НетНЕТ
(«No», Чили-Франция-США, 2012)
Режиссёр: Пабло Ларрайн.
В ролях: Гаэль Гарсиа Берналь, Альфредо Кастро, Антония Зегерс, Луис Гнекко, Нестор Кантильяна, Алехандро Гоик, Диего Муноз, Хайме Ваделл, Паскаль Монтеро.
Жанр: драма.

Главный герой картины - Рене Сааведра (Берналь) - преуспевающий рекламщик, представитель чилийского «креативного класса»: интересуется гоночными машинами, катается на скейтборде и играет со своим сыном в игрушечную железную дорогу. Политика его не интересует. Но когда чилийский военный диктатор Аугусто Пиночет под давлением международной общественности объявляет в 1988 году референдум о продлении своих президентских полномочий, лидеры оппозиции, по закону получившие на 27 дней доступ к телеэфиру, уговаривают Рене заняться разработкой агитационного ролика для телевидения. Рене берётся за эту работу без особого желания. Но при этом он убеждает заказчиков полностью изменить свою пропагандистскую стратегию и разрабатывает оригинальный план - как победить. И, что самое потрясающее, план начинает работать!

24 года прошло с того дня, как миллионы чилийцев проголосовали против военной диктатуры Аугусто Пиночета. В 1988-м году в стране прошёл референдум, на котором около 55 процентов избирателей сказали свое «нет» очередному президентскому сроку генерала. Для Пиночета это стало началом конца - в 1990 году он перестал быть президентом, а в 1998 году ушёл в отставку с поста командующего сухопутными войсками. Для Чили эти события ознаменовали начало новой демократической эпохи. Однако далеко не все были согласны с таким ходом событий. Для одних Аугусто Пиночет - диктатор, на совести которого тысячи убитых чилийцев и огромное количество репрессированных. Для других он - символ экономического роста и стабильности. То, что давняя рана ещё не зажила, в очередной раз показала неоднозначная общественная реакция на премьеру фильма «Нет», сценарий к которому написал Педро Пеирано по пьесе Антонио Скармета «Референдум».

«Нет» - это четвёртый фильм чилийского режиссёра Пабло Ларрайна и последняя часть трилогии, посвящённой Чили времен Пиночета. Первые две картины - «Тони Манеро» (2008) и «Пост мортем» (2010). Режиссер Пабло Ларрайн родился в 1976 году в семье правого политика, и ужасы диктаторского режима его не коснулись, однако этот период сильно интересует его: «Мне было 15 лет, когда я понял, что происходит в моей стране. Я понял, что пропустил нечто важное, с чем столкнулись многие мои соотечественники, и это были страх и боль».

Главный герой фильма - персонаж вымышленный, хотя у него и было несколько реальных прототипов. Но в картине так же показаны многие реальные люди, некоторые из которых до сих пор занимают посты в правительстве Чили. Кроме того, в фильме играют многие реальные участники компании «Нет», но по режиссёрской задумке они играют роли сторонников Пиночета.

В фильме используются настоящие ролики из 1988-го года (в списке актёров, кстати, указан Пиночет в роли самого себя), и чтобы они не контрастировали с остальным фильмом, Ларрайн снимает «Нет» в стиле видеофильмов тех лет и в видеоформате Betamax, популярном на телевидении в конце 1980-х годов.

Исполнитель главной роли Гаэль Гарсиа Берналь родился 30 ноября 1978 года в Гвадалахаре (Мексика) в семье актёров, поэтому с раннего детства он стал играть на театральной сцене и сниматься в телесериалах. Позднее актёрскому мастерству он учился в Центральной школе сценической речи и драматического искусства в Лондоне (1995-1997). Берналь был первым мексиканцем принятым в этот престижный европейский вуз. В 1996 году Берналь сыграл Мартина в ленте уругвайского режиссера Антонио Уррутио «Изнутри, сердце», который номинировался на «Оскар» как лучший короткометражный фильм. Звездой мирового уровня Гаэля Гарсиа Берналя сделали фильмы мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Сука-любовь» (2000) и испанца Альфонсо Куарона «И твою маму тоже» (2001). Берналь свободно владеет английским, португальским, французским и итальянским языками. Поэтому не случайно актёр активно снимается в США, Латинской Америке и Европе. Невероятный темперамент, внешние данные, киногеничность и широкий творческий диапазон позволили ему за короткое время стать одним из ведущих актёров молодого поколения латиноамериканского кино. Дальнейший успех Берналю принесли роли в фильмах «Дневник мотоциклиста» (2004) Вальтера Саллеша, «Дурное воспитание» (2004) Педро Альмодовара, «Наука сна» (2006) Мишеля Гондри, «Вавилон» (2006) того же Иньярриту, «Прошлое» (2007) Эктора Бабенко, «Предел контроля» (2009) Джима Джармуша, «Письма к Джульетте» (2010), «Самая одинокая планета» (2011). В 2005 году Берналь вместе со своим другом киноактером Диего Луна и продюсером Пабло Крусом основал продюсерскую кинофирму «Канано филмс». В 2007 году состоялся режиссёрский дебют Берналя - фильм «Дефицит», в котором он исполнил главную роль.

Мировая премьера фильма «Нет» состоялась на Каннском МКФ в 2012 году, где картина получила приз «Art Cinema Award» программы «Двухнедельник режиссёров». Фильм также был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший иноязычный фильм», был удостоен Главного приза в категории полнометражных художественных фильмов на 34-м Международном фестивале нового латиноамериканского кино в Гаване (жюри отметило работу Ларрайна за «мастерство в изображении прошлого Чили, что помогает нам лучше понять его настоящее»), получил «Приз зрителей» на кинофестивале в Сан-Паулу и приз зрительских симпатий 23-го МКФ в городе Тромсё на севере Норвегии, а Гаэль Гарсиа Берналь был награждён призом за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Абу-Даби.


ПАБЛО ЛАРРАЙН:
«День проведения референдума - почти такая же важная историческая дата, как День независимости. Когда мне предложили снимать об этом фильм, я испугался. Мы долго собирали материал. Поначалу прототипы наших персонажей отнеслись ко мне настороженно. Это очень известные в Чили люди. Они в некотором смысле изменили ход истории. Я известен как режиссёр мрачных фильмов, полных насилия. Ясно, что они удивились: «Почему ты?» Приходилось убеждать, показывать сценарий, знакомить с Берналем… Наконец уговорил: мы получили всё - фотографии, видео, воспоминания. Более того, все участники кампании снялись в нашем фильме. Но мы договорились, что они будут играть своих оппонентов, сторонников Пиночета. Шутка такая».
«Я помню, когда по телевизору шли эти ролики, улицы пустели - как во время чемпионата мира по футболу. Телевидение было единственной правдой - со всей его пропагандой и умолчаниями. Сейчас это уже не так - появился интернет. В фильме нет ни одной сцены, в которой не было бы телевизора. Страна проживала свою жизнь в телеэфире».
«Пиночет создал свою экономическую модель к концу 1970-х, но она существует до сих пор. Референдум прошел двадцать четыре года назад, но моя страна напоминает шопинг-молл: если вы хотите получить образование - надо платить, если вам нужна медицинская помощь - надо платить. Всё на продажу. Пиночет посадил дерево, которое до сих пор тщательно поливают. Думаю, очевидно, что социализм не сработал. Но не сработал и капитализм. Где решение? У нас есть журнал «Forbes», в котором рассказывается о том, как богатые стали богатыми. Но где журнал «Poor», в котором рассказывается, как бедные стали бедными? Вряд ли его кто-то будет читать, все помешаны на деньгах. И фильм отчасти тоже об этом - как система превращает человека в слепца. И как многое можно изменить при помощи общения».
«Нельзя не учитывать, что кадры хроники, которые сейчас кажутся нам смешными, в конце восьмидесятых воспринимались очень серьёзно. Время - это волшебник, который меняет свойства вещей».
«Рене Сааведра, которого играет Берналь, - самый правдоподобный персонаж во всём фильме. Мы видим политиков, экспертов - и вдруг появляется этот парень, который всё время играет с детской железной дорогой. Рекламирует кока-колу, спагетти и микроволновые печи. И именно ему приходит в голову, что в кампании за отставку Пиночета нельзя использовать тему насилия. Что надо придумать позитивный месседж».

