СО МНОЮ ВОТ ЧТО ПРОИСХОДИТ
(Россия, 2012)
Режиссёр: Виктор Шамиров.
В ролях: Гоша Куценко, Виктор Шамиров, Александра Петрова, Олеся Железняк, Александр Робак, Маргарита Шубина, Николай Чиндяйкин, Павел Сборщиков, Мария Порошина, Джерард Маккарти, Александр Гришаев, Михаил Шульц.
Жанр: лирическая новогодняя история. 30 декабря в кабинете известного хирурга два брата, рассматривая рентгеновские снимки, узнают, что их отцу осталось жить не более трёх месяцев… 31 декабря. Московские невозможные пробки. Старший брат (Шамиров), прибывший ненадолго из Волгограда с теми самыми рентгеновскими снимками, торопится поскорее вернуться домой, поскольку Москва негативно воздействует на него, как на всякого провинциала. Младший брат (Куценко), успешный и с виду очень уверенный менеджер строительной корпорации, на самом деле не может разобраться со многими важными проблемами в своей жизни. Братья давно не виделись, так что многое узнают друг о друге заново. В компанию к ним попадает девочка-подросток (Петрова), которая не может попасть к себе домой. Все вместе они ведут неторопливые, на первый взгляд ничего не значащие, разговоры, пока движутся в автомобильных пробках Москвы… Виктор Шамиров – режиссёр, сценарист, актёр, продюсер. Родился 24 мая 1966 года. В 1996 году окончил режиссерский факультет РАТИ (мастерская Марка Захарова). Ставил спектакли во многих московских театрах, играет на сцене (Театр Школа современной пьесы, Театр им. Моссовета). В своих кинокартинах («Дикари», «Упражнения в прекрасном») выступает также как актёр и соавтор сценариев. Гоша Куценко (настоящее имя Юрий Георгиевич Куценко; родился 20 мая 1967 года) - российский актёр, певец, режиссёр, сценарист, продюсер. Окончил Школу-студию МХАТ. Работает в театре им. Моссовета. Первый фильм с Гошей в кастинге вышел в 1992 году, и с тех пор актёр активно снимается. Получил широкую известность благодаря ролям в фильмах «Мама, не горюй» и «Мама, не горюй-2», франшизах «Антикиллер» и «Любовь-морковь», лентах «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Турецкий гамбит», «Обитаемый остров», «Компенсация». Виктор Шамиров и Гоша Куценко давно сотрудничают вместе. Самая знаменитая их совместная постановка «Ladie's night» идёт с неизменным аншлагом c 2002 года и выдержала более 500 спектаклей. Также творческий союз объединялся в работе над спектаклями «Бог» по пьесе Вуди Аллена и «Игра в Правду». Первым совместным опытом сотрудничества в кино стал фильм «Дикари» (2006), затем последовали «Упражнения в прекрасном» - картина была удостоена приза за лучшую мужскую роль и лучший сценарий на «Кинотавре-2011». Гоша Куценко и Виктор Шамиров почти как братья. «Мы чем-то похожи. Оба лысые, иногда носили вещи друг друга. С тех пор разница в размерах увеличилась. Но с обувью этот номер проходит до сих пор» - комментирует Виктор Шамиров. Сценарий фильма «Со мною вот что происходит» был написан ещё в 2007 году, но воплотить его в реальность не удалось из-за кризиса. Позже продюсер Андрей Новиков предложил свою помощь в финансировании картины: «Я верю в Виктора, как в режиссёра, верю в его творческий потенциал - настолько, что в рамках небольшого бюджета готов финансировать его проекты, практически не заглядывая заранее в сценарий». Съемки начались. Необходимо было экономить на всем, чтобы уложиться в выделенный бюджет. Актёров на многие роли искали в основном среди знакомых, чтобы они снялись бесплатно. Привлекали к работе волонтеров и студентов с профильным «киношным» образованием. Постепенно нашлись другие желающие проинвестировать съёмки, картина успешно достигла стадии завершения. По словам продюсера Антона Калюжного, бюджет ленты составил 300 000 долларов, что в три раза меньше стандартной суммы для съёмок полнометражного фильма. Для 14-летней школьницы Саши Петровой съёмки в картине стали актёрским дебютом. Саша выросла в театральной семье: папа закончил Щукинское училище, мама (киновед по образованию) - ВГИК, бабушка с дедушкой служат в Театре на Таганке, а прадед ставил спектакли и играл ведущие роли в Большом театре. Сама Саша учится в школе Сергея Казарновского, где театр и музыка - это обязательная часть не только досуга, но и учебного процесса. В картину Виктора Шамирова она попала благодаря выигранному кастингу, в котором участвовало около 100 претенденток. Девочкам предлагалось сыграть сцену из фильма в партнёрстве с Гошей Куценко. По словам Виктора Шамирова, Саша понравилась ему тем, что была естественна, не старалась. Начинающей актрисе довелось испытать в полной мере тяготы зимних съёмок - одну из длинных сцен пришлось играть на тридцатиградусном морозе в костюме, который скорее соответствует осеннему сезону. Были и моменты, достаточно сложные с точки зрения актёрской игры. Однако, по словам режиссёра, Саша сделала свою работу хорошо, без скидок. Ей удалось главное - жить в кадре своей жизнью, а не изображать чужую. Музыка в фильме «Со мною вот что происходит» полностью взята из творчества легендарного композитора Микаэла Таривердиева. Жена композитора Вера Таривердиева, в чьих чутких руках находится огромное и бесценное музыкальное наследие маэстро после его ухода из жизни, согласилась на использование некоторых произведений в новом фильме Виктора Шамирова. В фильме звучит «Мелодия» - главная музыкальная тема «Иронии судьбы». В конце - в оригинальном, оркестровом звучании, а по ходу фильма эта же тема звучит в прекрасной и тонкой фортепианной интерпретации, записанной выдающимся пианистом Алексеем Гориболем специально для этой картины. Алексей также записал ещё две темы Таривердиева, которые работают на атмосферу фильма, его поэтику. Кроме того, несколько песен звучат в трогательном «любительском» исполнении самих героев фильма. Название фильма взято по первой строчке стихотворения Евгения Евтушенко. Это стихотворение было написано в 1957-м году. Спустя годы Таривердиев написал музыку к стихотворению и композиция прозвучала в фильме «Ирония судьбы или с легким паром!» в исполнении Сергея Никитина. Картина «Со мною вот что происходит» участвовала: в конкурсной программе фестиваля «Кинотавр-2012»; в российской программе Московского МКФ и Одесского МКФ; в программе фестивалей «Другое кино», «Окно в Европу» (Выборг), «Спутник» (Польша). Фильм удостоен КФ специального приза имени С. Коненкова «За лучшее изобразительное решение» на кинофестивале «Золотой Феникс», приза за лучшую мужскую роль (Куценко и Шамиров) на фестивале «Виват, кино России!», приза имени Юла Бриннера за лучший дебют (Петрова) на МКФ «Pacific Meredian», приза «За филигранную актёрскую игру» (Куценко) на МКФ «Золотой Гепрад», главного приза фестиваля Русского кино во французском Онфлере.
ВИКТОР ШАМИРОВ:
«Это очень малобюджетная картина, мы сняли её с короткой подготовкой. У нас с Гошей был старый сценарий. Мы давно хотели сыграть двух братьев - оба лысые, много лет друг друга знаем. В 2007 году съёмки фильма чуть было не начались в сотрудничестве с Игорем Толстуновым, но случился кризис и проект был закрыт. Это нормально, понятно. Сценарий валялся, пока в прошлом ноябре достаточно неожиданно не состоялся разговор с продюсером Андреем Новиковым о сумме, которую он готов безболезненно, не особенно за неё переживая, потратить. Это небольшие деньги для кино. Мы с оператором Семёном Яковлевым стали прикидывать, можно ли на них снять фильм. Параллельно с этими расч ётами мы с Гошей сели переписывать сценарий. Он стал совсем другим - прошло время, мы изменились, темы изменились… Новый сценарий мы попытались вписать в крайне жёсткие рамки: изначально планировалось потратить 6 миллионов рублей, но не получалось никак, и в результате бюджет вырос до 9 миллионов - мы нашли ещё инвесторов. Вот, собственно, вся затея. Фильм лирический, неэффектный, несюжетный, про то, как двое взрослых братьев проводят 31 декабря в московских пробках, разговаривая о том, о сём. Это достаточно грустная история. Мне кто-то говорил, что я не могу снять грустный фильм - мол, всегда буду хихикать».
«Ирония судьбы» была для нас некой точкой отсчета, мы всё время имели её в виду. И не только потому, что действие происходит 31 декабря, что Гошин герой готовится к корпоративному конкурсу, на котором все должны исполнить песни из «Иронии судьбы», что братья покупают диск, который намерены отвезти папе, очень любящему этот фильм. А ещё потому, что «Ирония судьбы» - кино о надежде. А нашим героям её не даёт ни одно обстоятельство. И вопрос в том, как с этим быть. Я не думаю, что фильм получился о том, что надо повеситься. Он скорее об ожидании мужества, о надежде на него. Наши герои не обретают мужество в финале - мы их просто привели к точке, когда терять больше нечего, и наступает Новый год, они просто смотрят фейерверк. Наш фильм - не история, а неловкая песенка. Картина получилась случайная, шероховатая. Может, это и неплохо. Она ещё короче, чем «Упражнения», это другого рода вещь. Не вещь даже, а легкий эскиз. Если не относиться к нему как к значительному фильму, то, может быть, получится и что-то увидеть в том, что я сделал».
«Меня вопросы о жанре всегда ставят в тупик. Если речь идёт об откровенно некассовом фильме, знать ответ не обязательно, я считаю. Это довольно короткая лирическая лента».
«Был вариант названия «Новогодняя песня», но потом мы вернулись к начальному, потому что это название длиннее и меньше обещает развлечения. А я не хотел бы обещать развлечений. Я думаю, что это небольшое лирическое произведение. Такая песенка. Может быть, не очень складная, не очень эффектная, неловкая, но это песенка, и она спета нами достаточно честно».
«Снимали мы только в Москве, при этом ни разу не платили за объекты - просто не могли себе позволить. И в этом смысле нас очень выручал Гоша, который мог договориться, например, с дорогим кафе, куда бы нас никогда не пустили просто так. Снимали в своих квартирах, у друзей. Знакомые актёры играли у нас бесплатно. Не платили даже за Москворецкий мост. Это была абсолютная авантюра - два раза мы туда выходили, в том числе в новогоднюю ночь. У нас была идея одного кадра, который мы хотели сделать, но не получилось - милиция помешала. Не сняли много чего из-за ФСО, потому что за два месяца мы так и не смогли получить соответствующие разрешения. Что-то снимали в некотором роде шпионским образом».
«Я не предполагаю, что этот фильм попадёт на большой экран. Нельзя такие истории вытаскивать в прокат. С удовольствием на большом экране такое кино может посмотреть незначительная группа людей, на фестивалях его можно показывать. Хотя оно технически качественное. При всей скромности бюджета мы не экономили на изображении и на звуке. Это самые важные параметры. Так что на большом экране фильм будет смотреться нестыдно. Немножко медленно - из-за дефицита времени мы сняли меньше кадров, чем стоило, на мой взгляд. Я бы снял больше, но был очень ограничен в количестве смен, плюс две пришлось переснимать по техническим причинам. Я изначально понимал, что такой сюжет, такое лирическое произведение не может конкурировать на равных с большими интересными фильмами, поэтому мы и пытались уложиться в маленький бюджет. Если продажа прав на ТВ и DVD, окупят затраты, будет хорошо и правильно. «Упражнения в прекрасном» вышли в прокат, и я думаю, что это было неверно. Это хороший фильм, забавный, он нравится людям. Но у него не было шансов. Никто не рискнул вкладывать деньги в его рекламу. А даже если бы и рискнул, чёрт его знает, сколько нужно вложить в продвижение, чтобы люди пришли на русский фильм в альтернативу американскому. Это чудовищные деньги, которые невозможно вернуть, уже несоотносимые даже с бюджетом самого фильма. Поэтому я и думаю, что не всегда стоит рассчитывать на кинотеатральный показ, надо быть адекватным в том, что ты делаешь. Коммерческим проектом является «Comedy Club» или Галустян с пропеллером. Я не отношусь к этому как к кинематографу, но вижу вменяемый бизнес-проект. Делать дорогое русское кино и говорить: «Это коммерция», по-моему, лукавство. Получаются фильмы категории «Б», неприятные кальки с не самых лучших американских образцов, которые с ними же конкуренции не выдерживают. И зачем тогда?»
ГОША КУЦЕНКО:
«В ноябре 2011 года мы сели писать сценарий фильма, когда болела моя мама, потом её не стало. Я приезжал работать, немножко отвлекался, переключался, мне было невероятно тяжело. Потом был разговор с отцом, который оказался провидческим. Я не знал, что он тоже был болен и в итоге не намного пережил мою маму. Этот фильм я посвящаю своим родителям. Если есть в этом мире что-то помимо Земли, они меня обязательно услышат... Родители жили моей жизнью, очень меня любили, гордились мной. Они были люди из другого мира - очень семейные, а я вёл себя абсолютно неверно у них на глазах, и они мне это прощали».
«Когда родители уходят, для человека, независимо от возраста, начинается новая жизнь. Тем более, в канун Нового года. Это особое место во времени, как бы подведение итогов, как бы начало чего-то нового. И вот эти «как бы» сталкиваются с реальной жизнью, эти «как бы» должны разрушиться. Жизнь и иллюзия - для меня важным и актуальным было соединение этих двух дорог».
«Мы подумали, чем мы можем обаять немного зрителя, потому что в первой версии фильма это была просто история. Потом нас осенило, что в России любимый новогодний фильм - «Ирония судьбы», а что если босс героя будет увлекаться пением, и герой будет петь эту песню. Я уже потом изучил творчество Таривердиева, это был легендарный человек».
«У нас очень скромная, малобюджетная картина. Меня всегда раздражало, что в России совершенно раздутый кинорынок. Хотелось сделать всё проще, яснее. Мы запряглись, нашли шесть миллионов рублей, волонтеров... Но всё равно возможность закончить появилась только после того, как получили федеральную поддержку. Мы ведь снимали художественный метр на профессиональную камеру. Это сложное кино, в котором много объектов, натуры… Мы много катались, провели 15 смен в пробках, в последние дни даже до драки дошло, когда нашу машину «заперли» на Брестской улице. Работали в морозы, снимали у меня дома, у друзей дома. Я ведь был ещё и локейшн-менеджером, договаривался о местах для съёмок, чтобы нас пускали в рестораны и так далее». ВЕРА ТАРИВЕРДИЕВА:
«Мне очень понравился фильм «Упражнения в прекрасном». Редкий случай хорошего зрительского кино, талантливо сделанного. Поэтому, когда мы встретились с Виктором Шамировым, и он рассказал о своём новом проекте, я отнеслась к этой идее с доверием и с желанием, чтобы музыка Микаэла Леоновича участвовала в фильме. Мне дорого не просто хорошее отношение к этой музыке, но какое-то внутреннее её понимание, ностальгия по той интонации, по тому чувствованию, которая в ней есть, стремление сделать эту интонацию актуальной сегодня. Думаю, создатели фильма хотят выразить именно это - ностальгию по светлому, грустному, поэтическому. Поэтому им нужна была музыка Таривердиева».
ПРЕССА:
«Это первый за долгое время новогодний фильм, который в отличие от разрекламированных, переполненных патокой оптимизма ёлочных картин последних лет не стыдно смотреть. Отчасти потому, что это если и комедия, то печальная… Поначалу раздражает, что вся музыка в фильме - таривердиевская из «Иронии судьбы». Хотя, конечно, эту музыку и песни из «Иронии», пусть и перепетые на сей раз умышленно дурными голосами, заново услышать всегда приятно. Но выяснится, что знаменитые песни играют свою важную роль. И что благодаря им фильм даже обретает лёгкую социальную остроту, что для новогодней ленты совсем уже необычно. Сюжет кажется слегка надуманным. Но новогодних (равно как и рождественских) фильмов с иначе скроенным сюжетом мир ещё не надумал» (Юрий Гладильщиков, «Московские новости»). «Точность попадания, железное остроумие, тихий неизлечимо глубокий трагизм и Гоша Куценко - неотъемлемые атрибуты фильмов Виктора Шамирова… «Со мною вот что происходит» - очень простое кино, которое не пытается развеселить и тем более впечатлить зрителя, а хочет просто поговорить по душам. Про тебя, про меня, про каждого. Про грустное и хорошее. Про что-то важное…» (Анастасия Лях, obozrevatel.com). «Получилась вполне достойная лента, не лишенная недостатков, но яркая, атмосферная и искренняя. Её обязательно должны посмотреть зрители, желающие лучше понять поколение людей, которые родились и выросли в СССР, а большую часть взрослой жизни провели в мире, где, словно в Стране Чудес, правила менялись по несколько раз в день, и нужно было, как в Зазеркалье, очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте. Фильмы, отражающие цвет нашего интересного времени, появляются не каждый день, и всем поклонникам этого жанра они обязательны к просмотру» (Светлана Степнова, 8gamers.net). «Театральный, а с некоторых пор и кинематографический режиссёр Виктор Шамиров представляет собой тот самый тип настоящего художника, не попадающего под очевидные рамки артхауса или мейнстрима. Поразив всех своей недавней одой актёрству - феерической по исполнению трагикомедией «Упражнения в прекрасном», на этот раз режиссёр снял самый антиновогодний фильм в истории кинематографа. Но тем не менее оставляющий послевкусие светлой грусти. Блестящие диалоги (сценарий написан Шамировым в соавторстве с Куценко) разбавляют в принципе совершенно бездейственный сюжет очень точными попаданиями в болевые точки поколений - как 40-летних, так и куда более юного. Ни на секунду не скатываясь в фальшь, Шамиров заставляет по-новому звучать знаменитые мелодии Таривердиева. В отличие от рязановских историй, чья аура всю дорогу так и витает над персонажами, этот фильм не об обретении надежды на счастье, а о полном избавлении от иллюзий. Великолепное актёрское исполнение всех без исключения ролей (Олеся Железняк - вообще настоящий шедевр) делает это разговорное кино пронзительнейшим трипом в самую суть человеческих взаимоотношений. После просмотра такого фильма остаётся только одно желание: встретить Новый год как можно тривиальнее - в семейном кругу, сидя перед телевизором» (Станислав Орлов, afisha.mail.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|