АЙ ВЭЙВЭЙ: НИКОГДА НЕ ИЗВИНЯЙСЯ
(«Ai Weiwei: Never Sorry», США, 2012)
Режиссёр: Элисон Клэймен.
Жанр: документальный фильм. Китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй - один из самых влиятельных деятелей современного искусства, «пекинский Энди Уорхол» и хулиган, создавший себе имя и репутацию не только выставками, но и открытым противодействием китайским властям… Три года режиссёр фильма Элисон Клэймен всюду следовала за Ай Вэйвэем, выучила мандаринский диалект и в результате создала местами смешной, местами страшный, но неизменно захватывающий портрет художника и бунтаря, который последовательно испытывает терпение властей и тратит на разъяснение своей позиции посредством твиттера и бесчисленных интервью едва ли не больше времени, чем, собственно, на искусство. «Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся» - это инсайдерская история диссидента цифровой эпохи, служащего источником вдохновения для зрителей всего мира и стирающего границы между искусством и политикой. Ай Вэйвэй: хроника жизни 1957 год
Родился в Пекине в семье поэта Ай Цин и его жены Гао Ин. Ай Цин учился живописи в Париже в 30-е годы прошлого столетия, он был горячим сторонником зарождающегося коммунистического движения, и его модернистская поэзия отразила судьбу целого поколения. 1958 год
Ай Цин попадает в немилость Коммунистической партии. Его заклеймили как «ультраправого» и отправили в ссылку - сначала в Бейдахуан, затем в далекую западную провинцию Синьцзян. 1966-76 гг.
Годы «Культурной революции». Ай Вэйвэй и его семья объявлены «классовыми врагами», и он вместе с отцом вынужден выполнять тяжелую, грязную работу. Помимо других работ Ай Цин чистил общественные туалеты. 1976 год
После смерти Мао доброе имя Ай Цин восстановлено, семья возвращается в Пекин. 1978 год
Ай Вэйвэй поступает в Пекинскую киноакадемию. В последующие годы он принимает участие в выставках, организованных авангардистской группой «Звёзды». Он был свидетелем разгона лидеров движения «Стена демократии» в 1978-79 гг. 1981 год
Ай Вэйвэй уезжает в США. Сначала он учится в Университете Пенсильвании, затем в Калифорнийском университете в Беркли, а в 1983 году переезжает в Нью-Йорк для учебы в Парсонс - школе искусства и дизайна. Он не оканчивает курс, но последующие 10 лет продолжает заниматься живописью, перебиваясь случайными заработками. В его доме находят приют молодые китайские художники и представители интеллигенции, которым удалось выехать из страны. Там он знакомится с Алленом Гинзбергом и снимает более 10 тысяч фотографий. На многих фото отражено протестное движение того времени, в том числе беспорядки 1988 года в Tompkins Square Park. 1985 год
Первая персональная выставка Ай Вэйвэя под названием «Старая обувь безопасный секс» в галерее Итан Коэн. 1989 год
Студенческие протесты на площади Тяньаньмэнь и правительственные репрессии. Ай Вэйвэй наблюдает за событиями из Нью-Йорка, а также участвует в сидячей забастовке-голодовке у здания ООН. 1993 год
Возвращается Пекин, в частности, чтобы побыть с больным отцом. 1994 год
Издает «Черную книгу» по искусству андеграунда. За ней следует издание «Белой книги» (1995 г.) и «Серой книги» (1997 г.).
Исследует произведения современных художников Запада и представляет их на китайском языке. Презентует молодых художников-авангардистов Китая. 1996 год Ай Цин умирает в возрасте 86 лет. Ху Цзиньтао посещает Гао Ин, мать Ай Вэйвэя, чтобы засвидетельствовать свое почтение. 1999 год
Ай Вэйвэй проектирует и строит свой собственный дом-студию в районе Каочанджи недалеко от центра Пекина. Так начинается его карьера успешного архитектора. 2000 год
Ай Вэйвэй курирует известную скандальную выставку Fuck Off (по-китайски «отказывающиеся от сотрудничества») в Шанхае. 2003 год
Первая встреча Ай Вэйвэя со швейцарскими архитекторами Херцогом и де Мероном. Он начинает сотрудничать с ними в разработке проекта «Олимпийский стадион» для Игр 2008 года, ставшего известным как стадион «Птичье гнездо». Из 13 представленных проектов этот проект получил премию года по дизайну. 2007 год
Июнь. Ай едет в Кассель на DOCUMENTA XII. Ай создает монументальный проект Fairytale, для которого приглашает в этот немецкий город 1001 китайца. Он также выстраивает крупномасштабную инсталляцию, Template, из спасенных от уничтожения оригинальных дверей и оконных рам периода династии Мин и Цин. 39-футовая конструкция рушится под порывом ветра, но художник и сотрудники выставки решают оставить работу в таком виде, переименовав ее в Collapsed Template.
9 августа. В статье, опубликованной газетой Guardian, Ай Вэйвэй осуждает стадион «Птичье гнездо» и Олимпийские игры в Пекине как инструменты политической пропаганды. 2008 год
12 мая. Землетрясение силой 7,9 балла сотрясает город Вэньчуань (западная провинция Сычуань). Разрушены тысячи зданий, среди них более 7000 классных комнат. Около 5 тысяч школьников погибло из-за некачественного строительства зданий начальной школы. Эта трагедия стала символом неправомерных действий правительства. Общественность возмущена первоначальными попытками властей скрыть неприглядные факты.
Июнь. Ай посещает пострадавший регион. Впечатление ужасное. Он надеется использовать имена учащихся в своей работе, посвященной трагедии, но чиновники отвечают: эта информация является «государственной тайной». Ай бросает клич посетителям своего блога, и добровольцы вызываются помочь в расследовании и сборе документов. Так рождается проект «Имена сычуаньского землетрясения». Усилиями более 50 исследователей и волонтеров собраны имена всех погибших учеников в различных городах провинции Сычуань.
Декабрь. Режиссер Элисон Клэймен впервые встречается с Ай Вэйвэй в Пекине и начинает съемку 20-минутного видео для шоу «Ай Вэйвэй. Нью-йоркские фотографии 1983 – 1993 гг.» в Центре художественного фото «Три тени». 2009 год 5 мая. Правительство заявляет, что в разрушенных школьных помещениях во время землетрясения 2008 года в провинции Сычуань погибли 5335 детей. Публикация официальной статистики не включает в себя конкретную информацию о школьниках. Она появляется в ответ на заявление Ай Вэйвэя о том, что он завершил подсчет имен для своего проекта «Имена сычуаньского землетрясения». Согласно официальной информации, среди жертв землетрясения числятся 68712 погибших и 18500 пропавших без вести.
12 мая. Один год со дня землетрясения в провинции Сычуань. На своем блоге в Sina.com (blog.sina.com.cn/aiweiwei) Ай Вэйвэй завершает публикацию имен более 5000 школьников - жертв стихии. Блог Ай Вэйвэя послужил онлайн-платформой для проекта: многие неравнодушные люди отправляются в путешествие по пострадавшему региону, обмениваясь информацией и делясь находками на этом блоге.
29 мая. Вскоре после полуночи личный блог Ай Вэйвэя закрыт властями. Это происходит в ходе двухдневного фестиваля «Duanwu» («Середина лета»), когда многие предприятия и правительственные учреждения в материковом Китае не работают. В сообщениях от 26, 27 и 28 мая Aй Вэйвэй рассказывает о случаях полицейского надзора, включая прослушивание телефонных переговоров и агентскую слежку.
31 мая. Ай Вэйвэй присоединяется к Twitter, используя инструмент @aiww.
12 августа. В 3 часа ночи местные полицейские избивают Ай в гостиничном номере в Чэнду. Ай приехал туда, чтобы выступить свидетелем по делу Тана Цзожэня вместе с несколькими добровольцами – помощниками по поиску информации для проекта «Имена сычуаньского землетрясения». Все они временно задержаны, в том числе Лю Яньпин на более чем 48 часов. Ай соглашается дать показания в суде по просьбе адвоката Тана Цзожэня, который решил, что находки художника в ходе работы над проектом «Имена сычуаньского землетрясения» могли бы помочь в защите Тана.
14 сентября. Ай Вэйвэй ложится в госпиталь при Мюнхенском университете, где его лечат от кровоизлияния в мозг. Ай находился в Мюнхене для организации своей персональной выставки «So Sorry» в музее Haus Der Kunst. Это одна из крупнейших выставок художника на сегодняшний день. Экспозиция включает в себя новую работу под названием «Воспоминание» - мемориал, включающий 9 тысяч рюкзаков, которыми выложено предложение: «7 лет она счастливо жила на этой земле». Работа висит на фасаде музея. Ай выписывается из больницы 21 сентября.
12 октября. В Haus Der Kunst открывается выставка «So Sorry».
25 декабря. После года ожидания суда в заключении писатель Лю Сяобо приговорен к 11 годам тюрьмы за «подстрекательство к свержению государственной власти». Лю - известный диссидент, с 1989 года – начала демократического движения Тяньаньмэнь – неоднократно оказывается в тюрьме. В 2008 году он пишет в соавторстве «Устав-2008», манифест с призывом к политической либерализации, который подписали многие видные представители китайской интеллигенции. Ай Вэйвэй подписывает «Устав-2008» после ареста Лю в знак солидарности. На короткое время он даже появляется возле здания суда, где слушается процесс. 2010 год
Март. Ай Вэйвэй посещает Нью-Йорк, чтобы принять участие в Аманпур-шоу компании CNN, а также встретиться с основателем Twitter Джеком Дорси в Paley Center. Обе дискуссии касаются возможностей социальных СМИ.
Апрель. Ай Вэйвэй возвращается в отделение полиции Чэнду, чьи полицейские избили его в августе прошлого года, чтобы подать на них официальную жалобу и попросить провести расследование инцидента. Он обращается к своим последователям в Twitter и говорит, что будет обедать в том же ресторане lao ma ti hua, в котором обедал перед инцидентом с полицией (название ресторана, кстати, дало название его документальному фильму об инциденте). Сторонники Ай Вэйвэя приходят в ресторан и присоединяются к нему, а представители городской полиции пытаются вынудить их покинуть помещение.
Июль. После 12 месяцев работы строительство новой студии Ай Вэйвэя в Шанхае завершено. Помещение площадью более 2 тысяч кв. м стоит около одного миллиона долларов.
Август. К годовщине своей стычки с полицией в ходе суда над Таном Ай Вэйвэй возвращается в Чэнду. На этот раз он намерен подать заявку в как можно большее количество государственных учреждений, чтобы присутствовать на судебных слушаниях.
8 октября. Нобелевский комитет в Норвегии объявляет Лю Сяобо лауреатом Нобелевской премии мира в 2010 году. Ай Вэйвэй наблюдает за ситуацией со своего компьютера в Лондоне, где он устанавливает 100 млн фарфоровых семечек ручной работы в Турбинном зале галереи «Tate Modern». Ай говорит журналистам о значимости этой премии.
12 октября. Работа Ай Вэйвэй «Семена подсолнечника» открывается в «Tate Modern» в рамках мероприятий «Unilever Series».
15 октября. Работа «Семена подсолнечника» закрыта из-за обеспокоенности, что, когда посетители ходят по фарфоровым семенам, частицы вещества откалываются, поднимаются в воздух и загрязняют его.
Середина октября. Ай получает официальное уведомление от муниципальных властей Шанхая, что его студия будет снесена, но конкретная дата сноса не указывается.
7 ноября. В своей шанхайской студии Ай организует вечеринку, чтобы «отметить» грядущий снос мастерской. Пекинские власти помещают его под домашний арест на выходные.
21 декабря. Ай Вэйвэя задерживают в пекинском аэропорту и не позволяют ему выехать из Китая. Ай подозревает, что ему не дали выехать, потому что китайские чиновники боялись, что он поедет на церемонию вручения Нобелевской премии мира в честь Лю Сяобо.
Декабрь. В рейтинге Power100 журнала «ArtReview» Ай Вэйвэй занимает 13 место - самое высокое из всех ныне живущих художников (следующий художник в списке - Брюс Науман – на 17 месте). Ай участвует в рейтинге с 2006 года. 2011 год
11 января. Шанхайская студия Ай Вэйвэя снесена.
3 апреля. Ай Вэйвэй на пути в Гонконг взят под стражу в пекинском аэропорту. На той же неделе госдепартаменты ряда крупных стран, в том числе государственный секретарь США Хиллари Клинтон, запрашивают информацию о его местонахождении и призывают к его освобождению.
Фонд Соломона Гуггенхайма публикует на Change.org петицию, призывающую к освобождению Ай Вэйвэя. Под петицией подписывается почти 150 тысяч человек, в том числе представители многих ведущих музеев.
Голос Элисон Клэймен, режиссера фильма «Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся», становится ключевым источником информирования общественности о ситуации вокруг Ай. Она вещает через различные медийные источники, включая «Wall Street Journal», «Financial Times», NPR, BBC, CNN, «Аль-Джазира English» и «The Colbert Report».
В десятках городов США, Европы и Азии проходят протесты сторонников Ай Вэйвэя под лозунгом «1001 стул» - на них протестующие позируют с пустыми стульями, имитируя таким образом работу Ай, представленную на выставке «DOCUMENTA-2007».
4 мая. Открытие работы Ай Вэйвэя, бронзовой скульптуры «Круг животных», у Пулитцеровского фонтана в «Grand Army Plaza» (Нью-Йорк). На открытии памятника Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг обращается к присутствующим со страстной речью. В частности, он говорит: «Мы солидарны с миллиардами людей, которые не обладают самым фундаментальным из всех прав человека, самой заветной американской ценностью, самым ценным из всех богатств Нью-Йорка - свободным волеизъявлением». Вскоре после этого «Круг животных» также выставлен в «Somerset House» (Лондон), а в августе едет на LACMA.
22 июня. Власти освобождают Ай Вэйвэя после 81 дня заключения, во время которого он подвергался психологическим пыткам – круглые сутки двое охранников не оставляли его в покое, наблюдая за ним даже в туалете или во время сна. По возвращении Ай отказывается от продолжительных бесед с прессой и сторонниками, собравшимися у его пекинского дома. Китайские власти утверждают, что Ай был под следствием за уклонение от уплаты налогов принадлежащей ему компанией «Beijing Fake Cultural Development Ltd.». Государственные СМИ также сообщают, что он выпущен под залог якобы за «сотрудничество со следствием и признание в совершении преступления», готовность заплатить налоги, а также в связи с хроническими заболеваниями. Вскоре выясняется, что условия освобождения Ай Вэйвэя под залог включают в себя многие ограничения: в течение года он не может участвовать в социальных сетях, давать интервью о подробностях своего задержания, а также покидать пределы Пекина.
Октябрь. Ай Вэйвэй назван лучшим художником в рейтинге Power 100 журнала «ArtReview». Открывается его персональная выставка «Absent» в музее изобразительных искусств Тайбэя. Посредством Skype Ай также договаривается с журналом «W Magazine» о предоставлении фотографии на обложку выпуска журнала, посвященного искусству. На фотографии изображена китайская модель, которая была арестована и доставлена в тюрьму на Рикерс Айленд. Ее заставляют раздеться донага и принимать душ на глазах у охранников.
Ноябрь. Налоговые органы выставляют Ай Вэйвэю претензию на сумму 2,4 млн. долларов США за якобы неоплаченные налоги и штрафы и требуют оплатить всю сумму или, по крайней мере, её половину, чтобы иметь возможность оспаривать законность платежного требования. Ай и его сторонники утверждают, что претензия является политически мотивированной. Тысячи китайцев материально поддерживают его - либо переводят деньги на его счёт, либо кладут наличные в бумажные самолетики и запускают их во двор его пекинского дома. Основные средства массовой информации во всём мире освещают эту историю, и толпы репортёров регулярно снимают сюжеты о деятельности его домашней студии. Ай оплачивает 1,2 млн. долларов и надеется продолжить борьбу в суде.
29 ноября. Лу Цин, жену Ай Вэйвэя, приглашают на допрос и отпускают. С этого момента она, как и её муж, находится под подпиской о невыезде.
Декабрь. Журнал «Time» номинирует Ай Вэйвэя на звание «Человек года». Фильм «Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся» был запрещен к показу в Китае, зато собрал большое количество наград на мировых фестивалях. Его премьера состоялась в январе 2012 года на кинофестивале «Sundance». Там же картина была удостоена Специального приза жюри (за дух сопротивления) в категории документального кино. «Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся» вошёл в 15 лучших документальных картин, которые смогут претендовать на попадание в шорт-лист номинантов на премию «Оскар».
ЭЛИСОН КЛЭЙМЕН:
«Я задумала сделать фильм об Ай Вэйвэе, потому что мечтала создать картину о творческой личности, принципиальном художнике, готовом пойти на обдуманный риск, чтобы подтолкнуть общество к борьбе с собственными недостатками. Ай Вэйвэй - харизматическая фигура. Динамика его личности воплощает в себе все разнообразие прошлого и настоящего опыта Китая и показывает, как страна изменилась и как продолжает меняться. Именно поэтому я многое осознала заново в апреле прошлого года, когда после более чем двух лет съёмок и нескольких месяцев монтажа Вэйвэй исчез в застенках полиции без предъявления ему официальных обвинений и каких-либо намеков на то, когда он может быть освобожден. В течение нескольких недель в Нью-Йорке я не ложилась спать до утра, чтобы бодрствовать, когда в Пекине наступает утро. Пресса не прекращала посылать медиа-запросы. Я контролировала каждое новое сообщение - когда спала, не выключала Skype у изголовья кровати, и редко когда была не в доступе на Twitter. Его 81-дневный арест послужил как бы символическим актом PR-поддержки истории Ай. Его освобождение попало в мировые выпуски новостей. Неожиданно его имя и деятельность стали узнаваемы для тех людей, которые, возможно, в других обстоятельствах никогда бы не услышали о нём. «Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся» фокусирует внимание на человеке и его истории. Я начала снимать Вэйвэй в 2008 году, сразу после его работы над фильмом «Олимпийский стадион «Птичье гнездо», в котором он заклеймил Игры как партийную пропаганду, и это впервые сделало его фигурой международного масштаба… Я хочу дать людям шанс провести время с Вэйвэем, услышать его голос, узнать его мнение, увидеть его недостатки и прочувствовать вместе с ним его жизнь. Я хочу позволить зрителям оценить выбор Вэйвэя и, надеюсь, вдохновиться его мужеством и человечностью. Но фильм «Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся» - не только о Вэйвэе или Китае. Надеюсь, фильм заставит зрителей с пристрастием спросить себя: каким мне видится лучшее будущее? Чем я бы рискнул ради того, чтобы выразить себя? Самое мощное влияние, которое может оказать этот фильм – это вдохновить новое поколение открытых и искренних художников, граждан страны, людей с активной жизненной позицией стремиться улучшить будущее своего общества».
АЙ ВЭЙВЭЙ:
«Во многих развитых странах люди принимают свободу самовыражения как нечто само собой разумеющееся; в то же время было бы преступно игнорировать усилия других людей для обретения этого права. Люди в равной степени владеют всеми ценностями. Нельзя притвориться, что не знаешь о них, или настаивать, что они не имеют к тебе никакого отношения. Этим ты только продемонстрируешь свой эгоизм и ограниченность. Что сделало меня узнаваемой фигурой - это только то, что мне есть что сказать, а также то, что я до определенной степени успешно использую интернет. Для передачи информации я могу более свободно общаться посредством интернета и других средств массовой коммуникации. Это очень важно - иметь, что сказать, и иметь способ передачи информации. Надеюсь, что после просмотра фильма зрители также смогут понять, что я думаю: сегодня мы живём в совершенно ином мире, сегодня у нас есть новые возможности, и мы можем превратить этот мир в лучшее место для всех. Китай развивается, но такие его сферы как судебная система и свобода слова едва ли развиты. Они всё ещё находятся под устойчивым контролем государства. И всё же я думаю, что Китай не может позволить себе не меняться. Да, это займет много времени, но без усилий ничего не сдвинется с места. Мы знаем, что люди не меняются сами по себе, если для этого нет существенной необходимости и определенных внешних стимулов».
ПРЕССА:
«Один кот умеет сам открывать дверь - все остальные смотрят на человека и ждут. Знаете, какая разница между этим котом и людьми? Когда он выходит в дверь, то никогда её не закрывает» - документальный портрет Ая Вэйвэя, снятый Элисон Клэймен, неожиданно начинается со скромной житейской мудрости… Клэймен как режиссёр, понятно, дилетант - и временами «Никогда не извиняйся» смотрится как небрежно смонтированная подборка разносортных видео. Да, с одной стороны, Ай, сам изобретательный художник, заслужил столь же изобретательного биографического подхода. С другой же - придираться, когда тебе предъявляют столь мощную личность, попросту глупо. Лучшие моменты «Никогда не извиняйся» как раз те, в которых бородач вдруг начинает рефлексировать в ответ на однозначные вопросы, не стесняется признаваться в трусости или, смущаясь, рассказывает о внебрачном ребёнке. Его фото, видеоинсталляции, протестные документалки и протестные же перформансы - всё это, безусловно, сильный, действующий даже в клэйменовских диетических дозах арт, но главное искусство, которое предстает в фильме, - это искусство правильного, бесконечно достойного отношения к жизни, которое, без шуток, излучает здесь Вэйвэй. Сравниться с ним тут может, пожалуй, лишь кот, который никогда не закрывает за собой дверь» (Денис Рузаев, «Time Out»). «На родине сторонников у Ай Вэйвея не так уж много. В Китае с режимом борется ещё меньше людей, чем у нас, не только в процентном отношении, но и в абсолютном тоже. Маршей миллионов там никаких не бывает. Китайцы ещё большие патриоты, чем мы, и предпочитают строить сильное и стабильное государство… Списки погибших, выставки, инсталляция из школьных ранцев, разбивание старинных амфор, высмеивание помпезной Пекинской олимпиады и другая деятельность - со стороны художника. Избиение, арест, снос студии бульдозером - со стороны властей. Ситуация довольно близкая для нас, не правда ли? У нас тоже не уважают художников, объявляя их врагами, стараются раздавить людей, живущих вне системы, отмахиваются от людских трагедий и готовятся к проведению Олимпийских игр. Правда у нас, увы, нет фигур такого масштаба, готовых не просто выйти за рамки дозволенного и выступить ПРОТИВ цензуры, коррупции, лжи, но и являться при этом настоящими художниками, лидерами, умеющими объединить людей, донося до них правду, личным примером призывая не бояться правды, понуждая мыслить и добиваться социальной справедливости и честности. Собственно, честность - это и есть главная черта настоящего художника. И то, за что он вечно будет бит» (Екатерина Визгалова, Кино-Театр.ru). «Содержательно «Никогда не извиняйся» больше чем биография одного художника. Тут и непривычный нам Китай, и, например, поклонники Ай Вэйвэя внутри страны, которых по аналогии с продукцией «одной фруктовой компании» прозвали ай-фанами. И наблюдение за генетическими корнями активизма Вэйвэя - его отец, известный поэт-модернист, пострадал во время культурной революции. И то очевидное, вытекающее из всего повествования, что актуальное искусство всегда в оппозиции власти. Даже если с точки зрения неофита скептически относиться к роли сотни миллионов фарфоровых семечек в истории искусства, даже если художник, по его собственным словам, своими руками теперь мало что делает, а всё больше отдает распоряжения. Да даже если он уклоняется от налогов и, по официальному заявлению власти, признаёт свою в этом вину, важнее то, что у него рано или поздно начнутся с властью эстетические разногласия, просто по определению художника как ищущей творческой единицы, жизнь его вытолкнет на эту тропу. Мысль, в общем, не новая, и фильм «Никогда не извиняйся» её лишний раз подтверждает» (Марина Латышева, «РБК Daily»). «Знаменитый китайский художник и активист почти не появлялся на плёнке - до сегодняшнего момента. Элисон Клэймен, подошедшая с невероятным соучастием к своему герою, представляет его в значительном, при этом несколько обрывочном фильме «Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся», где пытается найти правильный баланс между его публичной деятельностью и личной жизнью… Несмотря на то, что в фильме периодически всплывают неизвестные факты из жизни Ай Вэйвэя, ещё более интересным героем представлен сам Китай. Это полноценный противник, постоянно вдохновляющий художника на новые творения и поступки. Предваряя фильм метафорой о кошке, которая научилась открывать двери, Клэймен подчеркивает, что такие, как Ай, рождаются один на миллиард. Её документальная лента - неплохое начало. Но такие важные художники заслуживают более тщательного портрета» (Питер Дебрюж, «Variety»). «Лента, безусловно, поучительна для доморощенных провокативных художников и их поклонников. По крайней мере, можно поучиться настоящему протестному искусству в условиях настоящей сильной тоталитарной коммунистической империи» (Борис Гришин, afisha.mail.ru). «В жизненном пути, в ходе мыслей и в деятельности Вэйвэя как-то само собой обнаруживаются знакомые обрывки судеб наших соотечественников: от Чаадаева до Мандельштама, от Бродского до тех же «Pussy Riot», одним словом, многих из тех, кому изрядно досталось от государства в отместку за попытки выразить своё собственное мнение. Вспоминаются слова Кирилла Серебренникова, о том, что «самое неблаготворное - проклинать родину». Ай Вэйвэй родину не проклинает - он прямым текстом посылает её куда подальше, доказывая, что самое неблаготворное, это когда родина проклинает свой собственный народ» (Павел Орлов, «25-й каdр»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|