МЕТЕОРА
(«Meteora», Греция-Германия-Франция, 2012)
Режиссёр: Спирос Статулопулос.
В ролях: Тео Александер, Тамила Кулиева.
Жанр: драма. В центральной Греции находится легендарный комплекс православных монастырей Метеора (или «парящий в воздухе»), знаменитый тем, что монашеские кельи и церкви расположены на высоких труднодоступных скалах. В долине, что под ними, вечные циклы деревенской жизни - рождение, доение, забой скота - резко контрастируют с аскетичным монастырским миром. Молодой греческий монах Теодорос и русская православная монашка Урания посвятили свои жизни строгим ритуалам и практикам своей общины. Однажды они встречаются внизу - в долине рядом с деревней, где получают продовольствие. Растущее чувство привязанности друг к другу ставит под вопрос их жизнь в монастыре. Они, разрывающиеся между духовным пожертвованием и человеческими страстями, должны решить, по какому пути им следовать… В фильме «Метеора» почти нет диалогов, но есть анимационные вставки на тему древних икон и легенд, связанных со страхами и любовью. Режиссёр картины Спирос Статулопулос родился в 1977 году в Греции, но в возрасте восьми лет переехал в Колумбию. Здесь Статулопулос начал изучать кинематограф, а затем продолжил учебу в Калифорнийском университете. В 2007 году его первая киноработа – «PVC-1» (фильм, созданный методом непрерывной съемки, об отчаянной попытке женщины обогнать неумолимый бег времени и успеть избавиться от взрывного устройства, закрепленного террористами на её шее) - была показана в рамках программы «Две недели режиссёров» на Каннском МКФ и отмечена премией ФИПРЕССИ на кинофестивале в Салониках. «Метеора» - его второй фильм. Исполнитель главной мужской роли Тео Александер (его настоящее имя - Тео Зоболидис) - голливудский актёр греческого происхождения, родившийся в Афинах. Окончив курс делового администрирования в Бостонском университете, он продолжил учёбу в театре «Круг» при бродвейской театральной академии в Нью-Йорке. Тео Александер снимался в сериалах «CSI: Место преступления Нью-Йорк» и «Мертвые до востребования», а прославился благодаря роли вампира Тальбота в знаменитом сериале «Настоящая кровь». Партнерша Александера по фильму «Метеора» Тамила Кулиева родилась в 1967 году в Баку, окончила ВГИК, во время учёбы она познакомилась с будущим мужем, студентом режиссёрского факультета, греком по национальности Григорисом Карантинакисом. С 1992 года Тамила вместе с мужем живёт в Афинах, где играет в театре, снимается в сериалах и преподаёт актёрское мастерство. Её кандидатуру на роль Урании предложила мать Тео Александера. Фильм «Метеора» был малобюджетным. Съёмки картины заняли 21 день. Премьера фильма «Метеора» состоялась в 2012 году в Берлине, где картина участвовала в конкурсной программе 62-го Берлинского МКФ. Фильм также вошёл в программу фестиваля «Зимняя Эйфория» (куратор Андрей Плахов), который проходил в декабре 2012 года в московском кинотеатре «Ролан».
СПИРОС СТАТУЛОПУЛОС:
«Я был воспитан в среде, где религии хватало в изобилии - как со стороны моей матери, так и со стороны отца. В Салониках мы жили в нескольких минутах ходьбы минимум от десяти православных церквей. Греки, родившиеся до Второй мировой войны, являются последним поколением людей, воспитанных в православной вере. Они регулярно посещают исключительно православные церкви (как, например, моя бабушка, которую я упросил сыграть в фильме). В детстве мы ездили с севера на юг Греции. Когда мы достигли области, в которой расположены монастыри, в окне автомобиля я впервые увидел такое зрелище. Раньше я тоже видел природные красоты, а также красоту, созданную человеческими руками, но это было впервые, когда я испытал чувство совершенной гармонии между великолепным природным явлением и одним из самых ярких архитектурных шедевров человечества. С тех пор этот образ жил в моей душе. И сегодня я вновь изучаю этот пейзаж не через стекло автомобиля, но сквозь объектив кинокамеры - на этот раз входя в жизнь православного монашества, создавшего это чудесное творение».
«Начиная с позднего Средневековья, православные монахи строили монастыри на вершинах монолитов-песчаников в центральной Греции. Эти мастерски созданные творения рук человеческих сливаются воедино с великолепным природным явлением, возникшим миллионы лет назад. Облака, плывущие по воздуху ниже уровня монастырей, на мгновение скрывают из виду монолиты, что создает оптический эффект их «подвешенности» между небом и землёй (по-гречески «Meteoros» означает «подвешенный, парящий»).
«После того, как был сделан мой первый фильм в Колумбии, где мы жили с родителями, я почувствовал, что пора посвятить себя съёмкам фильма о моём отечестве. Я связывал эту идею с моим детским воспоминанием о монастырях, с пейзажем, символизирующим два мира: с одной стороны, это частная жизнь сельского жителя в плодородной долине, с другой - бытие монашеской общины в заоблачной выси».
«Главные герои фильма постоянно перемещаются между этими двумя мирами. Против собственной воли как монах Теодорос, так и монахиня Урания не смогли полностью отрешиться от земных устремлений. С монашеской точки зрения, плотские желания представляют собой препятствие на пути к высшей цели, в то время как для фермера воспроизводство является важным компонентом жизненного цикла. Обе перспективы имеют духовную природу и отличаются только в их проявлениях».
«С моей точки зрения страсти, взаимные устремления и плотские желания героев не должны восприниматься исключительно как грехи. Герои ссорятся, борются друг с другом; им ещё предстоит найти своё место в этой жизни. Они пребывают на перекрестке, где им предстоит принять решение».
«Эта борьба отражена через призму образа парящих монастырей, подобного аллегорическому образу человеческой души, как бы постоянно парящей, балансирующей между духовным и светским существованием».
«Борьба плотского и духовного в человеке существовала всегда. Эта вневременность представлена в фильме визуально: монахи по-прежнему одеваются так, как и тысячу лет назад; монастыри в основном выглядят так же, как и всегда, скалы остались прежними. И всё же эта среда дополнена некоторыми элементами современной жизни - например, фермер носит джинсы, использует современные инструменты. Так что фильм одновременно и современен, и архаичен. Мы намеревались показать, что такие фундаментальные темы существуют сегодня и существовали всегда. И что мы всё ещё обсуждаем их».
«Когда многие века тому назад православные монахи подвергались преследованиям со стороны Османской империи, турки поняли, что Метеора - самая сложная по рельефу местность, которая обеспечивает оптимальную защиту. При том, что эта местность после строительства дорог, лестниц и тропинок стала со временем более доступной, тем не менее, она остаётся сложной для съёмок. Съёмки в изнуряющей жаре проблемны не только для оборудования; они явились испытанием физической и психологической выносливости всей съёмочной группы».
«На этой географической широте свет очень необычен, особенно в переходный период от весны к лету. Летом преобладает безоблачное небо, но поздней весной греческое небо иногда выглядит необычно, даже сказочно. По утрам сильный туман часто повисает в горных долинах между монолитами, создавая атмосферу зловещую и созерцательную. Позже в течение дня облака уступают место яркому солнцу на кристально чистом небе, а температура повышается за 40 градусов. Цель состояла в том, чтобы захватить этот переходный период на Метеоре. Кроме того, я изучал естественный свет и поведение облаков, чтобы использовать их в качестве инструмента повествования».
«Честно говоря, я рассчитывал, что использование православных икон было бы идеальным визуальным рядом в нашей истории, особенно учитывая тот факт, что они реально соответствуют теме повествования. Но чтобы достичь оптимальной визуальной силы повествования с помощью этого средства, я создал анимированные православные византийские иконы. Помимо использования анимации как средства передачи сокровенных мыслей и чувств героев и как платформу для развития повествования, мы также использовали её в качестве ссылки на многие другие мифы, парадоксы и аллегории греческого или библейского происхождения, которые так или иначе совпадали с нашей историей - такие как история об Ахиллесе и черепахе, Тесее и Ариадне в лабиринте Минотавра, об искуплении греха через Христову кровь, и, конечно, история Адама и Евы».
АСИМАКИС ПАГИДАС, сценарист:
«Как и знаменитые истории запретной любви - Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, Абеляра и Элоизы - в конечном счете, история «Метеоры» - это тоже история запретной любви. Это сказка о мужчине и женщине, вовлечённых во что-то запрещённое - как божественным законом, так и их собственными убеждениями. Первоначально, в отличие от вышеупомянутых известных любовных историй, сам формат нашей истории оказался реальной проблемой. Как показать взаимодействие одного персонажа с другим в ситуации, когда между ними едва ли возможен контакт? В условиях, когда этого не допускает сама вера обоих персонажей? Когда мы обдумывали, какие виды взаимодействия возможны, мы были ограничены их очень малым перечнем. Это литургии, когда потенциально во время службы монах может находиться в присутствии монахинь. Это совместные паломнические прогулки или поездки к религиозным святыням. Это различные монастырские работы и послушания - вот, пожалуй, и всё. Вопрос стоял так: как можно было бы «нарушить» некоторые правила, при этом сохраняя подлинность монашеской жизни? Нам нужна была концепция, визуально и повествовательно обеспечивающая супер-реальную среду, в которой наши герои могли бы «встретиться» и «взаимодействовать», которая также могла бы показать их внутреннюю тоску и страх. Тут нам и помогла анимация. Первоначально она была предназначена исключительно для выражения фантазий монаха и монахини в рамках религиозного контекста (византийской агиографии), но вскоре стало очевидным, что, как и в любви, в которой часто отличить фантазий от реальности, в нашем фильме анимация стала единым полем интеграции всей истории. Она помогла объединить с объективной реальностью некую субъективную среду влюбленности, создав единое поле повествования. Таким образом, мы смогли одновременно показать как объективные препятствия для их любви, так и прелюдию взаимных устремлений, ведущих к их союзу. После того, как мы утвердили для себя такой подход, стало действительно возможным получить от него как среды повествования максимальную отдачу. И это действительно работает. Мечтательная субстанция любви в сочетании со строгой иконографией вселенной производит желаемый эффект напряженного противостояния любви и веры, что в конце концов подтверждает правильность названия, ведь «Метеоры» буквально оно переводится как «подвешенные». ТЕО АЛЕКСАНДЕР:
«Я родом из религиозной семьи и в юности был алтарником. Я уважаю нашу веру».
«Отец рассказал мне о колумбийце с греческими корнями, чей первый фильм оказался в Каннах. Он сказал, чтобы я следил за ним. На следующий день я написал Спиросу письмо, в котором поздравил с успехом фильма. Он как раз был в Лос-Анджелесе, мы встретились, пообщались и сразу поняли, что мы на одной стороне. Всегда приятно встречать единомышленников. А через год он сказал, что будет снимать фильм о монахе в Метеорах, и предложил мне роль. Сценарий написал ещё один мой греческий друг - Асимакис Пагидас. Мы приехали в Грецию, и у нас даже не было денег на отель, так что мы остановились в доме нашего художника-постановщика Аристотеля Карананоса, чья семья по счастливому стечению обстоятельств как раз из этих мест».
«Я готовился к роли в течение примерно трёх месяцев. Посетил монастыри на святой горе Афон. Жил с монахами и пытался запомнить всё, что только мог. Я обнаружил, что большинство монахов - очень страстные люди».
«Спирос ловит живые эмоции, момент истины. Для меня это самое важное качество режиссёра. Опыт работы с непрофессиональными актёрами в фильме был волнующим, потому что тут нельзя сфальшивить ни на секунду - ведь непрофессиональные актёры придают картине неповторимый аромат подлинности; вопрос в том, сумеете ли вы соответствовать этой высокой ноте».
«Когда монах встречает другого монаха, он кланяется - не человеку, которого видит, но тому божественному, что находится в другом человеке. Как актёр я пытался исследовать любовь в самом широком смысле этого слова, божественное измерение любви. Я старался соотнести мой личный опыт с опытом настоящих монахов. Люди, которых я там встретил, были так близки к Богу, что их глаза полны света. Это было, как если бы смотреть в глаза ребёнка». ТАМИЛА КУЛИЕВА:
«Спирос задумал пригласить меня на роль монахини. Когда я увидела его первый фильм «PVC-1», я сразу поняла, что он необычный режиссёр, что он ищет новые способы показа действительности, разрабатывает новые направления в кинематографии. Во время нашей первой встречи мы подробно обсудили его видение сюжета, и он очень заинтриговал меня этим проектом. Я думаю, что он очень внимателен как к себе, так и к другим. Спирос действительно любит свою профессию и предан ей. Он тщательно прорабатывает каждую мелочь и деталь каждого кадра, а также особенности героев. Мне нравится работать с людьми, которые не просто скользят по поверхности, но не жалеют ни своего времени, ни таланта, чтобы полностью проработать тему и получить на экране искомый результат».
«Было невероятно трудно играть во всей этой одежде, а особенно в жаркие летние дни. К своему удивлению, я узнала, что внешняя чёрная одежда - только первая видимая часть дресс-кода монахини. Поверьте, под ней ещё множество невидимых слоев! Когда на тебе всё это, ты чувствуешь себя связанным по рукам и ногам и абсолютно неспособен двигаться. Как следствие, мимика лица и жесты приобретают большее значение».
ПРЕССА:
«Метеора», дебют греческого режиссёра Спироса Статулопулоса. Первое, чем он завораживает, - визуальная мощь… Звуковая среда фильма: гул бесконечных, полных воздуха пространств, перекличка птиц, шум ветров, - природный мир. Всему этому мощно противостоят суровые молитвы с их бесстрастной аскезой. Сумрак молитвенных комнат, блики света на иконах, безжизненные лица молящихся. Ритмы фильма - величественная статика, которая только однажды будет разорвана в клочья ураганом вырвавшихся на миг страстей. Протестная тема фильма - сама жизнь как запретный плод… Я бы прописал этот фильм сегодняшней России - как таблетку от метеоризма» (Валерий Кичин, «Российская газета»). «Сделано с запредельным вкусом… Лента излучает то золотое сияние, что исходило от нимбов святых на средневековых картинах» (Стефани Захарек, «Movieline»). «Высокоэстетическая медитация о религиозной преданности и её земных границах… Сексуально заряженные сцены вдыхают в фильм огонь… Выдающееся мастерство художника-постановщика (Фионнуала Халлиген, «Screen Daily»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|