ГАЭЛЬ ГАРСИЯ БЕРНАЛЬ:
«Меня поразили два момента. Во-первых, я не знал о той роли, которую реклама сыграла в той кампании. Я знал о референдуме, но об этом понятия не имел, и думаю, многие наши зрители об этом не слышали. А во-вторых, до этого я не осознавал, какую боль принёс диктаторский режим людям в Чили. Я рос в Мексике, где было много беженцев из Чили. Но лишь приехав в Чили и поговорив с этими людьми, я прочувствовал их боль».


ПРЕССА:

«Берналь сыграл тут копирайтера Рене Сааведру - хипстера образца 1988 года, который ввязался в антипиночетовскую рекламную кампанию. Должен ли Аугусто Пиночет остаться у власти ещё восемь лет? Да или нет? Да или нет? Хипстер катается на скейтборде, рекламирует микроволновку и считает, что антиправительственная кампания должна быть оптимистичной и мягкой. Как и Дон Дрейпер из сериала «Безумцы», он продаёт не товар, а мечту. Не надо говорить о тех, кто пропал без вести или был убит, давайте лучше дадим людям что-нибудь вроде «я никогда не видел вокруг столько прекрасных одухотворенных лиц», или «будущее за нами», или «больше так продолжаться не может, давайте потанцуем». Не важно, что выборы будут сфальсифицированы - и это всем известно. Не важно, что на улицах стоят войска, а людей, выходящих на митинги, арестовывают. Надо делать то немногое, что мы можем сделать в данной ситуации: во-первых, надо шутками и прибаутками уговорить избирателя просто прийти на выборы. Во-вторых, надо использовать рекламные стратегии, чтобы побороть политического противника. Самое удивительное, что это работает. Даже бывшая жена героя, которая сначала обвиняет его в сокрытии фактов («если ты не говоришь об убитых, ты оправдываешь убийство»), к финалу радуется, что лагерь «Нет» близок к победе. И никто не обращает внимания на то, что Рене использует одинаковые слова и картинки в рекламах микроволновки, демократии и нового телесериала. Хотя, возможно, единственный способ приблизить будущее - заставить клиента в него поверить. В «Тони Манеро» и «Пост мортеме» Ларрайн показывал субботнюю лихорадку и трупный холод эры Пиночета. Теперь он, в стиле телесериала 80-х, даёт насладиться грязной рекламной картинкой пиночетовского заката. Российскому человеку смотреть это невыносимо, Ларрайн как будто прожил последний год в России. Точнее, наверное, Россия живёт этот год в Чили времен Пиночета» (Ксения Рождественская, «Ведомости»).

«Фильм «Нет» стоит увидеть по разным причинам. Противостояние двух рекламных стратегий (охранители вынуждены ежедневно менять акценты в своей кампании) - идеальный кинематографический материал. Режиссёрский диапазон Ларрайна намного шире, чем можно предположить по «Тони Манеро» и «Пост мортем». Восьмидесятые в его фильме оказываются временем расфокуса, солнечного света и надежды - временем, когда будущее было так близко, что, кажется, надо просто протянуть руку. На русского зрителя картина способна оказать сильное психотерапевтическое воздействие. Мы не одни такие в мире, никакая диктатура не навсегда, копирайтер тоже может стать человеком» (Мария Кувшинова, openspace.ru).

«Если перекроить сериал «Безумцы» в политический триллер, то перед нами предстанет захватывающий и провокативный фильм от чилийского режиссёра Пабло Ларрайна» («Globe and Mail»).

«Фильм рассказывает историю рекламщика… Выглядит он при этом почти как любительская документалка на vhs, но построен так, что пробирает до души. Достижение Ларрайна здесь заключается в том, что, рассказывая про революцию через личную историю, ему удается, выдержав пафос обеих этих линий, не перемешать одно с другим» (Наиля Гольман, snapbox.ru).

«Иногда появляется фильм, который заставляет пульсировать кровь: произведение, которому судьба уготовила вырваться из артхаусного гетто, и в котором чувствуется свежие взгляд и голос… В этом году этим фильмом стал «Нет» (Шарлотт Хиггинс, «Guardian»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта