хорошей точкой в моей карьере… Думаю, что мне больше не удастся создать что-то равновеликое этой картине. То есть замыслы, может, и будут, но воплотить я их уже не смогу. Одно точно - традиционных фильмов я больше делать не буду. Режиссёр ведь всё время бегает по съёмочной площадке как угорелый, а я еле хожу. Рязанов, кстати, когда завязал со съёмками, три года назад? Может, и мне пора. Другое дело, что Эльдар сказал, что не будет не только ничего снимать, но и писать. Я пока таких обещаний давать не готов - ещё одна моя книжка выйдет в этом году».
ТАТЬЯНА ИЛЬИНА:
«С момента выхода игровой картины ситуация в нашей стране не сильно изменилась. Изменились антураж, внешняя атрибутика, главные персонажи. А проблемы остались те же. Это и психология взаимоотношений между людьми, и проблема отношения человечества к природе. Соответственно, «Ку! Кин-дза-дза» - это не совсем ремейк, и не продолжение художественной ленты 1986 года. Это редкий артефакт в искусстве, когда та же самая история рассказывается по-другому тем же автором, прожившим определенный период времени и изменившимся внутренне. Поговорить со зрителем о тех же вещах совсем другими средствами и в новом времени - это очень интересно».
«Работа над фильмом началась с поиска художников. И не только в среде аниматоров. Пробовались разные специалисты - и станковые графики, и мультимедийные художники, не имеющие отношения к анимационному кино. Отбор шёл по принципу «интересный человек, близкий по духу к замыслу картины». Очень многие художники - скажем, Кращин и Андреев - классическую профессиональную анимацию не делали. Николай Кращин - станковый график, а Алексей Андреев занимался дизайном и рекламой. Но стилистически рисунки этих авторов оказались максимально близки к странному плюканскому пространству. Подбор творческой команды изменил настрой фильма. Он сильно отличается от того, что мы привыкли видеть на экране… Вторым шагом в сторону от классической дорожки стал поиск стиля анимации. Основные принципы рисованной анимации сохранились, но основная выразительная нагрузка легла на быстрые рукотворные компановки. Для нас важны были авторские рисунки, выразительные с актёрской точки зрения. В классике особенности и характер живого персонажа заменяется количеством движения в кадре, потому что у анимационного героя как таковой души нет, её вкладывает в персонаж сам аниматор. Мы сделали акцент на характерный рисунок, на фиксацию интересной позы, на выражение лица. Чем-то этот стиль напоминает «аниме», чем-то комикс. Это был довольно смелый шаг, так, как есть опасность «замирания» персонажа на экране. Как бы остановки жизни в нём. Кстати, быстрое, активное, суетливое движение делать намного легче технически. Уменьшенное количество рисунков требует гораздо более тщательной проработки и выразительности. Многие аниматоры со студии «Союзмультфильм», привыкшие работать в определённой манере, очень тяжело приспосабливались к нашим требованиям. Лишь немногие смогли работать на проекте. Через нашу картину прошли практически все российские аниматоры: на ней побывали не менее 150 человек, из которых остались работать всего около 30 специалистов. Одной из сложнейших задач, стоящих перед нами, стало создание фонов к мультфильму. Фоны анимационной ленты «Ку! Кин-дза-дза» лишены фантастической детализации, в них нет чего-то яркого, игрового - скажем, диковинных гор, деревьев, цветов, плодов, каруселей. Мы в пустыне. Этот скучный желтый песок заполняет кадр на протяжении 70% игрового времени! Поэтому к, казалось бы, простой пустыне у нас были очень непростые требования. Пустыня должна быть, с одной стороны, печальная, тяжёлая, безысходная, с другой - производить эстетически сильное впечатление. Сложнее всего делать простые вещи. То, что просто на экране, должно быть гениально просто! Эту «простую гениальность» искать мучительно тяжело. Рисунков к фильму набралось картин на десять. Если просто писать книгу о том, как создавался фильм, это может стать серьёзной эстетической заявкой на новый жанр. То есть столько всего уже сделано, что это может быть интересно само по себе, независимо от картины».
«Так же совершенно нетипичной для анимации была работа с актёрами, задействованными на картине. После тщательного кастинга были приглашены актёры, работающие в основном в игровом кино и театрах. Поскольку лента отличается от «классики», в ней нет ни утрированных голосов, ни эмоциональных излишеств. Запись должна была быть абсолютно естественной. Эта естественность сложна как для аниматора, который создает движения, соответствующие записанным заранее репликам (где привыкли всё усиливать, утрировать), так и для актёра, ведь он заранее настраивается на «утрированную запись». Работать над ролью, не имея перед собой рисунка сыгранной сцены, очень тяжело: актёр всё это должен представить, прожить внутри себя. То, что в анимации сначала пишется звук, а потом под голос разыгрываются сцены, для профессионального игрового актёра очень непривычно. Сыграть по полной, не имея возможности задействовать лицо, руки, глаза - это высший пилотаж!» ЛЕОНИД ЯРМОЛЬНИК, продюсер:
«Этот мультфильм многослойный: рисованные персонажи наложены на трёхмерные конструкции. Но он многослойный и по смыслу. Я надеюсь, что дети будут пересматривать и каждый раз понимать что-то новое, и что когда-нибудь они поймут то, что понимаю я». СЕРГЕЙ СЕЛЬЯНОВ, продюсер:
«Это большое счастье для продюсера работать с большими режиссёрами, я с любовью отношусь ко всем своим картинам, но некоторые всё же на особом счету, это «Брат» Алексея Балабанова, «Кукушка» Александра Рогожкина, первый мультфильм о богатырях - «Алёша Попович и Тугарин змей» Бронзита, и теперь, конечно, «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелия. Для меня это очень дорогой проект, и как для продюсера, и как для зрителя».
«В нашей стране широкого зрителя, к сожалению, мало интересует всё, что связано с художественностью. А в этом фильме художественность, бесспорно, присутствует… Прокатывать фильм будет гораздо сложнее, чем предыдущие анимационные ленты нашей компании - истории про богатырей или Ивана-Царевича. Скорее это будет похоже на прокат «Сказа про Федота-стрельца», который я считаю большой удачей, но, с точки зрения бизнеса, он оказался не самым успешным нашим проектом». КОНСТАНТИН ЭРНСТ, продюсер:
«По форме, юмору и приколам «Ку! Кин-дза-дза» замечательный детский мультфильм. Просто понимание каких-то вещей - ассоциативной глубины, того, что вкладывается между строк, - придёт к зрителю в более позднем возрасте. Сравнивать «Ку! Кин-дза-дза» с новомодными американскими мультфильмами я бы вообще не стал. У него уникальная форма - изысканная и современная. Но этот мультфильм не для того, чтобы просто зайти поржать. В мультфильме очень много юмора (а лучше данелиевского юмора ничего придумать нельзя), сердца и аллегорий. Безусловно, это кино для умных и талантливых зрителей. Я могу сказать провокационно: если кто-то не посмотрит этот мультфильм, это проблема его биографии. Это сиквел выдающейся картины гениального режиссера, сделанный в анимационном жанре, потому что Георгий Данелия – гениальный режиссер, и может делать свое кино в любом жанре, анимации или в 3D - неважно».
ПРЕССА:
«Данелия при помощи самоцитат, басен и побасёнок, аллюзий и метафор рассказывает всё ту же историю, которая, в общем-то, напрямую зависит от времени и условий, в которых мы существуем. Если фильм был фантазией на неопределённое будущее и метафорой, рассказывающей о расслоении на классы в тогдашнем обществе, то мультфильм рассуждает о будущем, которое уже прошло, и последствия которого мы ощущаем и сейчас. Иными словами: почти всё сбылось, легче от этого не стало. Разумеется, «Ку! Кин-дза-дза» отнюдь не даёт надежды на светлое будущее, да и вряд ли авторы мультфильма ставили перед собой такую цель. Этот грустный памфлет в интересном оформлении выполнен практически идеально с художественной точки зрения. На цитаты его, конечно, уже не разберёшь (по-крайней мере на новые цитаты), но в качестве самодостаточной истории мультфильм оказался на редкость состоятельным» (Валерий Ковалевич, кинопортал Ovideo.ru). «Если первый фильм «Кин-дза-дза!» оказался пророчеством, сбывшимся теперь с нами почти буквально, то его продолжение стало грустным, но забавным диагнозом настоящему… «Ку! Кин-дза-дза» - довольно странный ремейк знаменитого первого фильма. Герои частично поменяли имена и полностью - менталитет. Поменялись и их роли в картине, появились новые персонажи, а те, что сохранились, - где-то такие же, а где-то совсем другие. Конечно, до искрометности первого фильма новый не дотягивает, очень уж не хватает ему харизмы и обаяния Леонова, Любшина и Яковлева. Но в этом невозможно упрекнуть автора, ведь герои соответствуют своему времени. Если первый фильм был о ценности человеческих отношений, основанных на сочувствии, а не на выгоде, то новая лента - печальная и остроумная иллюстрация мира, променявшего космос на фанерные табуретки и малиновые штаны с звенящими мобильниками» (Борис Гришин, afisha.mail.ru). «Бросив всеми любимый притчевый сюжет на алтарь анимации, Георгий Данелия неожиданно оказывается где-то между Сильвеном Шоме и студией «Ghibli», и от столь радикальных перемен картина поначалу смотрится как цирковой фокус с превращениями. И всё же ностальгического в «Ку! Кин-дза-дза» заметно больше, чем нового, а значит, главная интрига целиком заключается в реакции на непривычный визуальный стиль возрастных поклонников первоисточника, которым условная «Тайна третьей планеты» куда ближе, чем «Трио из Бельвилля». Совсем же юному зрителю, не успевшему на собственной шкуре испытать все тяготы добычи дефицитной цапы для пепелаца, перед просмотром долго придется объяснять диковинную матчасть и ту роль, что она когда-то играла в сознании целой страны» (Павел Прядкин, film.ru). «Всё, за что любят и бесконечно цитируют ту, первую «Кин-дза-дзу!», в мультфильме бережно сохранено… Тут грустной иронии по поводу постсоветского человека с его представлениями об «успехе» гораздо больше, чем сатиры на советское общество в «Кин-дза-дзе» старой. И правда: оба фильма - про человеческое общество вообще; ранжирование по цвету штанов не менее и не более абсурдно, чем ранжирование по цвету кожи, конфессии, размеру банковского счета. Чего не хватает? Некоторого инфернального измерения, которое в прежней «Кин-дза-дзе!» создавалось присутствием в кадре известных советских артистов в полуприседе и в лохмотьях - Евгения Леонова и особенно Юрия Яковлева; золотая обойма условного Рязанова-Данелия в декорациях одной далёкой галактики, совершенно не освоенной советским кинематографом. Ну, так ведь старый фильм никто не отменял, а новый и впрямь - облегчённое, но совсем не упрощённое дополнение к нему» (Мария Кувшинова, «Афиша»). «Можно, конечно, говорить эзоповым языком, когда смотришь в будущее, но имеет ли смысл говорить им тогда, когда обо всём можно сказать напрямую? Нуждается ли в иносказаниях и «фантастических» виньетках зеркальное отражение? Авторы «Ку! Кин-дза-дза» пошли извилистым путём: откровенное публицистическое высказывание они скрыли за рассыпающимся на эффектные, самодостаточные эпизоды сюжетом (как это и было, кстати, всегда у Данелии, но здесь, похоже дошло до логического конца); за великолепными компьютерными фонами и размашистой анимацией… В сухом остатке остаётся только неизбывная, всеобъемлющая печаль. Она подчёркивается замечательной, на низких, почти траурных нотах, музыкой неподражаемого Гии Канчели; авторскими цитатами и самоцитатами - из давнего и очень грустного фильма Данелии «Слёзы капали». В финале, правда, есть некий «луч надежды» - на молодых, которые, может быть, адаптируются к суровой реальности сегодняшнего дня. Но луч этот в мире «Ку! Кин-дза-дза» светит в вечной, беспросветной ночи, где у людей откапали и высохли все слёзы. Cобственно, дальше может быть только тишина» (Игорь Перунов, ProfiCinema.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|