ПОСЛЕДНЯЯ ИСКРА ЖИЗНИ
(«La chispa de la vida», Испания-Франция, 2011)
Режиссёр: Алекс де ла Иглесиа.
В ролях: Сальма Хайек, Хосе Мота, Сантьяго Сегура, Каролина Банг, Начо Вигалондо, Бланка Портильо, Хавьер Боте, Нереа Камачо, Фернандо Техеро, Хавьер Гутиеррез, Эдуардо Касанова.
Жанр: трагикомедия. Что нужно для того, чтобы получить свои 15 минут славы?! В случае неудачливого рекламщика Роберто для этого требуется свалиться с большой высоты и упасть затылком на торчащую арматуру. Плохие новости: наш герой в сознании, но его голова проткнута, точно коктейльная оливка и врачи запрещают его двигать, опасаясь за его жизнь. Хорошие новости: теперь он - медийная звезда, за интервью с ним телеканалы готовы выложить баснословные суммы. Но ты остаешься звездой, лишь пока в тебе теплится последняя искра жизни... Алекс де ла Иглесиа родился в Бильбао в 1965 году. В 10 лет начал рисовать комиксы и своими духовными учителями считает Алекса Реймонда, Стэна Ли и Васкеса. Учился в университете, работал декоратором на ТВ, был художником-постановщиком на картине «Всё что угодно за хлеб». Его первый и единственный короткометражный фильм «Убить за стакан Миринды» (де ла Иглесиа был также соавтором сценария) завоевал множество призов на фестивалях, а также убедил Педро Альмодовара и его продюсерскую компанию «El Deseo» профинансировать его полнометражный дебют «Операция «Мутанты» (1993). Эта язвительная научно-фантастическая комедия получила две награды фестиваля фантастических фильмов в Монреале, а также три премии Испанской киноакадемии «Гойя». Этот успех позволил назвать де ла Иглесиа самым многообещающим открытием года. Второй фильм режиссёра «День зверя» (1995) завоевал уже шесть наград Испанской киноакадемии (среди них - лучшему режиссёру). Картина получила единодушное признание критиков и зрителей в Венеции и Торонто, а также стала одним из главных коммерческих хитов года в Испании. Далее последовали: «Пердита Дуранго» (или «Танец с дьяволом», 1997), «Смех мёртвого» (1999) и «Коммуналка» (2000). Начиная с «800 пуль» (2002), режиссёр сам продюсирует свои ленты. В этом вестерне, который снимался в Америке, главную роль сыграл любимый актёр де ла Иглесиа - Санчо Грация. В картине «Идеальное преступление» (2004) режиссёр возвращается к стилистике чёрного юмора. В 2007 году де ла Иглесиа снял по своему сценарию фильм «Убийства в Оксфорде», в котором главные роли исполнили Элайджа Вуд, Джон Херт и Леонор Уотлинг. В испанском прокате картина сделала прекрасные сборы - $8.2 млн. В 2008 году де ла Иглесиа дебютировал в качестве режиссёра и продюсера ТВ-сериала «Pluton B.R.B. Nero». После триумфа картины «Печальная баллада для трубы» на Венецианском МКФ в 2010 году (призы за лучшую режиссуру и лучший сценарий), Алекс де ла Иглесиа стал известен не только у себя на родине, но и за её пределами. К тому же «Печальная баллада для трубы» получила 15(!) номинаций на премию «Гойя». Сценаристом «Последней искры жизни» стал Рэнди Фельдман, написавший много сценариев для коммерческого кинематографа (в частности для Сталлоне и Ван Дамма). Одну из главных ролей исполнила голливудская звезда Сальма Хайек. Она родилась 2 сентября 1966 года в Мексике (город Коатцакоалкос) в богатой семье бизнесмена и оперной певицы. Изучала международные отношения и драматические искусства в Ибероамериканском университете в Мехико. Сыграла заглавную роль в популярнейшей «мыльной опере» «Тереза», но, к отчаянию фанатов, в 1991 году бросила сериал и уехала покорять Голливуд. Удача улыбнулась ей 5 лет спустя, когда её заметил режиссер Роберт Родригес, пригласивший её стать партнершей Антонио Бандераса в фильме «Отчаянный». Выбившись в первый ряд голливудских актрис («От заката до рассвета», «Дикий, дикий Вест»), Сальма со свойственной ей энергией взялась за продюсирование «проекта мечты» - фильма «Фрида» (2002) о художнице Фриде Кало с собой в главной роли, за которую и удостоилась номинации на «Оскар». Далее других её работ следует выделить: «Однажды в Мексике», «Бандитки», «Толстяк на ринге», «Особо опасны» (Сальма: «Я 25 лет ждала, чтобы мне позвонил Оливер Стоун. И он позвонил и сказал: «Хей, у меня есть для тебя роль!» А раньше - дудки!»)
Состояла в отношениях с актёром Эдвардом Нортоном. В 2009 году сыграла пышную свадьбу с французским миллиардером Франсуа-Анри Пино, за два года до этого родив ему дочь Валентину Палому Пино. Ныне живёт в Париже. Ещё одну главную роль в «Последней искре жизни» исполнил Хосе Мота - актёр и известный испанский комик. Это первая большая роль Хосе Мота в кино. Оператор «Искры» Кико де ла Рика снимал не только «Печальную балладу для трубы» Иглесиа. Например, именно ему мы обязаны визуальному решению фильма «Люсия и секс» Хулио Медема. Международная гала-премьера «Последней искры жизни» состоялась на МКФ в Берлине. Картина была удостоена номинаций на премию испанской киноакадемии «Гойя» в категориях «Лучшая женская роль» (Сальма Хайек) и «Лучший молодой актёр» (Хосе Мота).
АЛЕКС ДЕ ЛА ИГЛЕСИА:
«Рэнди Фельдман - автор мейнстримный. Но я проглотил его сценарий за час и сразу же решил его снимать. Конечно, я сам адаптировал его для испанских реалий, хотя это и не значится в титрах».
«Я читаю много сценариев, которые мне присылают, но они мне никогда не нравятся. Этот случай был редчайшим, потому что он мне понравился ужасно… Он рассказывает о том, что меня очень привлекает: человек оказывается в чрезвычайном положении, он попадает в такую ситуацию, при которой он умрёт, если его попытаются освободить. Я почувствовал, что должен рассказать эту историю, потому что мы все находимся в таком состоянии: практически на краю смерти».
«Я обожаю старые итальянские комедии и пытался воссоздать их дух. Дино Ризи. Как можно не любить Дино Ризи? Вспомните его фильм «Чудовища»! Там видна связь с Феллини… Есть важная деталь. Феллини любил цирк, а я его ненавижу. Клоунов - ненавижу. Для Феллини цирк - это прекрасный сон, а для меня ужасный кошмар. Конечно, у меня есть какие-то положительные детские впечатления, связанные с цирком. Но если Феллини любит своих циркачей, то я настроен решительно против них. Грустный клоун в «Печальной балладе...» - абсолютно несчастный человек, так же как и главный герой «Последней искры жизни». Он внутренне не согласен с цирком, он преодолевает его в своих страданиях. Вообще мои герои - несчастливые люди. «Протагонист» с греческого и значит «страдающий герой». Такими были герои немого кино. Я очень люблю «Мужчину, который любит» Пола Муни, картины с участием Лона Чейни. Их герои всегда страдают. Но мои фильмы отражают мои мысли о мире, а не о кино. Ведь можно одновременно страдать и испытывать удовольствие от жизни».
«По всей видимости, нам необходим акт экзорцизма, своего рода бунт, чтобы осознать происходящее. Если кто-то один не пожертвует собой, мы не поймём, что положение на самом деле угрожающее. Поэтому Хосе Мота иногда похож на Христа, замученного окружающей толпой. Сальма Хайек также немного напоминает деву Марию или Марию Магдалену: она рядом и ухаживает за ним».
«Мы создали невероятную комедию, которая на самом деле трагедия. Жизнь бессмысленна, если ты не в состоянии посмеяться над ней. Она трагична и сложна. Мы думаем, что свободны, но на самом деле мы скованны. Мы способны освободиться, только поняв это. Тогда мы становимся по-настоящему непредсказуемы и прекрасны».
«Фильм о кризисе, с которым столкнулись все люди в Европе. Мы все очень уязвимы. Нам говорят, что наши страны бессильны и их смоют в унитаз. Мой фильм - это горькая комедия. У нас кончились слёзы, и теперь мы хотим делать истории, которые могли бы улучшить человеческую жизнь. В этом есть величие: мы выжили!»
«Мексиканский акцент Сальмы очень заметен испанцам. Меня часто спрашивают, зачем я ее взял. Это же испанский фильм об испанской семейной паре, а жена-мексиканка у нас большая редкость! Сомнений было много, но, увидев фильм, соотечественники пришли к заключению, что всё это совершенно неважно. Сальма настолько хороша в этой роли, что они забыли, что она мексиканка… С ней невероятно весело и легко. Она всё время шутила и плясала все ночи напролёт. Вообще она прекрасная комедийная актриса. Ни замужество, ни успех в Голливуде её не изменили».
САЛЬМА ХАЙЕК:
«Раньше мне такие роли даже не предлагали. Выбора у меня не было. Моё материнство повлияло не на меня, а на режиссёров. Они стали видеть меня в других ролях! И я этим очень довольна. Если бы мне 10 лет назад предложили роль типа той, что я сыграла в «Последней искре жизни», я бы не отказалась. Но никому это и в голову не пришло!»
ПРЕССА:
«О чём все это, понятно с самого начала. Соответствующим образом прикормленный зритель требует больше зрелищ. Всё продается и покупается. Этика - ничто, рейтинг - всё. Роберто лежит на скрещенных железных прутьях посреди древнеримского амфитеатра, который нашли при раскопках, как христианин в ожидании львов. Зеваки, журналисты и прочие располагаются вокруг, глазея и обсуждая, кто с интересом, кто с сочувствием. Алекс де ла Иглесиа продолжает тему «Печальной баллады для трубы». Жизнь есть цирк, бессмысленный и трагикомический. Поэтому не стоит прибегать к сложным аллегориям, ходить вокруг да около» (Маша Вильямс, afisha.mail.ru). «Я бы хотел работать в цирке», - говорит ведущий ток-шоу по телевизору в самом начале фильма. Всё, что будет происходить дальше - не более, чем буквально воспроизведенная иллюстрация этой фразы, с упором на то, что в цирке платят огромные деньги. «Последняя искра жизни» - конечно, совсем иного толка кино, нежели предыдущая работа де ла Иглесиа «Печальная баллада для трубы». Но поучительно-аллегорический тон режиссёр не оставил, так же, как и пристрастие к клоунам… Выдержать полтора часа такого однобокого гротеска было бы нелегко, но, к счастью, бал в «Последней искре жизни» правит восхитительная Сальма Хайек, которой столько воли не давали, кажется, со времен «Фриды». Пока съёмочная группа разыгрывает какой-то условный фарс на арене, актриса играет маленькую драму, создавая невероятный, чувственный образ» (Анна Логинова, «Empire»). «Снявшиеся в главных ролях Хосе Мота и Сальма Хайек очень трогательно играют несусветную, ничуть не угасшую за долгие годы совместной жизни любовь, которая побеждает всё, - и даже в наступившие для героя трудные времена жена не предъявляет претензий, а по-прежнему преданно заглядывает мужу в глаза, стараясь всячески приободрить… Герой популярного в Испании комика Хосе Моты, обаятельный человек с добрыми глазами и мягкими манерами, совершенно непохожий на традиционное представление о хищном напористом копирайтере, вызывает безоговорочное сочувствие» (Лидия Маслова, «Коммерсантъ»). «Несмотря на множество античных и христианских аллюзий (Роберто в позе распятого Христа, кровь на белом мраморе, словно на жертвенном алтаре), режиссёр старается не акцентировать на них внимание, привнося в сюжет всё больше и больше современных реалий. Оно и понятно, потому как Иглесиа хочет привлечь к экрану ещё больше зрителей, чем после мирового успеха «Печальной баллады для трубы». Поэтому-то в картине немало клише, каковые облегчают восприятие, да и в целом история представляется не артхаусной, а доступной и понятной, т.е. она обладает всеми чертами мейнстрима. К тому же, главная женская роль здесь отдана звезде мирового уровня - Сальме Хайек. И, кстати, именно благодаря её бенефису лента не становится очередной банальной спекуляцией на тему кризиса, а сохраняет черты сатиры на общество потребления, СМИ, телевидение и обывателей, привыкших к смерти и жаждущих лицезреть агонию как можно чаще» (Макс Милиан, «Кино-Театр.ru»). «Последняя искра жизни» могла бы стать современной «Смертью коммивояжера», так как в основе - история мужчины, готового пожертвовать своей честью ради будущего семьи. Только вместо драмы здесь - тонкая сатира, выходящая с чёрной комедией на общество, подчинённое законам медиа и маркетинга. Актёрский состав со своей задачей справляется на отлично. Фильм, может быть, не кусается по-настоящему, но острые зубы показывает довольно часто. Возможно, это сейчас лучшая работа Алекса де ла Иглесиаса (во всяком случае, куда более доходчивая, чем его предыдущая мизантропическая «Печальная баллада для трубы»)» (Джонатан Холланд, «Variety Russia»). «Если вы поклонник режиссёра де ла Иглесиа, то вы и без меня понимаете, что этот фильм надо смотреть. А если вы всё ещё не поклонник - тогда идите в задницу» (Джошуа Чаплински, «Twitch»). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|