Жизнь ПиЖИЗНЬ ПИ
(«Life of Pi», США, 2012)
Режиссёр: Энг Ли.
В ролях: Сурадж Шарма (Пи Патель), Адиль Хуссейн (отец Пи), Табу (мать Пи), Ирфан Хан (взрослый Пи Патель), Жерар Депардье (француз), Рэйф Сполл (писатель), Аюш Тандон (Пи Патель в раннем детстве).
Жанр: приключенческая драма.

Пи Патель - мальчик из несколько необычной индийский семьи. Его отец владеет местным зоопарком, поэтому главный герой с самого детства жил достаточно обеспеченной жизнью и научился неплохо понимать животных. По причинам, связанным с политическими и экономическими событиями, родители Пи вынуждены переехать в Канаду. Семья увозит с собой и часть зверей из зоопарка. Однажды ночью во время шторма корабль терпит крушение, а Пи оказывается посреди Тихого океана в спасательной шлюпке вместе с зеброй, гиеной, орангутаном и тигром. Все хотят выжить. У кого из них больше шансов?

Экранизация одноимённого романа Янна Мартеля с рекламным слоганом «Чтобы выбраться на волю из клетки сознания, нужно, по меньшей мере, раскачать её прутья». Как заметил кто-то из рецензентов, «Жизнь Пи» - книга, которую интереснее читать во второй раз, нежели в первый. Действительно, если в первый раз читатель слишком следит за сюжетом, то при повторном прочтении история воспринимается как метафора борьбы цивилизации и природы в человеческой душе. Роман стал сенсацией, разошёлся тиражом около девяти миллионов экземпляров, получил множество премий, в том числе Букеровскую в 2002 году, был переведен на все ведущие языки мира. Барак Обама в письме к Мартелю назвал его роман «элегантным доказательством существования Бога и могущества сочинительского мастерства».

Естественно, Голливуд сразу же прибрал к рукам «Жизнь Пи». Студия «Fox» в лице исполнительного продюсера «Fox 2000 Pictures» Элизабет Гэблер (страстной поклонницы книги) приобрела права на экранизацию и энергично принялась за работу ещё в 2003 году. Первый вариант сценария написал Дин Горгарис, а в качестве режиссёра назначили М. Найта Шьямалана. Планировалось, что Шьямалан закончит работу над «Таинственным лесом» и сразу приступит к работе над фильмом в «Жизнь Пи». Переписав сценарий он, тем не менее, отказался от этой работы и взялся за ленту «Девушка из воды». Впоследствии индийский режиссёр говорил, что ему не нравилась концовка книги, поэтому у него не было желания заниматься съёмками. В 2005 году «Fox 2000 Pictures» пыталась привлечь Альфонсо Куарона, но тот выбрал собственный проект «Дитя человеческое». Год спустя фильм «Жизнь Пи» должен был снимать Жан-Пьерр Жене, даже были назначены даты съёмок в Индии на середине 2006 года. Однако по своим причинам Жене также покинул проект. В 2009 году в режиссёрском кресле оказался обладатель двух премий «Оскар» Энг Ли. Официальный пресс-релиз о начале работы над проектом вышел только в декабре 2010 года. Студия сообщила, что это будет «волшебная фантазия, полная приключений», что фильм будет снят в 3D и что бюджет составит $70 миллионов. Съёмки должны были начаться летом 2011 года, а премьеру наметили на лето 2012-го. Однако через пару месяцев проект был приостановлен. Как только на студии начали подсчитывать бюджет, оказалось, что снять такое кино всего за $70 миллионов не получится. Начали думать, где можно сэкономить. В первую очередь, отказались от звезд. Во-вторых, искали возможность скомбинировать съёмки настоящих и компьютерных зверей. В-третьих, попытались сократить количество натурных съёмок и, самое главное, найти относительно недорогой способ снимать на воде. Говорят, что проект состоялся только благодаря настойчивости Гэблер, которая много лет мечтала увидеть книгу на экране. Но нужно отдать должное и самому Ли: после долгих поисков он выбрал подходящий по стоимости вариант. У него на родине на Тайване снимать кино сравнительно дешево. Ли предложил использовать огромный резервуар с водой в заброшенном аэропорту в городе Тайджун. Расчеты бухгалтерии показали, что если снимать там большинство водных сцен, то, соблюдая режим экономии, можно уложиться в 70-миллионный бюджет. Осенью 2010 года проект снова пошёл в производство.

Энг Ли родился 23 октября 1954 года в Пиндуне на юге Тайваня. В 1975 году закончил местный колледж, после чего отправился служить в армию по призыву. Для продолжения образования Ли переехал в США, где он последовательно получил степень бакалавра по театральному искусству в Университете штата Иллинойс и степень магистра по специальности кинопроизводство в Нью-Йоркском университете. Ко времени обучения в Нью-Йорке относятся первые кинематографические опыты Энга Ли. Его короткометражный дебют «Тени озера» (1982) получил награду на фестивале в Тайване. В 1983 году Энг Ли выступил ассистентом на дипломном фильме своего однокурсника Спайка Ли, ныне одного из лидеров американского независимого кино. Собственная дипломная картина Энга Ли 43-минутная драма «Тонкая линия» (1984) была признана лучшей на фестивале студенческих фильмов Нью-Йоркского университета и принесла своему создателю приз за режиссуру. Несмотря на успех своих студенческих фильмов, Энг Ли оставался без работы в течение шести лет. Наконец, в 1990 году два его сценария победили в конкурсе, организованном при участии правительства Тайваня. Победа в конкурсе дала старт профессиональной карьере режиссёра. Энг Ли сумел привлечь финансовые средства для создания своего полнометражного дебюта «Толкающие руки» (1992). Самые громкие проекты Энга Ли: «Свадебный банкет» (1993, «Золотой медведь» Берлинского МКФ и «Оскар» за лучший иноязычный фильм), «Разум и чувства» (1995, «Золотой медведь» Берлинского МКФ и премия BАFТА за лучший фильм), «Ледяной ветер» (1997), «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000, премии «Оскар» и BАFТА за лучший иноязычный фильм, «Золотой глобус» за режиссуру), «Горбатая гора» (2005, «Золотой лев» МКФ в Венеции, «Оскар» и «Золотой глобус» за режиссуру), «Вожделение» (2007, «Золотой лев» МКФ в Венеции).

Энг Ли выбрал на главную роль 17-летнего студента по имени Сурадж Шарма, который ранее никогда в кино не играл. Живущий в Дели Сурадж опередил 2999 других претендентов на роль. На кастинг Шарма пришел за компанию с младшим братом, которому захотелось попробоваться. Пока он ожидал брата, директор по кастингу предложил попробоваться ему самому. После пяти проб ему позвонили и «Это было как во сне» - комментирует победитель. Для съёмок в столь «водном» фильме у Сураджа был один существенный недостаток – он не умел плавать. Более того, он даже не мог задержать дыхание под водой дольше, чем на несколько секунд. «Когда мне в первый раз пришлось задерживать дыхание, мне показалось, что я не дышал целую вечность. Но когда я выскочил на поверхность, оказалось, что прошло всего пятнадцать секунд. Это было просто жалко!» - смеётся актёр. Он начал тренироваться, и к концу съёмок «мой рекорд был 2 минуты 52 секунды. Это уже довольно круто». Во время работы над картиной Шарме исполнилось 18 лет, и подарком от съёмочной группы ко дню его рождения стал велосипед. А перед самым началом съёмок мать Сураджа провела церемонию, в ходе которой назначила Энга Ли духовным наставником своего сына. В конце церемонии Сурадж, по индийскому обычаю, коснулся ног своего нового учителя. Эта церемония произвела огромное впечатление на Ли, который уже более 30 лет живет в США и давно стал западным человеком.

Режиссёр подобрал в свой фильм относительно неизвестных индийских актёров, но двух звёзд всё же пригласил - Жерара Депардье на эпизод и Тоби Магуайра, с которым Ли работал на съёмочных площадках «Ледяного шторма» и «Погони с дьяволом». По сюжету, Магуайр - писатель, который берёт интервью у главного героя. Однако позднее Энг Ли решил, что задумка не сработала, и вырезал Тоби из фильма. Режиссёр посчитал, что актёр слишком знаменит для «Жизни Пи». В итоге, дабы не отвлекать внимание зрителя на именитого актёра, Ли переснял сцены с участием Магуайра - он заменил его на Рэйфа Сполла, известного нам по «Анониму» и «Прометею».

Для того чтобы помочь Шарме и проконсультировать членов съёмочной группы по всем вопросам, касающимся мореплавания и выживания экипажа, на съёмки пригласили человека, для которого одиночество посреди океана было не в новинку. Стивен Каллахан 76 дней провёл на плоту в Атлантическом океане, о чём рассказал в своей книге «Adrift» («По воле волн»).

До «Жизни Пи» Энг Ли никогда не делал даже раскадровок, а здесь целый год у него ушёл только на цифровую превизуализацию всего фильма. Съёмки картины начались в марте 2012 года в Индии и прошли также в Канаде (в Монреале) и на Тайване, который славится своими великолепными пляжами и кристально чистой водой. Некоторые из морских сцен были сняты на южном побережье острова. Но ключевые сцены фильма Энг Ли и оператор Клаудио Миранда снимали в искусственном резервуаре размером 100 на 200 футов, крупнейшем из всех, когда-либо построенных для киносъёмок, в котором воссоздаются волны высотой до шести футов. Глубины Тихого океана были воссозданы на взлётно-посадочной полосе заброшенного аэропорта «Шуйнан» в городе Тайчжун.

Роль морского попутчика Пи исполнили четыре разных тигра.

На монтаже Энгу Ли пришлось вырезать около получаса отснятого материала. Комментируя этот факт, режиссёр сказал: «У нас есть четыре-пять очень хороших цифровых сцен с тигром. Например, сцена, в которой Пи притворяется тигром, и как тигр на это реагирует. Я собираюсь включить их в DVD-версию. А есть просто очень красивые сцены, которыми я бы хотел поделиться со зрителями, но которые пришлось вырезать, чтобы путешествие не стало утомительным. Я хочу включить и их».

Премьера картины «Жизнь Пи» состоялась 28 сентября 2012 года в рамках МКФ в Нью-Йорке. Фильм получил хорошие критические отзывы, премию «Золотой глобус» за лучшую музыку (Майкл Дэнна) и 10  номинаций на премию «Оскар» (лучший фильм, лучший режиссёр – Энг Ли, лучший адаптированный сценарий - Дэвид Мэги, лучший оператор - Клаудио Миранда, лучший художник-постановщик - Дэвид Гропмэн и Анна Пиннок, лучшая песня - «Pi's Lullaby», лучший композитор - Майкл Дэнна, лучший звук, лучший монтаж звука, лучшие визуальные эффекты).


ЯНН МАРТЕЛЬ:
«Я никогда не думал о книге как о фильме. Моя книга о религии, Индии, зоопарке и кораблекрушении. Всё это объединить - нет, невозможно. Когда я писал её, я переживал небольшой экзистенциальный кризис».
«Волнует ли меня адаптация? И да, и нет. С одной стороны, фильм очень точно следует книге, с другой - Ли кое-что добавил. Фильм отдаёт должное шторму и тому, как тонет корабль, что словами гораздо труднее передать. Эти сцены захватывают дух. В книге сцены предваряют несколько слов. Словами лучше передаются мысли и эмоции. Так в романе всего несколько слов передают гибель судна - «корабль затонул». Я потом сразу перехожу к Пи и его реакции на происходящее, слова эффективны. В фильме сцены, которые я лишь слегка набрасываю, волшебным образом оживают. В этих сценах ощущается страх и боль Пи».

ЭНГ ЛИ:
«Когда вышла эта книга, я просто влюбился в неё, но я не задумывался о ней, как о материале для съёмки фильма… Но вскоре я понял, что хочу, чтобы зрители увидели экранизацию этой фантастической книги. Я чувствовал необходимость поделиться с ними удивительным путешествием Пи. Так всё и началось».
«Мальчик на одной шлюпке с тигром? Совершенно непонятно, как это снимать. Меня привлекла невероятность, невозможность экранизации этого произведения. Назовите это гордыней или детской безответственностью».
«Только один раз за всю мою карьеру у меня возникло чувство, что проект может не состояться - именно с этим фильмом. Это было накануне стадии пре-продакшен. До того, как приступить к съёмкам, я проделал визуализацию сцен, которые происходят в океане. И в какой-то момент студия стала колебаться, поскольку риск был очень велик. Бюджет, который мы озвучили, был намного выше того, который они могли одобрить, и они захотели отказаться от проекта. Видите ли, это философская книга, литературная собственность, это вам не Бэтмен. В общем, я почувствовал, что вот-вот всё заморозится, а я, если уж начинаю какое дело, всегда довожу его до конца. Я просто ходил за ними по пятам, и им пришлось уступить».
«Это не обычный фильм. Это нечто особенное… У меня тут случались такие ночи, каких в жизни не было. Четырнадцать часов работы, а в результате ни единого снятого кадра. Это дико раздражает. Приходится решать логические проблемы, технические проблемы. Придумывать какие-то способы. Но ведь если уже всё налажено, это значит, что ты уже не первый на этом пути, так что радость первооткрывателя смягчает раздражение… Самые настоящие партизанские съёмки, только с большим бюджетом».
«Во время съёмок были моменты, когда мне казалось, что я не доживу до конца рабочего дня. Я чувствовал, что становлюсь Пи, чья жизнь превратилась в борьбу за выживание».
«Пи лишился семьи, лишился зоопарка, и там, в океане, он сталкивается с природой один на один. Я думаю, что все мы переживаем этот момент расставания с беспечностью. Рано или поздно нам необходимо начать взрослеть, хотим мы того или нет. Крушение корабля - это первый жестокий жизненный урок для Пи. Эта история о том, как мальчик превращается в мужчину».
«Сурадж не просто играет Пи, он стал им. Во время проб он буквально наполнил комнату эмоциями. Он умеет играть глазами. В нём чувствуется прирожденный актёрский талант, он верит в то, что говорит его герой, и полностью переселяется в его мир. Это редкий дар, и я считаю, что нам очень повезло. Мы искали по всей Индии молодого человека, в котором была бы невинность, харизматичность и глубокий эмоциональный мир. Парня, от которого невозможно было бы отвести глаз. И Сурадж сумел стать этим парнем. Он повёл нас за собой в невероятный, фантастический мир Пи».
«Сурадж молодец. Нужно - значит, сделает. Никаких проблем с мотивацией… Смотришь на него и физически ощущаешь его энергию, нечто чистое и свежее. Все вокруг могут быть вымотаны, но этот парень - настоящий духовный лидер. На протяжении трёх месяцев он находится в центре каждого кадра. Во время обеденного перерыва он тренируется, чтобы сбросить вес, бегает часами. Парень выкладывается по полной. Каждый дубль получается свежим. Повезло нам с ним. Работа с Сураджем - отличное средство поднятия боевого духа».

ДЭВИД УОМАРК, продюсер:
«Сурадж на собственном опыте пережил то, через что Пи проходил в фильме. Он действительно прошёл обучение на спасательной шлюпке в море. Мы научили его ловить рыбу, ставить парус. Все те моменты, которые вы наблюдаете в фильме - это испытания, которые ему пришлось пройти в реальной жизни, и они стали частью его работы».

СУРАДЖ ШАРМА:
«Я проводил много часов в тренажёрном зале и плавал по три часа в день. На меня повесили дополнительный вес, и в таком виде я должен был опуститься под воду и задержать дыхание на пять минут. Я не должен был выныривать до тех пор, пока не доплыву до другого края бассейна, и мне приходилось плыть, подтягиваясь на тросе. Это было довольно трудно, поскольку бассейн был большой и длинный. Я также прошёл обучение на лодке, потому что не умел в ней стоять. Каскадёры помогли мне преодолеть страх. Моё тело претерпело невероятные изменения. Когда я впервые приехал на остров Тайвань, я был тощий как тростинка, мои мышцы не были развиты, я сутулился. У меня был действительно жалкий вид. А теперь я не узнаю себя».
«Работа в искусственном бассейне была невероятно захватывающим опытом для меня. Поначалу огромные волны пугали, но вскоре я привык к ним… Обстановка, воссозданная на съёмочной площадке, становится для меня реальностью. Как только я вхожу в воду, мой персонаж как будто проникает в меня через неё. Просто находясь в этом бассейне, я перевоплощаюсь в Пи. Для меня это словно другой мир».
«У нас было четыре тигра, потому что у них были совершенно разные характеры. Я часами смотрел, как они репетируют на шлюпке, потому что во время съёмок необходимо было представлять себе, что тигр рядом со мной».
«Это была довольно безумная ситуация. Я ощущал, что, пока Пи плывет по океану, у съёмочной группы параллельно как бы происходит свое собственное путешествие. К концу у многих из нас уже начала всерьёз ехать крыша».
«До съёмок в «Жизни Пи» я был обычным ребёнком из Дели. Моя жизнь состояла из череды обычных дел: проснуться, сходить в школу, провести время в компании друзей, вернуться домой, поиграть пару часов в футбол, поужинать и лечь спать. С началом съёмок я очень изменился. Теперь я хочу, чтобы вся моя жизнь была приключением. Я хочу, чтобы каждая минута моей жизни была захватывающей, хочу и готов принимать вызовы судьбы».
«Моё восприятие жизни полностью изменилось, теперь в моей жизни гораздо больше веры. Я пришёл сюда 16-летним подростком. А сейчас я порой чувствую себя так, как будто мне 40. Я считаю, что у каждого из нас бывают трудные времена, но люди имеют в себе достаточно сил для того, чтобы преодолеть всё».
«Это крайне сложный фильм, и каждый увидит в нём что-то свое. Реакции будут самыми разнообразными. Хотя фильм и крупнобюджетный, я считаю, что он очень эстетский. Надеюсь, он заставит людей глубоко задуматься».

ЯНН МАРТЕЛЬ:
«Пи приходит к осознанию одной из нетленных истин: для того, чтобы ваш день удался, вам, в действительности, нужно совсем немного. Если сегодня у Пи есть тенистое местечко и немного сырой рыбы в желудке - он очень рад. На Земле мы задерживаемся лишь на короткое время, семьдесят-восемьдесят лет проходят очень быстро. Так почему бы не сделать за это время как можно больше? Если вы умеете танцевать, а не просто ходить, если вы умеете разрисовывать свои стены яркими красками, а не просто красить их в белый или бежевый цвет - это здорово. Это делает вашу жизнь богаче, она обретает смысл».

ЭНГ ЛИ:
«Мне хочется поделиться моими мыслями со всеми людьми на планете. А для этого они должны посмотреть «Жизнь Пи». Я прошу вас не относиться к нему, как к фильму о мальчике, который оказался на одной шлюпке с дикими животными. Это история человечества, воплощённая в одном человеке. Пи удается выжить благодаря двум вещам: животному инстинкту и Богу. Не примитивному представлению о Боге как  существе, которое живёт на небесах, а Богу как смыслу нашей жизни, как понятию, которое возвышает человека над животными. Бог - это наше умение переосмысливать действительность и рассказывать истории, чтобы понять то, чего мы не понимаем. Бог - это творчество, интеллектуальное любопытство, умение любить».



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта