ПЬЕТА
(«Pieta», Южная Корея, 2012)
Режиссёр: Ким Ки Дук.
В ролях: Мин Су Чо, Чжун Чжин Ли, Ын Чжин Кан, Чжэ Рок Ким.
Жанр: драма. Кан-До зарабатывает на жизнь тем, что жестоко выбивает долги из тех, кто задолжал нанявшим его ростовщикам. У него нет семьи, и ему нечего терять, поэтому он и продолжает свой беспощадный стиль жизни и не обращает внимания на боль, которую причинил бесчисленному количеству людей. Но однажды на пороге его дома появляется женщина, утверждающая, что она приходится ему матерью... Название картина берёт от находящейся в Ватикане знаменитой скульптурной композиции Микеланджело Буонарроти, изображающей сцену оплакивания Девой Марией снятого с креста Иисуса, лежащего у неё на коленях. В переводе с итальянского языка слово «pieta» означает «милосердие». График работы над фильмом получился следующим: 10 дней подготовки к проекту, 20 дней съёмок, 30 дней ушло на монтаж. Самым сложным, по словам режиссёра, оказались не съёмочные дни, а выбор актёров на роли. Оказывается не все в Корее рискуют сниматься у Ким Ки Дука из-за сложившегося мнения, что тот очень требовательный режиссёр и к тому же сложен в общении. Назначение двух актёров-дебютантов на главные роли Ким Ки Дук прокомментировал так: «Мне нужны были чистые холсты». Съёмки «Пьеты» велись с февраля по март 2012 года в районе Сеула Чхонгечхон, который также играет важную роль в фильме. Ким Ки Дук сообщил, что раньше сам жил и работал в этом районе, поэтому у него с этим местом связано множество воспоминаний. В какой-то момент герои фильма поднимаются на высотку, откуда наблюдают нищету Чхонгечхона, вымирающего от наступления небоскрёбов современного Сеула. Запечатлеть этот район с его маленькими мастерскими и крошечными домами стало для режиссёра ещё одной важной задачей при создании картины. Ради максимального ускорения съёмок параллельно работали две камеры, причём за одной из них находился Ким Ки Дук. Иногда режиссёр так увлекался, что вместе с камерой влезал в основной кадр. Стоимость фильма составила 100 тысяч долларов, большую часть которых вложил в фильм сам Ким Ки Дук. «Пьета» была удостоена «Золотого льва» за лучший фильм на МКФ в Венеции-2012. Ким Ки Дука и звёзд картины, Мин Су Чо и Чжун Чжина Ли, встречали овациями и криками «браво!». Ни один конкурсный фильм не мог похвастаться столь бурными и продолжительными аплодисментами. Позднее «Пьета» была выдвинута Комитетом по кинематографии Республики Корея на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
ЧЖУН ЧЖИН ЛИ:
«Ким Ки Дук - загадочный и сложный режиссёр. К его фильмам непросто подходить. Я побаивался работать с ним: о нём мало что известно, фильмы у него странные. Но работать было весело, я открыл в себе новые грани, новый потенциал. Мы спрашивали о том, какими он хочет видеть нас в сценах, и он многому научил нас. Он говорил, что его фильмы не должны быть красивыми, они не должны доставлять удовольствие зрителю, ведь они отражают реальность. Так что от меня не требовалось играть красиво, надо было играть реалистично».
КИМ КИ ДУК:
«Идея «Пьеты» пришла ко мне после «Арирана», когда я провёл около трёх месяцев в Париже. Это было после Каннского кинофестиваля. Я хотел снять фильм в Европе и стал писать сценарий. В главных ролях я тогда видел Изабель Юппер и Джуда Лоу, но с ними не получилось сотрудничества из-за их плотного графика. Потом я поехал в Японию, чтобы попытать счастья там. Но и там не получилось найти подходящих актёров. В итоге я вернулся в Корею и нашёл тех, кто подошёл на эти роли».
«Мне приходится тратить много времени на работу с актёрами. Много сил уходит на разъяснения, чего я хочу. Поскольку я не создаю развлекательных фильмов, мне нужны персонажи, которые сыграли бы реальных людей, а актёрам это очень трудно даётся. Они привыкли создавать красивое фальшивое кино. В этом - большая проблема корейского кинематографа. Нашим актёрам непривычно играть реальность».
«Я был во многом вдохновлен скульптурой Микеланджело «Пьета». Для меня Мария, держащая на руках Христа, словно держит весь наш мир, наше современное общество».
«Это фильм и о материнстве тоже. Главная героиня - мать, но я хотел сфокусироваться на том, как деньги, как финансовые кризисы приносят в наш мир страдания. Это серьёзная проблема, которая существует в любой стране, во всём мире».
«Фоном в фильме служит район, в котором я сам, будучи мальчишкой, работал на фабрике. И опыт, который я получил тогда, во многом определяет меня нынешнего, моё отношение к жизни и миру».
«В фильме «Пьета» для меня основным образом был ручей Чхонгечхон, который протекает по Сеулу, и заводы, которые расположены вокруг этого ручья. Мне была интересна история людей, которые работают на этих заводах и живут в ближайших домах. Поэтому в этом фильме я обратил внимание на труд человека, его отношение к технике. Хотелось показать, в каких отношениях находятся люди и оборудование, и понять, неужели люди живут по такому же принципу, как техника?»
«Насилие - важная часть моего фильма. Но оно также отображает реальную жизнь, по крайней мере, того общества, в котором я живу. Азиатское общество очень жестоко, там конкуренция в разы жёстче, как и борьба за выживание. Европейцам моих фильмов не понять. Если посмотреть на капитализм, который построили в Европе,- тут все тихо и мирно, никто даже толком не борется за выживание. Неудивительно, что европейцам мои фильмы кажутся преувеличенно жестокими. На самом деле персонажи, о которых я повествую, сплошь и рядом существуют в Корее. Наш капитализм далёк от вашего, он жесток и разрушителен. Однако сцены насилия занимают в моей работе лишь треть фильма, его первую часть. Мне было важно подобрать яркие визуальные образы, важно было объяснить, что сделало моего главного героя таким, какой он есть. Крайности важны, чтобы получить удачное сравнение».
«Насилие в фильме неизбежно… Самому мне не кажется, что в фильме неумеренно много насилия. Я стараюсь показать то, что человек чувствует, а не непосредственно акт жестокости, который приводит его в это состояние. Я ищу нюансы, которые необходимы для структуры сюжета. И я отдаю себе отчёт, что из-за этих небольших деталей аудитории может быть некомфортно. Поскольку первая часть состоит из довольно брутальных сцен, в которых раскрывается главный герой, думаю, зрителям предстоит вытерпеть эти первые полчаса, чтобы добраться до второй части истории».
«Каждый из нас бывает палачом и жертвой одновременно в зависимости от ситуации».
«Моей матери 84 года, она не видела этот фильм, но знает, что он победил на Венецианском фестивале. «Золотой лев» показался ей очень красивым, поэтому я подарил ей его».
ПРЕССА:
«Сюжет претерпевает головокружительный кульбит, заставляя признать, что сколько бы ни выступали на него с нападками, Ким Ки Дук остаётся одним из самых смелых и мощных авторов корейского кино. В 2000 году в Венеции он впервые поразил фестивальную публику фильмом «Остров». Пройдя через трудные времена и выйдя из кризиса, Ким Ки Дук сегодня опять предстаёт в отличной форме и энергично играет кинематографическими мускулами» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»). «Пьета» - это «классический» Ким Ки Дук, но умноженный на «взросление» мастера. Который вышел из творческого кризиса не просто обновлённым, а с более обострённым пониманием себя и собственных целей. В его лентах, особенно в этой его специфически азиатской манипуляции жестокими сценами, и раньше легко находились метафоры, сейчас же вложенные смыслы и искать не надо - хватает названия. Только автор не ограничивается единственно историей Матери и Сына, позволяя себе высказаться и об обществе в целом, и о людях в частности. За внешне простой манерой съёмки скрывается предельная продуманность каждого сюжетного поворота - и повороты здесь такие, что об аскетичности изобразительного ряда попросту забываешь. Здесь нет ни эффектных ракурсов, ни спецэффектов - Ким Ки Дук легко обходится без них, доказывая, что настоящее Кино создаётся отнюдь не техническими средствами. Куда важнее, что ты хочешь людям рассказать. И если ты затрагиваешь болевые точки, ощутимые всеми, невзирая на социальную или государственную принадлежность, то это и создает ту Магию кинематографа, не отпускающую до последнего кадра. В «Пьете» это достигнуто с небывалым совершенством» (Максим Марков, «Ридус»). Ким Ки Дук всегда интересовался насилием, и в каждом его фильме участвуют колющие, режущие или тупые предметы, а также колющие, режущие или тупые люди. В «Пьете» насилие - главное занятие главного героя, и зрителю приходится следить за кровавыми рабочими буднями отморозка. Верный себе Ким Ки Дук роняет своих персонажей с большой высоты, отрезает от них по кусочку. Кан-До работает в бедном квартале, заполненном мелким частным бизнесом - безжалостные лязгающие машины, крюки на тяжелых цепях, гулкие пустующие склады. Режиссёр когда-то был механиком на заводе, и к людям относится как к механизмам: смотрит, что произойдёт, если их смазать, или усовершенствовать, или надолго забросить. В «Пьете» Ким Ки Дук наблюдает за тем, как заржавевший механизм сыновней любви тяжело включается в работу. И за тем, как безупречно работает машина рока, машина обмана, машина производства лёгких денег… В картине нет и намека на христианскую мораль, нет ни жалости, ни прощения. «Пьета» - скорее, отзвук греческой трагедии с её богинями мщения и слепой материнской любовью» (Ксения Рождественская, «Empire»). «Это абсолютно лубочная история, шансон в три аккорда. Но надо отдать должное Ким Ки Дуку, набившему руку на таких сюжетах, - свои жестокие притчи он рассказывать умеет. И как бы ни было иногда неуютно наблюдать за мучениями его героев, всё же интересно, чем всё это кончится - до самого последнего дикого аккорда» (Татьяна Алешичева, «Коммерсантъ-Weekend»). «Говорят, в 2000-м году во время венецианских показов «Острова» на соответствующих сценах зрители с изменившимися лицами выбегали из зала… 18-й фильм Ким Ки Дука - это повторение всех предыдущих. Или классический Ким Ки Дук. Назвать это явление можно как угодно. Но важно, что «Пьета» - простая, чёткая история, и что порой даже на фестивалях любят кино, в котором режиссёр не пытается нарочито выпрыгнуть из штанов, а показывает ровно то, на что способен. Вдохновляла Ким Ки Дука скульптура Микеланджело «Оплакивание Христа». Но хрестоматийный сюжет Ким Ки Дук вывернул наизнанку, равно как развернул и саму христианскую идею всепрощения. Прощение тут отсутствует, зато есть месть, а главное - справедливость… В истории двух главных героев вполне можно разглядеть картину мира, живущего не по законам милосердия, а по законам справедливости. Нужна большая наглость, ну, или смелость, чтобы взять и вот так просто высказаться по поводу нынешнего состояния дел» (Марина Латышева, «РБК Daily»). «Во время просмотра чувствовалось то особое напряжение, которое может создавать на экране только знаменитый кореец. Он по-прежнему, как и до ухода в творческий отпуск, увлечён острыми поверхностями и колюще-режущими предметами, его кино всё так же оставляет приятное ощущение скрежета железа по стеклу… Религиозная символика давно уже обретается на территории кича, поэтому предъявленные Киму обвинения в пошлости кажутся несправедливыми. С религиозным кичем и пошлостью южнокорейский режиссёр работает как с благодарным, податливым материалом, в полной степени осознавая его взрывоопасность» (Стас Тыркин, «Комсомольская правда»). «Пьета» - иконографический сюжет, в котором Богородица оплакивает сына, и фильм Ким Ки Дука построен на религиозных категориях греха, прощения, жертвы и искупления и на далеко не христианском мотиве мести. В фильме много типичных для режиссёра изобретательных гэгов… Ким прежде всего рассказчик историй, очень разных по качеству - и эта вполне ему удалась» (Мария Кувшинова, «W - O - S»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|