ДРУГАЯ ЖИЗНЬ ЖЕНЩИНЫ
(«La vie d'une autre», Франция-Люксембург-Бельгия, 2012)
Режиссёр: Сильви Тестю.
В ролях: Жюльет Бинош, Матьё Кассовитц, Оре Атика, Даниэль Лебрун, Вернон Добчефф, Франсуа Берлеан, Мари-Кристин Адам, Иви Дашари-Ле Беон, Николас Карпентье, Альберт Спайнер, Дидье Рэймонд, Сильви Херберт, Эрик Прат, Марина Томе.
Жанр: драма с элементами комедии. Задёрганной и не уверенной в себе Мари (Бинош) вот-вот исполнится 26. Но, кажется, скоро у неё всё будет хорошо. Она получила прекрасную работу, а позже заснула в объятиях любимого мужчины, чувствуя себя совершенно счастливой. Проснувшись, Мари обнаружила себя в роскошной квартире с видом на Эйфелеву башню, на кухне нашёлся мальчик, зовущий её мамой, а в коридоре - прислуга. Посмотрев в зеркало и сопоставив некоторые факты, она осознаёт, что последние пятнадцать жизни непостижимым образом выветрились из её памяти. Мари не помнит, когда вышла замуж за любимого Поля (Кассовиц), когда начала делать блестящую карьеру в фирме его отца, как родила сына, и как любовь подошла к концу - до развода, оказывается, 4 дня. Но теперь Мари снова застенчивая, слегка неуклюжая девушка, влюблённая в Поля, находящаяся в полной растерянности из-за своей внезапной амнезии, но больше от того, как она могла так бездарно прожить лучшие годы и стать таким чудовищем… Так можно ли вернуть прошлое за 4 дня? Сценарий фильма написан по роману Фредерик Деге «La Vie d’une autre». «Другая жизнь женщины» - первая крупная картина, которую режиссирует известная французская актриса Сильви Тестю. Ранее француженка отметилась только короткометражкой «Я хочу спуститься» (1998). Сильви Тестю появилась на свет 17 января 1971 года в Лионе в семье итальянских эмигрантов. Когда в 1985 году на французские экраны вышла лента Клода Миллера «Дерзкая девчонка» с Шарлоттой Гейнсбур в главной роли, Сильви заболела актерской профессией и решила покорять Париж. Желание стать актрисой привело её в Национальную Консерваторию Драматического искусства. В 1991 году Тестю начинает сниматься в небольших ролях. Самой известной из первых киноработ актрисы стала картина «История мальчика, который хотел целоваться» в 1994 году. В это же время Сильви параллельно начинает работать в Германии. Именно там, Тестю и приобретает популярность и получает первую кинопремию. Её роль в фильме «За гранью тишины» была отмечен призом «Лола» и званием лучшей актрисы 1996 года. Французская популярность актрисы пришла чуть позже, с выходом картины «Карнавал» Томаса Венсана, где Тестю сыграла женщину, которая разрывается между двумя мужчинами. Роль принесла Сильви номинацию на премию «Сезар» как самой многообещающей актрисе. После такого успеха режиссер Шанталь Акерман приглашает Тестю в свою новую картину «Пленник», за главную роль в которой актриса в 2000 году была номинирована на премию Европейской Киноакадемии. В следующем году фильм «Смертельные раны», наконец, принес ей «Сезара». Если ранее Сильвии Тестю была известна в основном на родине и в Германии, то в уже в 2004 году об актрисе услышал весь мир. В 2003 году Ален Корно снимает фильм «Страх и трепет» по бестселлеру Амели Нотомб. Для роли бельгийской девушки Амели, актрисе пришлось научиться говорить по-японски, но игра стоила свеч. «Страх и трепет» собрал целый урожай призов, Сильви получила «Сезар», приз на кинофестивале в Карловых Варах за лучшую женскую роль, премию культурной прессы «Золотая звезда», приз на фестивале во Флоренции. Сразу после этой работы актриса снова составляет творческий тандем с Шанталь Акерман для съемок в новом фильме «Завтра мы переезжаем», Ален Корно вновь снимает её в ленте «Синие слова». В 2007 году Сильвии Тестю появилась в трех фильмах – оскароносном «Жизнь в розовом свете», «Франции» Сержа Бозона и «Тайне Антуана Ватто» Лорана де Бартийя. В 2008 году актриса создала впечатляющий экранный портрет Франсуазы Саган («Саган»), а в 2009 году сыграла главную роль в драме «Лурд» (приз Европейской киноакадемии за лучшую женскую роль). Ещё Сильви Тестю играет на сцене и пишет книги. В 2009 она стала кавалером «Ордена за заслуги». Одну из главных ролей в фильме исполняет известная французская актриса Жюльет Бинош, на счету которой один «Оскар» (за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Английский пациент»), призы лучшей актрисе Венецианского («Три цвета: Синий») и Берлинского («Английский пациент», «Копия верна») МКФ и множество звездных ролей («Дурная кровь», «Невыносимая лёгкость бытия», «Любовники с Нового моста», «Шоколад», «История любви», «Скрытое», «Париж»). Ещё одна звезда французского кино, задействованная в главной роли в «Другой жизни женщины» - Матьё Кассовиц («Ненависть», «Пятый элемент», «Убийца(ы)», «Амели», «Именинница», «Мюнхен», «Нокаут»), известный также как кинорежиссёр («Ненависть», «Убийца(ы)», «Багровые реки», «Готика», «Вавилон Н.Э.»). Оператор «Другой жизни женщины» Тьерри Арбогаст получил известность, работая с режиссёром Люком Бессоном («Её звали Никита», «Леон», «Пятый элемент», «Жанна Д'Арк», «Ангел-А», киносериал про Артура и минипутов, «Необычайные приключения Адель»). Другие его работы: «Гусар на крыше» (премия «Сезар»), «Насмешка», «Квартира», «Она прекрасна», «Черная кошка, белый кот», «Багровые реки», «Роковая женщина», «Бон вояж!» (премия «Сезар»), «Вавилон Н.Э.». Премьера фильма «Другая жизнь женщины» состоялась во Франции 15 февраля 2012 года. Бюджет фильма - 6,5 миллиона долларов.
СИЛЬВИ ТЕСТЮ:
«Сначала была встреча с двумя юными продюсерами, мечтавшими о своём первом художественном фильме. Они пришли в восторг от романа Фредерик Деге и потребовали, чтобы я его прочитала. А ещё они мне передали несколько страниц в качестве первого наброска сценария. Я прочитала роман, потом набросок. Это была в прямом смысле экранизация. Они следовали за текстом. Мне предлагалось заснять на плёнку роман. Я принялась писать сценарий, не задумываясь о том, получится ли у меня что-нибудь, стану ли я режиссёром. Начав писать, я полностью погрузилась в работу. Я была в пригороде, в тишине. Дней за 12 напряжённой работы я написала первый вариант. В книге поднимается вопрос о том, кем становится человек, повзрослев. Что бы подумала девочка, которой я когда-то была, о женщине, которой я стала? В книге героиня - жертва. В том, что она грустит, виноваты другие. Я выбрала другой путь. Мне нравится мысль о том, что человек сам несёт ответственность за то, что происходит с ним в жизни. Я не говорю об удачах и неудачах, которые могут встретиться на его пути. Я говорю о чувстве уважения и привязанности, которые он вызывает у других, о желании чем-то поделиться, и мне хочется верить, что это зависит от каждого из нас. Мне хотелось, чтобы моя героиня, которой сначала жизнь улыбалась, сама бы несла ответственность за то, какой она стала. Так что я перевернула ситуацию и вместо того, чтобы сделать её скучающей домохозяйкой, пассивной супругой богатого мужа, который ей изменяет, я дала ей роль мужа. В процессе работы я довольно быстро поняла, что мой персонаж - Мари - не слишком похож на меня. Чем больше я писала, тем меньше подходила мне роль. В этом я убедилась уже с первых сцен. Вырисовывался образ красивой, зрелой, успешной женщины. Женщины, которая с первого же взгляда производит на вас впечатление, которая обладает природной властностью и безо всякого усилия может заставить кого угодно себя слушать. В некотором смысле это роковая женщина. Сложность состояла в том, что в начале фильма в Мари должны были чувствоваться все эти черты характера, и в то же время она должна была сохранить черты юной девушки в процессе становления. Если эту молодёжную часть роли я ещё могла бы сыграть, то на роль фатальной женщины я не гожусь. Может быть, когда-нибудь и смогу сыграть. Я надеюсь. Ну а пока… Я продолжала писать и чем дальше писала, тем больше мне хотелось писать в расчёте на кого-то конкретного. Будто я знала эту женщину, будто она где-то существовала. Вот тогда я увидела лицо Жюльет Бинош. Я стала писать для неё. Не подозревая об этом, она помогала мне создавать моего персонажа. Она направляла меня. Не говоря уж о том, что я считаю её одной из лучших наших актрис, Жюльет вполне можно назвать роковой женщиной, но в ней сохранилось и что-то детское, и это проявляется, когда она улыбается. В ней угадывается подросток, девушка, которой она когда-то была, никуда не исчезла. Первый вариант был написан достаточно быстро. Я нашла тон, создала атмосферу, определила стиль, ритм. Потом я решила отправить сценарий Жюльет. Я заявила себе и продюсерам: «Если она откажется, я закрываю проект». Жюльет прочитала сценарий за сутки… Каков ответ? Поздно вечером я ей перезвонила. Когда я услышала ответ «Нужно кое-что переработать, но я согласна», я стояла лицом к Эйфелевой башне (которая уже и так присутствовала в моём сценарии). Я подумала, что это сон. Я не ошиблась. Хотя у неё уже была за плечами внушительная карьера, говорила она непринуждённо. Она была весела, полна энтузиазма. Она спросила, кто, по моему мнению, должен играть мужа. Долго думать мне не пришлось. Нужен был мужчина, который в противоположность ей казался бы совсем мальчишкой, но в котором чувствовались бы зрелость и сила. Матьё Кассовиц в своих кроссовках, со своей детской улыбкой действительно похож на пацана, но в то же время это сильный человек, уверенный в себе, обладающий харизмой. Я как-то встретилась с ним, когда гуляла со своей собакой. У меня тогда был очень плохо воспитанный боксёр. Матьё любит собак и остановился поиграть с ним. Когда он ушёл, моя собака залаяла, чтобы ей вернули друга. Все говорили мне, что Матьё не хочет играть. И тем не менее именно этого актёра мне хотелось видеть в своём фильме. Я ему всё же позвонила. И вот второе чудо. Он тоже прочитал сценарий за сутки. Помню его звонок: «Согласен». Я была в восторге. Пожалуй, всю следующую неделю я была как сумасшедшая от радости, что идеальная пара Бинош и Кассовиц состоялась. Прошло восемь месяцев. Я написала новый вариант. Жюльет была на гастролях. Матьё работал над своим фильмом. Жюльет новая версия не понравилась, она отказалась сниматься. Я совершенно уничтожена, я больше не верю в свой фильм, я опустила руки. Я объявляю новость Матьё. Он мне объяснил, что такое случается и нередко. Ему тоже приходилось сражаться, убеждать актёра сняться в его фильме. Отказ - это лишь дополнительная сложность, ещё ничего не потеряно… Будет не так просто, как представлялось. Кино - штука сложная. Прошла зима. Жюльет получила приз в Каннах за лучшую женскую роль («Копия верна»). Я очень рада за неё, но одновременно испытываю ностальгию. Мне бы тоже хотелось поездить со своим фильмом. Потом однажды она приглашает меня к себе, просит дать ей ещё раз перечитать сценарий. На сей раз она говорит «да»… Когда ты являешься автором проекта, необходимо как-то передать своё представление о нём остальным. Ты сама по себе, но фильм делают все вместе. И если тебе не удастся объяснить другим необъяснимое, все усилия будут потрачены зря. Прежде всего нужно собрать команду. У меня был оператор, которого я хотела, звукооператор, которого я хотела, помощник оператора, первый помощник, ассистент режиссёра, словом замечательная группа. Начиная с какого-то момента мне даже не нужно было объяснять им, чего я хочу, они всё предугадывали. Теперь это был и их фильм. Работа режиссёра многому научила меня как актрису. У каждого свои задачи. Кому-то нужно много спорить, долго готовиться, другим - нет. Актёру не нужно подстраиваться под других. Часто говорят, что работать вместе - это значит «открыть словарь на одной и той же странице». Нужно, чтобы слово несло для всех один и тот же смысл, одну и ту же эмоциональную нагрузку. И задача режиссёра - найти эти слова. И это самое сложное!!! Актёр ждёт «огонька» в глазах режиссёра. Я об этом писала в своей первой книге. Хочется увидеть в глазах того, кто воспринимает все твои эмоции, что он их понял. Очень тяжело, когда кажется, что режиссёр не в полной мере понимает, сколько усилий было затрачено. Работа режиссёром помогла мне изменить эту ситуацию. Мне случалось прозевать некоторые моменты, которые я потом видела при просмотре материала. Я подпрыгивала от радости, но фильму такие эмоции не нужны. Даже если это было прекрасно, даже если… Моменты эмоционального напряжения не суммируются. Бывает, даже наоборот, мешают друг другу… Мне было очень страшно в первый раз давать команду «Мотор!», а потом я себя уже ни о чём не спрашивала. Ассистент требовал тишины, я ждала хлопушку и начиналась съёмка. Я боялась скорее того, чтобы не дать себя увлечь безумию съёмок. Я боялась заблудиться, увлечься общей атмосферой, духом товарищества. Я обожаю смеяться, обожаю часами спорить. Но нельзя. Нужно постоянно думать о работе и не поддаваться ни красоте момента, ни праздничной атмосфере. Ты должен оставаться движущей силой на своей площадке. Актёры, они как дети. Режиссёр играет роль родителя. Я старалась, чтобы мать из меня получилась как можно менее злобная. Актёр может забыть о повествовании. Он обязан находиться в настоящем в момент игры. А задача режиссёра - конструировать персонаж в развитии и напоминать актёру о его прошлом в тот момент, когда ему это будет необходимо. Но чудо, какой-то незначительный момент, который вдруг становится потрясающим, может родиться только благодаря актёру. Вот к этому мы все стремимся. Я очень старалась всё объяснять, не изображая. Мне не хотелось, чтобы у актёров сложилось впечатление, будто ими руководит «актриса». Особенно когда все знают, что Жюльет работала с великими мастерами! Иногда было трудно устоять и не показать что-то самой. Я люблю пользоваться языком тела. Иногда мне не хватает слов, чтобы объяснить намерение, жест. Я старалась придумывать другие способы выражать свои чувства. Наверно, возродилась моя итальянская составляющая, я редко столько говорила при помощи рук. Этот этап вызывал у меня больше всего опасений. Мне ещё никогда не приходилось работать, неделями оставаясь запертой с кем-то другим, да ещё соблюдать при этом график. На самом деле, когда пишешь сценарий, а потом ставишь по нему фильм, делаешь сразу три фильма. Есть фильм, который ты написала, потом тот, что сняла, а в момент монтажа появляется заново воссозданный фильм. В твоём распоряжении всё, что ты наснимала, и из этого может получиться множество возможных вариантов. Довольно быстро вырабатывается некий подход, который очень мешает. Берётся сцена, смотришь, понимаешь, что она неидеальна, но надо её отложить и переходить к следующей, а к этой вернуться потом. Это опасно, можно с ума сойти и целый год жонглировать отснятым материалом, перебирая все комбинации… Очень трудно поставить точку, сказать себе: всё, хватит, монтаж завершён… Наконец, добираешься до последнего, четвёртого этапа: ты наконец, видишь законченный фильм после озвучания. Тебе больше нечего улаживать, ты больше ничего не можешь сделать и можешь, наконец, на него просто посмотреть, развалившись в кресле, а не склонившись к экрану, готовая бежать исправлять ошибку или неточность. На сей раз ты смотришь свой фильм. И вот тогда ты понимаешь, насколько этот четвёртый фильм, тот, который ты написала, сняла, смонтировала, насколько этот законченный фильм, созданный усилиями твоих актёров, твоей съёмочной группы, несмотря на все ограничения, которые приходилось обходить, насколько твой фильм в итоге похож на тебя».
ЖЮЛЬЕТ БИНОШ:
«Прочитав первый вариант сценария, я не поверила в рассказанную историю. Несколько месяцев Сильви дорабатывала сценарий. Прочитав новый вариант, я увидела, что она многое сделала. Она довела идею до конца. Мари ожила».
«Чтобы создать образ Мари, нужно было одновременно безостановочно играть сразу две противоположные роли. С одной стороны она заблудилась во внутреннем лабиринте, переживает сильные и трагические приступы паники. То же самое испытывает ребёнок, когда ему на какое-то мгновение кажется, что он потерялся на рынке. Это совершенно невыносимый страх. Только вот Мари его испытывает в отношении своей взрослой жизни. Она просыпается и не знает, ни где она живёт, ни с кем. Это очень страшно. В то же время она попадает в невероятные, забавные, комические ситуации. Эти смешные ситуации подчёркивают безумное положение, в котором она оказалась. Она выходит на улицу, не зная, где она живёт, её собственное тело ей больше не знакомо, она не узнаёт ни своё лицо, ни это детское платье. Она потерялась. И от этого кажется смешной, человечной, трогательной и забавной. Мне было безумно приятно её играть. Это безусловно одна из лучших ролей, которые мне доводилось играть».
«Роль Мари - очень напряжённая, от меня постоянно требовалась крайняя сосредоточенность, и из-за этого я чувствовала себя немного оторванной от жизни съёмочной группы. Я очень обрадовалась встрече с Матьё Кассовицем. Я сказала себе: «Ну вот, наконец-то у тебя появился партнёр, который задержится более, чем на пару дней». О таком партнёре можно только мечтать, он никогда не забывает, что он в первую очередь режиссёр. Перед очередным дублем он спрашивал: «Каким снимаем?» Он прекрасно понимает, как следует играть при съёмке тем или иным объективом. Он часто смотрит на мониторе, что получилось. Я никогда не смотрю, это вопрос принципа».
«Иви, который играет Адама, очень подвижный и умный мальчик, но в то же время очень застенчивый. Ему не нравится, когда его целуют или обнимают, и мне пришлось приспосабливаться. За время съёмок наши отношения изменились, он раскрылся и было очень приятно, что я могу с ним разделить эти эмоции».
«Сильви - боец. Она получает радость от съёмок. Она стремительно думает и так же стремительно действует. Она бежит во всех смыслах. Ей необходимо быть именно там, где всё и происходит. Она хочет сама контролировать кадр, выбирать планы. Со съёмочной группой она была в прекрасных отношениях, а группа была на редкость сплочённая, стремительная, все «болели» за фильм. В отношениях со мной она нашла равновесие между тем, что я хотела выразить, и её собственными представлениями». МАТЬЁ КАССОВИЦ:
«Я очень быстро прочитал сценарий, и мне сразу же захотелось показать его моей жене. Это касается всех нас, тех, кто живёт вместе уже давно. Мы стареем, нам хочется вернуть былые чувства, вновь увидеть то, что нам нравилось в другом в самом начале пути. Так что это общечеловеческая тема, близкая и мужчинам и женщинам. С той разницей, что женщина после эмоционального потрясения будет больше разбираться в том, что случилось, чем мужчина, чей подход не отличается таким психологизмом».
«Сам по себе персонаж Поля неинтересен. Но он в центре фильма, он служит для того, чтобы помогать развиваться повествованию и центральному персонажу. Поль помогает раскрыть характер Мари, и мне хотелось то же самое сделать для Жюльет Бинош, которую я очень люблю».
«Жюльет по-другому подходит к работе актёра, чем я. Для Жюльет игра - профессия, страсть, меня же кормит режиссура. Мне как режиссёру было интересно оказаться на её территории, посмотреть, как она сочетает одно с другим, что она хочет донести до зрителя. Я мог наблюдать, как работает актриса на площадке, и не быть при этом режиссёром. У режиссёра никогда не хватает времени, он развращён постоянной борьбой за то, чтобы выполнить дневной план, снять все дубли».
«Её узнаёшь, когда видишь, слушаешь её интервью, читаешь её книги. Сильви Тестю обладает собственной динамикой одновременно и энергичной, и контролируемой, она знает, куда хочет двигаться. У неё в голове уже давно сложился фильм, она всё сделала, чтобы реализовать своё видение. Ей приходилось соотносить свои режиссёрские намерения с пожеланиями актёров, чтобы родилась магия, создающая фильм. Сильви и Жюльет сумели установить между собой такие отношения. Было чудесно это наблюдать». |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|