Оз: Великий и УжасныйОЗ: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ
(«Oz: The Great and Powerful», США, 2013)
Режиссёр: Сэм Рэйми.
В ролях: Джеймс Франко, Мила Кунис, Мишель Уильямс, Рэйчел Вайс, Зак Брафф, Джои Кинг, Эбигейл Спенсер, Тед Рэйми.
Жанр: фэнтези.

Когда ураган забрасывает циркового фокусника Оскара Диггса (Франко) из пыльного Канзаса в волшебную страну Оз, склонный к мошенничеству циркач полагает, что он поймал удачу за хвост - ведь с помощью своих трюков он с лёгкостью может добыть в новых землях и славу, и богатство. Однако его ждёт встреча с тремя чародейками, Теодорой (Кунис), Эванорой (Вайс) и Глиндой (Уильямс), которые сомневаются в том, тот ли это великий волшебник, появления которого ждали легковерные жители страны Оз. Пришелец поневоле оказывается втянутым в противостояние эпического масштаба, и ему приходится использовать весь свой «магический» арсенал, с добавлением толики настоящего волшебства. В ситуации выбора между Добром и Злом, Оскару Диггсу предстоит не только стать Великим и Ужасным Волшебником из Страны Оз, но и измениться к лучшему…

Со страной Оз читателей всего мира познакомил Лаймен Фрэнк Баум в своей книге «Удивительный волшебник из страны Оз» (1900). Сегодня даже в США мало кто помнит, что эта книга была задумана и написана как политическая сатира: ведьмы были метафорой тогдашних американских олигархов, летучие обезьяны - пародия на агентов Пинкертона, Железный Дровосек олицетворял рабочий класс, Страшила - фермерство и т. д. Политическая составляющая выветрилась из книг очень быстро, а снятый в 1939 году фильм «Волшебник страны Оз», с годами ставший классикой, окончательно закрепил за Баумом славу детского писателя, а за циклом романов о стране Оз - статус детской литературы. «Оз: Великий и Ужасный» - первая игровая лента о приключениях волшебника из страны Оз, снятая после 1939 года. Всего Баум с 1900 года до 1920-го написал 14 книг, действие которых происходило в вымышленном мире страны Оз. Однако ни в одной из них никогда не рассказывалось о прошлом всемогущего волшебника. А вот фильм «Оз: Великий и Ужасный» является кинематографической предысторией событий, описываемых в первой книге про страну Оз. Большинство героев перекочевали на экран прямиком из книг Баума. Однако будет и много новых персонажей, которых зрители ещё ни разу не видели, например, Фарфоровая Кукла и Кводлинги. Кстати, в странах бывшего СССР книги про страну Оз долгое время были известны в «пересказах» Александра Волкова («Волшебник Изумрудного города» и др.), написанных на основе произведений Баума, а оригинальные романы были изданы на русском языке только в начале 90-х годов прошлого века.

Человек, запустивший проект «Оз: Великий и Ужасный», - продюсер Джо Рот, который в последнее время специализируется на сказках («Алиса в Стране чудес», «Белоснежка и охотник»). «Алиса в Стране чудес» в постановке Тима Бертона собрала в мировом прокате больше миллиарда долларов, после чего Рот получил карт-бланш на разработку новых крупнобюджетных проектов для детей.

Над сценарием фильма «Оз: великий и ужасный» работали Митчел Кэпнер, прославившийся благодаря картинам «Девять ярдов» (2000) и «Ромео должен умереть» (2004), и Дэвид Линдси-Эйбер, известный по фэнтезийному фильму «Чернильное сердце» (2008) и мультфильму «Роботы» (2005).

Главуным претендентом на режиссерское кресло картины «Оз: Великий и Ужасный» долгое время называли Сэма Мендеса. После его отказа Рот обсуждал перспективы постановки с Тимуром Бекмамбетовым, Адамом Шэнкманом, Гильермо дель Торо, но у них не сложилось. В результате режиссёром этого фильма стал Сэм Рэйми, создатель знаменитых кинотрилогий «Зловещие мертвецы» (1981, 1987, 1992) и «Человек-паук» (2002, 2004, 2007), а также фильмов «Быстрый и мёртвый» (1995), «Простой план» (1998), «Затащи меня в ад» (2009).

Кандидатами на роль Оскара Диггса были Роберт Дауни-младший (но к моменту съёмок в его графике не осталось ни одного окна) и Джонни Депп (говорят, не сошёлся со студией в вопросе о размере гонорара). В итоге Рэйми сумел протолкнуть свою кандидатуру - Джеймса Франко. Джеймс начал актёрскую карьеру в конце 1990-х, исполнив одну из ролей в сериале «Чудики и чокнутые», а также снявшись в нескольких молодёжных фильмах. В 2001 году он исполнил заглавную роль в телевизионной биографической картине «Джеймс Дин», став лауреатом премии «Золотой глобус» в номинации «Лучший актёр мини-сериала или телевизионного фильма». В начале 2000-х Франко становится известным благодаря роли Гарри Осборна в трилогии Рэйми «Человек-паук». Затем следуют: «Великий рейд», «Тристан и Изольда», «Эскадрилья «Лафайет», «Ананасовый экспресс: Сижу, курю». В 2008 году Франко сыграл в фильме Гаса Ван Сента «Харви Милк», исполнив роль любовника главного героя картины. За эту роль Джеймсу была присуждена награда «Независимый дух» в категории «Лучший актёр второго плана». Последние работы Франко: «Ешь, молись, люби» (2010), «127 часов» (2010), «Восстание планеты обезьян» (2011), «Отвязные каникулы» (2012). Готовясь к роли Оскара Диггса Джеймсу пришлось научиться нескольким магическим трюкам. Только так он смог вжиться в образ скромного фокусника из цирка-шапито. Работа актёра на проекте началась за две недели до официального начала съёмок - именно столько времени потребовалось фокуснику из Лас-Вегаса Лэнсу Бартону, чтобы обучить Франко своему мастерству. Актёр работал каждый день и освоил трюки с голубями и огнём. Кроме того, он научился доставать различные предметы из цилиндра и заставлять вещи левитировать.

Трех ведьм сыграли Мила Кунис («В пролёте», «Макс Пэйн», «Книга Илая», «Секс по дружбе», «Третий лишний», а одной из наиболее значимых ролей актрисы в кино является роль балерины Лили в фильме «Чёрный лебедь», за которую она была награждена премией «Сатурн» и номинировалась на «Золотой глобус» и Премию Гильдии киноактёров США за лучшую женскую роль второго плана), Рэйчел Вайс («Ускользающая красота», «Мумия», «Мумия врозвращается», «Афера», «Вердикт за деньги», «Константин: Повелитель тьмы», «Фонтан», «Мои черничные ночи», «Эволюция Борна», за роль в фильме «Преданный садовник» 2005 года Рэйчел получила награды «Золотой глобус» и «Оскар» в номинации «Лучшая актриса второго плана») и Мишель Уильямс («Земля изобилия», «Горбатая гора», «Остров проклятых», «Голубой Валентин», «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Мамонт», «7 дней и ночей с Мэрилин», «Любит/ Не любит»). Изначально Рэйми начал лоббировать на роль доброй феи Глинды Хилари Суонк. «Disney» упёрлась: нет, ни в коем случае - Глинду должна играть актриса, которая идеально подходит по типажу на роль доброй феи. Например, Мишель Уильямс. Рэйми было не привыкать к битвам за актёров. Но вскоре режиссёр убедился, что воевать с «Disney» ему не под силу. Студия поставила его перед выбором: Мишель Уильямс или Блэйк Лайвли. Лайвли в последний момент выбыла из конкурса - предпочла сняться в фильме Оливера Стоуна «Особо опасны». Роль Глинды досталась Уильямс. На роли двух других волшебниц - злодейки Эваноры и колеблющейся между добром и злом Теодоры - студия взяла, соответственно, Рэйчел Вайс и Милу Кунис. При этом список претенденток был довольно впечатляющим. По слухам, в него входили Кира Найтли, Эми Адамс, Кейт Бекинсэйл, Оливия Уайлд и Ребекка Холл. Рэйчел Вайс активно добивалась роли, хотя ни студия, ни режиссёр не видели её в амплуа злодейки. Вайс настояла на встрече с Рэйми, два часа убеждала его, сделала пробу и, в конце концов, получила роль.

Кроме Франко Сэму Рэйми удалось задействовать в проекте «Оз: Великий и Ужасный» ещё одного «своего» актёра - Брюса Кэмпбелла, известного по роли Эша в «Зловещих мертвецах». Но найти Кэмпбелла в «Озе» почти невозможно. Брюс играет стражника у ворот, который не хочет пропускать повозку в Изумрудный город. На нём довольно много грима, так что узнать его сложно.

Съёмки фильма «Оз: Великий и Ужасный» начались в июле 2011 года. Площадки для натурных съёмок в пригороде Детройта, которые использовались в съёмках фильма, подбирал профессиональный озеленитель Дэн Гиллули. Бродя по окрестностям, он нашёл фруктовый сад, усеянный высохшими персиковыми деревьями. Они стали основой Тёмного Леса. Ещё одним немаловажным дополнением к колоритной локации стали кусты чертополоха, которые Гиллули в изобилии нашёл на городских пустырях. А основные съёмочные площадки фильма заняли семь павильонов студии «Michigan Motion Pictures», которая находится в городе Понтиак, штат Мичиган. Невероятно, но факт – практически весь волшебный мир фильма уместился под крышами павильонов.

Этот мир создал обладатель премии Оскар (за «Аватар» и «Алису в Стране чудес») художник-постановщик Роберт Стромберг. В общей сложности он соорудил декорации для 24 мест, в которых разворачивается действие фильма. С учётом некоторых интерьеров, над которыми также работал художник, получается всего 30 работ. Стараниями Стромберга на экране появились такие знакомые всем с детства объекты, как Дорога из жёлтого кирпича и Изумрудный город. Кроме того, были выстроены и не столь узнаваемые, но не менее колоритные локации: Тронный Зал ведьм; Причудливый Лес, в котором Оз встречается с Теодорой; Тёмный Лес, в котором зрители впервые увидят добрую колдунью Глинду; и Фарфоровый город, все жители которого сделаны из фарфора. «Все другие проекты, на которых я работал, были по большей части виртуальными, - признается Стромберг. - Для этого фильма мне хотелось создать эффект театральной сцены. Я убеждён, что добиться этого в виртуальном мире практически невозможно. Ощущение театральной сцены достижимо, только если площадка выстроена в павильоне. Впоследствии глубину можно добрать при помощи компьютерных эффектов, но они не должны доминировать в съёмочном процессе».

Супервайзеру по визуальным эффектам Скоту Стокдику (работал над трилогией «Человек-паук» и получил премию «Оскар» за вторую часть этой трилогии) тоже пришлось немало потрудиться. «На разработку эффектов к этому фильма ушло больше года, - признается он. - По мере увеличения продолжительности сцены наша работа усложнялась, и в некоторых эпизодах количество кадров со спецэффектами доходило до 1500».

Ведьминские наряды создавал немецкий дизайнер Михаэль Кутше, следя за тем, чтобы они соответствовали общему представлению художника-постановщика Роберта Стромберга. Над гардеробами ведьм Кутше работал вместе со своим коллегой Гари Джонсом. Дизайнер костюмов Гари Джонс и его команда подготовили гардероб для более чем 1500 актёров, начиная от карликовых Жевунов и вплоть до великанов-Мигунов. На этот титанический труд у костюмеров ушло более 23 недель. Только для главных героев (Оза, Теодоры, Глинды и Эваноры) было подготовлено более 200 костюмов. Джеймс Франко появляется на экране на протяжении всего фильма в одном и том же костюме-тройке, в котором Оз улетел из Канзаса. Дизайнер костюмов Гари Джонс тщательно изучил специфику моды 1880-1930 годов. Затем костюмер встретился с Франко в Нью-Йорке и показал актёру старые фотографии, на которых были запечатлены костюмы того времени. Джонс и Франко сошлись во мнении относительно финальной версии костюма Оза - строгий костюм чёрного цвета.

В фильме использовано более 3000 элементов реквизита, из которых 1400 было изготовлено вручную специально для съёмок картины. В это число не входят 5000 монет, которые реквизитор Рассел Боббит изготовил специально для сундука из сокровищницы Оза. На одной стороне каждой из этих монет изображена Дорога из жёлтого кирпича, на другой - профиль писателя Л. Фрэнка Баума. Кстати, в начале картины в сцене на ярмарке мы видим шатёр, на котором написано «Цирк братьев Баум».


СЭМ РЭЙМИ:
«Я искал сценариста для другого проекта, и кто-то предложил мне прочитать сценарий к «Оз: Великий и Ужасный». Тогда я подумал, что просто оценю качество автора… Но вышло так, что я влюбился в саму историю… Я прочитал его и подумал: «Хм, может быть, я смогу снять такое, исключительно позитивное, детское кино?» Для меня это необычный и интересный опыт».
«Мне не пришлось ничем жертвовать, ведь именно этого я и хотел - снять абсолютно диснеевский фильм. Больше того, мне хотелось снять фильм более диснеевский, чем у самого Диснея. Чтобы на него могли прийти семьи с детьми и ничего не бояться, чтобы его было интересно смотреть и взрослым, и малышам. Я специально убрал страшные сцены, чтобы не напугать юных зрителей, хотя до сих пор не уверен, точно ли я всё рассчитал. В этом смысле я развернулся на 180 градусов относительно своих предыдущих фильмов. Я хотел снять вообще самый что ни на есть предиснеевский фильм в истории!»
«Мне самому было очень интересно узнать больше о загадочном персонаже, который подробно не описывался ни в одной книге Баума. Кто этот парень? Как он туда попал? Как он получил волшебные силы и стал правителем страны, будучи шарлатаном?»
«Из описаний Фрэнка Баума следует, что Изумрудный город - это очень космополитичное место. Стиль старых небоскребов Манхэттена нам показался подходящим, да и жителей мы нарядили соответствующе, как если бы Манхэттен оказался в Изумрудном городе. Сделали их образы нарочито заострёнными, резкими, контрастными. В противовес ему королевство Глинды обладает более мягкими, женственными чертами, в стиле французского ар-нуво. Жители там попроще, загорелые, весёлые. Нам хотелось сделать каждое место особенным и непохожим на другие, мы стремились к максимальному контрасту».
«Мне было важно, чтобы актёры взаимодействовали со съёмочными площадками. Я хотел, чтобы они видели обстановку вокруг себя, могли потрогать предметы интерьера… Всегда хочется предоставить актёрам возможность увидеть окружающий их мир, почувствовать своё присутствие в нём. Это была одна из наших первостепенных задач… Немалое значение имеет баланс между реальными и компьютерными декорациями. Вообще, значение имеет баланс во всём - в экстерьере, интерьере, ландшафтах, реквизите и всем прочем».
«Мой секрет - окружать себя самыми талантливыми и профессиональными людьми, которых я только могу найти, и делегировать полномочия. У меня были лучшие на свете художники, прекрасные ассистенты. Я стараюсь собрать команду из людей гораздо более умных, чем я сам. Мне нравится быть главным чайником на площадке. Это слегка смущает, зато на съёмках всё работает как часы, и я могу быть спокоен».
«Съёмочная площадка - последнее место, где стоило бы носить костюм. Когда ты ползаешь по полу или карабкаешься куда-то, меньше всего ты хочешь быть при полном параде! Но я так одеваюсь, чтобы проявить уважение к актёрам. Отец научил меня, что то, как ты одет, показывает уровень твоего отношения к окружающим».
«Джеймсу не занимать природного обаяния, так что это делает его игру очень достоверной… Я не раз с ним работал, мы хорошо знакомы и доверяем друг другу. Взаимодействовать на таком уровне очень важно для режиссёра и исполнителя главной роли. Когда мы впервые встретились с Джеймсом, мне он показался довольно эгоистичным актёром. Потом в течение тех 12 лет, что мы знакомы, я наблюдал, как он меняется и отдаётся профессии всё больше. Эта трансформация - то, что нужно для роли волшебника. Мне нужен был тот, кто сможет найти в себе и отрицательное, и положительное, чтобы синтезировать это в персонаже. Джеймс это может, а значит, идеально подходит».
«Я сознательно отказался от motion capture, потому что это холодный аналитический алгоритм, заданный компьютером. Мне не хотелось, чтобы эмоции актёров интерпретировал компьютер. Поэтому мы записывали актёрскую игру на площадке, потом отбирали вместе с монтажером удачные дубли и шли с ними к аниматорам, чтобы те вручную нарисовали с Джои Кинг Фарфоровую девочку. Конечно, они делали это с помощью компьютерной графики, но всё-таки это была ручная работа. Вместе с аниматорами мы старались ухватить ту страсть, тот юмор, которые присущи актёрам, и сделать анимационных персонажей как можно более человечными».
«Мы хотели создать новый мир, который одинаково понравится и страстным поклонникам Баума, и зрителям, которые никогда раньше не слышали о стране Оз. Это фильм-фантазия, фильм-феерия».
«Для меня «Оз» получился фильмом о том, что куда важнее быть  хорошим человеком, и быть им каждый день, в каждом своём поступке, чем пытаться стать кем-то, знаете, «великим». О том, что куда важнее брать на себя ответственность, в том числе - и за своих друзей. О том, что главное - быть человеком».

МИЛА КУНИС:
«Я думала, что мне придётся всё время смотреть на зелёное сукно и воображать, что я вижу что-то интересное. Но вместо этого я увидела реальные декорации, фантастические и осязаемые. Гигантские цветы, невероятные растения - всё это реальные декорации. Изумрудный город - реальная декорация. Замок Глинды - реальная декорация. Даже река с водопадом - настоящие! Я никогда раньше не видела таких гигантских кинопавильонов. Это просто фантастика!»

ДЖЕЙМС ФРАНКО:
«Я ценю сказки за то, что они, с одной стороны, всегда были источником вдохновения для литераторов, и мне очень нравится, что через сказочный мир мы можем передать наши реальные эмоции, проблемы, беспокойства. В сказках собрана мудрость многих поколений, они рассказывают прежде всего о том, как оставаться человеком, используя необычное, сказочное, фантастическое окружение. Мне нравятся фильмы, основанные на старых сказках, особенно если они заключают в себе какой-то новый элемент, дополнение, может быть, в виде современных нам проблем. Интересно, что, по сути, в любой сказке ты можешь найти вполне современные и близкие нам ситуации: отношения между детьми и родителями, между влюбленными, друзьями. По-моему, это неиссякаемый источник вдохновения. К тому же сказочные истории позволяют кинематографистам полнее использовать разные технические новинки. Мне импонирует тот факт, что мир фантазии открывает простор как для воображения при создании собственно истории, так и для выбора средств для её визуального воплощения».
«В какой-то степени можно провести аналогию между кинематографией и историей, описываемой в фильме. Оз - волшебник. Он устраивает шоу. Попадая в страну Оз, ему приходится по разным причинам прибегать к различным иллюзиям. Тем же самым занимаемся все мы, кинематографисты - создаём иллюзии. Мы погружаем зрителей в вымышленные миры».



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта