АриранАРИРАН
(«Arirang», Южная Корея, 2011)
Режиссёр: Ким Ки Дук.
Жанр: драма.

Самая пронзительная, личная и выстраданная постановка Ким Ки Дука. Корейский мастер создал чистое кино, в котором он... покидает кино и становится отшельником.

«Ариран» - название корейской народной песни, которая исполняется в моменты грусти и разочарования. Именно оно надолго овладело режиссером Ким Ки Дуком и он решил заснять свое одинокое существование на камеру. Съёмочная группа этого очень малобюджетного фильма состоит из одного человека – автором сценария, режиссёром, оператором, монтажёром и актёром является сам Ким Ки Дук. Снимался фильм на фотоаппарат «Марк 2», довольно дорогой (около 5 000 долларов) и дающий очень качественное изображение.

Южнокорейский кинорежиссёр Ким Ки Дук родился 20 декабря 1960 года в деревне Собённи в уезде Понхва южнокорейской провинции Кёнсан-Пукто. Вскоре семья Кима Ки Дука переехала в Сеул, где его отдали в сельскохозяйственную школу. Не доучившись в ней, он в возрасте 17 лет устроился работать на завод. В 20 лет ушёл в армию. Пять лет служил в корейской морской пехоте, потом два года провёл в церкви для незрячих, намереваясь стать священником. В этот период усилилось его давнее увлечение живописью, и он отправился в Париж, где в 1990-1992 годах изучал изящные искусства. В 1993 году Ким Ки Дук получил награду Института сценаристов за лучший сценарий к фильму «Художник и преступник, приговорённый к смерти». Некоторое время он путешествовал по Европе и выставлялся как художник. После ещё двух сценаристских наград последовал его режиссёрский дебют с фильмом «Крокодил» (1996). За 16 лет своей кинокарьеры Ким Ки Дук снял 18 фильмов! Это: «Дикие животные» (1996), «Отель «Птичья клетка» (1998), «Остров» (2000, награда «Золотой Ворон» за лучший фильм Брюссельского международного фестиваля фантастических фильмов, две награды МКФ в Опорто (Португалия), специальная награда жюри МКФ в Москве), «Реальный вымысел» (2000, экспериментальный фильм: «Я снял это фильм за 3 часа 12 минут, имея двенадцать камер. Изначально я хотел снять его в эстетике real time, но после монтажа получилось 90 минут. Этот фильм представляется мне панорамой»), «Адрес неизвестен» (2001, приз «Amakourou» от молодого жюри МКФ «Cinema Novo», Бельгия), «Плохой парень» (2002, награда «Восточный экспресс» Каталонского МКФ, гран-при Азиатского кинофестиваля в Фукуока, Япония; картину увидело в корейских кинотеатрах 700000 зрителей), «Береговая охрана» (2002, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Карловых Варах), «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» (2003, приз зрительских симпатий МКФ в Сан-Себастьяне), «Самаритянка» (2004, «Серебряный медведь» Берлинского МКФ за лучшую режиссуру), «Пустой дом» (2005, приз за лучшую режиссуру и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции), «Натянутая тетива» (2005), «Время» (2006, фильм открытия МКФ в Карловых Варах), «Вздох» (2007), «Мечта» (2008). В 2008 году режиссер Ким Ки Дук впал в творческий кризис. Причин было много. Его потрясло, что на съёмках его фильма «Мечта» чуть не погибла актриса (не сработала страховка, и актриса оказалась в настоящей петле). Кроме того, его достали взаимоотношения с неверными поклонниками и творческой средой, несовершенство общества, загрязнение окружающей среды… В итоге Ким перестал снимать и решил снять фильм о том, почему перестал - «Ариран». После чего сделал ещё один странный и очень условный и нетрадиционный для себя фильм «Аминь» (2011). А потом вернулся к себе «домой» - картина «Пьета» (2012) была удостоена «Золотого льва» 69-го Венецианского МКФ.

«Ариран» получил главный приз программы «Особый взгляд» на МКФ в Каннах-2011. После конкурсного показа мастеру утроили десятиминутную овацию. В воодушевлении он кланялся и жал руки зрителям. А когда Ким Ки Дук получал свой приз режиссёр вместо благодарственной речи громко и старательно исполнил самую известную корейскую песню «Ариран».


КИМ КИ ДУК:
«После своего фильма «Мечта» я три года не снимал кино. У меня были проблемы личного характера, проблемы взаимоотношений с людьми. После этого я пересмотрел своё отношение к кинематографу и людям. Многое узнал, многое понял и сам изменился. Я понял две главные вещи. Первое: не нужно сильно верить людям, не нужно полагаться на них. И второе: кино - это просто кино, а не какое-то открытие человечества, не нужно относиться к нему как к идеалу всего творчества. Гораздо важнее правильно относиться к жизни. После кризиса я понял, что моя жизнь для меня самое главное, и именно на неё я должен обращать внимание. А на кинематограф нужно меньше надеяться. Именно так я смог снять фильм «Ариран».
«Камеру я поместил в доме после того, как у меня сложилось впечатление, что мне она больше уже не понадобится. После ряда разочарований и неудач я долго не решался возвращаться к работе, пока, наконец, не решил прибегнуть к насильственному методу - сделать документацию о себе самом. Я хотел проанализировать свои будни: как живу, что чувствую, чем занимаюсь. Как и во всех своих проектах, я редко начинаю работать, планируя далеко наперёд. Меня больше привлекает поэтапный подход. Сначала я снимаю, потом монтирую и так далее. Во время работы мне иногда приходили мысли о том, что неплохо бы показать свои кадры ближайшим друзьям, узнать их мнение о себе, но я никогда не планировал вынести эту съёмку на суд широкой публики. Когда же возникла идея о большом экране, то я подумал, что голая документация может быстро наскучить зрителю. Поэтому я решил создать несколько образов Ким Ки Дука - уверенного в себе, одинокого и страдающего, а также его тени - и заставил их вести между собой разговор».
«Моя жизнь требовала этой песни. «Ариранг» - песня, важная для всех корейцев. «Ариранг» и я - процесс познания себя».
«Некоторым кажется, что фильм станет бомбой замедленного действия, поскольку он затрагивает некоторые важные проблемы, например, внутреннюю политику или развитие местного кинобизнеса. Однако мои коллеги преувеличивают. Темы развития корейского общества и киноиндустрии занимают лишь несколько минут во всей картине, и не пойму, почему именно эти минуты привлекли внимание и даже спровоцировали политический конфликт. Жаль, что другие вопросы, которые были важны для меня, например отношение человека к природе, гуманизм и общество, заслужили так мало внимания этих людей».
«Ариранг» является заданным вопросом: «Что такое фильм?». И жанр в данном случае не важен для меня, а интересно только то, чем является фильм для нас, людей. И документальных, и фабулярных картин появляется очень много, но в последнее время часто слышно, что нет настоящего документального кино. Так же, как и игрового. Сейчас такое время, что всё в кинематографе смешивается».
«У меня до сих пор нет четкого ответа, что есть этот фильм: документ или драма, - потому что у меня не было намерения показывать его, я хотел только исповедаться, а получился такой странный фильм».
«Сегодня для меня фильм - это встреча, а конкретнее - встреча с человечеством».
«Когда показывают мой фильм, я чувствую себя беззащитным и раздетым. Поэтому во время просмотра ухожу из зрительного зала, чтобы даже не думать о том, какие чувства вызовут мои откровения у зрителей. Хотя, с другой стороны, я верен принципу, что если фильм вышел на экран, то он меня «покинул», а значит, перешел в «собственность» публики. Что зритель решит почерпнуть из него, меня уже не касается. В этот момент я обдумываю свой следующий проект».


ПРЕССА:

«Картин, которые от начала до конца сделаны в одиночку, много. Вон их сколько в сети! Но вы имеете в виду домашние любительские эксперименты. Я же говорю о ленте одного из самых известных режиссёров современности… Фильм считается документальным. Но, конечно, он не документальный, а игровой - тщательно выстроенный, виртуозно смонтированный. Это заставляет заподозрить Кима в лицемерном лукавстве. Никакое «Ариран» не самобичевание. Никакое не самокопание. Это всего лишь позёрство. Самореклама. Но вопль «Ариран!», который он издаёт в фильме, столь отчаян, что забываешь о всех своих сомнениях и претензиях. Ведь необыкновенный, что ни говорите, режиссёр» (Юрий Гладильщиков, «Московские новости»).

«Ариран» - полнометражный автопортрет, разворачивающийся в виде исповеди и своеобразного сеанса экзорцизма, в котором в качестве бесов для режиссёра выступает собственный творческий кризис» (Барбара Шаррес, «Sun Times»).

«Режиссёр заглядывает себе в душу и проводит довольно уникальный сеанс психоанализа - получаются такие необычные киномемуары, жизнь замечательного человека, рассказанная им самим. Без биографических подробностей, но с проникновением в творческую кухню… Студентам творческих вузов и всем российским режиссёрам хочется рекомендовать эту ленту в первую очередь» (Максим Марков, «Ридус»).

«Если всё показанное - крик души, порожденный творческим кризисом - это вызывает... сочувствие и уважение. Но в одном из кадров Ким Ки Дук просматривает собственные рыдания на плёнке и самодовольно хихикает - и тогда получается, что он над всеми нами прикололся?» (Илона Егиазарова, «Вокруг ТВ»).

«Всемирно известный корейский режиссёр снова пускается в размышления по поводу человеческой природы. Но на сей раз он обходится сугубо своими силами… Новый фильм - это одновременно и практически документальная фиксация его сегодняшнего бытия в холодном уединении среди гор, и эксперимент с новыми формами кино, когда шероховатость и небрежность, медлительность и избитость можно трактовать как намерение и стилевое своеобразие» (Виталий Нуриев, «Независимая газета»).

«Ким Ки Дук выставляет свою замученную, нетрезвую душу на всеобщее обозрение и, надо сказать, это малосимпатичное зрелище. Подобное представление напоминает исповедь случайного собеседника за барной стойкой, доверчиво сообщающего о том, что раньше он имел некоторую известность, что все его друзья оказались подлецами, и теперь он понимает смысл жизни. Возможно, «Ариран» послужил своеобразной терапией для режиссёра, но подобные саморефлексии на экране будут чересчур даже для самых ярых поклонников Кима» (Лесли Фелперин, «Variety»).

«Карьера Ким Ки Дука в Европе складывалась вполне успешно, но были в ней и драматические повороты - чего стоит один демарш авторитетного британского куратора Тони Райнса, назвавшего его конъюнктурщиком, который гонит на экспорт псевдобуддистские велеречивые поделки, совсем не популярные у него на родине в Корее. Но что бы там ни говорил британский куратор, а в России не могут не любить режиссёра, который способен полтора часа, напившись, беседовать сам с собой за жизнь, а потом выматериться, спеть и взяться за пистолет» (Татьяна Алешичева, «Коммерсантъ-Weekend»).

«Ким-ки-дуковский «Ариран»… как всякий великий performance art, хочется пересказывать от начала и до конца, в подробностях и со всеми сопутствующими представлению обстоятельствами… Сперва немножко хихикаешь, потом становится неловко: всё плохое, что про Кима можно было угадать по его фильмам - что он глуповат, необразован, что очень любит себя и свои успехи, что работает на публику, причём именно что фестивальную, - все это тут как на ладони, от первого лица прямым текстом. Такое михалковское «Бесогон-ТВ» - минус обаяние и усы, плюс интересные ракурсы. Потом обнаруживаешь, что прошёл час, а ты сидишь, смотришь все эти бесконечные крупные планы очень страшного зарёванного корейца и не можешь оторваться - не из сочувствия (хотя жалко его временами нечеловечески), просто страшно интересно, что дальше… Кино, правда, какой-то херцоговской мощи - в те годы, которые сам Ким считает лучшими, ему такое и не снилось» (Роман Волобуев, «Афиша»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта