Хоббит: Нежданное путешествиеХОББИТ: НЕЖДАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
(«The Hobbit: An Unexpected Journey», США-Новая Зеландия, 2012)
Режиссёр: Питер Джексон.
В ролях: Мартин Фриман, Йен Маккеллен, Ричард Армитейдж, Кейт Бланшетт, Кристофер Ли, Хьюго Уивинг, Йен Холм, Элайджа Вуд, Энди Серкис.
Жанр: фэнтези.

Бильбо Бэггинс неожиданно становится участником грандиозного путешествия, предпринятого волшебником Гэндальфом Серым и тринадцатью гномами под предводительством легендарного воина Торина Дубощита. Их цель - вернуть себе Королевство Эребор, захваченное грозным драконом Смаугом. Опасные тропы приведут странников в Дикие Земли, кишащие гоблинами и орками, смертоносными варгами, гигантскими пауками и колдунами. Дальнейший путь отряда лежит на восток, к пустошам Одинокой Горы, но сначала они должны пройти тоннелями гоблинов, где Бильбо и встретит создание, которое изменит его жизнь навсегда - Горлума. Здесь Бильбо познает цену находчивости и мужества, и станет обладателем «прелестного» кольца Горлума, которое тесно связано с судьбой Средиземья и таит в себе неожиданные и небесполезные возможности…

«Хоббит: Нежданное путешествие» - первый из трёх фильмов-экранизаций всемирно известной книги Дж. Р. Р. Толкина 1937 года «Хоббит, или Туда и обратно». Второй фильм «Хоббит: Пустошь Смауга» выйдет 13 декабря 2013 года, а третий - «Хоббит: Туда и обратно» - 18 июля 2014 года.

Ключевой фигурой проекта стал Питер Джексон (1961 г. р.) - новозеландский кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер. С детства он был страстным фотографом и кинолюбителем, а в 1983 году начал снимать любительский пародийный фильм о нашествии инопланетян «В плохом вкусе». Джексон был в нём не только режиссёром, автором сценария, оператором и монтажёром, но и сыграл несколько ролей, включая одну из главных. Фильм дорабатывался четыре года, после чего один из работавших в киноиндустрии друзей Джексона сумел организовать его показ на Каннском МКФ в 1987 году. Фильм вызвал множество доброжелательных отзывов и был продан для проката в 12 стран. С конца 1980-х годов Джексон постоянно работает в соавторстве со своей женой и компаньоном Фрэн Уолш, которая сначала была сценаристом его фильмов, а затем начала работать и в продюсерской группе. Первым по-настоящему профессиональным игровым фильмом Питера Джексона стала комедия ужасов «Живая мертвечина» (1992). Эта картина принесла Джексону впечатляющее количество жанровых премий, включая Гран-при Международного фестиваля фантастических фильмов в Авориазе в 1993 году. В 1994 году Джексон выпустил основанную на реальных событиях психологическую драму «Небесные создания», которая стала кинодебютом актрисы Кейт Уинслет, получила номинацию на «Оскар» за сценарий и была удостоена Гран-при на Международном фестивале фантастических фильмов в Жерармере. Вскоре Роберт Земекис пригласил Питера режиссировать крупнобюджетный мистический триллер «Страшилы» (1996), ставший, благодаря применённым в нём спецэффектам, этапным для середины 1990-х годов. После этого Джексон приступил к подготовке и съёмкам своего главного шедевра - кинотрилогии «Властелин колец» по произведению Дж. Р. Р. Толкина. Эта работа принесла ему и его соратникам в общей сложности 17 премий «Оскар», причём «Возвращение короля» повторил рекорд фильмов «Бен Гур» и «Титаник», взяв 11 «Оскаров», включая премии за лучший фильм и лучшую режиссуру. В 2005 году на экраны вышел следующий фильм Питера Джексона - «Кинг-Конг» (получил три «технических» «Оскара»), а в 2009 году в прокат вышел фэнтезийный триллер «Милые кости», поставленный по мотивам одноимённого бестселлера Элис Сиболд.

Питер Джексон занимается вселенной Толкина с 1995 года. Сначала он планировал снять «Хоббита», а уже потом, если фильм будет успешен, запуститься с «Властелином колец». Примерно в середине 1990-х Джексон показал первые наработки Харви Вайнштейну из «Miramax». Но выяснилось, что с «Хоббитом» ничего не выйдет, поскольку правами обладала студия MGM. С «Властелином колец» таких проблем не было. После завершения трилогии все твердили Джексону, что «Хоббит» идеальный проект, которым следует заняться после успеха «Властелина колец», однако Питер уклончиво улыбался и настаивал: как режиссёр он со Средиземьем покончил. Джексон готов был стать лишь соавтором сценария и продюсером. Так начался поиск режиссёра для «Хоббита» и на сцене возник мексиканский сказочник Гильермо дель Торо. Летом 2008 года дель Торо, Джексон, Фрэн Уолш и Филиппа Бойенс, сценаристка «Властелина колец», начали писать сценарий «Хоббита». В Новой Зеландии вовсю шла работа по восстановлению старых декораций Хоббитона, построенных в натуральную величину в Новой Зеландии, неподалеку от городка Матамата: по окончании съёмок «Властелина колец» городские власти не стали разрушать деревню хоббитов - наоборот, они сделали из неё туристический парк. Но начало съёмок «Хоббита» всё откладывалось и откладывалось. История с правами на «Хоббита» являла собой классический образец голливудского крючкотворства. Суть в том, что студии «Warner Bros.» и MGM, будучи партнерами по проекту, обе претендовали на потенциальное сокровище сборов от проката. Юридические споры длились и длились, MGM переживала тяжелые времена и, в конце концов, объявила о банкротстве. И дель Торо, опасаясь за свою карьеру, ушёл из проекта. Джексон обнаружил, что вернулся к исходной точке, после чего полгода проект висел в неопределённости. В какой-то момент Джексон тоже едва не ушёл. Наконец 18 октября 2010 года «Хоббиту» дали зелёный свет и назначили дату начала съёмок: 21 февраля 2011 года. Режиссёром стал Питер Джексон, роль Бильбо Бэггинса досталась британскому актёру и комику Мартину Фриману. Теперь можно было начинать снимать фильм. Точнее, фильмы: идея разбить «Хоббита» на две картины возникла ещё во времена дель Торо (Джексон, кстати, расточал похвалы дель Торо, внесшему неоценимый вклад в проект, и говорил, что его влияние на фильм никуда не денется. Но и вся эта нервотрепка не прошла бесследно: в январе 2011 года, за месяц до предполагаемой даты начала съёмок, у Джексона обострилась язвенная болезнь, и ему пришлось срочно лечь в больницу на операцию. Из-за этого съёмки сдвинулись на месяц, начались только в марте 2011 года и проходили на собственной студии Джексона на полуострове Мирамар, Веллингтон, и на натурных площадках Новой Зеландии. А летом 2012 года, после завершения съёмок, Джексон сделал сенсационное заявление: всё-таки фильмов будет не два, а три! Для третьей серии режиссёр планирует доснять отдельные сцены в начале 2013 года, независимо от того, какой приём окажет публика первому «Хоббиту». Помимо фильма, на подходе компьютерные игры, линия игрушек, новое роскошное издание книги... Волна хоббитомании снова накроет мир.

Выбирая исполнителя главной роли, дель Торо и Джексон сошлись во мнении, что Мартин Фриман - это их хоббит: незадачливый искатель приключений, которого грубо выпихнули из уютной норки на беспокойные просторы Средиземья. Мартин Фриман (1971 г. р.) - английский актёр, получивший широкую известность благодаря участию в комедийном сериале «Офис» (2001-2003), фильме «Автостопом по галактике» (2005), а также роли доктора Ватсона в сериале BBC «Шерлок». Мартин был ошарашен приглашением от Джексона и не мог дождаться начала съёмок. А дожидаться пришлось долго. Когда ситуация с MGM приблизилась к развязке, Фриман вынужден был отказаться от роли - он уже подписал с BBC контракт на второй сезон «Шерлока». Джексон тщетно пересмотрел 60 записей проб, которые они с дель Торо устроили в поисках Бильбо. Кандидатов не нашлось - никто не мог сравниться с Фриманом. Тогда Джексон позвонил агенту Мартина и предложил актёру сниматься в «Хоббите» в перерывах между съёмками «Шерлока»? Согласие Фримана прилетело быстро, как стрела. Джексон отважно переделал график, включив в него две десятинедельные паузы, позволяющие Фриману возвращаться в Англию и переключаться с Бильбо на Ватсона.

В съемочную группу «Хоббита» вошли давние соратники Джексона: оператор-постановщик Эндрю Лесни, художник-постановщик Дэн Хенна, концептуальные дизайнеры Алан Ли и Джон Хауи, композитор Говард Шор и художник по гриму и прическам Питер Кинг.

Фильмы снимались на кинокамеры RED EPIC. Чудо техники за 58 тысяч долларов снимало в 3D на скорости 48 кадров в секунду. Такая кадровая частота позволяет достичь потрясающего уровня детализации: идеальная резкость, никакой размывки.


ПИТЕР ДЖЕКСОН:
«Гильермо работал над «Хоббитом» всего несколько месяцев, на том этапе, когда у нас не было договоренностей ни насчёт бюджета, ни насчёт запуска проекта. У MGM тогда были большие проблемы с собственным будущим. Когда он вышел из игры, проекту ещё даже не дали зелёный свет. Но я чувствовал, что если хочу, чтобы в конечном итоге этот фильм был снят, то мой долг как продюсера - взять дело в свои руки. Самым большим сюрпризом оказалось то, что вот это самое чувство долга, из-за которого я взялся за фильм, испарилось, стоило мне ступить на съёмочную площадку. Я потрясающе провёл время».
«Толкин ведь что сделал: он написал детскую книжку, опубликовал её в 1937 году, а через семнадцать лет выпустил продолжение, куда более эпическое и серьёзное. Когда я приступал к работе, то решил для себя, что, каким бы ни был наш проект в итоге, я хочу, чтобы у меня получилась серия фильмов, которые можно смотреть подряд. Поэтому мне не хотелось, чтобы «Хоббит» был стопроцентно рассчитан на детскую аудиторию. Очень помогло то, что в нашем распоряжении находились приложения к «Возвращению Короля», и 125 страниц материалов, с помощью которых Толкин расширил события «Хоббита». Эти материалы по тональности были очень мрачными и серьёзными и походили в этом смысле больше на трилогию, чем на «Хоббита». Нашей задачей было соблюсти равновесие между двумя историями, и мне кажется, это удалось».
«Препродакшн был тем еще испытанием, но как только начались сами съемки, все пошло как по маслу. Это были чуть ли не самые спокойные дни в моей жизни. Остались ещё досъёмки, запланированные с самого начала - одновременно с бюджетом и остальными важными вещами. Мы ничего не переснимаем, как думают некоторые. Просто когда смотришь готовые дубли, в голову приходит что-то новое: дополнительные сцены, ракурсы, которые могут помочь лучше рассказать историю».
«Юмора у нас будет больше, чем во «Властелине колец» - это из-за героев. Я имею дело с шайкой едких и прямолинейных гномов, которые не боятся говорить то, что думают. К святыням Средиземья они относятся со здоровым неуважением… Они не знают, чего ждать от Гэндальфа, Бильбо они считают слабаком, а Элронда - чем-то вроде чопорного школьного директора».
«У нас было чёткое представление о том, каким именно должен быть Бильбо, какими качествами обладать, чтобы угодить и новым, и старым зрителям. С самого начала мы считали Мартина самой лучшей кандидатурой на эту роль. Проблема была в том, что он не мог у нас сниматься, потому что работал над вторым сезоном «Шерлока». Мы пытались найти запасной вариант, но всё напрасно. Ну, никто больше не годился на эту роль так, как он! Был у меня просто кошмарный момент, когда я лежал в своей постели в пять часов утра, смотрел свежескачанную серию первого сезона «Шерлока» и думал: «Это просто нереально. Только этот парень сможет сыграть Бильбо! Что же нам делать?» Утром я позвонил агенту Мартина в Англии и спросил: «Слушайте, а если мы остановим съёмки на три месяца, он ведь сможет закончить работу над «Шерлоком»?» Для нас это было настолько важно, что в итоге мы решили подстроить график съёмок под Мартина. И я чертовски рад, что позвонил тогда его агенту - это был самый умный поступок в моей жизни».

МАРТИН ФРИМАН:
«Хоббит» почему-то напомнил мне гигантскую дорогущую студенческую картину. Мне иногда кажется, что Питер и в 12 лет был таким же, как сейчас, - бородатым, до беспамятства обожающим кино и свою работу. Не хочется говорить банальности, но я действительно чувствую, что он стал за это время частью моей семьи, мы очень сблизились. И теперь он требует, чтобы я называл его вторым папой! Хотя поначалу, признаюсь, мне было не по себе: я оказался в окружении сотни людей, уже знакомых друг с другом благодаря Питеру либо просто работавших вместе на других картинах в Веллингтоне. А какие на площадке собрались актёры! Эти парни могут обуздать свой тестостерон - никто никому даже не набил морду! Когда столько мужиков так долго находятся вместе - это, поверьте, непросто. Да ещё работа была такой утомительной, и жарко всё время, и настроение временами не самое хорошее».

ЭНДИ СЕРКИС:
«В целом это было очень здорово - встретиться с Мартином, которого я искренне люблю… У нас была всего одна общая сцена, но очень длинная, и мы её снимали так, словно ставили пьесу в театре. Обычно мы снимаем сцены от начала и до конца с разных ракурсов, но в пещере Горлума Питер дал нам с Мартином возможность самим найти суть, сердце этой сцены, её драматическую сущность. Это был фантастический опыт».

ЙЕН МАККЕЛЛЕН:
«Мне достаточно надеть костюм, и я сразу становлюсь Гэндальфом. На съёмках «Властелина колец» у меня в плаще был огромный карман, в котором я всегда, даже будучи в кадре, носил с собой издание книги в мягкой обложке. И я постоянно доставал Питера своими ремарками: «А вот на странице 237-й мой персонаж говорит очень важную фразу. Нельзя ли её в фильм вставить?» Я стал чуть ли не хранителем наследия Толкина на площадке. И с «Хоббитом» было то же самое. Каждый раз, прежде чем приступать к той или иной сцене, я перечитывал её в книге. На самом деле какая-то часть меня всё же не хотела снова играть Гэндальфа: мне казалось, что я как актёр не смогу найти в нём больше ничего нового. Но я ужасно рад, что всё-таки согласился, ведь это был единственный способ остановить рост популярности Дамблдора!»
«Питер Джексон всегда будет проводить мосты между «Хоббитом» и «Властелином колец». В итоге получится цельная франшиза длиной в шесть картин, которые будут смотреть так же, как «Звёздные войны»: в хронологическом порядке, начиная с более поздней трилогии. Следовательно, фильмы будут становиться всё мрачнее и взрослее. Всё как в жизни».

ПИТЕР ДЖЕКСОН:
«Я верю, что сейчас самое подходящее время для появления нашей картины. Весь мир переживает трудные времена, и зрителям нужны истории о маленьких людях, побеждающих огромное зло».
«Знаете, я, может, ещё поговорю с «Warner» насчет «Сильмариллиона».



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта