Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведяЭРНЕСТ И СЕЛЕСТИНА: ПРИКЛЮЧЕНИЯ МЫШКИ И МЕДВЕДЯ
(«Ernest et Celestine», Франция-Бельгия, 2012)
Режиссёры: Бенжамен Реннер, Стефан Обье, Венсан Патар.
Главные роли на русский язык дублируют Александр Пушной и Татьяна Лазарева.
Жанр: анимационная история.

Большая дружба начинается с малого... Она - маленькая мышка, он - огромный медведь. Она - ребёнок, он - взрослый. Она мечтает быть художницей, хотя по правилам своего мира должна стать дантистом, он - музыкант и поэт, ведущий бездумную жизнь и никогда не имеющий куска хлеба на завтра. Они живут в разных мирах: для обитателей мышиного царства нет ничего более дикого, чем подружиться с «большим плохим медведем», да и его соседи вряд ли поймут, зачем водиться с мышкой. Но дружба и родство душ сродни настоящему волшебству. И какое этой парочке дело до условностей, разницы в размере, исторических предрассудков и культурных барьеров?

В основе фильма - винтажная детская серия художницы Габриэль Венсан. Габриэль родилась в Брюсселе 9 сентября 1929 года. Изучала рисунок и живопись в Академии изящных искусств в Брюсселе, которую закончила в 1951 году. Первая выставка работ Габриэль Венсан состоялась в 1960 году. Впоследствии она выпустила иллюстрированные книги «Один день собаки», «Пустыня», «Во дворце»… Они до сих пор издаются по всему миру. Создав «Эрнеста и Селестину» в 80-е годы, Габриэль Венсан посвятила детям сразу два своих таланта - художницы и сказочницы. Вот, что она однажды написала о своих альбомах: «Истории, которые я рисую, часто пережиты или увидены мною. У меня в голове есть сценарий, и когда я беру карандаш, а потом перо, то всё получается быстро. Я рисую словно в сомнамбулическом состоянии, как будто я - не я. Отсюда, несомненно, возникает эта манера смотреть на себя со стороны, не воспринимая всерьёз. Почти всегда первый набросок становится окончательным рисунком - я люблю спонтанность. Я обожаю рисовать для детей, но моим основным занятием остаётся живопись». Книги о приключениях Эрнеста и Селестины принесли Габриэль Венсан международную популярность и множество призов.

Инициатором кинопроекта и его продюсером стал Дидье Бруннер. После дебюта в режиссуре в середине 80-х Бруннер занялся продюсированием. В 1994 году он основал «Лез Арматерз». Первых успехов эта компания добилась в 1997-м благодаря короткометражке «Старая дама и голуби» Сильвена Шоме, номинированной на «Оскар», и знаменитому фильму Мишеля Осело «Кирику и колдунья», вышедшему в 1998-м. Затем последовали «Принцы и принцессы» Мишеля Осело (2000), «Ребенок, который хотел быть медведем» Янника Аструпа (2002), «Трио из Бельвиля» Сильвена Шоме (2003, номинация на «Оскар»), «Чупи» (2004), «Инвентарный призрак» (2004), «Кирику и дикие звери» (2005) Мишеля Осело и Бенедикта Галупа, «Ваши документы!» (2006), «Тайна Келлс» (2008), «Убей меня, пожалуйста» (2009) и «Давай рассказывай!» (2010). Сейчас Дидье Бруннер продюсирует новый фильм Мишеля Осело «Кирику и мужчины и женщины».

Сценаристом «Эрнеста и Селестины» стал известный писатель Даниэль Пеннак. Он родился 1 декабря 1944 года в Касабланке. Так как его родители читали лекции по всему миру, его детство было насыщено многократными путешествиями в Африку, Азию, Европу… Он учился словесности в Ницце и Аксе. Работал преподавателем словесности с 1969 по 1995 в Суассоне и Париже, часто в классах для проблемных детей. С 1979 по 1981 жил в Бразилии, где стал поклонником гамака и сигар. Сначала он писал книги для детей. Как-то на спор взялся за написание «Детективной серии». Первая книга этой серии, вышедшая из-под его пера в 1985 году, называлась «На счастье огров» и явила миру Бенжамена Малоссена. Роман отличался фирменным стилем: ритмичный, скользящий, озорной. Впоследствии похождения Малоссена превратились в сагу («Карабиновая фея», «Маленькая продавщица прозы» «Месье Малоссен», «У плодов желания») и имели большой успех. «Эрнест и Селестина» - первый оригинальный сценарий Пеннака для анимационного кино.

Стать режиссёром «Эрнеста и Селестины» Дидье Бруннер пригласил Бенжамена Реннера. Бенжамен после окончания школы поступил в подготовительный класс школы искусств, затем присоединился к Академии Изящных искусств в Ангулеме, где получил диплом в категории «Комиксы». Затем поступил в школу анимации «Пудриер», где в качестве режиссёра снял короткометражные фильмы «Ворон, желающий быть орлом», «Самый толстый президент в мире» и «Мышиный хвост». «Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя» - полнометражный дебют Реннера.

Фильм «Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя» вошёл в престижную программу «Двухнедельник режиссёров» Каннского МКФ 2012 года.


ДИДЬЕ БРУННЕР:
«Есть двадцать маленьких красивых книжек, иллюстрированных Габриэль Венсан. Эти простые истории приводили в восторг мою дочь Полин, когда я читал их ей перед сном. Её любимыми персонажами были медведь и мышь…»
«Сама Венсан, надо сказать, была категорически против перенесения своего творения на теле- или киноэкран. Это было в 1998 году. В 2000 Габриэль умерла. А в 2008 году издательство «Кастерман» предложило права на адаптацию в виде сериала. Я быстро подписал контракт и предложил адаптировать книги для большого экрана, потому что только так, тщательно работая над произведением, снимая полнометражный мультфильм, мы можем достойно отобразить рисунки Габриэль Венсан».
«В тот день, когда я узнал о том, что права на адаптацию доступны, я как раз закончил читать «Собаку Пес» Даниэля Пеннака. Моя интуиция подсказала мне предложить ему написать сценарий. Потом я убедился в том, насколько верным оказалось моё предчувствие».
«Однажды ко мне случайно попал DVD со студенческим фильмом «Мышиный хвост» молодого кинематографиста из школы «Пудриер» Бенжамена Реннера. Я связался с ним, рассказал о проекте и направил несколько альбомов об Эрнесте и Селестине. Спустя три дня Бенжамен прислал мне две маленькие анимированные сценки, простые, но вместе с тем энергичные и мастерские! Эти наброски, позы и жестикуляция были на высоте и отдавали дань уважения экспрессии и трогательности рисунков Габриэль Венсан. Чувствуя себя новичком и опасаясь в одиночку руководить анимационным коллективом  из 40 художников и аниматоров, Бенжамен попросил о поддержке - нужно было найти сорежиссёров-опекунов. Ими стали Венсан Патар и Стефан Обье, которые привнесли так называемое «Дыхание Бельгии»: нотки юмора и валлонский цвет вписались в общую композицию маленького поэтического мира и эмоций их соотечественницы Габриэль Венсан».

ДАНИЭЛЬ ПЕННАК:
«В 80-е я нашёл маленькую потёртую книжку, озаглавленную: «Один день собаки» с рисунками Габриэль Венсан, выполненными углём. Я только что написал «Собаку Пса», которая тоже рассказывает о приключениях потерянного пса… Я просто влюбился в «Один день собаки» и отправил «Собаку Пса» Габриэль Венсан в обход издателя. Она мне ответила, и мы состояли в дружеской переписке около 10 лет. Я ей отправлял наброски рукописей, а она отправляла мне рисунки и отрывки из «Эрнеста и Селестины». Мы делали это, даже не мечтая, что когда-нибудь мы увидимся или поговорим по телефону. И потом она умерла. Годы спустя после её ухода Дидье Бруннер, с которым я не был знаком, позвонил мне, объяснил, что он продюсер «Трио из Бельвилля», и сказал: «Послушайте, я делаю вам предложение, которое покажется странным. Вы, конечно же, не знакомы с Габриэль Венсан, она создала альбомы «Эрнест и Селестина», отличающиеся ангельской нежностью, я просто мечтаю снять по ним полнометражный анимационный фильм». Я ему объяснил, что неплохо знаком с персонажами и что было бы забавно поместить их в тёмную среду, при этом оставить идиллический дух рисунков Габриэль Венсан. Это был своего рода доступ в рай человеческих отношений. Я написал сценарий с этим ощущением. Эрнест и Селестина вышли оба из мрачной, мучительной вселенной, чтобы обрести себя в мирном убежище, которое способно рухнуть под натиском реальности их двух миров, где их преследуют и стремятся поймать. В конце всех скитаний, каждый из них понимает, что они могут жить вместе».
«Работа над сценарием - это алхимический процесс, где автор, даже если он романист, должен разрабатывать образы, которые в романах занимают несколько абзацев. Естественно, мне не хотелось банально писать надписи к картинкам. Чтобы разрешить эту дилемму мы встретились с коллегами по фильму у меня дома, чтобы лучше понять сценарий. Сидели вокруг стола, ели, я рассказывал им историю и видел, что бельгийцы постоянно делали пометки, едва глядя на меня. И когда я решил посмотреть, что же они там пишут, я обнаружил, что это были на записи, а рисунки! Они были великолепны».

БЕНЖАМЕН РЕННЕР:
«Когда Дидье Бруннер начал заниматься проектом «Эрнест и Селестина» в 2008-м, он обратился в школу анимации «Пудриер» с просьбой найти мультипликаторов для работы над его фильмом. Директор рассказала ему обо мне. Когда мы познакомились, он показал мне книги Габриэль Венсан и предложил для начала разработать графику проекта. Я согласился: ведь именно этим я и хотел заниматься после школы - работать над схематичными рисунками, минималистскими, но точными. Я хотел выражать эмоции и чувства при помощи штрихов и передавать движения в стиле неуловимой анимации».
«В то время, когда я начинал работать над графикой, Даниэль Пеннак, писатель и сценарист фильма, уже разрабатывал первую версию сценария, и я параллельно подключился к работе над сюжетом «пилота». Позднее, когда мне предложили стать режиссёром «Эрнеста и Селестины», мне стало не по себе, потому что я даже вообразить не мог, что буду снимать полный метр сразу по окончании школы без опыта в большом кино. Я испугался ответственности, которая могла свалиться на мои плечи. При этом я очень четко понимал, как выстраивать работу с художниками, чтобы проект получился, как относиться к сценарию, повествованию, режиссуре и игре актёров».
«Я большой поклонник японской анимации, и в широком смысле мне нравится реалистичность японского кино. Так что Миядзаки, безусловно, был для нас ориентиром: «Тоторо», «Ведьмина служба доставки», где героиня, как и Селестина, потерялась посреди города… Также мне очень нравится «Кикуджиро» Такеши Китано, который служил мне своего рода маяком, чтобы понять отношения между Эрнестом и Селестиной. Персонаж, которого играет Китано, - взрослый, сохранивший в себе юношеский задор, и вот он оказывается с ребёнком на руках, не зная, что с ним нужно делать…»
«Я пока что не могу обернуться назад - этот фильм занимал всё моё время на протяжении 4 лет. Но одним я особенно доволен: тем, что лента воздаёт должное памяти Габриэль Венсан, как мне и хотелось, ставя во главу угла рисунок и визуальную часть».



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта